Если обидели в храме...

К сожалению, среди приходящих на сайт писем с определенной регулярностью встречаются горькие слова: «Больше я в наш храм не пойду». Дальше описываются разные ситуации, которые можно свести к одному – человек встретил в храме такое обращение, которого совсем не ждал. Вот фрагмент одной такой истории:
«Только переступила порог, сбросила верхнюю одежду, сполоснула лицо холодной водой.
Мама вышла встречать – в слезах, голос дрожит:
- Доча, только ты можешь мне помочь…
- Что случилось?
- Я… я …. ты возьми лист бумаги, ты только начни, а я… может я… потом перепишу?…
- Объясни спокойно, мам. Что произошло?
- Меня до Причастия не допустили.
Всхлипывает. Пот градом, рвано дышит, пальцами перебирает носовой платок.
- Видать, Богу не угодно… я не…ну, раз так…
- Как не допустили? Почему?
- Каждый раз одно и то же на исповеди говорю. Ну что… раздражаюсь, и в храме не бываю. Молоко пила… Он сказал на бумажке написать и в следующий раз прийти. А сейчас не допустил – я не готова. Без бумажки. А когда мне её писать? Ты мне напиши, а я…
Во мне конкретно закипает. Четыре с половиной года назад вот так же отправили за списком грехов 75-летнюю тетю Катю. В субботу, на первой неделе Великого поста, простояв три часа в очереди на исповедь, она получила отповедь.
- Вы не готовы к исповеди. Вот когда напишете перечень – приходите. – Больше она не пришла».
[/b]
Ситуации бывают разные. Может быть, человек столкнулся с холодностью и безразличием священника. Или с грубостью сотрудников храма. Или же просто люди в храме были не в силах выполнить его просьбу, а отказ был воспринят как обида. Хорошо, если дело происходит в городе, где храмов несколько и человек, пусть и обидевшись на клир одного храма, выбирает себе приход по душе. Страшно, когда этот храм единственный или когда первое недопонимание становится роковым и последним посещением церкви.
С болью об этом говорит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В своем напутственном слове при вручении дипломов выпускникам Сретенской духовной семинарии Святейший Патриарх призвал будущих священников быть примером для других, в частности, не допускать хамства, которое порой имеет место в православных храмах и отталкивает людей от церкви. – «Мне приходилось разговаривать с людьми, которые всю свою веру потеряли только оттого, что, первый раз войдя в храм, они встретились с грубостью, злобой, раздражительностью», – сказал Патриарх Кирилл
По мнению Предстоятеля Русской Православной Церкви, вина за грубость и невежество церковных служащих часто лежит на священнике, который «не умеет правильно жить и быть примером для других». «Личный пример – это то, без чего священник не может нести служение», – подчеркнул Патриарх. Как отметил он, в наше время, «когда люди перестали верить словам, жизнь священника – постоянная проповедь делом». «У нас с вами такая работа и такое служение, которое нельзя делать вполнакала. Потому что вполнакала – это почти что гарантированный неуспех наших трудов. Люди всегда почувствуют полнакала, даже если не смогут сформулировать какую-то критику в адрес священника, будут носить в глубине своего сердца это несогласие с его образом жизни, с его подходом к церковному служению».
Что бы сказали тому человеку, который, встретив в храме непонимание, решил больше не возвращаться?
Без Христа мы немного из себя представляем
Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви
- Я думаю, что каждый человек имеет право на выбор. Если нанесена обида, то он вправе и воздержаться от активного взаимоотношения с батюшкой.
Но нужно помнить всегда об одном, что мы идем не к батюшке, мы идем к Богу. А Господь – неизменен. Господь нас в храме всегда примет такими, какими мы есть, вне зависимости от наших настроений и наших искушений. Важно идти к Богу, а не к конкретному священнику.
Помните притчу об осле, на котором Господь въезжал в Иерусалим? Когда Христос ехал на осле, осел восторгался: «Ну надо же, тут пальмовые ветви, одежды бросают, я, значит, такой значимый». Но Господь с него сошел. Осел прошел несколько шагов, и тут вышел мужик и оглоблей его огреб.
Об этом священник должен помнить, что без Христа мы немного из себя представляем. Мирянам я бы хотел пожелать, чтобы они не впадали в искушение, когда образ пастыря искажает образ Христа.
Строгость должна быть разумной
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса, председатель редакционного совета портала «Православие и мир».
Когда совершается Божественная литургия, священник словами Церкви, словами самого Бога возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». Господь призывает всех приступать к Святой Чаше. Конечно, мы не в праве отталкивать людей от святого причастия и от храма. Только тяжкие грехи могут служить причиной отлучения от Церкви. Наша обязанность помочь осознать человеку его грехи.
Святые апостолы говорят о том, что есть грехи, ведущие к смерти, и есть те, которые не ведут к смерти. Старые люди смиренно несут тяжесть возраста и болезней, тяжесть несправедливости, которая нас окружает. Умножать эти скорби еще и в церкви, конечно, это проявление какой-то духовной близорукости. Пожилые люди имеют страха Божиего намного больше, чем многие современные люди, человека надо понять и поддержать. Строгость должна быть разумной. Ригоризм и жесткость в Церкви не должны иметь места. С любым пришедшим священник должен быть приветливым и доброжелательным. Он должен радоваться, что человек пришел в Церковь и может исполнить призыв Христов стать причастником Тела и Крови Христовой.
Если так случилось, что в храме несправедливо поступили с вашими близкими, поддержите и утешьте их. Надо для них потрудиться: сходить в храм, поговорить с батюшкой, рассказать ему ситуацию, договориться о времени, когда можно к нему придти, то есть подготовить почву, чтобы не было каких-то нелепых столкновений.
Нельзя говорить «Бог не пускает» – Господь всех призывает к Себе. Только наша греховность отдаляет нас от Бога, а вечное недовольство, наша крайняя недальновидность и упрямство, самолюбие и наше воспитание толкают нас делать неправильные выводы.
Видеть грех человека верующего – сотрудника храма, священника – тяжелое испытание нашей веры. Но надо твердо понимать, что Бог нас ждет, что Христос за нас умер. Нельзя забывать, что мы идем ко Христу Спасителю в церковь, созданную Им нашего ради спасения. Постарайтесь простить допущенную к вам несправедливость, потерпите и не сомневайтесь, что Милостивый Господь укажет и Вам дорогу к храму.
В храм как на войну?
Протоиерей Димитрий Карпенко
Сложная ситуация. Действительно бывает так, что храмов неподалеку от дома мало, а в самом доступном может служить священник, у которого взгляды по поводу того кого можно, а кого нельзя допускать ко причастию излишне строги. Это большая проблема и человеку только начинающему воцерковляться порой бывает невозможно найти ответы на многочисленные вопросы, которая постоянно возникают в его только еще зарождающейся духовной жизни. Но в Православии нет безусловной власти духовников, всегда и во всем человек должен стремиться проявлять рассудительность, и, если по каким-то причинам, мы не чувствуем доверия к тому или иному священнику, мы вправе искать другого священнослужителя, который будет в состоянии говорить с нами такими какие мы есть.
Не нужно сразу стремиться во что бы то ни стало найти себе «духовного отца», важно чтобы был священник, которому бы мы могли регулярно исповедоваться. А если Бог даст, то и духовный отец у нас появится. Конечно, для этого важен и необходим непосредственный контакт со священником, когда недоуменные вопросы можно выяснить не в «километровой» очереди на исповедь, а в спокойном разговоре, когда никто никуда не спешит и есть возможность выяснять все моменты.
Не нужно отчаиваться. Нужно понимать, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Нужно употреблять усилия для того, чтобы узнавать истинный мир Православной Церкви, а это невозможно без нашего погружения в святоотеческую мысль, которая передает нам вероучение неискаженным. Для этого нужно трудиться, понуждать себя к постоянному самообразованию, тогда многие вопросы отпадут сами собой, но появятся другие, так будет появляться одна из важнейших составляющих нашей духовной жизни – опыт. Для того, чтобы по поводу таинства причащения у нас не было различных предубеждений, важно знать, что говорят о нем святые отцы, для чего каждому православному христианину просто необходимо прочитать «Книгу душеполезнейшую о непрестанном причащении Святых Христовых Таин».
Тот, кто испугался наших бабушек, уж точно струсит перед антихристом
Протодиакон Андрей Кураев
Могу сказать только «простите и потерпите». И предостеречь: тот, кто испугался наших бабушек, уж точно струсит перед антихристом.
Подготовили: Анна Данилова, Виктор Судариков, Лидия Доброва, Татьяна Майза
Ты пришел в храм, может быть, впервые, и тебе нагрубили… Как быть? Отвечает протоиерей Алексий Уминский
Хамство неприятно в любых проявлениях – в церкви, магазине, где-то еще. Хамство везде остается хамством. И всегда оно прикрывается некоей формой стояния за справедливость. Когда нам кто-то хамит, он тем самым отстаивает позицию своей личной справедливости. Он считает, что он имеет на это право. Это первое.
Если ты приходишь в церковь как в комбинат бытового обслуживания, как, если в ресторане мне хамит официант, я в этот ресторан не пойду больше. Если церковь – это ресторан, где мне нахамили, я больше в эту церковь не пойду, это логично. А если я ко Христу иду, тогда это не очень страшно. Это неприятно, да, но совсем не страшно.
Вспомните, даже в Евангелии есть такой момент, который странно воспринимается многими людьми. Идет Хананеянка за Христом: «Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется».
А Он ей не отвечает, идет, не отвечает. «Но Он не отвечал ей ни слова»..
А когда отвечает, Он такое говорит! Она была бы сто процентов права, сказав, что в этой церкви меня обхамили. Он говорит ей грубость, казалось бы: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева… Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам».
И на это обидеться каждый имеет право, сказать: «Меня оскорбили! Меня в этой вашей церкви так приняли! Я в эту церковь больше никогда не пойду».
А тут все как раз ровно наоборот. Вдруг эта женщина понимает, почему это происходит. Она вдруг понимает, о чем идет речь. Она вдруг понимает, что жизнь-то ее вообще-то вся не просто языческая, а хананейски языческая, жуткая и нечеловеческая. «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».
Потому что, на самом деле, всякая крошка, упавшая со стола Господня, это такой огромный дар для каждого из нас, который еще надо получить! И она становится в этот момент той самой «овцой дома Израилева», ради которой пришел Христос.
А так, вообще, по-человечески ее бы все поняли подруги, и все бы говорили: «Вот, оказывается, какая там у них церковь, смотрите, как там с людьми-то по-хамски! Шла, просила, дочь болеет, и как к ней отнеслись!»
Записали Тамара Амелина, Владимир Топоровский
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
лично я испытаываю дискомфорт, когда приходится заходить в таком виде в храм... все время кажется, что сейчас подойдет очередная старушка и сделает замечание, мелочь, но неприятно... думаю, что Богу внешний вид не важен, он важен нам...
а вот сегодня я не зашла в храм, из-за того, что крестика на шее не было (пару дней назад цепочка порвалась, муж пока не запаял)... а сейчас думаю, что зря... надо было зайти...
лично я испытаываю дискомфорт, когда приходится заходить в таком виде в храм... все время кажется, что сейчас подойдет очередная старушка и сделает замечание, мелочь, но неприятно... думаю, что Богу внешний вид не важен, он важен нам...
а вот сегодня я не зашла в храм, из-за того, что крестика на шее не было (пару дней назад цепочка порвалась, муж пока не запаял)... а сейчас думаю, что зря... надо было зайти...
↑ Перейти к этому комментарию
когда я жила в Москве, несколько раз заходила в католические храмы... так вот там никто на тебя косо не смотрит, даже если ты в брюках, без платка и накрашена... входя в костел, чувствуешь себя спокойно, умиротворенно... душой отдыхаешь... уходить не хочется...
Да и прикладываться там не к чему, поэтому всегда можно ходить с помадой на губах.
Много раз была свидетелем, как католические монахини приходят в православный храм и тихонечко идут в пещерку к преподобному Ионе киевскому. И думала: от чего это они к нему идут? От чего они вообще приходят в православный храм, чего им не хватает у себя? Может быть идут к нему, потому, что преподобный помогал всем людям, кто к нему обращался за помощью: и католики и мусульмане. За всех неустанно молился, всем давал наставления и молитвами его Господь давал просимое. Может потому, что в католических храмах, где так спокойно и умиротворенно не к кому обратиться, нет тех святых, которые есть в изобилии у православных. А может и потому, что только на православную Пасху и только по молитвам православных священников нисходит Благодатный Огонь? Не знаю...
я тоже не собираюсь менять религию ))) думала об этом лет в 20, но потом твердо решила, что менять не буду )))
Да и прикладываться там не к чему, поэтому всегда можно ходить с помадой на губах.
Много раз была свидетелем, как католические монахини приходят в православный храм и тихонечко идут в пещерку к преподобному Ионе киевскому. И думала: от чего это они к нему идут? От чего они вообще приходят в православный храм, чего им не хватает у себя? Может быть идут к нему, потому, что преподобный помогал всем людям, кто к нему обращался за помощью: и католики и мусульмане. За всех неустанно молился, всем давал наставления и молитвами его Господь давал просимое. Может потому, что в католических храмах, где так спокойно и умиротворенно не к кому обратиться, нет тех святых, которые есть в изобилии у православных. А может и потому, что только на православную Пасху и только по молитвам православных священников нисходит Благодатный Огонь? Не знаю...
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Я думала, что только у униатов. Я очень удивилась, когда мне подруга об этом сказала.
А с римо-католиками, признаться, знакома большей частью по художественной литературе. Одно время зачитывалась Грэмом Грином. У него в одном из произведений герой сымитировал сердечный приступ и выпил коньяка рано утром, чтобы "отлынить" от причастия. Я и думала, что у них, как и у нас, причащаются исключительно натощак. Я ещё подумала, что в такой ситуации глоток коньяка сошёл бы за лекарство.
когда я жила в Москве, несколько раз заходила в католические храмы... так вот там никто на тебя косо не смотрит, даже если ты в брюках, без платка и накрашена... входя в костел, чувствуешь себя спокойно, умиротворенно... душой отдыхаешь... уходить не хочется...
↑ Перейти к этому комментарию
лично я испытаываю дискомфорт, когда приходится заходить в таком виде в храм... все время кажется, что сейчас подойдет очередная старушка и сделает замечание, мелочь, но неприятно... думаю, что Богу внешний вид не важен, он важен нам...
а вот сегодня я не зашла в храм, из-за того, что крестика на шее не было (пару дней назад цепочка порвалась, муж пока не запаял)... а сейчас думаю, что зря... надо было зайти...
↑ Перейти к этому комментарию
а в монастырь в Жировичах приезжали, так там даже длинные юбки висят - дабы одеть было можно.
↑ Перейти к этому комментарию
меня бабки чуть ли не в ор беременную ругали , за то что я в штанах, и присела - хотя мне батюшка сам предложил - тяжко очень было.
больше я в ту церковь ни ногой.
а вообще люблю по волге в церквях бывать.. там аура иная, чем в московских...
Углич, Ярославль, Суздаль...Кашин...
...мне так больше нравятся маленькие деревянные, где-нибудь за городом... там больше "храмовость" чувствуется, чем в больших городских (в тех вообще иногда заходишь, ощущение, как в каком-то госучреждении, а не в храме...)
спасибо за понимание!
А вообще несколько удивила первая история с тем,что не допустили до причастия из-за отсутствия написанного СПИСКА грехов. Мой духовник наоборот воспитывает в нас то, что мы должны исповедоваться БЕЗ списка! И я стараюсь до этого дойти. Потому что, когда есть список, ты подходишь и на автомате зачитываешь то, что вычитал из книги или вспомнил про себя. Но, читая этот список, люди часто не испытывают благоговейных чувств, не переживают вновь и вновь чувство раскаяния и сожаления, не пропускают через себя всю тяжесть, которая лежит на сердце от содеянного, они - просто читают...А духовник говорит о том, что когда подходишь - нужно пытаться вспомнить то, что тяготит тебя, уметь своими словами в точку указать грех, и путем того, что ты , так сказать, "наживую" перебираешь свои грехи - ты вновь и вновь пропускаешь их через себя и в который раз испытываешь стыд и раскаяние за них. Вот как-то так. Видимо , у каждого священника своя позиция по этому поводу.
А вообще несколько удивила первая история с тем,что не допустили до причастия из-за отсутствия написанного СПИСКА грехов. Мой духовник наоборот воспитывает в нас то, что мы должны исповедоваться БЕЗ списка! И я стараюсь до этого дойти. Потому что, когда есть список, ты подходишь и на автомате зачитываешь то, что вычитал из книги или вспомнил про себя. Но, читая этот список, люди часто не испытывают благоговейных чувств, не переживают вновь и вновь чувство раскаяния и сожаления, не пропускают через себя всю тяжесть, которая лежит на сердце от содеянного, они - просто читают...А духовник говорит о том, что когда подходишь - нужно пытаться вспомнить то, что тяготит тебя, уметь своими словами в точку указать грех, и путем того, что ты , так сказать, "наживую" перебираешь свои грехи - ты вновь и вновь пропускаешь их через себя и в который раз испытываешь стыд и раскаяние за них. Вот как-то так. Видимо , у каждого священника своя позиция по этому поводу.
↑ Перейти к этому комментарию
в ситуации с недопущением к исповеди можно предположить, что Христом себя мнит священник
Так обидно, что в России считается нормальным и без того несладкую жизнь делать ещё более горькой - хамстовом, равнодушием и гордыней... И тем более в святых местах - в церквях?? А ведь именно без любви к ближнему своему и нет дороги в рай?
Собрались мы с мужем и детьми в Дивеево в 2004 году.Всю дорогу я перебирала мысленно свою жизнь,заливалась слезами от жалости и презрения к себе.А муж мой надо мной посмеивался.Пришли на исповедь.Священник меня вызвал(людей было очень много) и толком не дал мне ничего рассказать,пригнул мою голову,прочитал молитву.Потом моему мужу говорит:-Ну,а теперь ты,хохотунчик.(Хотя мой муж стоял серьезный).И давай песочить моего благоверного.Мол,все у тебя недостаточно,вполсилы-и подготовка к причастию,и молитва,и борьба с грехами.Хорошо,что мой муж все вопринял правильно.
Так что, просто нужно вглубь себя заглянуть.Мы иногда исповедоваться в монастырь ездим.Потому что наш Батюшка хорошо всю семью знает и очень к нам снисходителен.
↑ Перейти к этому комментарию
сама работала, знаю )) поэтому больше и не хочу там работать...
↑ Перейти к этому комментарию
Нельзя православным жить в скорлупе. Видя только себя и думая только о своем спасении. Да, нельзя категорически учить человеку "правильному" православию, навязывать свою точку зрения, считая ее исключительно правильной, но иногда полезно , к примеру, косвенно обратить внимание, что некоторые его взгляды не совсем верны. Это может послужить тому, что человек изучит этот вопрос и исправит ошибку. Или наоборот - уверится в своей правоте. К примеру, в моих беседах со свекровью - я слушала ее, а она - меня. Она мне высказала то, что с ЕЕ точки зрения неверно в моих представлениях, а я - что с моей точки зрения не совсем точно в ее представлениях. К слову, я высказалась, что представление о том, что ум у человека содержится в волосах - это просто суеверие, и ум - дается Богом, ничего без Его воли не совершится: и постригшись налысо, я не стану идиотом, только потому, что подстригся. Все это я обсуждала с духовником, в том числе и те моменты, которые по ее мнению у меня неверны. А батюшка - мне разъяснил все эти вопросы. То есть я лишний раз прокрутила эти момента в голове и проанализировала. И это правильно. Быть может, она тоже пойдет к своему духовнику и расскажет про свои видения волос. И быть может, что-то поменяется в ее мировоззрении. Я не стану спорить: я поняла, что по Вашей точки зрения, главное - только себя спасти. Может, это и верно, потому что "затащить в Царствие Небесное" на аркане - нельзя. Но дать человеку шанс попытаться понять, что он что-то делает не так - тоже надо. И это мое мнение. Не захочет - не надо, его выбор и его право.
↑ Перейти к этому комментарию
Я-то и молчу. Я просто наблюдаю. И делаю вот такие выводы, которые здесь описываю. И лишь печально то, что я вижу, как много людей , впервые перешагнувших порог Храма - потом больше этого не хотят, именно из-за нравоучений бабушек.
Это да. Мне батюшка так и сказал, что за свекровь просто молиться надо, чтобы многие вроде бы элементарные вещи - стали для нее доступны.
Он это попускает. И нам не ведомо, для кого именно это бОльшее искушение: для первоприходящих или для тех, кто их оттуда отваживает.
Это так. И неплохо, если нам иногда помогают что-то увидеть.
↑ Перейти к этому комментарию
Абсолютно согласна. Это особенность Евангелие.
Не может, а - точно. Абсолютно уверена, что мне еще черпать и черпать. И еще многое для себя открывать.
Нельзя православным жить в скорлупе. Видя только себя и думая только о своем спасении. Да, нельзя категорически учить человеку "правильному" православию, навязывать свою точку зрения, считая ее исключительно правильной, но иногда полезно , к примеру, косвенно обратить внимание, что некоторые его взгляды не совсем верны. Это может послужить тому, что человек изучит этот вопрос и исправит ошибку. Или наоборот - уверится в своей правоте. К примеру, в моих беседах со свекровью - я слушала ее, а она - меня. Она мне высказала то, что с ЕЕ точки зрения неверно в моих представлениях, а я - что с моей точки зрения не совсем точно в ее представлениях. К слову, я высказалась, что представление о том, что ум у человека содержится в волосах - это просто суеверие, и ум - дается Богом, ничего без Его воли не совершится: и постригшись налысо, я не стану идиотом, только потому, что подстригся. Все это я обсуждала с духовником, в том числе и те моменты, которые по ее мнению у меня неверны. А батюшка - мне разъяснил все эти вопросы. То есть я лишний раз прокрутила эти момента в голове и проанализировала. И это правильно. Быть может, она тоже пойдет к своему духовнику и расскажет про свои видения волос. И быть может, что-то поменяется в ее мировоззрении. Я не стану спорить: я поняла, что по Вашей точки зрения, главное - только себя спасти. Может, это и верно, потому что "затащить в Царствие Небесное" на аркане - нельзя. Но дать человеку шанс попытаться понять, что он что-то делает не так - тоже надо. И это мое мнение. Не захочет - не надо, его выбор и его право.
↑ Перейти к этому комментарию
"""Может другим именем малышку окрестить? """
Но там столько всего наворочено, что однозначно ответить - всё равно, что не ответить.
Может, и вправду не стоит туда больше заходить...
Может, и вправду не стоит туда больше заходить...
↑ Перейти к этому комментарию
Обидно, конечно, такие заблуждения видеть. Но, с другой стороны, свою голову людям не приставишь...
Обидно, конечно, такие заблуждения видеть. Но, с другой стороны, свою голову людям не приставишь...
↑ Перейти к этому комментарию
...меня б кто так послал... не по православию, но в некоторых темах, частенько случается, заниматься бисерометанием... (и понимаю что бессмысленно, и остановиться сама не могу)
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
сама работала, знаю )) поэтому больше и не хочу там работать...
↑ Перейти к этому комментарию
это всегда помогает )) во всяком случае больше ко мне с подобными историями не подходят
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: