Семь шагов в прикорме.

Я исхожу из стойкого убеждения и своего опыта работы, поэтому мое мнение - до 6 месяцев ребенку, получающему только грудное молоко и хорошо набирающему вес, прикорм вводить нежелательно и необязательно. Для искусственников сроки несколько другие, хотя отличаются в целом не много 5-5.5 месяцев абсолютно минимальный возраст, в котором ребенок может быть готовым ко взрослой пище. А введение прикорма родителями (причем в большинстве своем по советам педиатров старой закалки и «очень заботливых» соседок, подружек, бабушек, теть, дядь и прочей родни до 15 колена) в 4 месяца, а некоторые особо одаренные пытаются сочку покапать малышу чуть ли не с трех недель – абсолютно неоправданно. И скажу боле того – очень вредно для будущего, да и настоящего здоровья малыша.
А потом на приеме родители плачут – «у нас понос\запор, зеленый, синий, в крапинку и пупырышки стул, дерматит, сыпи, опрелости, рвота и прочее (допишете сами), а еще мы набираем плохо!». Ах, вы думали это не связано? Оно же не сразу вылезло? Еще как связано. Причем очень даже непосредствен-но.
Если ребенок мало прибавляет в весе, стоит найти причину, чаше всего грудное вскармливание организовано не правильно, и потом (если все причины устранены, а проблема все же остается) принимать решение о вводе прикорма раньше вышеуказанного срока. Дети-аллергики, сильно болевшие или недоношенные дети нуждаются в еще более взвешенном подходе при вводе прикорма – обычно это делается в более поздние сроки, либо просто меняется схема ввода продуктов. Так детям–аллергикам можно задержать введение прикорма на 1,5-2 месяца.
Так когда же все-таки пора?
Кроме подходящего возраста, ребенок должен еще и проявлять интерес к пище и быть готовым к введе-нию прикормов.
При традиционной схеме введения прикорма нетрудно понять, есть ли у ребенка потребность пробовать и поглощать другую пищу, ориентируются на то, выталкивает ли малыш ложку с прикормом. Если да, то стоит немного отложить ввод новых продуктов. Помимо этого, готовность к прикорму определяется следующими признаками:
-Увеличение частоты кормлений, которое продолжается дольше нескольких дней и не связано с болез-нью или прорезыванием зубов.
-Повышенный интерес к еде взрослых (причем тут нужно оговориться. Что интерес должен быть имен-но к продуктам, так как интерес к самому процессу может появиться и ранее, тут важно что малыш хо-чет именно покушать родительской еды).
-Способность сидеть самостоятельно (или хотя бы возможность сидеть на коленях взрослого или в дет-ском стуле довольно продолжительное время).
-Угасание рефлекторного выталкивания языком твердой пищи изо рта (уже говорила об этом).
-А также умение брать руками пищу (или попытки схватить ложку) и пробовать класть ее в рот.
Опять же – оценка проводится по совокупности признаков, и если большая часть из них уже есть – мо-жет и стоит задуматься о прикорме. Но опять же не ранее 5-5.5 месяцев для искусственника, а для груд-ничков не ранее 6. Лучше задержаться с прикормом пару-тройку недель, чем поторопиться с ним.
Нетерпение родителей накормить любимого чадушку чем-нибудь «вкусненьким» я наблюдаю очень часто. В возрасте от 4-х месяцев малыш уже умеет ловко хватать предметы (к примеру, пищу с вашей тарелки, ложку, вилку, стакан с ваши напитком). Не принимайте, пожалуйста, этот интерес за пищевой. Обратите внимание, что возможно, ребенок считает себя готовым к прикормам, тащит еду с вашей тарелки и наслаждается новыми вкусовыми ощущениями, и бывает, сразу съедает всю порцию, которую вы предложите, радуясь такому аппетиту. Но, через некоторое время у него расстраивается или пучит живот, появляется запор или же мамы замечают, что пища выходит совершенно такой, какой она была на входе. Стоит ограничивать столь активный пищевой интерес в заботе о пищеварении ребенка. Заметьте, что в старых нормах прикормов обязательно давались количества, допустимые для данного возраста. Предлагаю вам считать эти нормы максимальной дозой (то есть больше нее давать вообще нельзя). Не гонитесь за количеством. Последствия могут быть очень печальными вследствие неадекватной нагрузки на ЖКТ. (Отвлеките ребенка игрушкой, новым занятием или дайте грудь, бутылочку со смесью, уйдя из-за стола).
Отложите ввод прикорма на неделю-две, когда ребенку были сделаны прививки, в сильную жару, при болезни. Это касается и ввода новых продуктов прикорма.
Существует две принципиально разные схемы прикорма: педагогический (введение микродоз всех продуктов) и педиатрическая или ее еще называют классическая схема. О первой на сайте много материала, и с ним можно ознакомиться), более подробно поговорим о втором способе.
С чего начать?
До конца 90-х годов бытовало мнение, активно поддерживаемое в то время врачами и диетологами в России, что сок не является прикормом, и поэтому ребенок уже в 3-4 мес. должен получать эту корри-гирующую добавку. Однако возникает разумный вопрос – что корригирует эта добавка? Означает ли это то, что уже в 3-4 месяца женское молоко содержит меньше витаминов и минералов, чем нужно ре-бенку? А смеси так вообще имеют постоянный состав и подобраны с учетом всех потребностей малы-ша до полугода.
Содержит ли сок необходимые витамины и минералы? Нет! Промышленно изготовленные (да домаш-ние тоже особо не отличаются) соки (особенно яблочный, который врачи любят называть источником железа) не содержат необходимого количества, а то и вовсе не содержат витаминов. Витамин С добав-ляется в соки в качестве антиоксиданта, а если добавлены другие искусственные витамины, то неиз-вестно, насколько они будут усвоены ребенком (скорее всего вообще не усвоятся). "Сок - это очень тя-желый продукт, в котором много агрессивных фруктовых кислот, минеральных солей и сахара. Даже для взрослых это слишком концентрированный продукт, который нужно разводить. А детям лучше во-обще пить компотик. Более того, содержащийся в соках сахар для малыша вообще не нужен. Помимо этого, введение соков заглушает аппетит у ребенка и может снизить количество молока у матери, если сок «понравится» ребенку.
Поэтому я рекомендовала бы вам давать ребенку сок тогда, когда он уже получает большое количество «тяжелых» продуктов - введены каши, овощи, фрукты, мясо, рыба, кисломолочные продукты... Тогда соки выступят в новом качестве, как стимуляторы ферментативной деятельности (то есть аппетита).
То есть, вывод какой – соки первыми не вводятся!
Существует 2 схемы введения прикорма, которые тоже достаточно условны.
Многие начинают прикорм с фруктов. Я не рекомендую схему с первыми прикормами в виде фруктов из реального опасения, что дети потом откажутся есть менее вкусные овощи. К тому же фруктовые пю-ре обычно содержат большее, по сравнению с овощами, количество фруктовых кислот, что может раз-дражающе действовать на желудок и кишечник, потому как если овощи в пюре даются в основном тер-мически обработанными (то есть вареными или на пару), то фрукты обычно даются в сыром виде.
Однако это не правило – можете давать и фрукты, но я буду вести речь о своей отработанной схеме.
Если ребенок здоров или склонен к запорам, начните с овощей (ну или фруктов), если к поносам или частому стулу – с каш (в частности с рисовой каши). Будем вести пока речь о здоровых детях без отклонений.
Как правильно начать?
Все, без исключения прикормы нужно давать с ложки, можно приобрести специальную ложечку для кормления ребенка (в аптеках и детских магазинах выбор огромный), желательно чтобы она была из пищевого пластика. Но и обычная чайная ложка, тщательно вымытая и прокипяченная, вполне подой-дет.
Когда вы начинаете вводить прикорм, давайте только один новый продукт за раз и ждите дня 3 или не-делю, прежде чем попробовать что-то еще.
Фруктовые и овощные пюре, состоящие из одного компонента, можно добавлять 1 раз в 1-2 недели. Таким образом, можно выявить аллергическую реакцию на определенный продукт и исключить его из рациона.
Вводите по одному продукту за один раз. Ждите несколько дней, чтобы убедиться, что ребенок хорошо его переносит (нет сыпи, крапивницы, одышки, поноса). Так вы сможете отследить возможные аллер-гические реакции. Надо быть особенно осторожной, если в семье уже есть аллергики.
Ведите дневник прикорма первые 4-6 месяцев (а лучше это делать до 3 лет – это время когда пищевая аллергия самая актуальная), где указывайте количество съеденного продукта, время и реакцию на него.
пищевой дневник выожен на моем сайте. http ://detskydoctor.ru
Для начала ребенку будет достаточно половины или одной чайной ложки в кормление. Так же удобно пользоваться мерными стаканчиками (продаются в аптеках), отмеряя для первых доз половину. Так же полезно знать:
1 чайная ложка воды (молока) – 5 г, 1 десертная ложка – 10 г, столовая 15-20г.
Через 3-5 дней постепенно увеличивайте дозу на одну чайную ложку в день и для овощей и фруктов, и для каши. Однажды вы увидите, что ребенок не съедает больше определенного количества – («больше полтарелочки не съедает»). Это количество может быть меньше рекомендованных в книгах норм грамм, и может остаться таким надолго – на полгода и больше (и это не патология, а ваша индивидуальная порция – малыш лучше знает, сколько ему нужно есть за раз). Имеет смысл варить чуть больше на пару чайных ложек, но не заставлять ребенка съедать все.
Давайте новое блюдо в первой половине дня – если случится понос, это будет скорее всего не ночью.
Имейте в виду, что цвет и консистенция стула после ввода прикорма меняется. Например, груша обыч-но дает очень зеленый цвет, мамы часто пугаются. А в общем обычно бывает еще проще – какой цвет был на входе. Примерно такой же цвет ожидайте и на выходе, плюс добавится немного романтичной зелени( и это кстати. абсолютно нормальная реакция кишечника на введение новой пищи – при условии хорошего самочувствия малыша, конечно).
Шаг первый. Овощи.
Итак, какие же овощи стоит вводить первыми – рекомендации тут предельно просты, данные продукты должны быть характерными для вашей местности и быть белого или зеленого цвета, то есть для большинства это капуста всех видов - брокколи, цветная, краснокочанная или обычная. Затем идут кабачок, патиссон и цукини. После того, как ребенок попробует их можно перейти на морковь и тыкву, далее идет картофель, потому как он довольно углеводист и тяжел для переваривания. С 8-9 месяцев можно присоединить сюда и свеклу, но не забывайте о ее послабляющем эффекте. Также можно давать зеленый горошек, но он должен быть отварной и хорошего качества. Помидоры и огурцы, а также сладкий перец в питании малышей до года не используются, так как в основном эти овощи употребляются в сыром виде.
После того, как малыш освоит монокомпонентные пюре из овощей – можно предлагать ему различные миксы, два или три вида овоща. Можно как вариант овощи с грудным молоком или смесью, но все же лучше приучать к натуральному вкусу.
С 7 месяцев в пюре домашнего приготовления можно добавлять половинку чайной ложки растительно-го масла – лучше оливкового или кукурузного. Но и обычное подсолнечное тоже подойдет.
Шаг второй. Каши.
Современные педиатры рекомендуют в качестве второго продукта каши. Вводится она аналогично овощам начиная с 3-5 ложечек постепенно доводя порцию до своей нормы.
Что касается приготовления каши, тут есть несколько вариантов – можно просто варить взрослую кашу до сильно разваренного состояния и размельчать ее на блендере; либо молоть крупу на кофемолке и по-том варить, либо купить готовую детскую.
Из готовых каш предпочтите безмолочную кашу без сахара и соли – низкоаллергенные (и обязательно первые каши должны быть безглютеновые) разных фирм. Первыми в питании малыша появляются ри-совая. Гречневая и кукурузная каши, они как раз и не содержат глютена. После них можно вводить ов-сяную и мультизлаковую каши. А вот манку оставьте на потом, после года успеете ввести.
Разводить кашу предлагаю теплой чистой (лучше специальной детской или кипяченой фильтрованной) водой, так как доля потребления вашего молока для ребенка еще огромна, а отдельно сцеживаться на кашу, когда порции не составляют уже 1-2 чайных ложки, для мамы, которая часто кормит и молока ровно столько, сколько надо, бывает утомительно и проблематично. Если ребенок отказывается от без-молочных каш, смените вид каши, или начните сцеживаться в то время, когда у ребенка самый большой перерыв в сосании груди (ночью или утром), и постепенно вы начнете вырабатывать больше молока – «на кашу».
Искусственникам с кашами гораздо проще – им можно готовить кашку на их привычной смеси.
Каша в «пакетах» может вызывать аллергию, так как иногда содержит дополнительные компоненты (особенно это касаемо различных фруктов, ягод и прочего). Вот есть способ варки взрослой каши – пе-ребрать крупу, промыть, высушить, размолоть на кофемолке. Налить в кастрюльку (продаются такие маленькие 400г) 2/3 стакана воды, поставить на огонь, в оставшейся воде развести 2.5 ч. л. перемолотой крупы, размешать, влить в кипящую воду, варить до густоты (рис варится минуты три, гречка минут двадцать). Если вы сомневаетесь в «чистоте» каши, первый отвар можно слить (через 3-5 минут после закипания), потом крупу высушить и перемолоть.
Несколько полезных замечаний:
Определите, какой густоты вы будете давать каши, 1:4 – это разведение для начальных доз прикорма, потом постепенно варите или разводите более густую кашу – 1:2. Есть такое замечательное правило – лучше сделать кашу чуть пожиже, нежели вызвать у ребенка протест или нарушение стула из-за каши, в которой стоит ложка.
Для ребенка на естественном вскармливании бывает трудно выбрать время для кормления новым про-дуктом. Когда давать прикорм – до или после кормлений? Основываясь на собственном опыте, я бы порекомендовала вам - перед очередным кормлением. Особенно это лучше всего тогда, когда вы немного забегаете вперед при отсутствии активного пищевого интереса у ребенка, что случается довольно часто.
Есть правило не давать один и тот же вид прикорма несколько раз в день, особенно это касается начи-нающих детишек (например, гречневая каша 3 раза в день или картошка с капустой 2 раза в день).
После того, как введен первый вид прикорма (например, разнообразные овощи), через месяц, полтора-два можете переходить к другому виду прикорма (например, к кашам).
Через 3-4 месяца после начала введения перетертых продуктов можете начать овощи просто разминать вилкой, либо тереть на терке с большими отверстиями, перейти на каши, которые имеют более структу-рированные хлопья. Иногда дети начинают давиться более крупными кусочками – повторите переход через неделю, или постепенно добавляйте количество крупноизмельченных продуктов.
Если вам кажется, что какой-то продукт дал аллергическую реакцию – не давайте его 5-7 дней, и вы поймете, от него была реакция или нет, потом можно попробовать дать еще, очень осторожно, с одной чайной ложки.
Другие виды пищи по-прежнему менее ценны по сравнению с грудным молоком для ребенка младше года, поэтому вы всего лишь знакомите малыша с новыми вкусовыми ощущениями. Повторяю – не го-нитесь за количеством. После кормления прикормом дайте ребенку грудь или докормите смесью.
Шаг третий. Мясо.
Тут может быть два варианта – это фруктовые пюре (хотя, подчеркиваю, некоторые врачи предлагают отодвинуть знакомство с ним на еще более поздние сроки, примерно на 10-й месяц жизни; замечу, про сок вообще речи не идет, почему, смотрите мою статью про сок в прикорме) или мясо.
Я сторонник ввода третьим продуктом мясного пюре – начинаем постепенное введение примерно в 7.5 месяцев. Если у ребенка низкий гемоглобин, введите мясо раньше на полмесяца. А по рекомендации доктора и на месяц. Менее аллергенными считаются мясо телятина, ягнятина, индейка и постной сви-нины, затем курица. Начинать надо обязательно с одного вида мяса, с небольшого количества (1/3 чай-ной ложечки), 5 дней наблюдаете за реакцией ребенка (на аллергию), затем начинаете увеличивать ко-личество пюре, доведя его до 60-70гг. После 5 дней можно начать вводить другой вид мяса и т. д. Обыч-но рекомендуют давать мясо каждый день, но для ребенка на ГВ это не так актуально.
Мясо проще всего вертеть на мясорубке. Даже если это самая дешевая мясорубка. У более дорогих мо-делей мясорубок есть насадки с более мелкими отверстиями, начните с таких. Некоторые дети неохотно едят мясное пюре, поэтому есть смысл комбинировать его с овощным. К тому же в комбинации с овощами мясо лучше усваивается. Также есть вариант разводить мясное пюре грудным молоком или вашей обычной смесью.
В 9 месяцев ребенку можно предложить фрикадельки, а в год - паровые котлетки. Мясные бульоны в питании детей первого года жизни не используются - в них содержатся вещества, вываренные из мяса и способные негативно повлиять на детский организм. Гораздо полезнее для приготовления мясных блюд использовать овощные бульоны без соли и специй.
Шаг четвертый. Вводим фрукты.
Начинать знакомство малыша с фруктами следует исключительно с монокомпонентных пюре. Не да-вайте крохе экзотических плодов (манго, киви, цитрусовые, гуава, папайя, ананас и пр.), по крайней мере до года, а лучше до трех лет. Лучше остановить свой выбор на яблоках, грушах, бананах, персиках, абрикосах, сливах. В каком порядке их вводить? Строгих правил на этот счет не существует.
Многих мам заботит вопрос: как новое блюдо, в том числе фруктовое пюре, повлияет на стул крохи? Груша и банан могут оказывать как послабляющее, так и закрепляющее действие в зависимости от ин-дивидуальных особенностей организма. Черника чаще действует закрепляюще благодаря наличию та-нина — природного дубильного вещества и потому показана детям с неустойчивым стулом. Чернослив — известное слабительное средство. При необходимости можно воспользоваться свойствами тех или иных плодов влиять на стул. Если малышу свойственны запоры, можно начать с чернослива, абрикосов. Если же стул малютки отличается неустойчивостью — то с яблок, груш или бананов.
Для начала хватит 0,5-1 чайной ложки фруктового пюре. В одно из кормлений или между ними дайте указанную дозу. Если пюре вдруг покажется вам слишком густым, его можно развести грудным моло-ком, смесью, к которой привык малыш, водой. Понаблюдайте за ребенком в течение суток. Если поя-вятся покраснения или высыпания на коже, беспокойство, вздутие животика или разжиженный стул (нередко с зеленью), от дальнейшего использования продукта пока следует воздержаться. Попробуете предложить его крохе вновь через 1-2 месяца.
Если же вы не отметили никаких неприятных симптомов, на следующий день можно дать ему уже 2-3 ложечки пюре. Если и в дальнейшем все будет в порядке, в течение следующих дней можете постепен-но увеличивать дозу. Рекомендуемая суточная доза фруктового пюре (в граммах) равна возрасту малы-ша в месяцах, умноженному на 10.
Приготовить фруктовое пюре в домашних условиях не составит особого труда. Плоды, которые отпра-вятся на стол к малышу, следует тщательно вымыть, затем очистить от кожуры, а потом — размельчить. Проще всего для этой цели воспользоваться блендером. Если же у вас нет такого приспособления, при-дется обратиться к старым проверенным способам. Яблоки и груши натрите на мелкой терке (можно на специальной пластмассовой терке для яблок: пластик, в отличие от металла, не окисляется). Бананы, абрикосы, персики, сливы удобнее тщательно размять вилкой в тарелке или пестиком в ступке. Фрукты, в которых есть жесткие жилки, можно протереть через сито.
Для приготовления пюре из сушеного чернослива сначала тщательно вымойте ягоды, затем залейте их кипятком на 10-15 минут. Когда чернослив размягчится, измельчите его блендером или протрите через сито. Кстати, полученный настой (вода из-под чернослива) может действовать как дополнительное сла-бительное средство, если предложить его малышу в качестве питья. Приготовленное в домашних усло-виях фруктовое пюре лучше не оставлять впрок. Фрукты в своем изначальном (целом) виде лучше со-хранят свои ценные свойства, так как защищены кожурой.
Шаг пятый. Кисломолочная продукция.
О вреде цельного коровьего молока (да и молока других животных тоже) я писала в отдельной статье. Поэтому останавливаться на этом не буду - до года молоко ребенку нельзя!
Двумя наиболее распространенными и доступными кисломолочными продуктами являются кефир и творог, они то и применяются первыми в питании ребенка. Чтобы избежать неблагоприятных последствий рекомендуется вводить кефир в 8-9 месяцев жизни, начиная с чайной ложки, постепенно увеличивая количество на 1 ложечку в день. Через 7-10 дней объем должен составлять около 40 – 50мл В итоге за 3 недели вы доведете ежедневный объем до 200 мл в день.. В последнее время для усиления биологического действия продукта в кефир вводятся бифидо- и лактобактерии. Они активно перерабатывают лактозу - основной углевод молока, с образованием молочной кислоты, способной уничтожать болезнетворные и гнилостные микробы. Они же вырабатывают и другие противомикробные вещества, которые вместе с молочной кислотой не только обеззараживают готовый продукт, но и губительно действуют на многие болезнетворные микроорганизмы в кишечнике ребенка, способствуют развитию его нормальной микрофлоры. Вот почему кисломолочные продукты полезны детям при различных желудочно-кишечных заболеваниях. Они возбуждают аппетит, стимулируя выделение пищеварительных соков, улучшают двигательную активность кишечника.
Кефир получают добавлением в молоко кефирных зерен (кефирного грибка), которые и вызывают брожение молока. Кефирный грибок представляет собой сложный симбиоз (совместное существование) нескольких микроорганизмов, образовавшихся в процессе длительного развития и сосуществования.
Основную микрофлору кефирных грибков составляют три вида микроорганизмов: молочно-кислые палочки, стрептококки и дрожжи. Однако кроме названных бактерий в состав кефирных грибков входят также уксусно-кислые бактерии и ароматобразующие микроорганизмы. Именно эти микроорганизмы определяют специфический вкус и аромат кефира и его питательные качества.
Основной недостаток кефира в том, что он значительно отличается от женского молока. Слишком вы-сокая кислотность продукта приводит к сдвигу обмена веществ, что может вызвать нарушения в дея-тельности многих органов и систем, например мочевыделительной системы. Этот сдвиг выражен тем больше, чем младше ребенок. Встречаются и такие дети, которые вообще не переносят кефир. Конечно, не стоит полностью отказывать от кефира, но в питании детей грудного возраста следует предпочесть кисломолочные смеси на основе ацидофильных палочек.
В зависимости от длительности хранения кефир подразделяют на одно-, двух- и трехдневный. Эта классификация носит не формальный характер, а отражает определенные качества кефира: его кислотность, степень накопления углекислоты и спирта, а также степень набухания белков. Однодневный, слабый кефир малокислый и содержит 0,2% спирта; двухдневный кефир кислее однодневного и в результате продолжающегося дрожжевого брожения количество спирта в нем увеличивается за сутки в 2 раза и достигает 0,4%; трехдневный кефир еще более кислый, содержит больше молочной кислоты, а содержание спирта в нем достигает 0,6%. В результате таких изменений свежий кефир обладает послабляющим действием, двухдневный – закрепляющим.
Творог получают путем теплового свертывания молочного белка и отделения его от сыворотки (жид-кость, оставшаяся после выделения из молока жирных частиц). Он вводится в рацион питания ребенка с 8,5-9 месяцев в качестве дополнительного источника белка, а также минеральных веществ - кальция и фосфора. В твороге, кстати, они содержатся в оптимальном соотношении 1:2. Также он богат витами-нами В1 и РР. Более раннее назначение творога нецелесообразно, так как необходимое количество бел-ка дети получают с молоком матери. Творог, как и любой кисломолочный продукт, малышу дают один раз в день. Вводить его лучше после введения кефира, в 18-часовое кормление: в первый день можно дать не больше чем полчайной ложки. Увеличение должно проходить как можно медленнее: сначала объем доводится до 20 г, затем до 30-35г и только к году объем творога можно увеличить примерно до 40 г в сутки. В детском питании рекомендуется использовать творог со средним процентом жирности (от 5% до 11%). Помните, что большое количество белка в рационе ребенка раннего возраста увеличи-вает нагрузку на его незрелые почки, являющиеся органом выведения продуктов обмена веществ. Можно выделить два основных вида творога: классический и творог с фруктовыми наполнителями, содержащий дополнительно органические кислоты, натуральные минеральные вещества и витамины. Последний часто вызывает аллергические реакции, так что не рекомендуется торопиться с его введением.
Следует знать, что обычный "взрослый" творог не подходит для питания детей раннего возраста, так как белковый компонент в нем представлен крупнодисперсными молекулами казеина, переваривание которых в пищеварительном тракте ребенка затруднено.
Сыр является концентрированным (содержащим небольшой процент воды, наоборот, большое количе-ство остальных составляющих) кисломолочным продуктом питания, способным к хранению. Твердые сыры примерно на одну треть состоят из белков, на одну треть из жира и на одну треть из воды и также представляют собой богатый источник кальция, натрия и витамина А, и в меньшей степени витаминов группы В. Примерно в 10 месяцев в пищу для прикорма можно вводить в малых количествах (5г) сыр, лучше потертый на терке и добавленный к какому-нибудь готовому блюду. Сорта – Пошехонский и Российский, не очень твердые с мелкими дырочками. Однако потребление мягкого сыра, намазываемых на хлеб паст из сыра до года следует ограничивать.
Шаг шестой. Хлеб и яйцо.
В 9 месяцев ребенку дают хлеб или печенье, которое обычно добавляют в творог и мешают с фрукто-вым пюре. Если у вашего малыша уже есть передние зубы (к этому возрасту их может быть четыре-пять), то вместе с кефиром вы можете предложить ему специальное детское растворимое печенье. По-падая в рот, такое печенье легко растворяется под действием слюны, так что опасность поперхнуться практически исключена. Однако ребенок все рано должен есть только в вашем присутствии. Начинайте с малого, буквально с 3-5 г печенья, затем доводите до 10-15 г.
Общая рекомендация по хлебным изделиям: выбирая их для своего малыша, нужно иметь в виду, что на первом году жизни крохе можно давать только белый хлеб.
Желток лучше давать с 9-10 месяцев, начиная с 1\8 желтка и доводя постепенно до половинки. Белок дают только после года. Попробуйте перепелиный – он менее аллергенен, начните с половинки. Если ребенок не стал есть его, подмешайте в овощи или кашу.
Шаг седьмой. Рыба.
Рыбу начинайте давать с 10 месяцев, а если ребенок аллергик – есть смысл отложить знакомство до года или полутора лет. Из сортов выбирайте не красную (лосось часто аллергенен), мне импонирует мнение, что надо есть местные продукты, и для нас речная и озерная белая рыба – самое то (если рыба в ваших реках загрязнена, выбирайте морскую). Для первого прикорма выберите рыбу с нерезким вкусом и запахом. Слейте с рыбы бульон.
Некоторые замечания.
С 9-10 месяцев можно давать суп – те же овощи с овощным отваром.
Ребенку с введением прикормов требуется дополнительное введение жидкости. Отмечу однако, что дети, которые беспрепятственно получают грудь по первому требованию, очень поздно начинают хотеть пить другие жидкости – особенно не сладкие, такие как вода или кефир. Воду вы можете давать как после начала введения прикорма, так и позже, ориентируясь на потребность и желание вашего ребенка. Многие дети на естественном вскармливании не пьют воду до 1года, а то и до полутора-двух лет. искусственникам воду или компотик давать нужно обязательно. Это является к тому же профилактикой запоров.
Не надо давать соль и сахар ребенку хотя бы до года. Соль предлагаю вводить после года или позже, когда заметно, что ребенок потерял интерес к таким пресным кашам. Вместо соли можно добавлять су-шеный укроп или другую зелень, но не всегда это «работает». Для подслащения можно варить кашу на фруктовом отваре или добавлять в уже сваренную кашу пюре или кусочки фруктов (мягких – персик, абрикос, слива или распаренная курага, чернослив) для детей с 7-8 месяцев. Для детишек еще постарше можно добавлять джемы, сваренные в микроволновке (требуется гораздо меньше сахара, хорошо само-желируются) или варенье из ягод, не вызывающих аллергии.
Что касается введения ягод, то можно попробовать не красноокрашенные (растущие в вашей местно-сти) около года, выдавив сок на язычок и ждать 2 суток. Детям не аллергикам так же с года можно по-пробовать и красноокрашенные ягоды. После удачной пробы с соком, можно дать пол-ягоды, через день целую, потом еще одну и довести до 3-5 ягод в день (в зависимости от возраста).
Некоторые мамы делают большие порции прикорма за один раз и замораживают маленькие порции в морозилке (например, в формочках для льда), а потом разогревают в микроволновке. Мне этот метод не очень по душе – лучше питаться свежеприготовленными продуктами. Однако это тоже приемлемый вариант. Кстати, заморозить овощи для ребенка осенью – отличная идея! Можно морозить ягоды (для компота), кабачки, горох, капусту брокколи, цветную, морковь и тп. Получается, что если сделать большую порцию из замороженных продуктов – то вновь замораживать их – совсем невкусно получит-ся. Точно так же я не сторонник убирать в холодильник остатки и потом подогревать их для ребенка, особенно до полуторалетнего возраста.
С уважением, Парецкая Алена,
Врач-педиатр,
руководитель проекта Детский Доктор
http ://detskydoctor.ru
Комментарии
спасибо вам!!!
Спасибо за информацию о классическом прикорме.
Это также важно знать и учитывать.
Алена, подскажите, а где находится так много материала про педагогическую схему прикорма?
То есть не на этом, а на Вашем сайте.
многие мамы сейчас вводят прикорм рано, аргументируя тем, что "нам же давали и ничего страшного"
ребенку 9,5 мес. прикорм начала в 8,5 с овощей, теперь хочу пробовать каши. ГВ по требованию.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: