Чтение "С ПЕЛЁНОК" (часть 3)
3. ЗАКОН УВАЖЕНИЯ
Чем выше взаимоуважение учителя и ученика, тем легче учёба.
Относитесь с уважением к своему ребёнку. Научитесь считаться с его мнением.
К сожалению, зачастую дети воспринимают родителей как источник ограничения своих желаний, своей самостоятельности, свободы.
Постоянное «нельзя», которое ребёнок слышит со стороны родителей, пытающихся добиться от малыша послушания, на самом деле вызывает у него стойкое желание не подчиняться. Только на позициях уважения Вы сможете договориться с ребёнком. Ведь на самом деле для человека, которого уважаешь, готов сделать что угодно.
Какое слово мама чаще всего употребляет, обращаясь к своему ребёнку?
Базовые инстинкты любого живого существа – это инстинкты самосохранения и продолжения рода.
«Здравствуйте», – говорим мы при встрече. «За здравие!» – произносим мы тосты. Снова и снова желаем друг другу здоровья, а всё остальное, мол, можно купить за деньги.
И любая мама среди многочисленных своих забот и обязанностей на первом месте видит заботу о здоровье своего ребёнка. Чтобы не ушибся, не порезался, не обжёгся, не простудился, не заболел и т.д.
А вокруг малыша так много интересного, нового, ещё не исследованного, не познанного! И любознательность любого ребёнка беспредельна: до всего хочется дотянуться, всё хочется потрогать, засунуть в рот.
Малыш ещё не знаком с окружающими его опасностями. И его любопытство в постижении окружающего мира постоянно приходит в противоречие с маминым «нельзя!».
Как-то раз на моей лекции одна мама, не согласившись со мной, выпалила:
– Но ведь ребёнок должен знать слово «нельзя»!
Да, должен, но не как своевольное и безапелляционное сумасбродство взрослых, а как наше волне-ние и беспокойство за его жизнь, как предупреждение о таящейся опасности, как нашу заботу о скорейшем приобретении малышом жизненного опыта.
Трудно стать для своего ребёнка другом. Психологически трудно. Ведь законы дружбы предполагают равноправие, а так не хочется жертвовать своими привилегиями старшего!
Как часто можно слышать возглас мамы, обращающейся к своему малышу: «Я кому сказала!»
Повсеместно и мамы, и папы в общении со своими детьми демонстрируют особую значительность, важность, добиваясь беспрекословного и моментального подчинения, видя особенность своей родительской миссии в воспитании у ребёнка послушания.
Уважаемые родители!!! Воспитывать у ребёнка беспрекословное послушание – значит, воспитывать раба!
Наши дети должны стать умнее нас, благороднее нас, лучше нас! А это случится тогда, когда мы сами поможем им стать нашими друзьями, пожертвовав своим барским старшинством.
Как же быть с воспитанием своего ребёнка? Как с позиции старшего начальника перейти на позицию старшего друга?
Научиться этому сложно.
Но если Вы, дорогой читатель, не научитесь уважать своего ребёнка, то никакая методика не даст ожидаемого результата, поскольку (напомню ещё раз) малыша невозможно заставить что-либо делать против его воли.
Вспомните, как Вы сами учились в школе!
Как правило, ученики любят тот предмет, преподаватель которого вызывает у них уважение. И не любят тот предмет, преподаватель которого не нравится.
Более того, вспомните: Вы уважали того учителя, который уважал Вас, и не любили того, кто был высокомерен с Вами.
Уважение – это всегда обоюдный процесс. Впрочем, неуважение – тоже взаимно.
4. ЗАКОН ИГРЫ
(Закон Тома Сойера)
Когда обучение – весёлая игра,
знания усваиваются сами собой
Во время процесса обу¬чения сохраняйте весёлое настроение. Забудьте весь свой ученический опыт. Никогда в общении с ребёнком не стремитесь уподобляться школьным учителям. Не копируйте их менторскую интонацию и сдвинутые брови.
Какими бы педагоги ни были талантливыми и прекрасными, дети, играя в школу, любому стороннему наблюдателю продемонстрируют суть взаимоотношений «учитель – ученик».
И тот ребёнок, который берёт на себя роль учителя, не затрудняясь, покажет весь арсенал педагогических приёмов принуждения, подавления и оскорбления личности.
Почему Закон «Об образовании» ограничивает ученический возраст, начиная отсчёт с 7 лет? Да просто потому, что именно к этому возрасту ребёнок достигает такого уровня социализации, что способен подчиниться учителю и выполнять его требования. До семи лет ребёнок своеволен и не поддается какому бы то ни было принуждению.
Иными словами, малыша невозможно заставить что-либо делать против его воли. И если мы хотим побудить его к какому-либо действию, нужно сделать так, чтобы ребёнок сам этого захотел.
Перед началом урока, трепетно прижимая к себе карточки или весело помахивая ими, сообщите ребёнку радостнейшую весть: «Сейчас я тебе такие замечательные слова покажу!!! Садись! Смотри!». И сразу, без всякой паузы, начинайте весело показывать ребёнку карточки.
И не надо спрашивать малыша: «Ты хочешь посмотреть на эти карточки?» – Ребёнок может ответить: «Нет, не хочу».
Не нужно его провоцировать таким вопросом. Само Ваше приглашение должно быть сказано так весело, так интригующе, как будто Вы сообщаете ребёнку самую радостную и долгожданную новость.
Помните: любой малыш всегда реагирует в первую очередь не на смысл сказанного, а на интонацию.
Если Вы приятную новость, например, о том, что завтра пойдёте в зоопарк, сообщите ребёнку с грозным видом, сдвинув брови, то он, скорее всего, не обрадуется, а напугается.
А если неприятную весть сообщить радостно, восторженно – малыш будет радоваться вместе с Вами.
5. ЗАКОН ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ
При хорошем настроении обучение идёт в сотни раз эффективнее
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ
Обучайте ребёнка лишь тогда, когда не только у Вас, но и у него хорошее настроение.
Этот закон продолжает предыдущий. Но его смысл гораздо глубже.
Мамы иногда в импульсивном восторге пытаются растормошить хнычущего ребёнка и с зажигательной интонацией призывают его обратить внимание на интересный материал нового урока. Но малыш начинает хныкать ещё больше, нисколько не желая менять своего настроения.
Не нужно в этом случае вообще приставать к ребёнку с чем-либо, тем более с уроками.
Существует строгое правило: если ребёнок болен или голоден, если у него режутся зубы или болит животик, если он с утра плаксив – то в такие дни лучше вообще никаких уроков не проводить. Не нужно ставить под угрозу срыва всю учебную программу.
6 ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ГОЛОДА
Продолжительность урока определяется познавательным голодом
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ
На каждом занятии успейте остановиться раньше, чем Ваш ребёнок сам этого захочет.
Какой продолжительности должен быть урок?
45 минут, 40 минут, 15 минут или 5 секунд?
Нужно учитывать тот факт, что дети не могут продолжительное время удерживать своё внимание на чём-либо одном. Переключаемость детского внимания очень высока. И продолжительность каждого урока должна подчиняться особенностям переключаемости внимания данного ребёнка.
Все занятия с малышами должны быть не просто короткими, а суперкороткими. Пять секунд на занятие – вот примерная продолжительность одного урока, который справедливо будет назвать микроуроком.
7 ЗАКОН СКОРОСТИ
Действие гораздо привлекательнее бездействия
Дети обожают действие. Им нравится, когда вокруг них что-то происходит: движется, падает, взлетает, порхает, летает, вертится, прыгает, ударяется, отскакивает, стучит, бренчит, ползёт, шевелится, надувается, сдувается, лопается, разбивается и т.д.
С какой же скоростью нужно показывать ребёнку карточки со словами?
Начинайте с низкой скорости, не спеша. В первые дни вообще не следует делать резких движений, чтобы не напугать ребёнка. Но с каждым разом увеличивайте скорость демонстрации карточек. Помните: чем выше скорость, тем больше весь процесс нравится малышу. И наоборот: чем медленнее Вы показываете карточки, тем больше у него возможности успевать смотреть по сторонам, да и сам медлительный процесс обучения мало ему нравится.
8.ЗАКОН НОВОЙ ТЕМЫ
Новая тема всегда интереснее старой
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ
Как можно чаще вводите новый учебный материал.
Забудьте школьную капельно-пипеточную методику подачи новых знаний. На одном уроке – одна капелька знаний, на другом уроке – следующая капелька и т.д.
В конце-концов, не столь важно будет ли Ваш ребёнок помнить те сотни слов, которые Вы ему покажете, или забудет, если он всё равно научится читать, причём сразу бегло!!!
Дети с удовольствием воспринимают новое, но они не желают повторять старое. А количество всегда переходит в качество.
Активное общение с ребёнком посредством письменной речи неизбежно сформирует у него умение разбираться в ней. Не будет общения – не будет и умения. И здесь не нужно топтаться на одном месте, как это принято в школьной практике, а нужно смело идти вперёд и в хорошем темпе.
9. ЗАКОН РЕЖИМА
Регулярные занятия дают больше, чем хаотичные
Мы поставили этот закон на 9-е место. Но надо иметь в виду: чем старше ребёнок, тем важнее для него режим занятий.
Иными словами: чем старше ребёнок, тем значимость этого закона становиться выше.
Дети быстро привыкают к режиму. Но сам режим не следует понимать как строгую привязку каких-либо процедур к определённому времени и расписывать занятия строго по часам.
«Привязывать» занятия надо не к определённому времени, а к каким-либо процедурам, ежедневно повторяющимся.
Например, к умыванию, одеванию, приёму пищи, сборам на прогулку, горшку и т.д. То есть занятия нужно проводить в одни и те же режимные моменты: до какой-либо процедуры, во время этой процедуры или после неё.
Дети к такому порядку быстро привыкают, и не будет надобности Вам каждый раз выдумывать какие-либо ухищрения, чтобы привлекать внимание ребёнка к очередным урокам.
10. ЗАКОН СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ
В счастливых семьях вырастают счастливые дети
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ
И Вы, и Ваш ребёнок должны чувствовать, что прекрасно проводите время.
Чем выше взаимоуважение учителя и ученика, тем легче учёба.
Относитесь с уважением к своему ребёнку. Научитесь считаться с его мнением.
К сожалению, зачастую дети воспринимают родителей как источник ограничения своих желаний, своей самостоятельности, свободы.
Постоянное «нельзя», которое ребёнок слышит со стороны родителей, пытающихся добиться от малыша послушания, на самом деле вызывает у него стойкое желание не подчиняться. Только на позициях уважения Вы сможете договориться с ребёнком. Ведь на самом деле для человека, которого уважаешь, готов сделать что угодно.
Какое слово мама чаще всего употребляет, обращаясь к своему ребёнку?
Базовые инстинкты любого живого существа – это инстинкты самосохранения и продолжения рода.
«Здравствуйте», – говорим мы при встрече. «За здравие!» – произносим мы тосты. Снова и снова желаем друг другу здоровья, а всё остальное, мол, можно купить за деньги.
И любая мама среди многочисленных своих забот и обязанностей на первом месте видит заботу о здоровье своего ребёнка. Чтобы не ушибся, не порезался, не обжёгся, не простудился, не заболел и т.д.
А вокруг малыша так много интересного, нового, ещё не исследованного, не познанного! И любознательность любого ребёнка беспредельна: до всего хочется дотянуться, всё хочется потрогать, засунуть в рот.
Малыш ещё не знаком с окружающими его опасностями. И его любопытство в постижении окружающего мира постоянно приходит в противоречие с маминым «нельзя!».
Как-то раз на моей лекции одна мама, не согласившись со мной, выпалила:
– Но ведь ребёнок должен знать слово «нельзя»!
Да, должен, но не как своевольное и безапелляционное сумасбродство взрослых, а как наше волне-ние и беспокойство за его жизнь, как предупреждение о таящейся опасности, как нашу заботу о скорейшем приобретении малышом жизненного опыта.

Трудно стать для своего ребёнка другом. Психологически трудно. Ведь законы дружбы предполагают равноправие, а так не хочется жертвовать своими привилегиями старшего!
Как часто можно слышать возглас мамы, обращающейся к своему малышу: «Я кому сказала!»
Повсеместно и мамы, и папы в общении со своими детьми демонстрируют особую значительность, важность, добиваясь беспрекословного и моментального подчинения, видя особенность своей родительской миссии в воспитании у ребёнка послушания.
Уважаемые родители!!! Воспитывать у ребёнка беспрекословное послушание – значит, воспитывать раба!
Наши дети должны стать умнее нас, благороднее нас, лучше нас! А это случится тогда, когда мы сами поможем им стать нашими друзьями, пожертвовав своим барским старшинством.
Как же быть с воспитанием своего ребёнка? Как с позиции старшего начальника перейти на позицию старшего друга?
Научиться этому сложно.
Но если Вы, дорогой читатель, не научитесь уважать своего ребёнка, то никакая методика не даст ожидаемого результата, поскольку (напомню ещё раз) малыша невозможно заставить что-либо делать против его воли.
Вспомните, как Вы сами учились в школе!
Как правило, ученики любят тот предмет, преподаватель которого вызывает у них уважение. И не любят тот предмет, преподаватель которого не нравится.
Более того, вспомните: Вы уважали того учителя, который уважал Вас, и не любили того, кто был высокомерен с Вами.
Уважение – это всегда обоюдный процесс. Впрочем, неуважение – тоже взаимно.
4. ЗАКОН ИГРЫ
(Закон Тома Сойера)
Когда обучение – весёлая игра,
знания усваиваются сами собой
Во время процесса обу¬чения сохраняйте весёлое настроение. Забудьте весь свой ученический опыт. Никогда в общении с ребёнком не стремитесь уподобляться школьным учителям. Не копируйте их менторскую интонацию и сдвинутые брови.
Какими бы педагоги ни были талантливыми и прекрасными, дети, играя в школу, любому стороннему наблюдателю продемонстрируют суть взаимоотношений «учитель – ученик».
И тот ребёнок, который берёт на себя роль учителя, не затрудняясь, покажет весь арсенал педагогических приёмов принуждения, подавления и оскорбления личности.
Почему Закон «Об образовании» ограничивает ученический возраст, начиная отсчёт с 7 лет? Да просто потому, что именно к этому возрасту ребёнок достигает такого уровня социализации, что способен подчиниться учителю и выполнять его требования. До семи лет ребёнок своеволен и не поддается какому бы то ни было принуждению.
Иными словами, малыша невозможно заставить что-либо делать против его воли. И если мы хотим побудить его к какому-либо действию, нужно сделать так, чтобы ребёнок сам этого захотел.
Перед началом урока, трепетно прижимая к себе карточки или весело помахивая ими, сообщите ребёнку радостнейшую весть: «Сейчас я тебе такие замечательные слова покажу!!! Садись! Смотри!». И сразу, без всякой паузы, начинайте весело показывать ребёнку карточки.
И не надо спрашивать малыша: «Ты хочешь посмотреть на эти карточки?» – Ребёнок может ответить: «Нет, не хочу».
Не нужно его провоцировать таким вопросом. Само Ваше приглашение должно быть сказано так весело, так интригующе, как будто Вы сообщаете ребёнку самую радостную и долгожданную новость.
Помните: любой малыш всегда реагирует в первую очередь не на смысл сказанного, а на интонацию.
Если Вы приятную новость, например, о том, что завтра пойдёте в зоопарк, сообщите ребёнку с грозным видом, сдвинув брови, то он, скорее всего, не обрадуется, а напугается.
А если неприятную весть сообщить радостно, восторженно – малыш будет радоваться вместе с Вами.
5. ЗАКОН ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ
При хорошем настроении обучение идёт в сотни раз эффективнее
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ
Обучайте ребёнка лишь тогда, когда не только у Вас, но и у него хорошее настроение.
Этот закон продолжает предыдущий. Но его смысл гораздо глубже.
Мамы иногда в импульсивном восторге пытаются растормошить хнычущего ребёнка и с зажигательной интонацией призывают его обратить внимание на интересный материал нового урока. Но малыш начинает хныкать ещё больше, нисколько не желая менять своего настроения.
Не нужно в этом случае вообще приставать к ребёнку с чем-либо, тем более с уроками.
Существует строгое правило: если ребёнок болен или голоден, если у него режутся зубы или болит животик, если он с утра плаксив – то в такие дни лучше вообще никаких уроков не проводить. Не нужно ставить под угрозу срыва всю учебную программу.
6 ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ГОЛОДА
Продолжительность урока определяется познавательным голодом
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ
На каждом занятии успейте остановиться раньше, чем Ваш ребёнок сам этого захочет.
Какой продолжительности должен быть урок?
45 минут, 40 минут, 15 минут или 5 секунд?
Нужно учитывать тот факт, что дети не могут продолжительное время удерживать своё внимание на чём-либо одном. Переключаемость детского внимания очень высока. И продолжительность каждого урока должна подчиняться особенностям переключаемости внимания данного ребёнка.
Все занятия с малышами должны быть не просто короткими, а суперкороткими. Пять секунд на занятие – вот примерная продолжительность одного урока, который справедливо будет назвать микроуроком.
7 ЗАКОН СКОРОСТИ
Действие гораздо привлекательнее бездействия
Дети обожают действие. Им нравится, когда вокруг них что-то происходит: движется, падает, взлетает, порхает, летает, вертится, прыгает, ударяется, отскакивает, стучит, бренчит, ползёт, шевелится, надувается, сдувается, лопается, разбивается и т.д.
С какой же скоростью нужно показывать ребёнку карточки со словами?
Начинайте с низкой скорости, не спеша. В первые дни вообще не следует делать резких движений, чтобы не напугать ребёнка. Но с каждым разом увеличивайте скорость демонстрации карточек. Помните: чем выше скорость, тем больше весь процесс нравится малышу. И наоборот: чем медленнее Вы показываете карточки, тем больше у него возможности успевать смотреть по сторонам, да и сам медлительный процесс обучения мало ему нравится.
8.ЗАКОН НОВОЙ ТЕМЫ
Новая тема всегда интереснее старой
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ
Как можно чаще вводите новый учебный материал.
Забудьте школьную капельно-пипеточную методику подачи новых знаний. На одном уроке – одна капелька знаний, на другом уроке – следующая капелька и т.д.
В конце-концов, не столь важно будет ли Ваш ребёнок помнить те сотни слов, которые Вы ему покажете, или забудет, если он всё равно научится читать, причём сразу бегло!!!
Дети с удовольствием воспринимают новое, но они не желают повторять старое. А количество всегда переходит в качество.
Активное общение с ребёнком посредством письменной речи неизбежно сформирует у него умение разбираться в ней. Не будет общения – не будет и умения. И здесь не нужно топтаться на одном месте, как это принято в школьной практике, а нужно смело идти вперёд и в хорошем темпе.
9. ЗАКОН РЕЖИМА
Регулярные занятия дают больше, чем хаотичные
Мы поставили этот закон на 9-е место. Но надо иметь в виду: чем старше ребёнок, тем важнее для него режим занятий.
Иными словами: чем старше ребёнок, тем значимость этого закона становиться выше.
Дети быстро привыкают к режиму. Но сам режим не следует понимать как строгую привязку каких-либо процедур к определённому времени и расписывать занятия строго по часам.
«Привязывать» занятия надо не к определённому времени, а к каким-либо процедурам, ежедневно повторяющимся.
Например, к умыванию, одеванию, приёму пищи, сборам на прогулку, горшку и т.д. То есть занятия нужно проводить в одни и те же режимные моменты: до какой-либо процедуры, во время этой процедуры или после неё.
Дети к такому порядку быстро привыкают, и не будет надобности Вам каждый раз выдумывать какие-либо ухищрения, чтобы привлекать внимание ребёнка к очередным урокам.
10. ЗАКОН СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ
В счастливых семьях вырастают счастливые дети
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ
И Вы, и Ваш ребёнок должны чувствовать, что прекрасно проводите время.





Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: