Парадигмальный сценарий сохранения девственности и нарушение правил
Сижу и размышляю: мужчины и женщины равны или нет? мне хочется равенства в этой деликатной сфере...
из статьи Анны Темкиной "Добрачная девственность:культурный код гендерного порядка в современной Армении (на примере Еревана)"
Большинство авторов соглашается с тем, что в отношении к девственности в традиционных обществах существует двойной гендерный стандарт. Как считает Рэндалл Коллинз (2000),
в традиционных обществах выдвигалось жесткое требование девственности невесты до брака. Если бы она имела сексуальные отношения с другим мужчиной, права собственности мужа на ее тело были бы нарушены. В то же самое время тот факт, что в этих обществах отсутствовали требования к девственности мужчин, означает, что система собственности была в гораздо большей степени основана на праве мужчины обладать телом женщины, а не наоборот (120).
«Патриархальная цивилизация, — пишет Симона де Бовуар, — обрекает женщин на целомудрие; право мужчины на свободное удовлетворение сексуальных желаний признается более или менее открыто, но женщина замкнута в границах замужества» (де Бовуар 1997: 413). Различные традиции в теоретической интерпретации девственности — марксизм, фрейдизм, культурная антропология и феминизм — позволяют показать экономическую и символическую ценность девственности женщины, вариативность отношения к ней в разных культурах, а также связать требования к девственности с патриархальным порядком, который исполняет власть, осуществляя контроль и поддерживая объективацию и отчуждение женщины от своей сексуальности (Яргомская 2002; 2009). Для моего исследования важным также является анализ практик сопротивления доминирующим гендерным правилам (Здравомыслова и Темкина 2007). Кроме того, я учитываю то, что в ходе строительства национального государства могут предъявляться определенные требования к «чистоте» женщины и к ее роли в биологическом и символическом воспроизводстве нации (Юваль-Дейвис 2001).
Парадигмальный патриархатный сценарий в Армении действует во всех поколениях, включенных в данное исследование (поэтому далее речь идет как о позднесоветском, так и постсоветском времени). О значении девственности говорят представители разных групп. «Девственность была с замужеством… тождественна… культ [девственности] был какой-то» (женщина, 41 год). Этот «культ» сохраняется и у современной молодежи. Информантка рассказывает о вопросе, заданном молодому человеку: «В случае, ты любишь девушку, предположим, ты женился… оказалось, что она не девушка, что ты будешь делать, ты же ее любишь? Он отвечает: “Я лично этого не потерплю, то есть я не смогу с ней больше строить те же отношения”» (женщина, 46 лет).
Опишем, как осуществляется контроль за девственностью в «нормальных» вариантах парадигмального сценария. В этом случае девушка не имеет сексуальных отношений до свадьбы, на брак получено согласие обеих сторон, выполняются ритуалы сватовства. Свадьба легитимирует брак в глазах сообщества, хотя она не обязательно совпадает по времени с гражданской регистрацией или церковным венчанием. В первую брачную ночь происходит дефлорация. Свекровь, убедившись утром в наличии крови на постельном белье (то есть в непорочности невестки), должна выполнить ритуал «красное яблоко» — отнести красное яблоко ее матери, подтвердив девственность девушки и публично выразив благодарность за ее правильное воспитание.
Женщина рассказывает о брачной ночи как о физической и моральной травме: «Я согласилась, скрипя зубами… в эту ночь я лежала вообще деревянная, и это было страшно больно» (женщина, 35 лет). Брачная ночь — это контроль за соблюдением правил, в процессе которого обозначаются властные иерархии и позиция молодой женщины.
А утром — она [свекровь] пришла… она заходит и начинает… рыться в постели. Ну, а поскольку крови было очень много, то мы все это собрали, вплоть до наволочки, и бросили в угол. И постелили все заново, и спали — это уже утро. Она вдруг не находит [кровь]. Сын сказал, что все нормально, а она не находит. И меня там нет как будто, вот я не человек.
Молодая женщина — объект проверки и подозрения в обмане. Такая история звучит как пример физического и символического насилия над девушкой, утверждающего ее низкий статус в системе половозрастной субординации.
В другом случае девственность рассматривается как дар, а дефлорация — как важнейший поворотный этап биографии. Женщина, состоящая в браке один год, рассказывает о том, что ее девственность как эксклюзивный дар была предназначена будущему супругу — предположительно единственному партнеру в жизни.
Я делала это сознательно, я просто хотела подарить себя моему мужу, я хотела, чтобы он был мой единственный мужчина … Я не могла с тем переспать, а выйти замуж за другого. У меня должен быть один-единственный мужчина… И вообще я чистоту люблю. Будь то тела, будь то души (женщина, 28 лет).
Потеря девственности связывается со вступлением в брак, а биография разделяется на два этапа: «до» и «после». Информантка говорит о своей родственнице с иронией: «Когда она выходила замуж … она все время так акцентировала девственность… — мы просто умирали со смеху. Потому что у нее было “до” и “после”. Все, что говорилось — “до” и “после”: “Вот когда я была девственной…”» (женщина, 41 год).
Однако описанные выше парадигмальные правила перестают быть само собой разумеющимися. Тема подозрения в фальсификации девственности постоянно звучит в рассказах информантов, особенно о постсоветском периоде. По мере расшатывания «нормальной» фазы новые агенты включаются в систему проверки и контроля. К контролю привлекаются эксперты-профессионалы — медики. В случае сомнения в «чистоте» молодой супруги, не подтвержденной утренней проверкой брачного ложа, родители мужа могут обратиться к врачам: «[Она] вышла замуж, и на следующий день... никаких этих [следов] нет — все, позор! Привозили девушку к гинекологу, и гинеколог просто прилюдно, при этих родственниках [говорит]: все нормально у нее, проблемы с вашим сыном, идите, разбирайтесь» (женщина, 46 лет).
Аналогичную историю рассказывает другая информантка: «На следующий день свекровь пришла посмотреть, и невестку потянули за волосы к гинекологу. Он посмотрел, говорит, она девственница, скажите своему сыну, пусть он все это нормально сделает… как она могла себя чувствовать, если с ней так обошлись?» (женщина, 24 года).
Врачи вписаны в систему контроля девственности, они реагируют на такие запросы и опровергают (или подтверждают) подозрения родственников. Информантки рассказывали о том, как врачи в определенных ситуациях изменяют сроки беременности, чтобы сохранить правдоподобие добрачной девственности. Таким образом, институт репродуктивной медицины оказывается рефлексивным к центральному культурному коду гендерных отношений, хотя практики проверки или восстановления девственности не являются его функцией.
Итак, согласно данной парадигме женщина должна сохранять девственность до брака. Наиболее драматичные истории — это разоблачение отсутствия целомудрия и изгнание молодой супруги из дома мужа.
Дочь нашей соседки вышла замуж. Она училась здесь, в Ереване. Не знаю, она имела какие-то отношения с однокурсниками или с кем-то другим, но на следующий день же после свадьбы ее выгнали из дома, сказали, что она не была девственницей. Сейчас она у себя дома и весь район знает о ней, показывает пальцем, что она такая и такая (женщина, 20 лет).
Не менее драматичны истории потери девственность вне брака, которые стали известны в сообществе. Таким женщинам грозит разрушение «нормальной» биографии.
[Они] один раз допустили какую-то оплошность в кавычках, и поверили какому-то парню и потеряли девственность. И это стало известно, и на них общество смотрит другими глазами, и они уже не могут выйти замуж часто очень (женщина, 40 лет).
Женщина, утратившая девственность до брака, теряет возможность обрести важнейший легитимный статус — статус жены (Шахназарян 2005). Информантки рассказывают: «[Мужчины] говорили, вот, значит, кто-то использовал ее, и что, я должен жениться на ней?» (женщина, 24 года).
Парень говорит: «Даже если бы я тебя очень-очень сильно любил и что-то было в детстве… может быть тебя изнасиловали, все равно, все, твоя судьба уже кончена, ты конченый человек, я не принимаю тебя» (женщина, 20 лет).
Как и в других культурах, в парадигмальном сценарии «дефлорация вне установленного порядка воспринималась как жизненная катастрофа» (Голод 1998: 39). «Во многих слоях общества девственность ценится так высоко, что, по мнению девушки, было бы настоящим бедствием лишиться ее, не вступив в законный брак. Девушка, в порыве увлечения или от неожиданности уступившая мужчине, считается опозоренной […] Ее “уступка” или “падение” ведет к презрительному отношению к ней» (де Бовуар 1997: 419, 413; см. также Пушкарева 1997: 23–24; Кон 2005: 43–44). Есть и другие мотивы, которые предостерегают от добрачного секса. Важная функция девственности — обеспечение безопасности и неприкосновенности женщины, сдерживание сексуальных порывов и ограничение власти мужчины. С точки зрения социолога Мариам Оганян (экспертное интервью 2004),
мужчина при желании, при его напористости всегда может взять женщину силой, изнасиловать в конце концов, и единственное, что его пугает — это ее девственность, потому что в обществе есть такая норма, что мужчина, лишивший женщину девственности, обязан на ней жениться, этого требует кодекс чести, по крайней мере родители девушки могут вынудить сделать его это.
Молодые люди самоограничивают себя в сексуальных отношениях с невестой или с девушками из своего окружения.
Если это разумный парень, он не допустит этого с девушками из своего окружения. Если это порядочная, нормальная девушка, он подумает о ней, о ее репутации и о ее будущем. Секс должен быть с кем-то посторонним, не с женщинами из своего окружения. Во многих случаях даже с проститутками… 17–19-тилетние парни обращаются к этому варианту (мужчина, 20 лет).
Другой информант подчеркивает необходимость постоянного самоконтроля: «Есть много барьеров [в отношениях], всегда ты себя держишь под контролем» (мужчина, 38 лет).
Девушки избегают добрачных сексуальных отношений, чтобы не оказаться в ситуации риска. Молодая информантка рассказывает о совете подруги по поводу возможных сексуальных отношений:
Она сказала: «Не делай этого… я не советую... это очень трудно, то есть ты теряешь что-то, свободу какую-то, то есть ты становишься очень зависимой» (женщина, 20 лет).
Поскольку сексуальный партнер становится эксклюзивным, заменить его невозможно, то девушка попадает в полную зависимость от его доброй воли — по сути от него зависит ее судьба «порядочной женщины». Молодые женщины вместе с девственностью могут потерять свободу — то есть возможность отказаться от отношений с данным молодым человеком и выбрать другого. Их будущее замужество в таком случае становится проблематичным. Культурный код — добрачная девственность женщин — регулирует поведение и женщин, и мужчин. И те и другие должны выполнять правила сообщества, в котором они являются подотчетными перед родителями, родственниками, соседями и сообществом в целом.
www.soclabo.org/rus/journal/6/3/vers/83/ там же и со списком литературы можно ознакомиться...
из статьи Анны Темкиной "Добрачная девственность:культурный код гендерного порядка в современной Армении (на примере Еревана)"
Большинство авторов соглашается с тем, что в отношении к девственности в традиционных обществах существует двойной гендерный стандарт. Как считает Рэндалл Коллинз (2000),
в традиционных обществах выдвигалось жесткое требование девственности невесты до брака. Если бы она имела сексуальные отношения с другим мужчиной, права собственности мужа на ее тело были бы нарушены. В то же самое время тот факт, что в этих обществах отсутствовали требования к девственности мужчин, означает, что система собственности была в гораздо большей степени основана на праве мужчины обладать телом женщины, а не наоборот (120).
«Патриархальная цивилизация, — пишет Симона де Бовуар, — обрекает женщин на целомудрие; право мужчины на свободное удовлетворение сексуальных желаний признается более или менее открыто, но женщина замкнута в границах замужества» (де Бовуар 1997: 413). Различные традиции в теоретической интерпретации девственности — марксизм, фрейдизм, культурная антропология и феминизм — позволяют показать экономическую и символическую ценность девственности женщины, вариативность отношения к ней в разных культурах, а также связать требования к девственности с патриархальным порядком, который исполняет власть, осуществляя контроль и поддерживая объективацию и отчуждение женщины от своей сексуальности (Яргомская 2002; 2009). Для моего исследования важным также является анализ практик сопротивления доминирующим гендерным правилам (Здравомыслова и Темкина 2007). Кроме того, я учитываю то, что в ходе строительства национального государства могут предъявляться определенные требования к «чистоте» женщины и к ее роли в биологическом и символическом воспроизводстве нации (Юваль-Дейвис 2001).
Парадигмальный патриархатный сценарий в Армении действует во всех поколениях, включенных в данное исследование (поэтому далее речь идет как о позднесоветском, так и постсоветском времени). О значении девственности говорят представители разных групп. «Девственность была с замужеством… тождественна… культ [девственности] был какой-то» (женщина, 41 год). Этот «культ» сохраняется и у современной молодежи. Информантка рассказывает о вопросе, заданном молодому человеку: «В случае, ты любишь девушку, предположим, ты женился… оказалось, что она не девушка, что ты будешь делать, ты же ее любишь? Он отвечает: “Я лично этого не потерплю, то есть я не смогу с ней больше строить те же отношения”» (женщина, 46 лет).
Опишем, как осуществляется контроль за девственностью в «нормальных» вариантах парадигмального сценария. В этом случае девушка не имеет сексуальных отношений до свадьбы, на брак получено согласие обеих сторон, выполняются ритуалы сватовства. Свадьба легитимирует брак в глазах сообщества, хотя она не обязательно совпадает по времени с гражданской регистрацией или церковным венчанием. В первую брачную ночь происходит дефлорация. Свекровь, убедившись утром в наличии крови на постельном белье (то есть в непорочности невестки), должна выполнить ритуал «красное яблоко» — отнести красное яблоко ее матери, подтвердив девственность девушки и публично выразив благодарность за ее правильное воспитание.
Женщина рассказывает о брачной ночи как о физической и моральной травме: «Я согласилась, скрипя зубами… в эту ночь я лежала вообще деревянная, и это было страшно больно» (женщина, 35 лет). Брачная ночь — это контроль за соблюдением правил, в процессе которого обозначаются властные иерархии и позиция молодой женщины.
А утром — она [свекровь] пришла… она заходит и начинает… рыться в постели. Ну, а поскольку крови было очень много, то мы все это собрали, вплоть до наволочки, и бросили в угол. И постелили все заново, и спали — это уже утро. Она вдруг не находит [кровь]. Сын сказал, что все нормально, а она не находит. И меня там нет как будто, вот я не человек.
Молодая женщина — объект проверки и подозрения в обмане. Такая история звучит как пример физического и символического насилия над девушкой, утверждающего ее низкий статус в системе половозрастной субординации.
В другом случае девственность рассматривается как дар, а дефлорация — как важнейший поворотный этап биографии. Женщина, состоящая в браке один год, рассказывает о том, что ее девственность как эксклюзивный дар была предназначена будущему супругу — предположительно единственному партнеру в жизни.
Я делала это сознательно, я просто хотела подарить себя моему мужу, я хотела, чтобы он был мой единственный мужчина … Я не могла с тем переспать, а выйти замуж за другого. У меня должен быть один-единственный мужчина… И вообще я чистоту люблю. Будь то тела, будь то души (женщина, 28 лет).
Потеря девственности связывается со вступлением в брак, а биография разделяется на два этапа: «до» и «после». Информантка говорит о своей родственнице с иронией: «Когда она выходила замуж … она все время так акцентировала девственность… — мы просто умирали со смеху. Потому что у нее было “до” и “после”. Все, что говорилось — “до” и “после”: “Вот когда я была девственной…”» (женщина, 41 год).
Однако описанные выше парадигмальные правила перестают быть само собой разумеющимися. Тема подозрения в фальсификации девственности постоянно звучит в рассказах информантов, особенно о постсоветском периоде. По мере расшатывания «нормальной» фазы новые агенты включаются в систему проверки и контроля. К контролю привлекаются эксперты-профессионалы — медики. В случае сомнения в «чистоте» молодой супруги, не подтвержденной утренней проверкой брачного ложа, родители мужа могут обратиться к врачам: «[Она] вышла замуж, и на следующий день... никаких этих [следов] нет — все, позор! Привозили девушку к гинекологу, и гинеколог просто прилюдно, при этих родственниках [говорит]: все нормально у нее, проблемы с вашим сыном, идите, разбирайтесь» (женщина, 46 лет).
Аналогичную историю рассказывает другая информантка: «На следующий день свекровь пришла посмотреть, и невестку потянули за волосы к гинекологу. Он посмотрел, говорит, она девственница, скажите своему сыну, пусть он все это нормально сделает… как она могла себя чувствовать, если с ней так обошлись?» (женщина, 24 года).
Врачи вписаны в систему контроля девственности, они реагируют на такие запросы и опровергают (или подтверждают) подозрения родственников. Информантки рассказывали о том, как врачи в определенных ситуациях изменяют сроки беременности, чтобы сохранить правдоподобие добрачной девственности. Таким образом, институт репродуктивной медицины оказывается рефлексивным к центральному культурному коду гендерных отношений, хотя практики проверки или восстановления девственности не являются его функцией.
Итак, согласно данной парадигме женщина должна сохранять девственность до брака. Наиболее драматичные истории — это разоблачение отсутствия целомудрия и изгнание молодой супруги из дома мужа.
Дочь нашей соседки вышла замуж. Она училась здесь, в Ереване. Не знаю, она имела какие-то отношения с однокурсниками или с кем-то другим, но на следующий день же после свадьбы ее выгнали из дома, сказали, что она не была девственницей. Сейчас она у себя дома и весь район знает о ней, показывает пальцем, что она такая и такая (женщина, 20 лет).
Не менее драматичны истории потери девственность вне брака, которые стали известны в сообществе. Таким женщинам грозит разрушение «нормальной» биографии.
[Они] один раз допустили какую-то оплошность в кавычках, и поверили какому-то парню и потеряли девственность. И это стало известно, и на них общество смотрит другими глазами, и они уже не могут выйти замуж часто очень (женщина, 40 лет).
Женщина, утратившая девственность до брака, теряет возможность обрести важнейший легитимный статус — статус жены (Шахназарян 2005). Информантки рассказывают: «[Мужчины] говорили, вот, значит, кто-то использовал ее, и что, я должен жениться на ней?» (женщина, 24 года).
Парень говорит: «Даже если бы я тебя очень-очень сильно любил и что-то было в детстве… может быть тебя изнасиловали, все равно, все, твоя судьба уже кончена, ты конченый человек, я не принимаю тебя» (женщина, 20 лет).
Как и в других культурах, в парадигмальном сценарии «дефлорация вне установленного порядка воспринималась как жизненная катастрофа» (Голод 1998: 39). «Во многих слоях общества девственность ценится так высоко, что, по мнению девушки, было бы настоящим бедствием лишиться ее, не вступив в законный брак. Девушка, в порыве увлечения или от неожиданности уступившая мужчине, считается опозоренной […] Ее “уступка” или “падение” ведет к презрительному отношению к ней» (де Бовуар 1997: 419, 413; см. также Пушкарева 1997: 23–24; Кон 2005: 43–44). Есть и другие мотивы, которые предостерегают от добрачного секса. Важная функция девственности — обеспечение безопасности и неприкосновенности женщины, сдерживание сексуальных порывов и ограничение власти мужчины. С точки зрения социолога Мариам Оганян (экспертное интервью 2004),
мужчина при желании, при его напористости всегда может взять женщину силой, изнасиловать в конце концов, и единственное, что его пугает — это ее девственность, потому что в обществе есть такая норма, что мужчина, лишивший женщину девственности, обязан на ней жениться, этого требует кодекс чести, по крайней мере родители девушки могут вынудить сделать его это.
Молодые люди самоограничивают себя в сексуальных отношениях с невестой или с девушками из своего окружения.
Если это разумный парень, он не допустит этого с девушками из своего окружения. Если это порядочная, нормальная девушка, он подумает о ней, о ее репутации и о ее будущем. Секс должен быть с кем-то посторонним, не с женщинами из своего окружения. Во многих случаях даже с проститутками… 17–19-тилетние парни обращаются к этому варианту (мужчина, 20 лет).
Другой информант подчеркивает необходимость постоянного самоконтроля: «Есть много барьеров [в отношениях], всегда ты себя держишь под контролем» (мужчина, 38 лет).
Девушки избегают добрачных сексуальных отношений, чтобы не оказаться в ситуации риска. Молодая информантка рассказывает о совете подруги по поводу возможных сексуальных отношений:
Она сказала: «Не делай этого… я не советую... это очень трудно, то есть ты теряешь что-то, свободу какую-то, то есть ты становишься очень зависимой» (женщина, 20 лет).
Поскольку сексуальный партнер становится эксклюзивным, заменить его невозможно, то девушка попадает в полную зависимость от его доброй воли — по сути от него зависит ее судьба «порядочной женщины». Молодые женщины вместе с девственностью могут потерять свободу — то есть возможность отказаться от отношений с данным молодым человеком и выбрать другого. Их будущее замужество в таком случае становится проблематичным. Культурный код — добрачная девственность женщин — регулирует поведение и женщин, и мужчин. И те и другие должны выполнять правила сообщества, в котором они являются подотчетными перед родителями, родственниками, соседями и сообществом в целом.
www.soclabo.org/rus/journal/6/3/vers/83/ там же и со списком литературы можно ознакомиться...
Комментарии
интересно, а эффект телегонии у человека, это выдумки или факт ?
у животных понятно, уже доказали..
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: