это те, которые поняли, что собственными силами, без Бога...- так интересно...
«Блаженны нищие»
Позвольте, скажет читатель, тут неточность – ведь и у Матфея и у Луки сказано: «блаженны нищие духом». Что касается Евангелия от Матфея, то да – там действительно всегда стояло «блаженны нищие духом» (Мф.5,3). А вот в Евангелии от Луки «духом» – довольно поздняя вставка.
И в самом деле, практически все источники свидетельствуют, что первоначально у Луки «блаженны нищие» (Лк.6,20) были без «духом». Об этом говорит известный критический текст Нестле-Аланда, причем из списка разночтений можно заключить, что «духом» появилось у Луки только в VIII веке. «Духом» отсутствует в «Вульгате» – переводе Библии на латинский язык, выполненный с Септуагинты в V веке Блаженным Иеронимом Стридонским. Более того, «Текстус рецептус» - греческий текст Нового Завета, считающийся каноническим (он опубликован в XVI веке Эразмом Роттердамским), и с которого сделаны переводы на многие языки – тоже не содержит «духом»! Соответственно, «духом» в Евангелии от Луки нет в подавляющем большинстве переводов на европейские языки. Фактически, эта приписка есть только в нашем церковнославянском тексте и его русском переводе.
Что же это все значит? Во-первых, то, что все великие святые отцы III-V веков, включая Василия Великого, Иоанна Златоуста, Амворосия Медиоланского и прочих, читали в Евангелии от Луки просто «блаженны нищие» и нисколько не сомневались в таком прочтении, поскольку оно прекрасно координировано с последующим «Напротив горе вам, богатые!» (Лк.6, 24). А во-вторых, это означает, что тексты Матфея и Луки, хоть и похожи, но все же имеют несколько различный смысл. И в этом нет ничего противоречивого – тексты не противоречат друг другу, а характеризуют разные стороны одной и той же истины. Какой же?
У Матфея «нищие духом» означает «смиренные». Такое толкование дает большинство святых отцов, и в частности св. Иоанн Златоуст: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем» /VII:149/. Иначе говоря, Матфей говорит о расположении личной души. Нищие духом – это те, которые поняли, что собственными силами, без Бога, ничего не достигнешь, и потому просящие от Бога помощи.
А Лука? К несчастью, толкования Евангелия от Луки у Златоуста нет (видимо, оно утрачено). Поэтому приходится разбираться самим. Тут путеводной нитью может стать антитеза «блаженны нищие – горе вам, богатые». Отсюда видно, что Луку более заботят социальные проблемы. И он решает их удивительно смело. Конечно, он понимает, что на земле справедливости нет. Но он уверен, что ее восстанавливает Сам Господь Бог. Именно Он – гарант справедливости, и то, чего не получил бедный на земле, он получит после смерти в Царстве Божием. И наоборот, богатые – «вы уже получили свое утешение» (Лк.6,24) в этой жизни, и потому его не положено в жизни вечной. Вот уж действительно, «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6, 25-26).
И чтобы читатель не усомнился в таком осуществлении справедливости, Лука рассказывает щемящую душу и в то же время грозную историю о богаче и Лазаре (Лк.16,19-31). Там Лазарь в этой жизни лежал в струпьях у ворот богача, а тот «пиршествовал блистательно» вовсе не замечая голодного Лазаря. Но после смерти Господь восстанавливает справедливость: Лазарь возлежит на лоне Авраамовом, а богач мучается в аду. Конечно, это участь бессердечных богатых. Но давно замечено, что богатство-то как раз и умаляет в людях любовь… Ох, «горе вам, богатые!»
Вообще, Лука внимательнее других евангелистов всматривается в социальную жизнь, гениально соединяя социальные мотивы с нравственными. И в результате такого синтеза рождаются поразительные по глубине картины: помимо притчи о богаче и Лазаре, еще притча о блудном сыне, притча о неверном управителе, притча о милосердном самарянине, притча о безумном богаче, повествование о Закхее – все эти шедевры есть только в Евангелии от Луки.
Николай Сомин
Сомин Николай Владимирович
Родился в 1947 г. Окончил МИИТ (ныне Московский государственный университет путей сообщения) по специальности «прикладная математика», к.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник Института Проблем Информатики РАН. old.reosh.ru
Кандидат физико-математических наук, бакалавр теологии, православный публицист. ruskline.ru
Окончил в 1998 г. Православный Свято-Тихоновский богословский институт (катехизаторский факультет), бакалавр теологии. old.reosh.ru
Православный (Московский патриархат). rospisatel.ru
Автор более 150 работ по проблемам: «мораль и экономика», «святоотеческое учение о собственности и богатстве», «Церковь и социальный вопрос». rospisatel.ru
http://pereprava.org/trust/1696-blazhenny-nischie.html
Позвольте, скажет читатель, тут неточность – ведь и у Матфея и у Луки сказано: «блаженны нищие духом». Что касается Евангелия от Матфея, то да – там действительно всегда стояло «блаженны нищие духом» (Мф.5,3). А вот в Евангелии от Луки «духом» – довольно поздняя вставка.
И в самом деле, практически все источники свидетельствуют, что первоначально у Луки «блаженны нищие» (Лк.6,20) были без «духом». Об этом говорит известный критический текст Нестле-Аланда, причем из списка разночтений можно заключить, что «духом» появилось у Луки только в VIII веке. «Духом» отсутствует в «Вульгате» – переводе Библии на латинский язык, выполненный с Септуагинты в V веке Блаженным Иеронимом Стридонским. Более того, «Текстус рецептус» - греческий текст Нового Завета, считающийся каноническим (он опубликован в XVI веке Эразмом Роттердамским), и с которого сделаны переводы на многие языки – тоже не содержит «духом»! Соответственно, «духом» в Евангелии от Луки нет в подавляющем большинстве переводов на европейские языки. Фактически, эта приписка есть только в нашем церковнославянском тексте и его русском переводе.
Что же это все значит? Во-первых, то, что все великие святые отцы III-V веков, включая Василия Великого, Иоанна Златоуста, Амворосия Медиоланского и прочих, читали в Евангелии от Луки просто «блаженны нищие» и нисколько не сомневались в таком прочтении, поскольку оно прекрасно координировано с последующим «Напротив горе вам, богатые!» (Лк.6, 24). А во-вторых, это означает, что тексты Матфея и Луки, хоть и похожи, но все же имеют несколько различный смысл. И в этом нет ничего противоречивого – тексты не противоречат друг другу, а характеризуют разные стороны одной и той же истины. Какой же?
У Матфея «нищие духом» означает «смиренные». Такое толкование дает большинство святых отцов, и в частности св. Иоанн Златоуст: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем» /VII:149/. Иначе говоря, Матфей говорит о расположении личной души. Нищие духом – это те, которые поняли, что собственными силами, без Бога, ничего не достигнешь, и потому просящие от Бога помощи.
А Лука? К несчастью, толкования Евангелия от Луки у Златоуста нет (видимо, оно утрачено). Поэтому приходится разбираться самим. Тут путеводной нитью может стать антитеза «блаженны нищие – горе вам, богатые». Отсюда видно, что Луку более заботят социальные проблемы. И он решает их удивительно смело. Конечно, он понимает, что на земле справедливости нет. Но он уверен, что ее восстанавливает Сам Господь Бог. Именно Он – гарант справедливости, и то, чего не получил бедный на земле, он получит после смерти в Царстве Божием. И наоборот, богатые – «вы уже получили свое утешение» (Лк.6,24) в этой жизни, и потому его не положено в жизни вечной. Вот уж действительно, «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6, 25-26).
И чтобы читатель не усомнился в таком осуществлении справедливости, Лука рассказывает щемящую душу и в то же время грозную историю о богаче и Лазаре (Лк.16,19-31). Там Лазарь в этой жизни лежал в струпьях у ворот богача, а тот «пиршествовал блистательно» вовсе не замечая голодного Лазаря. Но после смерти Господь восстанавливает справедливость: Лазарь возлежит на лоне Авраамовом, а богач мучается в аду. Конечно, это участь бессердечных богатых. Но давно замечено, что богатство-то как раз и умаляет в людях любовь… Ох, «горе вам, богатые!»
Вообще, Лука внимательнее других евангелистов всматривается в социальную жизнь, гениально соединяя социальные мотивы с нравственными. И в результате такого синтеза рождаются поразительные по глубине картины: помимо притчи о богаче и Лазаре, еще притча о блудном сыне, притча о неверном управителе, притча о милосердном самарянине, притча о безумном богаче, повествование о Закхее – все эти шедевры есть только в Евангелии от Луки.
Николай Сомин
Сомин Николай Владимирович
Родился в 1947 г. Окончил МИИТ (ныне Московский государственный университет путей сообщения) по специальности «прикладная математика», к.ф.-м.н., ведущий научный сотрудник Института Проблем Информатики РАН. old.reosh.ru
Кандидат физико-математических наук, бакалавр теологии, православный публицист. ruskline.ru
Окончил в 1998 г. Православный Свято-Тихоновский богословский институт (катехизаторский факультет), бакалавр теологии. old.reosh.ru
Православный (Московский патриархат). rospisatel.ru
Автор более 150 работ по проблемам: «мораль и экономика», «святоотеческое учение о собственности и богатстве», «Церковь и социальный вопрос». rospisatel.ru
http://pereprava.org/trust/1696-blazhenny-nischie.html
Комментарии
Насчет второго. Есть такой социолог Макс Вебер. Одна из самых известных его работ "Протестантская этика и дух капитализма". Где он рассуждает о богоугодности богатства и его преумножения, приводя доказательства из священных текстов. И где- то еще читала как раз о сравнении православия и католицизма и протестантизма. Если у нас нестяжательство- это благодетель, то для них- упорный труд и накопление денег- в том числе способ делать богоугодные дела, ибо нищий нищему не поможет.
Но спасибо за текст, что натолкнул на такие мысли.
Насчет второго. Есть такой социолог Макс Вебер. Одна из самых известных его работ "Протестантская этика и дух капитализма". Где он рассуждает о богоугодности богатства и его преумножения, приводя доказательства из священных текстов. И где- то еще читала как раз о сравнении православия и католицизма и протестантизма. Если у нас нестяжательство- это благодетель, то для них- упорный труд и накопление денег- в том числе способ делать богоугодные дела, ибо нищий нищему не поможет.
Но спасибо за текст, что натолкнул на такие мысли.
↑ Перейти к этому комментарию
Интересно с ними . Социологи мои сидят, прижав ушки.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: