По дороге к Белому морю. Кострома

Часть 3 -1
«Перерыв в нашем строительстве с 03-30 01.07.2009 до 24-00 13.07.2009 – ездили на машине в путешествие к Белому морю с остановкой в Архангельске».

Архангельск для меня всегда было красивым названием города, тем самым влекущим городом, который необходимо посетить. А для Андрюши родина его отца. Место куда он часто ездил в школьные годы на каникулы, в более взрослом возрасте «вырывался» в отпуск. Куда он зазывал меня долгие годы, но мне не хотелось нарушать наши чисто дружеские отношения и потому предложения многократно мною отклонялись. В Архангельск мы собирались в мой отпуск 2008 года, я купила новый красивый пуховик и сапожки, ведь предстояла поездка на север, но не получилось…меня отвезли на скорой в больницу, прооперировали и ехать в дальний путь после операции мы посчитали безрассудным.
И вот, ранним утро, с восходом солнца мы тронулись в путь. Саша тоже взяла отпуск и поехала с нами. Кроме того, с нами ехала до Москвы Сашина подруга Роза. Они всю ночь громко «ржали, как кони» смотрели до утра кинокомедии, а я очень переживала, что Андрюше надо бы выспаться, так как целый день за рулем и очень злилась при очередном взрыве хохота, на мои замечания реагировали, но не надолго.

Прекрасно помню то летнее утро. Совершенно пустой мост. Красивый восход солнца. До Воронежской области доехали без приключений. А потом… вылетела стойка, хорошо, что Андрюша «с руками», он в походных условиях ее отремонтировал, чтобы доехать до первой автомастерской, но ее мы нашли только в Тамбове, по трассе мастерские не имели такого оборудования и ничем не могли нам помочь.

А девочки, проржав всю ночь, спокойно дрыхли на заднем сиденье!!! А мне очень хотелось их растолкать, чтобы они не спали и прочувствовали внутренне себя за рулем.

Я штурман, я никогда не сплю пока мы в дороге. Сделав два привала для отдыха и перекусов (кроме ремонта) мы доехали до Москвы, где расстались с Розой и поехали через Ярославль в Кострому к Сашиной приятельнице Нине Алексеевне с которой она подружилась в Праге в 2003 году. В этом году (2023) их дружбе 20 лет, а Нине Алексеевне далеко за 80. Приехали в Кострому под утро. Итого Андрюша за рулем был 24 часа.

Википедия пишет о Костроме следующее это - город в России на реке Волге, основанный Юрием Долгоруким в 1152 году. Административный цен тр Костромской области, речной порт. Население — 277 021[3] человек (1 января 2022). Расположен в 330 км от Москвы. Площадь города составляет 144,5 км². Наименьший по численности населения областной центр в Центральном федеральном округе.

Кострома основана в XII веке, а в XIII веке стала центром удельного княжества. Исторический центр города в основном сохранил образцовый в своём роде ансамбль эпохи классицизма конца XVIII—XIX веков. Из памятников допетровской эпохи наиболее интересны комплексы Ипатьевского и Богоявленско-Анастасииного монастырей. Город входит в список поселений, имеющих официальный статус «исторических». Входит в «Золотое кольцо России», в список городов которого Кострому лично включил Бычков Юрий Александрович, придумавший этот туристический маршрут в 1960-е годы.»

Мы были с Сашей в Костроме в 1990 году, когда путешествовали по Волге на теплоходе Георгий Жуков.

За эти 19 лет сильно преобразились не только мы, но и Кострома. Отреставрировали центральную площадь, которая называется Сусанинская. По форме она напоминает веер, от которого расходятся в разные стороны девять городских улиц. Но из-за «ручки» в виде улицы Молочная гора, которая ведёт к реке Волге, местные жители называют площадь «сковородкой». В 1990 году она была сильно «запущена». Огромные, годами не обрезаемые, деревья в центре площади смотрелись очень неаккуратно. Было как-то пыльно и грязно, а в этот приезд встретила площадь - красавица.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.

Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. В XIV-XV веках, в период "собирания" Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова. В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова.

Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

В 1990 году Ипатьевский монастырь был в запустении, заросший вязами и другими деревьями. Да, все было в тени, но очень не ухоженно.

В тот приезд меня поразила коллекция бабочек. Подобную коллекция я видела в музее Гурьевской (ныне Атырау) противочумной станции, которым по совместительству заведовал мой дед. В том музее еще были тушки животных, обитающих в степях Казахстана. Я много раз, во время приезда в гости к деду, посещала музей и каждый раз пыталась прокрасться по стеночке мимо оскалившегося волка. Настолько он натурально скалился, что казалось сейчас оживет, наброситься и растерзает.

Ипатьевские бабочки, всколыхнувшие воспоминания детства, сподвигли меня на сбор своей собственной коллекции, хотя удовольствие в девяностые было совсем не дешевым.
Вот одна из самых любимых

Это Mopho didius. Крупная бабочка из подсемейства морфид с размахом крыльев в 13,5—16 см. У самцов этого вида верхняя сторона крыльев окрашена, как правило, в яркий голубой цвет с сине-фиолетовым отливом, хотя у отдельных особей эта сторона крыльев может быть голубой с изумрудным отливом или более светлой с перламутрово-голубым отливом, что делает таких бабочек похожими на представителей близкого вида — Morpho godart. Крылья самок обладают худшей способностью к иризации. К числу других различий самцов и самок относится ширина коричневой каймы, проходящей по краю крыльев со спинной стороны: у самок эта кайма более широкая и заключает в себе несколько выстроенных в дугу белых пятен.
Я даже вышила бабочку!!!

После события, произошедшего в 2017 году, я решила с ними расстаться, так как бабочки символизирует душу, бессмертие, возрождение и воскресение, способность к превращениям, к трансформации, так как это крылатое небесное существо появляется на свет, преображаясь из мирской гусеницы. Бабочка считается символом Великой Богини, чей образ восходит к древнейшим временам истории человечества. Это верховное божество олицетворяло одновременно небо и землю, жизнь и смерть.

В канун Рождества 2017 года умер мой дядя. В три часа ночи на 9 день он мне приснился и в стихах рассказал о своей новой жизни. Я проснулась, думаю надо записать, но стихи были настолько складные, я их повторила, решила, что запомнила, однако. минут через 15, засыпая, поняла, что заблуждаюсь. Встала, но за 15 минут все улетучилось (неимоверно жаль!!!!) и осталась лишь одна строка «И здесь зимою нету снега, и мне идти совсем легко», когда я рассказала тете, она сказала, что в последнее время ему было очень трудно ходить, умер он от сердечного приступа, практически моментально, на руках врача скорой. Он был кандидатом медицинских наук и прекрасно понимал реальное состояние своего здоровья. И последними словами успокоения моей тете (которая тоже врач), пытающейся судорожно, совместно с врачом скорой, как то вывести его из этого состояния: «Врачи не боги» и умер... Как его не хватает!!! Его мудрости, его спокойствия. Он был великолепным диагностом, хотя всю жизнь проработал в "чуме". Стоило чему то заболеть. Звонила Коле и он выслушивал и давал совет, и следуя строго его рекомендациям можно было не беспокоится и просто лечиться. И только однажды он осек и сказал срочно вызывай скорую!!! Да, и он был прав, меня прооперировали.

16 января (21 день) я вышла покурить. Мороз больше 20 градусов, ослепительное солнце. И я вижу огромную желтую бабочку, которая порхает мимо крыльца к калитке… и если бы не стайка воробьев, налетевших гурьбой на эту красавицу, и в момент растерзавших ее, я бы решила, что это галлюцинация. Долго размышляла, может у кого улетела. Но у кого?! Сильный мороз. Ближайший дом, у кого есть маленькие дети, в 60 метрах – не долетела бы. У пожилых одиноких бабушек бабочек не бывает. Бабочка была ярко желтая по краям с черными треугольниками, с размахом крыльев около 20 см. Лида сказала, что это Коля облетал места, где ему было хорошо. Вот тогда-то я и решила, что это знак. Погуглила про бабочек, рассказала родным, все в один голос решили, что я проводник, и мне Коля дал знак. Не знаю, что он хотел до меня донести, но со своими бабочками я решила расстаться. Ну нельзя жить с коллекцией бабочек и думать о том, что это чьи-то души. Хотя я их очень любила… Возвращаюсь к Костроме.

А еще в Костроме живет Сашин друг, с которым она дружила в 2003-2004 году. Познакомились они в поезде, когда Сашка возвращалась из Праги. И было так много тяжелых вещей и его помощь дотащить эти вещи до остановки была так кстати. Они обменялись телефонами и начали общаться. Ванька мне был, как сынок.

Он учился в Волгоградской высшей следственной школе на криминалиста. И не знаю с кем он больше дружил с Сашкой или со мной (шучу), но мы с ним курили на площадке (да, я курила долгие годы, лет 30) и обсуждали насущные проблемы. Я помогала ему делать какие то курсовые, которые мы распечатывали на нашем домашнем медлительном принтере. Помню, я решила худеть, а он притащил 1 января огромную запеченную индейку. Он стоял на посту (на тумбочке в казарме) всю новогоднюю ночь, а ему за это привезли индейку. Он пришел и начал уговаривать, ну Ирина Альбертовна, ну кусочек… змей искуситель. Он привозил с Костромы вкуснейшие грибы, да по нескольку банок, какое-то невероятное роскошество. Это сейчас собираю и солю грибы, а тогда это было не что!!! А еще, пока Сашка была в Англии мы с ним ездили на дачу, копали огород, сажали редиску и пили пиво, а она нам звонила и завидовала, а мы завидовали ей!!! Конечно не сильно, нам и в Слободе было хорошо, весна в 2004 году была необыкновенно ранняя, 16 марта ходили в футболках. А еще он с кафедры, где расследуют убийства (не помню, как называется ) притащил топор, чтобы рубить дрова, которых скопилось немерено. Из колхоза, где они убирали помидоры прискакал с вытаращенными глазами: «Ирина Альбертовна, быстрей давайте сумки, сейчас принесу помидоры!» Честно, одна из банок храниться до сих пор, я понимаю, что ее надо выкинуть (5 литровая), но руке не поднимается. Такое отношение, как к сыну, потому, что о нас никто никогда не заботился. Я в одном лице и мама, и папа. Все на мне.

Помню пошли с Сашей на рынок за картошкой с тележкой. Купили 4 мешка и мешок морковки. Вопрос Саше: «Ну что экономим? Или возьмем такси и отвезем на гараж?» - «Экономим». Я как бурлак на Волге, помните картину Ильи Репина "Бурлаки на Волге", только я буквально параллельно земле катила эту тележку. Мешки периодически падали, я их водружала на место и катила дальше, а Саша с ужасом смотрела на эту картину и метров через 100 взмолилась: «Берем такси!» Нет, ну экономим, так экономим.

Я в кладовке сделала «сейф» для овощей и банок. Это был шкафчик, который я выпилила и сколотила из ДСП, просверлив отверстия dy 10 мм для воздуха. Сделала полочки, дверцы которых откидывались на рояльных петлях ровно на половину. Положила овощи, закрыла дверцу, у нас так сейфы для хранения документов были устроены в Горкоме, а все эти ящики закрывались большой дверью, на которую был привешен амбарный замок. Жили в ту пору мы в общаге мед.училища, но у нас была целая секция, как двухкомнатная квартира и мы в ней вдвоем с Сашей, студенты этажами выше. Этаж общаги (9 этажей) - это галерея, в которой было всего 6 секций. Я по полной «хлебнула» за свой отказ от 2 комнатной квартиры на 8 этаже 16 этажки в престижном в тот период районе Волгограда. И прожила я там со 2 сентября 1994 года по июль 2006 года. Саша до 2014 года. Секцию можно было приватизировать. Как-то на один из дней рождения приятельница подарила пакет документов, как это сделать. Но тетя (которая Лида) была директором этого к тому времени уже мед.колледжа. Отношение у нее было такое же правильное ко всему, как и у меня, НИЗЯЯЯЯ. Потому как, к тому времени, когда съезжала Саша, тетя уже ушла на пенсию, но я работала ревизором в контрольно-счетной палате и я видела в этом коррупционную составляющую и не стала этого делать. Мы просто вывезли вещи (Кто дочитал до этого места, не кидайте тапками, это воспитание. Прадедушка , например, был агрономом, в разное время занимал руководящие посты, он еще до революции работал агрономом, но овощи всегда покупал на рынке, мама, которая закончив Плехановский работала зав.производством в ресторане, замом по общественному питанию в Прикаспийбурнефти, была такой же. Как то раз, сестра Лиза пришла, открыла холодильник и выдала: «Мама Алла работает в общественном питании, а холодильник то пустой…». … Я идеалистка, потому такая нищая. Если бы все в нашей стране служили Отечеству, платили налоги, жили бы мы гораздо лучше. Закон сохранения энергии никто не может отменить, даже сам Господь Бог. Поэтому мы имеем, то что имеем.
Как далеко я ушла… от Костромы то.

Да, а как Сашка поссорилась с Ваней? Ваня посмел мою маму (на тот момент 62 года) назвать «Бабушкой». Бабушка стала на мостик и сказала: «А ну ка ты так встань!» «Сынок» мой проглотил язык, да практически любой бы растерялся. Саша сказала, что он не прав, а он резонно возразил ей: «А разве она не бабушка?!» И все, сынка у меня не стало. Так вот, возвращаясь к Костроме.

Потому то, по вышесказанному, рассказанному, по приезду в Кострому я набрала в 5 утра - «02» и потребовала Ваньку. Мне сказали, чтобы я перезвонила в 10 утра. Мы, все-таки, встретились в конечном итоге. Долго гуляли по городу, и будто бы не было тех пяти лет, что я его не видела. Конечно, он был Сашке просто другом, товарищем, и слава богу не было у них никаких более серьезных отношений, но друг знал, что он придет, его накормят (если есть чем), напоят и поговорят. А это очень важно, когда ты один в чужом городе.
В ролике наша прогулка по Костроме из уцелевших фотографий.

Страна Мам По дороге к Белому морю. Кострома
  Часть 3 -1
Архангельск для меня всегда было красивым названием города, тем самым влекущим городом, который необходимо посетить. А для Андрюши родина его отца. Читать полностью