Домашнее образование вместо школьного – насколько это реально?

«КАК УЧИТЬСЯ ДОМА
Многие родители думают, что если ребенок учится дома, то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и проходят всю школьную программу вместе с ним. Мне не раз приходилось слышать такие комментарии: «У нас ребенок ходит в школу – и мы ВСЕ РАВНО сидим с ним до поздней ночи каждый день, пока все уроки не сделаем. А если бы не ходил – это значит, сидеть надо на несколько часов в день больше!!!» Когда я говорю, что никто с моими детьми не «сидит», делая вместе с ними «уроки» – мне просто не верят. Думают, что это бравада.
Но если вы действительно не можете позволить своему ребенку учиться без вашего участия (т. е. намереваетесь все 10 лет вместе с ним «делать уроки») – тогда, конечно, домашнее обучение вам категорически не подходит. Оно изначально предполагает некоторую самостоятельность ребенка.
Если же вы готовы согласиться с мыслью, что ребенок способен учиться сам (независимо от того, какие оценки ему будут ставить – может быть, «3’’ за изложение своих собственных мыслей лучше, чем «5’’ за запись папиных или маминых?) – тогда можно подумать и о домашнем обучении. В том числе и потому, что оно позволит ребенку тратить меньше времени на то, что у него получается с ходу, и больше времени уделять тому, что он понимает не сразу.
А дальше все зависит от мировоззрения родителей. От того, какие цели вы перед собой ставите. Если целью является «хороший аттестат» (для поступления в «хороший вуз») – это одна ситуация. А если целью является умение ребенка принимать решения и делать выбор – совершенно другая. Иногда удается добиться обоих результатов, поставив только одну из этих целей. Но это просто «побочный эффект». Бывает, но не у всех.
Давайте начнем с самой традиционной цели – с «хорошего аттестата». Сразу определите для себя степень своего участия в решении этой задачи. Если решать ее будете именно вы, а не ваш ребенок – тогда вам нужно позаботиться о хороших репетиторах (которые будут приходить к вам домой) и составить (в одиночку, или вместе с ребенком, или вместе с ребенком и его учителями) график занятий. И выбрать школу, в которой ваш ребенок будет сдавать экзамены и зачеты. И которая выдаст ему именно такой аттестат, как вы хотели – например, какая-нибудь спецшкола того направления, в котором вы намерены «двигать» своего ребенка.
А если вы не собираетесь полностью контролировать процесс учебы (что кажется мне гораздо более естественным) – тогда будет полезно сначала обстоятельно обсудить с ребенком его собственные желания, намерения и возможности. Поговорить с ним о том, какие знания он ХОЧЕТ получить и что он готов сделать для этого. Многие дети, поучившиеся в школе, уже не могут сами планировать свою учебу. Им требуется «толчок» в виде регулярных «домашних заданий». Иначе у них не получается. Но это легко исправить. Сначала можно действительно помогать ребенку планировать его занятия и даже, может быть, ставить перед ним какие-то задачи – а потом, «пройдя» в таком режиме пару предметов, он и сам научится этому.
Самый простой способ составить план учебы – посчитать, сколько у вас есть времени на подготовку к экзаменам и какой объем информации нужно «проглотить» за это время. Например, ваш ребенок решил за полгода сдать 6 предметов. Значит, в среднем по месяцу на каждый учебник. (Вполне достаточно.)
Потом вы берете все эти учебники и видите, что 2 из них – довольно тонкие и читаются «на одном дыхании» (например, география и ботаника). Решаете, что каждый из них можно осилить за 2 недели. (Появился «лишний» месяц, который можно «отдать» тому предмету, который кажется самым трудным для вашего ребенка – например, русский язык с его запутанными правилами.) Потом смотрите, сколько там страниц. Допустим, в учебнике 150 страниц текста. Значит, можно в течение 10 дней читать по 15 страниц, потом за пару дней перелистать учебник еще раз, чтобы повторить самые сложные главы, а потом идти сдавать экзамен.
Внимание: вопрос к тем, кто считает, что учиться дома «очень трудно». Ваш ребенок может прочитать 15 страниц в день и запомнить, о чем там шла речь? (Может быть, даже вкратце законспектировать для себя – используя свои собственные условные обозначения и рисунки.)
Я думаю, что большинству детей это покажется слишком простой задачей. И они предпочтут читать не по 15, а по 50 страниц в день, чтобы покончить с этим учебником не за 10 дней, а за 3! (А некоторым даже проще сделать это ЗА ОДИН день!)
Конечно, не все учебники читаются легко, и не всегда этого достаточно. Есть еще математика, где нужно решать задачи, и русский язык, где нужно писать, а потом еще физика и химия… Но оптимальные способы изучения более сложных предметов находятся в процессе учебы. Стоит только начать… А если даже что-то не будет получаться – можно найти репетитора по самому сложному предмету, по двум, по трем… Только перед этим было бы очень желательно дать ребенку возможность поучиться самостоятельно – тогда он, по крайней мере, начнет понимать, что именно у него не получается.
(Я расспрашивала моих знакомых, которые занимались репетиторством: могут ли они обучить ЛЮБОГО ребенка своему предмету? И какие трудности при этом чаще всего возникают? Насчет «любого» – это не совсем так. Попадались изредка такие дети, которых невозможно было ничему научить ;-(. И это всегда были именно те дети, которых родители ЗАСТАВИЛИ заниматься. И наоборот – успешнее всего продвигались вперед те дети, которые раньше ПЫТАЛИСЬ сами изучить этот предмет, но что-то у них не получалось. Тогда помощь репетитора оказывалась очень кстати, ребенок начинал понимать то, что ускользало от него раньше, и дальше все шло отлично.)
И напоследок – опять о моем личном опыте. Мы пробовали по-разному: и планы составляли (обычно в самый первый год обучения экстерном), и пускали все «на самотек». Пробовали даже материальные стимулы )). Например, я выделяю на учебу некую сумму, которой хватит на оплату трех месяцев занятий с преподавателями (при обучении по системе «консультация – зачет»). Если ребенок успевает сдать все ровно за 3 месяца – хорошо. Если не успевает – я как бы «даю ему взаймы» недостающую сумму, и потом нужно будет ее вернуть (у моих старших детей были источники дохода – они регулярно подрабатывали). А если сдает быстрее – оставшиеся деньги получает в качестве «приза». (В тот год призы были получены, но идея не прижилась – больше мы так не делали. Это был просто эксперимент, который был интересен всем участникам. А после получения результатов перестал быть интересен. Мы уже поняли, как это работает.)
Обычно мои дети сами думали, когда и как они будут учиться. С каждым годом я все реже задавала им вопросы по поводу учебы. (Иногда они сами обращались ко мне с вопросами – я помогала им, если видела, что моя помощь им действительно нужна. Но не вмешивалась в то, что они могли делать сами.)
И еще одно. Многие мне говорят: «Тебе хорошо – твои дети такие способные, они хотят учиться… А наших – не заставить. Они не будут учиться, если не будут ходить в школу.» Насчет «способных» детей – спорный вопрос. У меня нормальные дети. У них, как у всех, к чему-то есть «способности», к чему-то – нет. И учатся дома они не потому, что «способные», а потому что дома ничто не мешает интересоваться учебой.
У любого нормального ребенка есть тяга к знаниям (вспомните: ему с первых лет жизни интересно, сколько ног у крокодила, почему страус не летает, из чего сделан лед, куда летят тучи – ведь это именно то, что он мог бы узнать из школьных учебников, если бы воспринимал их просто как «книги»).
Но когда он идет в школу, там эту тягу начинают медленно, но верно убивать. Вместо знаний ему навязывают умение отсчитать нужное число клеточек от левого края тетради. И так далее. Чем дальше, тем хуже. Да еще и коллектив, навязанный ему извне. Да еще и казенные стены (а я вообще считаю, что в казенных стенах ничего не получается хорошо – ни детей рожать, ни лечиться, ни учиться, ни заниматься каким-то делом – впрочем, это дело вкуса, а «о вкусах не спорят», как известно ).
Дома – все иначе. То, что в школе кажется скучным и неприятным, дома кажется интересным. Вспомните момент, когда ребенок (даже если это школьник-троечник) впервые берет в руки стопку новых учебников. Ему интересно! Он рассматривает обложки, он листает учебники, «зависая» над какими-то картинками… А что дальше? А дальше начинаются опросы, оценки, задания, нотации… И открывать учебник просто потому, что «интересно», ему и в голову не приходит…
А если ему не нужно ходить в школу и двигаться в навязываемом ему темпе, делая попутно сотни ненужных действий – тогда можно спокойно (выспавшись, не спеша позавтракав, поболтав с родителями, поиграв с кошкой – впишите недостающее ) открыть этот же учебник в подходящий момент и С ИНТЕРЕСОМ почитать, о чем там написано. И знать, что никто не вызовет тебя к доске с грозным видом и не обвинит тебя в том, что ты не все запомнил. И не стукнет портфелем по голове. И не выскажет твоим родителям свое мнение о твоих способностях…
То есть в школе знания – если и усваиваются – то ВОПРЕКИ системе обучения. А дома они усваиваются легко и без напряжения. И если ребенку дать возможность не ходить в школу – он, конечно, первое время будет только отдыхать. Отсыпаться, отъедаться, читать, гулять, играть… Столько, сколько надо – чтобы «скомпенсировать» ущерб, нанесенный школой. Но рано или поздно настанет момент, когда ему захочется взять учебник и просто почитать.
взято с сайта.
http://babydevelopment.wordpress.com/2009/06/11/domashnee-obrazovanie-vmesto-shkolnogo/
Как вы относитесь к домашнему обучению?
Комментарии
В этом случае я считаю это вполне разумным и оправданным.
Я "взрослая" мама, невольно задумываюсь, что "вдруг что с нами...". Мне ребёнка нужно научить жить с людьми. Взаимоотношения в школе - это тоже опыт.
Конечно, было и в то время среди моих одноклассников: и алкоголь, и курение, и даже кто-то травку пробовал. Но это всё как-то прошло мимо меня, хотя я не была букой или отшельницей. Ну вот не прилипло из этого ничего ко мне. Мама так воспитала, наверное, я не знаю от чего это зависит.
Так что у меня лично только положительный опыт школы.
Если причина домашнего обучения только в этом, то я всё-таки противник ухода от проблемы. Жизнь часто состоит из преодоления трудностей, но от этого растёт наша душа. Моя задача - научить ребёнка не только наукам, но и умению, если нужно, держать удар достойно, не теряя себя. Это всего лишь моё мнение, основанное на моём опыте, а каждый всё равно всё примеряет к себе. Рецептов нет, я думаю.
во-вторых, унижение ужасно, как для взрослых, так и для детей, просто дети более беззащитны, они привыкли, что взрослые сильнее, умнее их, и всегда правы. И начинают себя считать глупым, безмозглым, никчёмным. У них появляются страхи и комплексы.
Если ребёнок не хочет идти в школу, что делать? большинство родителей заставляют, кто-то уговаривает, объясняя этим "НАДО". Кому надо?для чего надо? ребёнок понять не может. Другие пытаются подкупить, за каждую хорошую отметку денюжка, и ре понимает, что всё в мире продаётся и покупается. это не уход от проблемы, а одно из решений, может и для вашего ребёнка именно это решение подойдёт, и ребёнок будет расти уравновешеннее, спокойнее, рассудительнее. полностью согласна, но не все трудности ребёнку преодолеть по силу, и при этом ещё хорошо учиться. ага! попробуйте доказать что-то некоторым учителям-самодурам. Не переводить же постоянно ребёнка из школы в школу, везде есть что-то подобное, в семье как говориться не без урода. чётких и точных рецептов нет, но ингредиенты разные, каждый выбирает то, что ближе ему и его ребёнку.
А если мы всё-таки говорим о том, что ребёнка МОГУТ обидеть, т.е. о потенциальных обидах, о страхах родителя, что ребёнку в школе будет плохо, то это совсем другая история. В этом случае, я опять напишу вам то же самое, что и раньше.
↑ Перейти к этому комментарию
И ещё, чаще всего в подобные школы не берут всех детей подряд, а только тех, кто имеет предпосылки к такому нестандартному обучению.Предварительно проходит жёсткий отбор.
вот с этим не согласна. Все дети разные, а иногда "чужая тетя учитель" может подтолкнуть сильнее, чем родители.
↑ Перейти к этому комментарию
Просто испытала всё это со своим старшим сыном.В 4 года он мог подолгу выполнять различные задания по математике и наотрез отказывался учиться читать,какими бы способами я его не заинтересовывала.Сейчас же (сыну почти 6), научившись читать, он только этим и занимается.Математику по-прежнему любит.Но выполняет только то, что они делают в саду, а дома к книгам и тетрадкам по математике не притрагивается.
в одной из моих любимых книг есть такая фраза
"...Как-то раз /.../ мы делали модели планеров. Чтобы они взлетали, необходимо выполнить два условия. Сначала разогнать их, а потом отпустить. - Она вздохнула. - Научиться отпускать было самым трудным..."
К домашнему обучению должны быть готовы, прежде всего, родители - именно им придется признать самостоятельность ребенка и "отпустить самолетик"
а почему вернулись в школу?
Поэтому получаем знания и умения ради обмена этим с другими
Мне кажется, это очень важно, вы теперь занете всё это не только в теории, но и на практике. И если что всегда можете снова перейти на экстернат.
если для него важно общение именно в школе, что ж это его выбор. Рада, что вы его поддержали. да, это неприятно.
Удачи вам!
Кроме школы ему также хватает общения. Здесь происходит расширение пространства - к прежним знакомствам только прибавляется
Мне кажется, это очень важно, вы теперь занете всё это не только в теории, но и на практике. И если что всегда можете снова перейти на экстернат.
если для него важно общение именно в школе, что ж это его выбор. Рада, что вы его поддержали. да, это неприятно.
Удачи вам!
↑ Перейти к этому комментарию
вряд ли ))) Школу сейчас хорошую нашли, 9й класс. Юридически проще учиться там.
- Мне надо написать это... Ну, в общем, про то, как было когда-то и как сейчас
- А поподробнее?
- Стой, дай подумаю... Ну, как бы так сказать? Ну что было плохо, а стало хорошо. Ну все глупые были, а потом стали умнеть. Машины там всякие строить и все такое
- Переход к феодализму?
- Что? Не... я не знаю, а что такое феодализм.
- Посмотри в Интернете.
- А вдруг это не то?
- Вот и узнаешь
Дальше долго пересказывать, но оказалось, что ей нужно написать доклад про НТП в 18 веке.
Было бы смешно, если бы не так печально... А ведь она ходит на городские олимпиады и даже места призовые занимает. Я с холодком думаю, какие же тогда остальные дети-то???? Те, которые троечники...
Пусть я буду идти против системы, пусть мой ребенок будет получать плохие отметки за лень, но я его научу думать и выражать свои мысли в словесной форме без всяких "ну это... типо... того... ну ты ведь поняла, что я хотел сказать".
Это и печально, и они ещё считают,что я к ним цепляюсь, что раньше у них были хорошие оценки, а сейчас еле-еле на 5-6 (по 10-бальной, это 3-3-). А раньше у них видите ли 9 и 8 были(твёрдые 5 и 4). За что им эти отметки ставили - не знаю! Я считаю,ч то у меня планка очень низкая, но они и её не проходят.
А Вы что решили? Будете детей дома учить? Или в свою школу отдадите, чтобы иметь возможность наблюдать?
Но основное, что я хорошо себя помню в детстве. Как не хотелось идти в школу, хотя была любознательным, способным ребёнком, многое получалось на отлично, и училась-то хорошо, но школу не любила.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: