Глава 8 Лютер перед сеймом (ч8)
Теперь сейм разделился на два противоположных лагеря. Папские посланники требовали лишить Лютера охранной грамоты. "Рейн, - говорили они, - должен принять его пепел, как он принял прах Яна Гуса сто лет назад". Но князья Германии, которые сами были приверженцами папства и открытыми врагами Лютера, протестовали против такого вероломства, позорящего честь всего народа. Они указали на бедствия, последовавшие после смерти Гуса, и заявили, что не позволят вновь навлечь на Германию и на голову их юного императора подобные ужасы.
Сам Карл отверг это низкое предложение: "Если честь и вера будут изгнаны из всего мира, то они должны найти убежище в сердцах князей". Злейшие враги Лютера продолжали уговаривать императора поступить с реформатором так, как это сделал Сигизмунд с Гусом, то есть предать его милости Церкви; но, вспомнив, как на открытом собрании Гус, указывая на свои цепи, напомнил монарху о его клятвенном слове, Карл V заявил: "Я не хочу краснеть, подобно Сигизмунду"
И все же Карл вполне сознательно отверг истины, которые проповедовал Лютер. "Я твердо намерен идти по стопам моих предков", - писал он103. Карл решил не отступать от старых обычаев даже ради истины и правды. Раз его отцы поступали так, то и он тоже был готов поддерживать папство со всей его жестокостью и порочностью. Таким образом, он решил слепо следовать примеру отцов и не захотел принять новый свет или исполнять обязанности, которыми сознательно или по невежеству пренебрегали его предки.
И в наши дни есть немало людей, которые упорно держатся отеческих обычаев и преданий. Когда Господь посылает новый свет, они отказываются принять его лишь потому, что отцы их по невежеству своему не ходили в этом свете. Но мы находимся в ином положении, нежели наши предки, и, следовательно, у нас иные обязанности и совершенно иной долг. Бог не одобрит нас, если мы, вместо того чтобы самостоятельно постигать Слово истины и определять им свой долг и ответственность, будем оглядываться на наших отцов. На нас больше ответственности, чем на наших предках: ведь наши души освещает и свет, полученный от предков, и новый свет, который освещает нас со страниц Слова Божьего.
Христос так сказал о неверующих иудеях: "Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем" (Ин. 15:22). Та же самая Божественная сила устами Лютера говорила с германским сеймом. И когда свет истины Слова Божьего озарил собравшихся, Дух Божий в последний раз умолял многих из них обратиться. Подобно Пилату, несколько веков назад допустившему, чтобы гордость и жажда славы закрыли его сердце перед Искупителем мира, подобно напуганному Феликсу, встретившему вестника истины словами: "Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя", подобно надменному Агриппе, признавшему: "Ты не много не убеждаешь меня сделаться Христианином" (Деян. 24:25; 26:28) и все же не принявшему света, посланного ему Небом, поступил и Карл V, отвергая свет истины ради земных почестей.
Слухи об опасности, угрожавшей Лютеру, вызвали в городе всеобщее волнение. У реформатора было много друзей, которые, зная вероломство и жестокость Рима ко всем, кто осмеливается разоблачать его пороки, решили спасти его. Сотни знатных мужей предлагали Лютеру свое покровительство. Многие открыто называли императорское решение раболепством перед Римом. На воротах домов, на общественных зданиях появились плакаты: одни защищали Лютера, другие - осуждали. Кое-где можно было прочитать простые, но многозначительные слова премудрого Соломона: "Горе тебе, земля, когда царь твой отрок" (Еккл. 10:16).
Всеобщий взрыв сочувствия Лютеру, охвативший всю Германию, убедил и императора, и сейм, что малейшая несправедливость к реформатору поставит под угрозу не только мир в империи, но и прочность трона.
Фридрих Саксонский вел себя очень осторожно, тщательно скрывая свое истинное отношение к реформатору и в то же время охраняя его с неусыпной бдительностью, наблюдая за всеми его перемещениями и за действиями врагов. Но нашлось немало людей, которые и не пытались скрыть своего благорасположения к Лютеру. Его посещали князья, графы, бароны, светские и церковные деятели. "Небольшая комната доктора, - писал Спалатин, - не могла вместить всех приходящих к нему". Народ смотрел на него как на сверхчеловека. Даже те, кто не разделял его взглядов, не могли не восхищаться его благочестием и благородством, побуждающим реформатора скорее принять смерть, чем поступить вопреки своей совести.
Лютера настойчиво пытались заставить пойти на компромисс с Римом. Вельможи внушали ему, что, продолжая упорствовать и выступать против Церкви и сейма, он добьется лишь изгнания из страны и окажется без защиты. На это Лютер ответил: "Евангелие Христа всегда кого-то задевает и вызывает противодействие... Почему страх и опасения должны разлучить меня с Господом и Его Божественным Словом, которое одно лишь истинно? Нет, я лучше отдам мою жизнь!"
И снова его убеждали подчиниться императору, уверяя, что тогда ему ничто не будет угрожать. "Я согласен, - ответил Лютер, - от всего сердца, чтобы каждый - от императора до самого скромного христианина - читал и критиковал мои труды, но только при условии: делать это во свете Слова Божьего. Людям не остается ничего другого, как только повиноваться Священному Писанию. Я сам всецело предан ему, и бесполезно принуждать мою совесть"
.
Немного позже при подобном разговоре он заявил: "Я согласен отказаться от охранной грамоты и отдать жизнь в руки императора, но от Слова Божьего не отрекусь никогда!"107 Лютер выразил готовность подчиниться решению сейма, но при условии, что оно будет соответствовать Священному Писанию. "Что касается Слова Божьего и веры, - сказал он, - то каждый христианин может судить об этих вещах наравне с папой и его бесчисленными соборами". И вскоре все - и друзья, и враги - пришли к убеждению, что дальнейшие попытки примирить Лютера с Римом бесполезны.
Сам Карл отверг это низкое предложение: "Если честь и вера будут изгнаны из всего мира, то они должны найти убежище в сердцах князей". Злейшие враги Лютера продолжали уговаривать императора поступить с реформатором так, как это сделал Сигизмунд с Гусом, то есть предать его милости Церкви; но, вспомнив, как на открытом собрании Гус, указывая на свои цепи, напомнил монарху о его клятвенном слове, Карл V заявил: "Я не хочу краснеть, подобно Сигизмунду"
И все же Карл вполне сознательно отверг истины, которые проповедовал Лютер. "Я твердо намерен идти по стопам моих предков", - писал он103. Карл решил не отступать от старых обычаев даже ради истины и правды. Раз его отцы поступали так, то и он тоже был готов поддерживать папство со всей его жестокостью и порочностью. Таким образом, он решил слепо следовать примеру отцов и не захотел принять новый свет или исполнять обязанности, которыми сознательно или по невежеству пренебрегали его предки.
И в наши дни есть немало людей, которые упорно держатся отеческих обычаев и преданий. Когда Господь посылает новый свет, они отказываются принять его лишь потому, что отцы их по невежеству своему не ходили в этом свете. Но мы находимся в ином положении, нежели наши предки, и, следовательно, у нас иные обязанности и совершенно иной долг. Бог не одобрит нас, если мы, вместо того чтобы самостоятельно постигать Слово истины и определять им свой долг и ответственность, будем оглядываться на наших отцов. На нас больше ответственности, чем на наших предках: ведь наши души освещает и свет, полученный от предков, и новый свет, который освещает нас со страниц Слова Божьего.
Христос так сказал о неверующих иудеях: "Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем" (Ин. 15:22). Та же самая Божественная сила устами Лютера говорила с германским сеймом. И когда свет истины Слова Божьего озарил собравшихся, Дух Божий в последний раз умолял многих из них обратиться. Подобно Пилату, несколько веков назад допустившему, чтобы гордость и жажда славы закрыли его сердце перед Искупителем мира, подобно напуганному Феликсу, встретившему вестника истины словами: "Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя", подобно надменному Агриппе, признавшему: "Ты не много не убеждаешь меня сделаться Христианином" (Деян. 24:25; 26:28) и все же не принявшему света, посланного ему Небом, поступил и Карл V, отвергая свет истины ради земных почестей.
Слухи об опасности, угрожавшей Лютеру, вызвали в городе всеобщее волнение. У реформатора было много друзей, которые, зная вероломство и жестокость Рима ко всем, кто осмеливается разоблачать его пороки, решили спасти его. Сотни знатных мужей предлагали Лютеру свое покровительство. Многие открыто называли императорское решение раболепством перед Римом. На воротах домов, на общественных зданиях появились плакаты: одни защищали Лютера, другие - осуждали. Кое-где можно было прочитать простые, но многозначительные слова премудрого Соломона: "Горе тебе, земля, когда царь твой отрок" (Еккл. 10:16).
Всеобщий взрыв сочувствия Лютеру, охвативший всю Германию, убедил и императора, и сейм, что малейшая несправедливость к реформатору поставит под угрозу не только мир в империи, но и прочность трона.
Фридрих Саксонский вел себя очень осторожно, тщательно скрывая свое истинное отношение к реформатору и в то же время охраняя его с неусыпной бдительностью, наблюдая за всеми его перемещениями и за действиями врагов. Но нашлось немало людей, которые и не пытались скрыть своего благорасположения к Лютеру. Его посещали князья, графы, бароны, светские и церковные деятели. "Небольшая комната доктора, - писал Спалатин, - не могла вместить всех приходящих к нему". Народ смотрел на него как на сверхчеловека. Даже те, кто не разделял его взглядов, не могли не восхищаться его благочестием и благородством, побуждающим реформатора скорее принять смерть, чем поступить вопреки своей совести.
Лютера настойчиво пытались заставить пойти на компромисс с Римом. Вельможи внушали ему, что, продолжая упорствовать и выступать против Церкви и сейма, он добьется лишь изгнания из страны и окажется без защиты. На это Лютер ответил: "Евангелие Христа всегда кого-то задевает и вызывает противодействие... Почему страх и опасения должны разлучить меня с Господом и Его Божественным Словом, которое одно лишь истинно? Нет, я лучше отдам мою жизнь!"
И снова его убеждали подчиниться императору, уверяя, что тогда ему ничто не будет угрожать. "Я согласен, - ответил Лютер, - от всего сердца, чтобы каждый - от императора до самого скромного христианина - читал и критиковал мои труды, но только при условии: делать это во свете Слова Божьего. Людям не остается ничего другого, как только повиноваться Священному Писанию. Я сам всецело предан ему, и бесполезно принуждать мою совесть"
.
Немного позже при подобном разговоре он заявил: "Я согласен отказаться от охранной грамоты и отдать жизнь в руки императора, но от Слова Божьего не отрекусь никогда!"107 Лютер выразил готовность подчиниться решению сейма, но при условии, что оно будет соответствовать Священному Писанию. "Что касается Слова Божьего и веры, - сказал он, - то каждый христианин может судить об этих вещах наравне с папой и его бесчисленными соборами". И вскоре все - и друзья, и враги - пришли к убеждению, что дальнейшие попытки примирить Лютера с Римом бесполезны.
Комментарии
Не считаю, что все отцы были невежественными. И придерживаюсь каких-то обычаев я не слепо, а пропустив их через собственные мысли, и если мои умозаключения в каком-то вопросе сходятся с моими предками, то да, я придержусь этого. И это не помешает мне мыслить дальше.
Мне бы хотелось поговорить о религии чисто с философской точки зрения. Без брызгания слюной, огненной гиены и пр.. Я согласна с Вами
В некоторой степени религия иудеев по крайней мере на то время была формальной. После апостолов ,да и во времена их фарисеи и руководители церкви делали все формально и ради денег.О чем и говорил Сам Христос, с чем и боролись апостолы. Он постоянно укорял их в том, что они забыли свое предназначение. Ведь служители и левиты были выбраны из колена Левина и все потомки Левия должны были служить в храме. Но это перерасло в покупку должностей,что в принципе и сейчас происходит в мировой религии. Ведь цель служителей нести весть Божью людям, привлекать их внимание к Богу а не к пышности зданий и служений.
Ну это чисто мои мысли. Я и так каждый раз ими Бога гневаю. Но вот думать себе запретить никак не получается. Каюсь.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: