Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Родословная от 09.01.2001 в конкурсной работе моей дочери

Часть 5

Как я писала ранее, с детства у меня две мечты: построить дом и родословную.

В детстве я «пытала» бабушку расскажи, да расскажи. Я знала, что бабушка родилась в Лебяжьем под Камышином. Туда молодая чета Самариных приезжала на лето. В просторном доме была очень хорошая библиотека. Подписные издания Льва Толстого с золотыми корешками. Подписки журнала Нивы, которая бабушка могла рассматривать часами. В каждом журнале была репродукция. В ее детской голове на всю жизнь застрял библейский сюжет. Молодая еврейка перед исходом, понимая, что ребенок может не выжить положила его в скорлупку и оттолкнула в камыши, в надежде, что кто найдет и спасет ее малыша. И о боже, в 19 лет я увидела эту литографию Рабле в Киево-печерской лавре!!! Вы не представляете, что я испытала! Было бы это сейчас я тут же, не отходя от Рабле начала бы звонить по видео связи, при условии, что она разрешена, но тогда были только телеграммы и открытки «Жив, здоров Иван Петров!» Бабушка просила отправлять такую каждый день в моих путешествиях. В тот я написала подробно, что я увидела.

Вернусь к бабушкиной «малой» родине. Лебяжье это бывшая Александро-Невская казачья станица. В то время, когда было «поветрие» выселения казаков, им повезло, они узнали об этом в ночь перед выселением, в ту же ночь они оттуда и уехали, бросив все и никогда больше туда не возвращались. Им повезло уцелели - спаслись.

История данной конкурсной работы такова, что у руководителя одной из секций во дворце пионеров была приятельница, имевшая какие-то взаимоотношения с организаторами конкурса. Услышав Сашину фамилию она очень заинтересовалась. Дело в том, что она воспитывалась в послевоенные годы в Дубовском детском доме и ее любимая воспитательница была с такой же редкой, как у нас, фамилией. И именно она уговорила написать историю о нашей родословной на конкурс. К сожалению, «крен» раскрытой на том этапе родословной был в другую ветвь – ветвь моей мамы. Потому как по Робертусам в тот период в архивах мы ничего не нашли. В архиве работала и я, и Саша, но чуть меньше. Потому как, пока я договорилась насчет посещения архива тогда еще 15 летней школьницы, пока она прошла обучение по работе с архивными фондами, а время отведенное на подготовку работы было ограниченным, поэтому я ей во всем помогала.

Конечно, прочитав сегодня эту работу, я нахожу много неточностей в части лишь «легкого» касания семьи Робертус. На сегодня мне известно очень многое. Прадед по крещению не Егор, а Георг. Его жена, моя прабабушка, не Катринесса, а Амалия. Катринессы вообще не было, она была в воображении папиной родной старшей сестры. У Георга была… не мама с таким именем, а родная сестра, но Катрина, может ее так называли между собой?

И много чего еще стало известно, но гораздо позднее, спустя 10 лет. Но эти 10 лет мы не сидели сложа руки. Мы изучали архивные фонды, обзванивали всех однофамильцев по всем странам мира. Это стало не сложно и не так дорого с появлением IP телефонии и появлением сети Internet.

Да, следует отметить, что работа была напечатана на компьютере, но для ее подготовки были использованы исключительно печатные издания, архивные фонды и воспоминания родных и близких.
Вот наше первое приближение к родословной.

«Человечество идет в будущее,

с взором, обращенным в прошлое»

Г.Ферреро


Конкурсная работа
на тему:

"Обращаю взор в прошлое с точки зрения родословной"

Автор:
Робертус Александра
Ученицы 11 «А» класса
Средней школы с углубленным изучением английского языка №97 г. Волгограда
Руководитель:
Робертус Ирина Альбертовна, Консультант контрольно-счетной палаты Волгоградского городского Совета народных депутатов

г.Волгоград- январь 2001года.

Анкета участника конкурса.
Название работы: «Обращаю взор в прошлое с точки зрения моей родословной.»
Автор работы:
Робертус Александра Игоревна
400075,г.Волгоград, ул. Шекснинская .....
тел: .....
номер свидетельства о рождении:..........райисполкома г.Волгограда….
Дата рождения: 6 марта 1985 года
№ школы: средняя школа с углубленным изучением английского языка №97 Дзержинского района г. Волгограда
класс: 11 «А»
Адрес: г.Волгоград, ул.Пятиизбянская ,5.
Тел:....
Источник из которого Вы узнали о конкурсе: КИД г.Волгограда
Руководитель работы:
Робертус Ирина Альбертовна
Место работы: Волгоградский городской Совет народных депутатов, контрольно-счетная палата.
400075,г.Волгоград, ул. Шекснинская .....
тел: .....



Знойный июльский вечер подходит к концу. Я сижу на полуразрушенном крылечке, отчего дома. Дома, в котором выросло не одно поколение нашей семьи. Тихий вечер и звуки классической музыки, льющиеся из старого радиоприемника, навевают воспоминания о раннем детстве. Я бегу по берегу Волги, радуюсь набегающей волне, легкому лучу солнца на лице. Где-то поодаль, погруженный в свои взрослые мысли, идёт дедушка. Впереди вижу огромное дерево. Оно простирает свои корни, которые глубоко врезаются в берег. Крона его раскидиста и огромна, представляет собой величественный вид. А рядом с ним вовсе беззащитное крохотное деревцо. Его тонкое древко мирно колышется на ветру. Я понимаю, что оно чувствует себя в полной безопасности под этим великаном. В тот момент, я почувствовала себя этим крохотным созданием природы, а в роли исполина выступал мой дедушка. Мне вдруг стало интересно, а откуда пришли эти деревья? И спросила об этом у дедушки. Тогда я ещё не понимала, что деревья не ходят. Он попытался объяснить мне, что они так и вырастают на том месте, где проросли, что вся их жизнь проходит на одном кусочке земли. Тогда впервые, мне захотелось узнать, а где же «проросли наши корни».
Сколько таких же милых воспоминаний у моих родных. Кто они? Откуда их корни? Погрузившись в свои размышления, я не заметила, как тихо подошла и села рядом со мной моя мама. Сгущались сумерки. Последние лучики заходящего солнца прощались с деревьями сада, как бы желая им «Спокойной ночи!» Повеяло спасительной прохладой.
- Мама, а ты никогда не хотела составить нашу родословную?
- Я пыталась это сделать, когда мне было лет 12, но государственные архивы были закрыты для обычных посетителей, и некоторых данных не доставало, но очень многое рассказала моя любимая бабушка.
- А расскажи ты мне теперь, ну, пожалуйста.
- Сашенька, ты знаешь с самого раннего детства, что тебя назвали в честь
твоей прапрабабушки Александры Антоновны Самариной в девичестве Бакаевой.
- А ты знаешь, откуда она родом?
- Александра Бакаева родилась 6 мая 1890 года в станице Александро –
Невская II округа Астраханского Казачьего войска в семье казака Антона Степановича и Анастасии Андриановны Бакаевых.
- А где это Александро-Невская станица? Я никогда такой не слышала.
- Это старое название поселка Лебяжье. Давай почерпнем сведения из историко-географического словаря Саратовской губернии А.Н. .Минха 1896-98 гг.





Фото 1907-09 гг. Александры Бакаевой
« Александро-Невская станица, Лебяжье тоже, Астраханского казачьего войска, Камышинского уезда, расположена на правом берегу реки Иловли, между рекой и озером Лебяжьим, получившим название, вероятно, от водившихся здесь в старину лебедей; озеро это лежит к западу от станицы. Старое-Лебяжье ( как раньше называлась станица) – в 16 верстах к северо-западу от г.Камышина, на земле Астраханского казачьего войска; верстах в 2-х к западу от нея находится казачий же поселок Новое-Лебяжье, а верстах в 5-ти к северу, на реке Иловле – хутор Казачий. Когда поселена станица – сведений нет, но надо полагать, что сперва были здесь казачьи хутора, затем образовалась станица, не имевшая у себя церкви, и лишь в 1894 г. открыт здесь самостоятельный приход при вновь выстроенной церкви. Александро-Невское правление 2-го отдела Астраханского казачьего войска находится в Камышине и состоит из атамана Александро-Невской станицы, его помощника, станичного писаря и почетных судей; в самой станице живут станичные судьи и доверенные при станичном правлении. Участок земли, принадлежащий Астраханскому казачьему войску, где поселена эта станица и хутора, лежит в 13-15 верстах к северо-западу от г. Камышина, прикасаясь юго-восточной и южной частью к реке Иловле, а юго-западной к её правому притоку Мокрой Ольховке, где прорезает его Тамбовско-Камышинская железная дорога в верстах к юго-западу от Нового Лебяжьего хутора. Участок казачьего войска тянется к северу по правой стороне р.Иловли, отделяясь от неё в верхнем конце клином Иловлинской волости, на 12 вёрст, шириною до 4 верст, врезаясь почти целиком в немецкую Иловлинскую волость и гранича лишь к югу Камышинской волостью (дачею села Барановки), а к востоку, за Иловлей, городскими землями Камышина. В этом участке есть урочище «Болваны», около которого, ещё в 1840-х годах, стояли два каменных истукана(«каменные бабы», как называет их народ); теперь их нет, и неизвестно, кем и когда они снесены. Александро-Невская церковь этой станицы отстроена в 1894 г. на средство прихожан, деревянная, холодная; престол в ней один во имя князя Александра Невского. Земли при церкви 33 дес., которыми владеет причт. При церкви каменная сторожка и 2 школы – мужская и женская, находящаяся в ведении Астраханского казачьего войска. Причт состоит из священника и псаломщика, первый помещается в церковном доме, а псаломщик в общественной квартире. На содержание причта положено ежегодно выдавать от общества и войска – 420 руб. До консистории ( в Саратов) считается 150 верст, уездного города Камышина – 18 и до ближайшей церкви в с.Барановском – 8 верст. Приход этой церкви состоит из Александро-Невской станицы – 135 дворов ( в 1890 г. считалось здесь 40 дворов), 324 муж., 344 жен., всего 668 чел.;
Кроме того хуторов: Кукукшина (камышинской волости) – 9 дворов, 34 муж., 26 жен., и Елховаго ( на городской земле) – 50 дворов, 162 муж., 160 жен., а всего в приходе считается по церковным ведомостям 1895 г. – 1055 чел.»
- Сашенька, твоя прапрабабушка была учительницей в школе, которая
упоминается в описание. Есть фотография 1913 года, где она сфотографирована со своими учениками, также есть фотография станичной интеллигенции тех лет.
- Мама, как здорово, что порой история рода, так бережно хранится в
воспоминаниях семьи и из поколения в поколение передается потомков. Рассказывай дальше.




Фотография интеллигенции станицы Алескандро-Невская 1914 год

- А давай лучше попытаемся построить схему родословного древа, так будет
нагляднее.
Незаметно пролетело время, на небе уже давно зажглись звёзды. Часы где-то вдалеке пробили двенадцать, а мы даже и не заметили, как наступила ночь.
Получилась схема, хоть и небольшая, но что-то проясняющая, хотя бы то, что необходимо обратиться в архивы. Схему начали составлять с меня, а далее направление стрелок указывает откуда кто происходил.




Казалось бы, всё так просто и понятно. Да, но ведь это не только прямоугольники и стрелочки это - судьбы людей, внезапное стечение обстоятельств, конечным результатом которых явилась на свет я, Робертус Александра Игоревна, 6 марта 1985 года в 8 часов утра в Центральном родильном доме города-героя Волгограда. Я родилась в студенческой семье Робертус Ирины (24.01.1964) и Игоря Короткого (18.10.1964-01.06.2013). В то время моя мама училась в Волгоградском инженерно-строительном институте на факультете промышленного и гражданского строительства, а папа в Камышинском высшем военном строительно-командным училищем на строительном отделении. Едва мне минул 1 год, как семья распалась и потому сведения мои об отцовской линии весьма скупы. Отец родился в станице Славянская ныне г.Славянск-на-Кубани Краснодарского края в семье кубанских казаков. Родители отца Александр (31.12.1938-20.06.2010) и Надежда (27.11.1941). Девичья фамилия моей бабушки по отцовской линии - Пасько. Её родителей звали Александра и Николай, который погиб на фронтах Второй мировой войны. Вот, пожалуй, и всё, что мне известно.

Мы остались вдвоём, и мама дала мне свою фамилию, так я стала Робертус. Очень часто мне задавали вопрос: «Почему у тебя такая фамилия? Откуда ты ?» К какой национальности меня только не причисляли. Да, у нас действительно интересная фамилия, очень необычная для волжского края, но это только на первый взгляд. Если заглянуть вглубь веков и вернуться к 1760 годам, то мы узнаем, что Екатерина Вторая, пришедшая к власти в июне 1762 года, начала свою колонизационную политику с указа Сенату от 14 октября 1762 года, в котором она сообщила, что разрешает Сенату вместе с Коллегией иностранных дел начать приём всех желающих поселиться в России, кроме евреев, и надеется, что это со временем умножит благополучие империи. Колонистам были гарантированы весьма существенные льготы и значительные права: свободное отправление веры; земли лучшего качества; собственное управление колонией и судопроизводство; свобода торговли и заведение фабрик и заводов; свобода винокурения; невозбранное пользование рыбными и звериными ловлями; тридцатилетнее освобождение от податей, кроме акцизных пошлин; освобождение от рекрутской повинности и право свободного выезда из России, с отдачей пятой части всего нажитого в казну в случае выезда навсегда. Разрешалось селиться, кроме городов, в колониях «на свободных и выгодных землях для хлебопашества и других многих выгодностей». Свободные земли были зафиксированы в специальном реестре – приложении к манифесту. Колонистам предлагались для поселения колониями земли в Сибири, Оренбургской, Воронежской и Астраханской губерниях. По Астраханской губернии, а Царицынские (Волгоградские) земли входили в ту пору в Астраханскую губернию, давалась достаточно полная информация об условиях и местах планируемого расположения колоний. Было указано с точностью до десятины на количество пригодной земли под пашню, сенокосы, лесные угодья. Одними из тех поселенцев- колонистов из Германии были мои предки, чью фамилию я и ношу в настоящее время. В 1990 году моя мама была в Германии, и приняла католическую веру. Пастор, одного из костелов г.Кельна, осуществлявший обряд крещения, заметил, что фамилия Робертус очень древняя немецкая фамилия и редка даже для Германии. Латинизация фамилии говорит о том, что предки причислены в XII веке к лику святых за особые заслуги перед церковью. Покровитель Кельна святой Альбертус.

Мамин отец Альберт Робертус (26.07.1941 г.-21.02.1918) родился в Гуссенбахе, ныне Линево в семье директора школы Ивана (25.05.1906 – 13.05.1972) и учительницы Зинаиды (12.06.1913-01.05.1963) Робертус. Обратившись в архив я узнала, что Гуссенбах, Устенбах, Линево-Озеро тоже, немецкая колония Камышинского уезда, Линево-Озерской волости.
Линево Озеро, Линев, Гуссенбах тоже ( по карте генерального штаба –Линево Озеро) колония немцев лютеран, волостное село Линево-Озерской волости, Камышинского уезда, 1 стана, 3-го участка земского начальника, в 120 верстах от города Саратова и в 100 верстах к северо-западу от уездного города Камышина. Расположено под 50°,53’ северной широты и 14°,30’ восточной долготы от Пулкова, в 3 верстах к востоку от реки Медведицы, на берегу озера Линево, давшему колонии её название и к которому имеются 4 спуска; в селе 28 колодцев. По сведениям волостного
Выкопировка карты из Историко-географического словаря саратовской губернии.


Правление немецкими колониями основано в 1767 г. и учреждено управление колонии в 1772 году. По ведомости колоний иностранных поселенцев 1859 года (Клаус- «Наши колонии»), линево-Озеро основано в 1766 году и принадлежало к Норкскому округу, будучи наделена по 8 ревизии по 15 десяин на душу, по планам же генерального межевания надельной земли удобной показано 11790 десятин, что составляло по 10 ревизий, на 1757 душ,около 6 десятин на душу; движение населения по ревизиям следующее:
- по 5 ревизии 1788 года, в Линево-Озеро считалось –109 семейств, 359 душ мужского пола, 342 женского;
- по 6 ревизии 1798 года – 140 семейств, 471 душа мужского пола, 436 женского;
- по 7 ревизии 1816 года – 180 семейств, 694 души мужского пола, 703 женского;
- по 8 ревизии 1834 года – 276 семейств, 1170 душ мужского пола, 1135 женского;
- по 9 ревизии 1850 года – 289 семейств, 1551 душа мужского пола, 1511 женского;
- по 10 ревизии 1857 года – 358 семейств, 1757 душ мужского пола, 1821 женского.
По списку населенных мест центрального статистического комитета издания 1862 года, немецкая колония Линево-Озеро, Устенбах тоже, показана при озере Линевом, в 90 верстах от города Камышина, и в ней 322 двора, 1819 душ мужского пола 1859 женского, всего 3678 душ обоего пола; церковь лютеранская –1, училище, сарпинковое заведение, заводов кожевенных – 6, маслобойни – 3, мельница – 1.

По земской переписи 1886 года, немцы колонисты, лютеране, поселились здесь в 1760 – х годах, привлеченные теми выгодными условиями, которые были предложены Екатериной II иностранным поселенцам на окраинах России; все они вышли из различных местностей южной Германии и преимущественно из Швабии. В 1886 году считалось здесь наличных: 562 домохозяина, 2241 душа мужского пола, 2139 женского всего 4380 душ обоего пола; кроме того 163 семьи постоянно отсутствующих и 14 семей в 68 душ обоего пола постороннего населения: грамотных было 1309 душ мужского пола, 1244 женского. Всех жилых изб было 499, из них 25 каменных, 459 деревянных и 15 сырцевых; крытых железом –2 , деревом –8, соломой –489; промышленных заведений –12, кабак –1, лавок –4.

У поселян считалось: плугов –551, веялок –108, лошадей рабочих и нерабочих-2311, волов –542, коров и телят –2203, овец –5407 свиней – 1794, коз – 693, пчельников –3, в 8 колод пчел.

Всех годовых платежей и повинностей приходилось с общества в 1885 году – 19246 рублей; доходных оборочных статей – 6874 рубля. Надельной земли считалось 15737 десятин удобной (в том числе пахотной 11374 десятины) и 5541 десятина неудобной, всего 21278 десятин, кроме того в 1861 году обществом купили у Преображенской и Чебывлевой – 105 десятин 860 квадратных сажень за 4000 рублей. По документам значится в наделе, отведенном казною колонистам , 15714 3/5 десятин вместе с лесом; вся эта земля находится в одном участке, главным образом на юго-востоке от селения; до дальней границы её около 15 верст. Лес и покосы расположены к северу от усадеб; выгон и степь – к востоку; пашня начинается в версты от построек. Лес изобилует озерами, которые сдаются обществом в аренду для рыбной ловли; лесу( дуб, осина, липа и т.п.) около 900 десятин: его –дровяной и строевой; с 1864 года он весь разбит на 30 участков и каждый год вырубается лишь один из них; он охраняется 4 полесовщиками.

Избы топятся частью этим лесом, а преимущественно кизяками: на стороне топливо не покупается. Покосы, свыше 600 десятин, - почти все заливные; скотина пасется по лугам лишь после их уборки; в междупарье же скотина гоняется исключительно по степи и на ней же пасутся лошади в рабочую пору. Местность, занимаемая поселянским наделом, в общем, возвышенная, с степным характером; в юго-восточной части её приходятся каменистые холмы.

Пахотная земля, большею частью, ровная и только местами встречаются в ней небольшие скаты; значительных оврагов 5, преимущественно в покосах и выгон, через которые обществом устроены мосты, тщательно ремонтируемые. Почва 3/5 глинистая, на 1/5 черноземная (глубиною в аршина), на 1/10 песчаная и 1/10 каменистая; подпочва – желтая и красная глина; из первой делают кирпичи. Купленный обществом участок в 105 десятин 800 сажен лежит между южною границею поселенского надела и речкой Добринкой, которая отходя постепенно к северу, уменьшила его до 92 десятин в пользу крестьян хутора Добринского (Красноярской волости); из оставшегося таким образом количества земли пашутся только 85 десятин, а остальные 7 десятин, находясь в извилинах речки оставлена под покос; эта купленная земля совершенно смешена с наделом и идет вместе с нею в пределы.

Первоначальное владение землей было захватное, но вскоре же стали пользоваться по ревизским душам, с переделами при каждой ревизии; в 1874 году, поселяне стали делить землю по числу наличных душ, через каждые 6 лет.

Усадебные земли находятся в подворном владении; с 1864 года огороды, сады и гумны обложены особым сбором в копейки с 1 квадратной сажени: этот сбор идет главным образом в церковный капитал, а также на разные мирские нужды.
Сады в селении служат главным образом для собственного потребления и только часть плодов продается на окрестных базарах. Вишни сливы и груши колонисты разводят сами, а яблони привозят раннею весною и в сентябре из Золотовской волости, плата за 10 штук четырех леток от 2 руб.50 коп. до 3 рублей.

Общественной запашки нет: запасных магазинов 3, все деревянные, крыты соломой. Пашня в 3-х полях, не удобряется; 1/3 парового поля засевается яровою пшеницею и в пару же садятся арбузы и картофель; кроме того сеют: рожь, овес, ячмень и чечевицу, другие растения просо, подсолнечник и проч. возделываются в весьма малых размерах; главный хлеб яровая пшеница, занимающая более половины посевной площади.

Пахота производится «немецкими» плугами, но недавно появились также и 2 и 3 лемешные плуги Эккерта. Молотьба производится камнями, фурами, лошадьми. Значительный вред полям причиняют суслики; истребляют их водою; каждый хозяин должен доставить ежегодно 10 штук, представляя хвосты.

На стороне земля арендуется лишь в небольшом количестве у двух купцов по 8-12 рублей за сотенник, а лучшая до 25 рублей; наиболее распространена аренда друг у друга душевых наделов.

До середины 1870-х годов в колонии ощущалась большая потребность в аренде земли, но по причине эмиграции и передела земли на наличные души эта потребность значительно сократилась.

По переписи 1887 года в селе насчитывалось: 68 мужчин и 24 женщины, занимавшихся поденщиной, 41 батрак, 15 батрачек, 91 сапожник, 62 ткача, 35 столяров, 22 колесника, 22 пастуха, 21 портной, 15 кузнецов, 14 рыболовов, 13 плотников, 9 торговцев, 8 тележников, 7 кирпичников, имеющих свои заводы, 7 маслобойщиков (тоже), 6 кожевников (тоже), 6 мельников, 6 бондарей, 6 веяльщиков, нанимавшихся со своими веялками веять хлеб, 3 овчинника.

Обществу принадлежит водяная мельница на реке Медведица, на которой оно держало от себя мельника и мельничного смотрителя, ремонтируя саму мельницу; в 1885 году мельница дала чистого дохода 6628 рублей 52 копейки. Рыбные ловли были сданы в 1883 году 8 арендаторам на 6 лет за 245 рублей 30 копеек в год.

По сведениям губернского статистического комитета за 1891 год в Линево-Озере считалось 525 дворов, 3141 душа мужского пола, 3002 женского, всего 6143 души обоего пола всех вообще жителей.

По сведениям волостного правления 1894 года церковно-приходская школа была учреждена в 1773 году; первая церковь построена в 1785 году, перестроена в 1825 году и вновь выстроена из соснового леса, покрыта железом и окончена в 1885 году.

Сельская ямщина в 4 лошади устроена с 1872 года; волостное правление открыто в 1872 году. Селение выстроено по раньше утвержденным планам и разделено на кварталы по 4 двора.

В 1894 году здесь считалось 537 дворов, строения у поселян за малым исключением, деревянные крыты соломой, 5- тесом, и 10 – железом. (Число населения не показано). Главное занятие поселения хлебопашество; в свободное же от полевых работ время занимаются ремеслами: 15 семейств – столярным, колесными плотничным, 20 – сапожным, 2 – портных, 6 – кузнецов, 3 – печника, 3 –синильщика, 1- пекарь,1 – кожевник и 30 семейств – плетением корзин.

Земельный надел от казны – 21256 десятин и, крометого, купленной –105 десятин, всего 21361 десятина.

До села Нижней- Добринки считают – 7 верст, села Меловатки –25, села Верхней Добринки – 20, села Морозовки 18, села Красный Яр – 13, села Мокрой Ольховки – 35, села Смородина – 15, колонии Памятной – 20, пристани на Волге Нижней Банновки – 60, полустанка Медведицы Тампбовско-Камышинскогой железной дороги –10, города Камышина – 90 и города Саратова –120 верст.

27 июня 1896 года опустошительный пожар, при сильной буре, уничтожил в селе около 300 домов, сгорела церковь, волостное правление, общественный запасный магазин и много гумен.

Линево-Озерская волость состоит из села Линево-Озеро; она расположена в северо-западной части Камышинского уезда, примыкая западной стороной к реке Медведице и частью южной к реке Добринка; она граничит с северо-запада, запада и юго-запада Нижне-Добринской волостью, с юго-запада Красноярской, с северо-востока и востока Олешинской и Верхне-Добринскими волостями. Наибольшее протяжение её с северо-запада на юго-восток около 25 верст, а с запада на восток около 16 верст. Склон волости на запад к реке Медвица. (Клаус «Наши колонии», список населенных мест центрального статистического комитета 1862 года, сведения губернского статистического комитета 1891 г. и волостного правления 1894 г.; сборник губернского земства 1891 года, том XI; карты военного топографического генерального штаба и земская).
Среди многочисленных точных и сухих архивных данных я нашла крохотное упоминание о водяной мельнице на реке Медведица, где был управляющим дед моего деда – Георг Робертус. Его жена Катринесса подарила ему 17 детей, которым было дано прекрасное образование и воспитание. Удивителен тот факт, что Егор Робертус, позволил своему сыну Ивану жениться на русской девушке Зинаиде Кибальниковой, с которой тот познакомился на пароходе, следовавшем по маршруту Саратов-Астрахань. По традиции, строго соблюдавшейся в немецких колониях отец семейства сам выбирал невесту сыну из немецких девушек. Но Георгу Робертус очень понравилась русская девушка Зина и он дал согласие на этот брак.

Судьба семьи Робертус во многом трагична. Если, первые поселенцы писали на Родину в Германию письма, с благодарностью Богу, который «вырвал нас из нищеты земной и перенес в места с такими землями и климатом, где нам больше не на что жаловаться», то никому в то время не было дано знать, что ожидает немецкие колонии спустя несколько веков. У нас в семье не принято говорить, что же пришлось пережить всем во время второй мировой войны и после неё… Если до войны семья Робертус жила достаточно обеспеченно, имела мотоцикл, домоработницу и в состоянии была прокормить 4 детей, то с началом войны, помимо прочих бед обрушившихся на миллионы советских людей, семье, как и прочим семьям немецких колонистов 19 августа 1941 года пришлось расстаться с обжитыми землями, родными домами и в течении 24 часов отправиться в Сибирь и Казахстан. В трудной, продолжительной дороге столкнуться с ненавистью, непониманием, угрожающей злобой со стороны окружающих. До конечного пункта добрались не все. Семья терпела бедствие и унижение вплоть до 1956 года, когда была отменена «Комендатура». Но несмотря на все невзгоды и лишения, любовь Зинаиды и Ивана осталась неизменной. В родные места вернулись лишь в 1960 году. Рояль фирмы «Розенберг» 1861 года одна из немногих семейных реликвий, которая прошла все ссылки, да вафельница, которой лет 250. На крышке готическим шрифтом выбит старинный немецкий рецепт, точное соблюдение которого позволяет испечь вафли вкусней которых я не пробовала никогда и нигде. Дедушка всегда очень трепетно относится к этим реликвиям. Бережно хранит их, но вспоминать о детстве не любит. Из обрывков редких фраз, я поняла, что с раннего детства его приучали к труду и порядку. Девизом семьи было: «Ordnung und Ordnung!» (Порядок и порядок). А пословицей, передающейся из поколения в поколение, стала : «Morgen, morgen nur nicht heute sagеn alle faulеn Leute». Помню, как лет с пяти, когда я что-то не хотела делать и пыталась отложить на потом, мама повторяла мне эту пословицу. Дословный перевод таков: «Завтра, завтра, не сегодня, так ленивцы говорят.» Или так: «Не корми завтраками, а сделай сегодня. Завтраками сыт не будешь.». Из ранних воспоминаний моей мамы. Когда ей было лет пять, её дед объяснял ей, что она немка, но она громко рыдала и кричала «Я не фашистка». К сожалению, в ту пору, «немец» ассоциировался с «фашистом». Тогда ей впервые объяснили различие немцев и фашистов.

Альберт Робертус успешно закончил школу и в 1960 году поступил в Сталинградский институт городского хозяйства на факультет городского строительства, который закончил с отличием в 1965 году , после окончания аспирантуры долгие годы преподавал там.

В 1961 году Альберт Робертус познакомился с Аллой Даниленко. Историю их знакомства, весьма романтичную на мой взгляд, мне не раз повествовала бабушка. Алла ходила каждый день после школы кататься на коньках в городской сад, неподалеку от дома. По аллеям сада катался Альберт, которому понравилась юная фигуристка. Тщетно пытаясь догнать девушку, он падал три раза (он ведь не ходил на каток каждый день). Она при этом напевала популярную песенку: «Догони, догони, ты лукаво кричишь мне во след.».


О бабушкиной фамилии. Всегда считалось, что фамилия Даниленко имеет украинское происхождение. Но интересный факт я узнала в книге Б.О. Унбегауна «Русские фамилии». Оказывается фамилия Даниленко относится к фамилии с непатронимическим суффиксом. А именно, существует группа белорусских фамилий, оканчивающихся на –енко. Они встречаются в юго-западных районах, граничащих с украинской территорией, и можно считать, что они соответствуют украинской ономастической модели. Согласно белорусской орфографии, они оканчиваются на –енка В рисифицированной форме эти фамилии употребляются с суффиксом –енко, и в большинстве случаев их нельзя отличить от украинских. Следовательно фамилия Даниленко белорусского происхождения.
В 1963 году Альберт и Алла поженились, а в январе 1964 появилась на свет моя мама. В 1963 году Алла поступила в Московский институт народного хозяйства им. Плеханова, а в 1968 г. закончила и получила квалификацию инженера-технолога по приготовлению пищи.

- А кто родители Аллы?
Родители моей бабушки - Галина Самарина (02.04.1918-02.08.1990) и Иван
Даниленко (31.08.1913-21.01.1985). После окончания средней школы (теперь это школа №83, что на ул.Ленина) в г.Сталинграде, Галя Самарина решила «пойти по стопам отца» и поехала поступать в Саратовский сельскохозяйственный институт на факультет «Защита растений». В приемной комиссии принимали документы у абитуриентов студенты старших курсов. Один из них, Иван Даниленко, влюбился в нее с первого взгляда. В 1941 году они поженились. В 1942 в г.Уральске ( их направили туда по распределению) родилась Алла. Было очень трудное время. Галина Самарина и Иван Даниленко по своему образованию чумологи были призваны защищать страну в случае бактериологической войны. А в радиосводках 1942 года неслись сообщения о кровопролитных боях на улицах Сталинграда, таких родных и таких далеких. Наполовину стоящих в руинах, но мужественно защищаемых бойцами Красной Армии. Но в далеком Уральске она по своему помогала родному городу и Победе!

- А что известно о родителях Ивана Даниленко (моего прадеда)?
Он родился в семье Давыда и Пелагеи Даниленко. Давыд, еще до революции был буровых дел мастером. Жили они в Доссоре ( неподалеку от Гурьева, ныне территория Казахстана). Жили они хорошо, но мать его Пелагея скончалась рано, в 1945 году Давыд женился второй раз, пережив свою первую жену на тридцать лет.

Я отошла от линии происхождения Альберта Робертус, при этом не упомянув семью в которой родилась его мать Зинаида Кибальникова. Она появилась на свет в г.Камышине в 1913 году в семье Екатерины и Василия Кибальниковых. Кроме нее в семье было еще 10 детей. Из них 2 мальчика, остальные девочки. Детям было дано хорошее образование. Они прекрасно рисовали, играли на музыкальных инструментах, пели, освоили многие народные ремесла, все это в последствие они сумели передать детям. Всю свою жизнь все сестры Кибальниковы посвятили педагогической деятельности. За заслуги в области образования им были присвоены звания заслуженных педагогов РСФСР и СССР.
Но и этой семье пришлось пережить горечь и унижение. В Волгоградском архиве хранится папка с делом о раскулачивании Кибальникова Василия Ивановича, состоящая из 48 документов. Документы датированы 1930-31 гг. Вот, например, один из них.

Выписка из протокола №12 заседания Районной Особой Комиссии при Камышинском Райисполкоме.
От 3 марта 1931 года.
По г.Камышину с/совету.





Слушали: Кибальникова Василия Ивановича Сельский совет и беднота признали хозяйство Кибальникова кулакцким, подлежащим конфискации с высылкой семьи на кулацкую точку.
Постановили: Решение с/совета и бедноты утвердить.
П.п. Члены комиссии: Талонкин, Днев, Николаев.

Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А
Кибальников Василий Иванович лишен избирательных прав за торговлю, торговал до 1927 года сеном, арбузами, хлебом, арендует землю до 10 десятин, с 1925 года по 1930 г. контрольник раздробил хозяйство с целью сократить доходность, сем.фонд не выполнил, имеет наемных рабочих с весны до осени до 3-х человек. Жена Екатерина. Имел имущество на 1.06. 1928 году лошадь 1, бычек 1. На 1.05.1929 г. посев 19, лощадей 3, молодняк 1, верблюд 1, дома 2, сельхоз.инвентарь.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Группа батраков и бедноты постановила убрать из Нижне-Волжского края, конфисковать все имущество и передать в колхоз.
Общее собрание членов колхоза и граждан Земельного общества утвердило решение.
С подлинным верно. Печать. Подпись.

Кибальников В.И. тщетно пытался доказать, что все его хозяйство не столь велико и необходимо для того, чтобы суметь прокормить свою многочисленную семью, и ничего он не скрывал, а лишь отделил в отдельное хозяйство сына, успевшего обзавестись к тому времени своей собственной семьёй. Но все его доводы не были услышаны. И отправились они на кулацкую точку. Жена Екатерина умерла в дороге, а Василия Ивановича спасло то, что учителям было позволено брать на поруки подобных «Элементов общества». Дочери, уже учительствовали в ту пору, они то и взяли отца на поруки. Потеряв жену при столь трагических обстоятельствах Кибальников В.И. не женился более. Умер он в 1958 году.

Я опять возвращаюсь на крылечко нашего дома – дома Самариных. Самарин Петр Иосифович родился 24.07.1892 г. в Царицыне на ул. Смоленская №1 ( Сейчас это пересечение ул.Порт-Саида и пр.Ленина) в большой дружной семье. С раннего детства он играл на скрипке, но при этом был близорук. Эти качества генетически унаследовала я, несмотря на такую череду лет. Я так же близорука и также боготворю волшебное звучание скрипки.

Фотографии:
Антона Степановича Бакаева (умер в 1914 г.);


Учеников Школы ст.Александро-Невской
(в центре учительница А.Бакаева,1913 г.)) ,


На фотографиях
П.И. Самарин 1915 год,


1915-1928 гг. П.И.Самарин


На фотографиях:
Бракосочетание четы Самариных,



Очень символично и то, что я ношу свою скрипку в дореволюционном футляре своего прапрадеда и играю его смычком, к сожалению, его инструмент в 1973 году был украден…

Когда мальчик Петя подрос его отправили учиться в Астраханскую школу садоводства, до сих пор хранятся его похвальные листы тех лет за 1914 и 1915 гг. Сохранилось очень много специальной литературы по садоводству и виноградарству начала века. Из-за плохого зрения он не участвовал в войнах начала века. Став агрономом, он начал свою трудовую деятельность в Камышине агрономом по благоустройству города. Но ведь станица Александро-Невская была неподалеку от Камышина, там то он и познакомился с Шурочкой Бакаевой, да к тому же они вместе учились с ее родным братом, и путешествовали вместе по городам России в каникулярный период, сохранились фотографии о путешествии в Санкт-Петербург.


Александра стала женщиной всей его жизни, которую он преданно и трепетно любил до конца своих дней, несмотря на то, что последние 14 лет своей жизни она была прикована к постели инфекционным полиартритом. Но это было потом.

А в 20-х годах ХХ века молодая чета переехала жить в Царицын, куда перевели работать П.Самарина. В 1928 году он даже возглавлял Управление земельного уезда. В период коллективизации его отправили организовывать в области совхозы. Так они ездили от одного вновь образованного им совхоза к другому. Пока в 1938 году они не обосновались в Красной Слободе, что по другую сторону от Сталинграда (Волгограда). Его назначили гл.агрономом Среднеахтубинского района.
Из Михайловки на подводах он привез рубленный большой дом.

Когда в 1942 году начались ожесточенные бои в районе Сталинграда П.И.Самарина призвали в возрасте 50 лет на фронт. С боями он прошел до Берлина, где 9 мая 1945 года играл на своей скрипке меж берлинских руин «Славься, славься» из оперы И.Сусанин М.Глинки.

Тяжелые времена войны Александра Самарина с сыном Борисом переживали сначала в лесах, прячась от бомбежек, а потом уехали в Уральск к дочери Галине. В доме, в их отсутствие расположилась сначала школа, а затем госпиталь для тяжелораненых бойцов. Об этом свидетельствует аптечка, такая большая и хорошая, которую почему-то второпях забыли в доме мед.работники.

Для Александры Самариной лишения войны не прошли бесследно. Она тяжело заболела, да так и не смогла поправиться. Тяжело больная, прикованная к постели, она руководила всем домом, была в курсе всех мельчайших событий, благодаря необычайной заботе и любви своего мужа. Хочу привести фрагмент переписки. В январе 1956 года Петр Самарин отправился на отдых в Курпаты, письма Шуре он писал каждый день. Вот одно из них, хотя оно и очень личное, но оно, подтверждает внимание и желание передать атмосферу места пребывания, чтобы она почувствовала себя, как бы рядом с ним.

«28.01.56 г. Курпаты
Дорогая Шура!
Как будто теперь можно писать предварительные итоги пребывания в Курпатах. Предыдущие дни были в состоянии : «Живут трясутся и умирают трясутся!». Теперь кое-что проясняется , хотя период акклиматизации ещё не прошел . Но начну по порядку. Из Харькова я тебе писал. Начну дальше. Билет до Симферополя приобрел спальный, так что ехал спокойно. В Симферополь приехали в 3 часа ночи. На вокзале сразу почувствовали, что нас ждут и мы сразу попали на «телячье положение». Куда покажут туда и идем, что велят, то и делаем. Слезая из вагона, услышали человека, стоящего на платформе на видном месте: «Пассажиры с путевками идите в вокзал, влево». Идём. В дверях: «Проходите в курортный зал, никуда не уходите». Вокзал новый, большой, хорошей архитектуры, лучше Сталинградского. По дороге в зал чувствуется курортное преддверие – расставлены кадки с пальмами и агавами. В самом зале, заставленном креслами, рядами и группами стоят пальмы, лимоны, арумы, фикусы, рододендроны и другие южные растения. Путевки отбирают. Потом выкликают по фамилиям и предлагают садиться в автобус. Ехать через горы до места 100 км., билет 15 рублей. Выехав из города, сразу попали сначала в холмистую, а потом в гористую местность. Дорога то вниз, машина едет на тормозах, то вверх – воет мотор – тяжело. То шарахается влево, то вправо – настолько крутые и короткие извилистые повороты горной дороги, что у непривычных пассажирок начинается головокружение. По дороге кружили около какой- то горы. В ночной дороге огни поселков виднелись то высоко на горе, то глубоко внизу и все это быстро сменялось. Алушта на берегу моря. В сумраке темной ночи в одной стороне не видно гор, только какая-то туманная пелена –море. 15 минут остановки. Холодно. Идет снег. Все же охотники выпивают по кружке пива, женщины – ситро в дежурном буфете. Сторож, слыша жалобы пассажиров, успокаивает: «Это Вы проехали км.30, а ещё 50 да похуже.»

Одна пожилая колхозница, которой трудней всех было, причитала: «И кто это нагадал послать меня сюда?! Знала бы, ни за что не поехала бы. Провались он этот курорт. Всё нутро выворотило!» Дальше путь следовал по дороге над берегом моря. Дорога действительно тяжелая для пассажиров и для шофера. Приходиться удивляться, как на таком быстром ходе, водитель успевает делать крутые повороты, не врезавшись при этом в скалу или во встречную машину, тем более дорога настолько узка, что две машины еле разъезжаются. При этом с одной стороны скалы горного хребта, с другой отвесный обрыв к берегу моря, правда, огороженный каменным барьером высотой 50-80 см. Начинаются предрассветные сумерки, заметнее стало море. Временами слышатся всплески волн. Наступал рассвет. Вот от Востока на море появилась еле заметная, всё более розовеющая узкая полоса. Всё ярче, всё сильнее. И вот восходит царь природы – Солнце. Не возможно словами передать чарующих картин природы. Смотришь, смотришь без конца и не наглядишься. Все новые и более фантастические. Бескрайнее море с обрывистыми, скалистыми берегами, усыпанными глыбами крупнейших камней о которые в мелкие брызги и водяную пыль разбиваются набежавшие волны. И это в небольшой утренний ветерок, а что бывает в шторм? Не даром берега этого моря вдохновляли Айвазовского! В море крутыми, подчас отвесными спускаются горы, имея самые причудливые формы. Вот гора «Медведь» около которой дорога долгое время виляет. С одной стороны, виднеются не погасшие огни. Это говорят знаменитый «Артек». Дорога делает глубокий обход от берега в горы и возвращаясь спускается к Ялте.» Фрагмент этого письма говорит о многом. Например, откуда в нашей семье такое творческо-лирическое настроение.

Множество событий предшествовало моему рождению. Калейдоскоп стечений встреч, судеб, происшествий мог быть иным. И все было бы иначе, но, к моему счастью, все происходило так, как происходило. Но самое удивительное в истории моей родословной, как оказалось, то, что все мои предки жили не просто на территории Волгоградской области, а в её небольшой части, а именно в Камышине или близ него. Даже мое рождение так или иначе связано с этим городом, хотя мама жила в Волгограде, а отец приехал из Краснодарского края учиться именно в Камышин и близких или дальних родственников в то, как впрочем и настоящее время в Камышине нет, но…фактическое зарождение моей жизни произошло именно в Камышине. Бабушка и дедушка, встретившись на Сталинградском катке, как оказалось имели также Камышинские корни. Когда познакомились Г.П.Самарина с И.Е.Робертус – родители моей бабушки и дедушки, выяснилось, что у них очень много общих знакомых, которые живут или жили в Камышине или близ него. Например, семьи Адлер, Майер, Квиндт и другие. Этот город порой необъяснимо тянет к себе, может быть, потому что мои корни «проросли» на той земле. Получается, что с моим рождением как бы замкнулся «Камышинский круг». Безусловно, многое остается ещё не совсем ясным, некоторые факты и вовсе отсутствуют, но неизменным остается то, что чем больше ты узнаешь о своем прошлом, тем ценнее начинаешь беречь настоящие и думать о будущем.


Литература:
1. Б. О. Унбенгаун. « Русские фамилии», Москва,1990 г.
2. Н.В. Томарёв, Б. С. Абалихин, Л.С. Орлова, А.А. Левин, Г.В. Орлов- « Волгоград- четыре века истории» г.Волгоград,1989 г.
3. Документы Волгоградского архива
4. А.Н.Минх, Историко-географический словарь Саратовской губернии, Изд. Типография губернского земства 1896-98 гг.
5. И.Р.Плеве, Немецкие колонии на Волге во второй половине ХVIII века.

9 января 2001 года Александра Робертус.

Начало было положено. Я буду возвращаться к этой теме не раз.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Родословная от 09.01.2001 в конкурсной работе моей дочери
  Часть 5
Как я писала ранее, с детства у меня две мечты: построить дом и родословную.
В детстве я «пытала» бабушку расскажи, да расскажи. Я знала, что бабушка родилась в Лебяжьем под Камышином. Туда молодая чета Самариных приезжала на лето. В просторном доме была очень хорошая библиотека. Подписные издания Льва Толстого с золотыми корешками. Читать полностью
 

Комментарии

zzzula064
25 апреля 2023 года
0
Как хорошо,что Вы сохранили сведения хотя бы об одной ветви семьи,это большой труд.
robertus berta (автор поста)
25 апреля 2023 года
+1
Сейчас вторая ветвь изучена до 1739 года
zzzula064
25 апреля 2023 года
0
Мы в одном ответвлении по бабушкиной маме нашли дальнего родственника,у меня так сердце колотилось,когда я о встрече мечтала - но он через своих близких не признался к нашему родству,сказал что не знает мою маму,хотя они точно были знакомы,мама упоминала его в рассказах)
robertus berta (автор поста)
25 апреля 2023 года
+1
Я с таким или очень похожим сталкивалась. Люди пл привычке не хотят ни общаться, ни вспоминать, а кому то страшно вспоминать, привыкли хранить в тайне. Это те кто через гонения прошел.
zzzula064
25 апреля 2023 года
0
Спасибо,что написали это- Я в этом направлении не подумала,а просто была очень расстроена,мы подумали что может он живёт в семейном доме с семейными реликвиями - не захотел показать,но мы не это имели ввиду- хотела кладбище посетить,где успокоились наши предки.
robertus berta (автор поста)
25 апреля 2023 года
+1
У людей разные причины, и такая может быть. А может он в глубокой депрессии. Может у него социофобия. Да, может подумал об имущественных претензиях. А может он хотя и рядом, но сам не знает, кто и где похоронен. Жаль конечно. Стоит еще раз попытаться и слезно рассказать о своих пожеланиях. Если отвергнет, то все равно не обижайтесь, это перст всевышнего, или какой то знак. Надо остановится и подумать...
zzzula064
25 апреля 2023 года
0
Спасибо,что помогли мне взглянуть на проблему с другой стороны я сама приняла решение действительно остановиться- раз этот путь закрыт ненадо бередить.
musya_knd
25 апреля 2023 года
0
У меня одна ветка родословной каких-то 1700-ых раскопана, задолго до отмены крепостного права. Сначала я начала с опроса стариков, потом мать на пенсию вышла, заинтересовалась и начала развлекаться копанием архивов. Надо бы все эти тысячи людей в дереве отрисовать. Хотя есть ветка со старославянцами, которые церковных книг не вели, потому в ту сторону дерево заканчивается, когда закончилась людская память
robertus berta (автор поста)
25 апреля 2023 года
0
Здорово. Есть специальная программа Древо называется. Я своих 1000 с лишнис человек туда забила.
Юлия ИРГ
25 апреля 2023 года
0
Какие вы молодцы с дочкой!
Ведь следующее поколение придёт, и ему будет в чем-то сложнее. А в чем-то проще. Недавно мы и мечтать не могли об оцифрованных документах, о форумах и сайтах, о доступе в архивы.
О сайтах. Вы бываете на Wolgadeutschen?
На сайте просто прекрасный форум. Помимо огромного количества документов и статей. И про фамилию Робертус читала, и про мельницу Бореля.
Там я познакомилась с Игорем Рудольфовичем Плеве, книгу которого вы упоминаете. Там он под ником Рудольф.
Скажите, а что подвигло вашу маму податься в католичество, будучи по происхождению из лютеранской колонии?
robertus berta (автор поста)
25 апреля 2023 года
0
Спасибо. О крещении - глупость и не знание. Отвечаю я Вам (мама). Мне предстояла поездка в 1990 году в ФРГ, в командировку. В 1988 году в Германии во Фрайберге посетила кирху, слушала орган, и просто "улетела" . И решила надо уточнить, кто мы по вероисповеданию и покреститься. Уточнила - католики. С какого перепуга?! Это я сейчас все знаю, а тогда то нет. На пресс конференци, организованной в честь нашего приезда, а принимали молодых руководителей города побратима Кельна-Волгограда, попросили высказать свои пожелания. Я попросила о своем крещении. Меня покрестили в ту веру, которую обозначила. Вот сейчас не говорите только не о чем, хорошо... А вообще вступайте в группу, я здесь напишу чуть позднее о многом.
Юлия ИРГ
25 апреля 2023 года
0
Я вас поняла. Насчет религиозной принадлежности не удивлена. Это время такое. Принадлежать к своей конфессии у людей долгие десятилетия просто не было возможности. Это всех касалось, не только немцев. И информации не было никакой.
Я сама, переписывая какую-то анкету для бабушки моего мужа, заполненную кем-то из тёток, споткнулась о слово "католическая" Как? Почему? Я же видела сохранившуюся старую тетрадь, рукописные еще пером и готическим шрифтом листочки. Я понимала, что это не католическое. Совсем.
Вот и представьте старушку, очень религиозную, которая не знает, реально не знает. Верит, но не знает названия.
robertus berta пишет:
Уточнила - католики. С какого перепуга?!
вот с такого и перепуга.
Ей было 16 лет, когда попала в лагерь, на лесоповалы. И провела она там 9 лет. Потом спецпоселение в Таджикистане. Она увидела остатки семьи и мать только в 1956.
А за неимением возможности придерживаться канонов, участвовать в богослужениях, она совершенно спокойно крестила всех детей и внуков в православных. Как только представилась такая возможность. Вот какая церковь была, туда и шли. Некоторых детей уже взрослыми. Чувствуя потребность и необходимость в этом. И всегда говорила, что это совсем не важно. Важно прийти к Господу.
Но, будучи по складу протестанткой, примкнула-таки в старости к адвентистам, ей всё-таки это было ближе. Лютеранская община появилась через 14 лет после её смерти. Она была бы очень очень очень счастлива, но не случилось.
robertus berta (автор поста)
25 апреля 2023 года
0
Да так бывает...у меня двоюродный брат, как сейчас модно говорить воцерквленный в православии. И говорит, что его туда мать привела, кстати та самая тетка.
robertus berta (автор поста)
25 апреля 2023 года
0
В ответ на комментарий Юлия ИРГ
Какие вы молодцы с дочкой!
Ведь следующее поколение придёт, и ему будет в чем-то сложнее. А в чем-то проще. Недавно мы и мечтать не могли об оцифрованных документах, о форумах и сайтах, о доступе в архивы.
О сайтах. Вы бываете на Wolgadeutschen?
На сайте просто прекрасный форум. Помимо огромного количества документов и статей. И про фамилию Робертус читала, и про мельницу Бореля.
Там я познакомилась с Игорем Рудольфовичем Плеве, книгу которого вы упоминаете. Там он под ником Рудольф.
Скажите, а что подвигло вашу маму податься в католичество, будучи по происхождению из лютеранской колонии?

↑   Перейти к этому комментарию
С Игорем Рудольфовичем лично познакомилась в 2005, для чего специально ездила в Саратов.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам