Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Антон Макаренко о воспитании

Длинная цитата из "Педагогической поэмы".
"На небесах и поближе к ним, на вершинах педагогического «Олимпа», вская педагогическая техника в области собственно воспитания считалась ересью.

На «небесах» ребенок рассматривался как существо, наполненное особого состава газом, название которому даже не успели придумать. Впрочем, это была все та же старомодная душа, над которой упражнялись еще апостолы. Предполагалось (рабочяя гипотеза), что газ этот обладает способностью саморазвития, не нужно только ему мешать. Об этом было написано много книг, но все они повторяли, в сущности, изречения Руссо:


«Относитесь к детству с благоговением…»
«Бойтесь помешать природе…»



Главный догмат этого вероучения состоял в том, что в условиях такого благоговения и предупредительности перед природой из вышеуказанного газа обязательно должна вырасти коммунистическая личность. На самом деле в условиях чистой природы вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян, но это никого не смущало — для небожителей были дороги принципы и идеи. Мои указания на практическое несоответствие получаемого бурьяна заданным проектам коммунистической личности называли делячеством, а если хотели подчеркнуть мою настоящую сущность, говорили:

— Макаренко — хороший практик, но в теории он разбирается очень слабо.

Были разговоры и о дисциплине. Базой теории в этом вопросе были два слова, часто встречающиеся у Ленина: «сознательная дисциплина». Для всякого здравомыслящего человека в этих словах заключается простая, понятная и практически необходимая мысль: дисциплина должна сопровождаться пониманием ее необходимости, полезности, обязательности, ее классового значения. В педагогической теории это выходило иначе: дисциплина должна вырастать не из социального опыта, не из практического товарищеского коллективного действия, а из чисто сознания, из голой интеллектуальной убежденности, из пара души, из идей. Потом теоретики пошли дальше и решили, что «сознательная дисциплина» никуда не годится, если она возникает вследствие влияния старших. Это уже не дисциплина по-настоящему сознательная, а натаскивание и, в сущности, насилие над паром души. Нужне не сознательная дисциплина, а «самодисциплина». Точно так же не нужна и опасна какая бы то ни была организация детей, а необходима «самоорганизация».

Вовзаращаясь в свое захолустье, я начинал думать. Я соображал так: мы все прекрасно знаем, какого нам следует воспитать человека, это знает каждый грамотный сознательный рабочий и хорошо знает каждый член партии. Следовательно, затруднения не в вопросе, что нужно сделать, но как сделать. А этот вопрос педагогической техники. Технику можно вывести только из опыта. Законы резания металлов не могли бы быть найдены, если бы в опыте человечества никто никогда металлов не резал. Только тогда, когда есть технический опыт, возможно изобретение, усовершенстваование, отбор и браковка.

Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания, в школьной работе как-то легче.

Именно потому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кондукторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.

Когда подобные слова я несмело произносил у подошвы «Олимпа», боги швыряли в меня кирпичами и кричали, что это механическая теория.

А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было. Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой, а не в порядке простого темного кликушества. Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине.

Во всяком случае для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скурпулезной осторожности и точности. Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. Для многих деталей необходимы были сложные специальные приспособления, требующие большой изобретательности и полета человеческого гения. А для всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Почему, наконец, у нас нет отдела контроля, который мог бы сказать разным педагогическим портачам:

— У вас, голубчики, девяносто процентов брака. У вас получилась не коммунистическая личность, а прямая дрянь, пьянчужка, лежебока и шкурник. Уплалтите, будьте добры, из вашего жалованья.

Почему у нас нет никакой науки о сырье и никто толком не знает, что из этого материала следует делать — коробку спичек или аэроплан?

С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребенка, сделанная из самых легких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты. Когда люди «Олимпа» приезжают ко мне в колонию, у них не открываются глаза, и живой коллектив ребят им не кажется новым обстоятельством, вызыввающим прежде всего техническую заботу. А я, провожая их по колонии, не могу отделаться от какого-нибудь технического пустяка.

В спальне четвертого отряда сегодня не помыли полов, потому что ведро куда-то исчезло. Меня интересует и материальная ценность ведра, и техника его исчезновения. Ведра выдаются в отряды под ответственность помощника командира, который устанавливает очередь уборки, а следовательно, и очередь ответственности. Вот эта именно штука — ответственность за уборку, и за ведро, и за тряпку — есть для меня технологический процесс.

Эта штука подобна самому захудалому, старому, без фирмы и года выпуска, токарному станку на заводе. Такие станки всегда помещаются в дальнем углу цеха, на самом замасленном участке пола и называются козами. На них производится разная детальная шпана: шайбы, крепежные части, прокладки, какие-нибудь болтики. И все-таки, когда такая «коза» начинает заедать, по заводу пробегает еле заметная рябь беспокойства, в сборном цехе нечаянно заводится «условный выпуск», на складских полках появляется досадная горка неприятной продукции — «некомплект».

Ответственность за ведро и тряпку для меня такой же токарный станок, пусть и последний в ряду, но на нем обтачиваются крепежные части для важнейшего человеческого атрибута: чувства ответственности. Без этого атрибута не может быть коммунистического человека, будет «некомплект».

«Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически-техническая мысль, в особенности в деле собственно воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств — самое отсталое. Именно поэтому до сих пор действительной остается жалоба Луки Лукича Хлопова из «Ревизора»:

«Нет хуже служить по ученой части, всякий мешается, всякий хочет показать, что он тоже умный человек».

И это не шутка, не гиперболический трюк, а простая прозаическая правда. «Кому ума недостовало» решать любые воспитательные вопросы? Стоит человеку залезть за письменный стол, и он уже вещает, связывает и развязывает. Какой книжкой можно его обуздать? Зачем книжка, раз у него у самого есть ребенок? А в это время профессор педагогики, специалист по вопросам воспитания, пишет записку в ГПУ или НКВД:

«Мой мальчик несколько раз меня обкрадывал, дома не ночует, обращаюсь к вам с горячей просьбой…»

Спрашивается: почему чекисты должны быть более выоскими педагогическими техниками, чем профессора педагогики?"
***
Подписываюсь под каждым словом.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Антон Макаренко о воспитании
Длинная цитата из "Педагогической поэмы".
"На небесах и поближе к ним, на вершинах педагогического «Олимпа», вская педагогическая техника в области собственно воспитания считалась ересью.
На «небесах» ребенок рассматривался как существо, наполненное особого состава газом, название которому даже не успели придумать. Читать полностью
 

Комментарии

мафия13
2 ноября 2011 года
0
педагогическая поэма Макаренко до сихпор самое умное практическое произведение по воспитанию. никто и ничего умнее не написал. какя люблю его простые и понятные выводы. его методы м приёмы! умница какой!
Изнакурнож (автор поста)
2 ноября 2011 года
0
Жаль только, что и сегодня в педагогике процветают пустословы и олимпийцы...
мафия13
2 ноября 2011 года
+1
о да! побывав на сайте я в этом убедилась. им верят куда больше чем стройной проверенной и доведённой до ума педагогической науке... очень жаль!
Изнакурнож (автор поста)
2 ноября 2011 года
+1
Боже мой!!! Можно, я пожму вам руку и подпишусь под каждым вашим словом?
мафия13 пишет:
побывав на сайте я в этом убедилась. им верят куда больше чем стройной проверенной и доведённой до ума педагогической науке... очень жаль!
СТО ПРОЦЕНТОВ!! И именно СМ убедила меня, что "олимпийская педагогика" победила едва ли не в каждой второй мамаше...
мафия13
2 ноября 2011 года
0
а ведь самое страшное - расплачиваться будут дети! я читаю тут о том, что детей надо только любить - и дальше всё само пойдёт как по маслу и перед глазами стоят у меня примеры такой любви. взрослые и очень несчастные. любить - значит дать как можно больше. а не носить всё время на руках. только почему-то понимание этого ко многим так и не приходит.
Изнакурнож (автор поста)
2 ноября 2011 года
0
Да, многие так и живут, при этом ставя девизом жизни: "Не смейте меня учить, как воспитывать моего ребенка!"... А ведь умение учиться - это дар божий...
мафия13
2 ноября 2011 года
0
умение учиться - одно из самых лучших умений. без него возможна только инволюция
мафия13
2 ноября 2011 года
0
В ответ на комментарий Изнакурнож
Боже мой!!! Можно, я пожму вам руку и подпишусь под каждым вашим словом?
мафия13 пишет:
побывав на сайте я в этом убедилась. им верят куда больше чем стройной проверенной и доведённой до ума педагогической науке... очень жаль!
СТО ПРОЦЕНТОВ!! И именно СМ убедила меня, что "олимпийская педагогика" победила едва ли не в каждой второй мамаше...

↑   Перейти к этому комментарию
ещё, можно я дам Вам ссылку на мою статью о детском саде? хочу Ваше мнение прочесть
//www.myjulia.ru/article/194073/
Изнакурнож (автор поста)
2 ноября 2011 года
0
Обязательно, только, если позволите, завтра, сегодня у меня уже поздно
мафия13
2 ноября 2011 года
0
буду ждать)))
Изнакурнож (автор поста)
3 ноября 2011 года
0
В ответ на комментарий мафия13
ещё, можно я дам Вам ссылку на мою статью о детском саде? хочу Ваше мнение прочесть
//www.myjulia.ru/article/194073/

↑   Перейти к этому комментарию
Прочитала с удовольствием. Умно, взвешенно, местами - спорно, конечно, но на то и статья, правильно?
Как бывший учитель, полностью с вами согласна.
мафия13
3 ноября 2011 года
0
я вчера на СМ прочла обратную статью - почему не надо ходить в детский сад. прочла и... прошла мимо. каждый выбирает по себе.
Semy
3 ноября 2011 года
0
Жаль, Вы не видели тут пост о том, что если детей водят в сад, школу, то потом они сдадут родителей в дом престарелых. Причем указывалось на прямую связь между этими фактами.
мафия13
3 ноября 2011 года
0
все, кто сейчас здесь на стране мам - они дети советских времён ( ну ладно, не все, большая часть). в советское время маму не работающую могли привлечь к ответственности за тунеядство а посему большая часть детей шла в ясли и сад. ну и в школу. я уверена и в том, что все дамы сайта школу уж точно посещали. теперь неплохо бы задаться вопросом - сколько из них сдали своих родителей в дома престарелых и уже потом на основании хотя бы этих данных делать какие-то выводы. а так... на сайте я читала столько откровенных глупостей, возведённых в рамки "правила жизни", что становилось очень грустно
Semy
3 ноября 2011 года
0
Так соответствующие выводы и подсчеты производились, но, как говориться, не убедили.
мафия13 пишет:
на сайте я читала столько откровенных глупостей, возведённых в рамки "правила жизни", что становилось очень грустно
Согласна.
Semy
3 ноября 2011 года
0
В ответ на комментарий мафия13
ещё, можно я дам Вам ссылку на мою статью о детском саде? хочу Ваше мнение прочесть
//www.myjulia.ru/article/194073/

↑   Перейти к этому комментарию
Статья прекрасная!
мафия13
3 ноября 2011 года
0
спасибо))) я писала эту статью , когда ещё не была на СМ, но меня глубоко задевала тема. пренебрежительное отношение матерей ко всему миру кроме себя, это снобство - оно так неприятно!
Semy
3 ноября 2011 года
0
Читая статью, я вспоминала свои дни в детском саду. Своих воспитателей и нянечку Татьяну Васильевну.До сих пор храню самые добрые воспоминания о них. Вы знаете, по жизни мне встречались замечательные, профессиональные и чуткие педагоги (хотя и были исключения, но Бог с ними). Больше все-таки было потрясающих людей в мои садовские и школьные дни. И я так мечтаю, чтобы моему сыну повезло также, как и мне.
Semy
2 ноября 2011 года
0
В ответ на комментарий Изнакурнож
Боже мой!!! Можно, я пожму вам руку и подпишусь под каждым вашим словом?
мафия13 пишет:
побывав на сайте я в этом убедилась. им верят куда больше чем стройной проверенной и доведённой до ума педагогической науке... очень жаль!
СТО ПРОЦЕНТОВ!! И именно СМ убедила меня, что "олимпийская педагогика" победила едва ли не в каждой второй мамаше...

↑   Перейти к этому комментарию
Этому доказательство не СМ.
Mia_Maria
2 ноября 2011 года
0
Замерла в ожидании: какой же будет рейтинг у одного из немногих умных постов?

Спасибо, отличная цитата. Есть о чем подумать.
мафия13
2 ноября 2011 года
0
а никакого не будет. тема не интересная - многабукф непонятные слова.
Mia_Maria
2 ноября 2011 года
0
На вкус и цвет
Я с удовольствием прочитала.
мафия13
2 ноября 2011 года
0
я педагогическую поэму впервые в 15 лет прочитала. и ещё несколько раз перечитывала.
Semy
2 ноября 2011 года
+2
В ответ на комментарий Mia_Maria
Замерла в ожидании: какой же будет рейтинг у одного из немногих умных постов?

Спасибо, отличная цитата. Есть о чем подумать.

↑   Перейти к этому комментарию
А тут к гадалке не ходи. Гораздо интереснее обсудить свекровь и измену мужа.
мафия13
2 ноября 2011 года
0
и ужасы сна не с ребёнком. очень очень грустно
Semy
2 ноября 2011 года
0
Изнакурнож (автор поста)
3 ноября 2011 года
+1
В ответ на комментарий Mia_Maria
Замерла в ожидании: какой же будет рейтинг у одного из немногих умных постов?

Спасибо, отличная цитата. Есть о чем подумать.

↑   Перейти к этому комментарию
Никакой, конечно
Я что, про домдва написала, что ли?
Vallderama
3 ноября 2011 года
0
Спасибо . Я уже давно предполагала, что сегодняшние идеи вседозволенности, объявляющие себя новаторскими- на самом деле самые обычные олимпийцы. Которые есть, были и будут. К детям, окромя еды, одежды и свободы, надо прикладывать еще и воспитание. Иначе получится как у тех негров, которых освободили, а жить-то не научили, не адаптировали . Вот они маялись, бедняги...
Изнакурнож (автор поста)
3 ноября 2011 года
0
И примеров тому - полно, вон чем заканчиваются все революции в Африке, к примеру - войнами и голодом. Потому что нет воспитания, нет понимания дисциплины, есть только вседозволенность и право сильного...
Vallderama
3 ноября 2011 года
0
Самый яркий пример "естесственного развития"- это дети-маугли. Это наглядно показывает, что без социального развития, без воспитания, без "педагогического насилия над личностью", мы получим лишь человекообразную обезьяну. личность сама собой не рождается, как бы ни укакивались апологеты теории "ребенок сам знает как надо"
Изнакурнож (автор поста)
3 ноября 2011 года
0
И даже не обезьяну, а волка или медведя, если его вскормили эти животные...
Vallderama
3 ноября 2011 года
0
ну да. Еще это показывает , что человек - в любом случае нуждается в социуме. Не будет это человеческий социум- он примет за наставника волка.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам