Наследие России. Харбин. Часть 9
Приветствую всех читателей моего дневника!
Всему на этом свете, даже самому плохому, когда-нибудь приходит конец.
Подошло к финалу и четырнадцатилетнее правление японцев в Китае.
После разгрома Квантунской армии и освобождения Северо-Восточного Китая в 1945 году КВЖД и ЮМЖД (отрезок от Харбина до Даляня) перешли по советско-китайскому соглашению в совместное управление и получили название Китайская Чан-чуньская железная дорога (КЧЖД).
В период с 1946 по 1949 год советские сотрудники КВЖД стали нормально работать и получать достойное жалование.
Они смогли привести железную дорогу и все сопутствующие коммуникации в технически исправное состояние.
Движение поездов по всем трем ветками велось регулярно и довольно успешно.
После продолжительной и кровопролитнрй гражданской войны к власти в Китае пришли коммунисты
В 1949 г. произошло образование Китайской Народной Республики (КНР).
14 февраля 1950 года, одновременно с заключением договора о дружбе, союзе и взаимопомощи СССР и КНР подписали соглашение о КЧЖД, в соответствии с которым советское правительство безвозмездно передало КНР все права на управление КЧЖД и принадлежавшее дороге имущество.
Поистине "царский" подарок.
КВЖД (КЧЖД) оценивалась на тот момент в 350 миллионов золотых рублей (650 миллионов японских йен)
31 декабря 1952 года в Харбине прошла передача КВЖД Советским правительством во владение Китайской Народной Республике.
С 1953 года КЧЖД переименована в Харбинскую железную дорогу.
Что же оставила после себя в Китае
Великая Россия?
Более 2500 километров железнодорожного полотна, великолепные городские постройки, узорные храмы, комфортную городскую инфраструктуру.
И это все?
Но на мой взгляд Великая Россия сделала для Китая намного больше.
Позвольте привести пример из моего личного опыта.
Так сложилось, что моя семья попала в Харбин по приглашению Харбинского Политехнического Института.
Немного истории.
В 1922 году был открыт Харбинский политехнический института (ХПИ), кузница профессиональных кадров для КВЖД.
Обучение велось на русском языке.
Для харбинцев такой вариант был вполне приемлемым, так как образование в СССР было для большинства невозможно по политическим мотивам.
В 1937 году по решению властей Маньчжудиго набор русскоговорящих студентов был прекращен и институт полностью перешел на японский язык.
После победы Красной армии новое руководство КВЖД поручило заместителю управляющего дорогой инженер-полковнику Ожигову восстановить преподавание на русском языке в Харбинском политехническом институте.
ХПИ открыл свои двери для русской и китайской молодежи.
Ожиговым были вновь запущены инженерно-строительный, электромеханический, химический, горный, инженерно-экономический и восточно-экономический факультеты.
Учебные программы и планы факультетов были приближены к учебным планам российского императорского Дальневосточного университета.
Для китайской молодежи были открыты двухгодичные подготовительные курсы, дававшие достаточные знания языка и математики для слушания лекций на русском языке.
На курсах преподавали квалифицированные профессора из числа русских эмигрантов.
Так, заведующим кафедрой китайского языка восточно-экономического факультета был крупный русский ученый
И. Г. Баранов, известный современным студентам, изучающим восточные языки, как автор классического русско-китайского словаря. Обучение в институте было бесплатным, ибо он состоял на бюджете КВЖД.
Этнические китайцы впервые получили возможность изучать путейное дело. Наиболее способные студенты направлялись в ведущие советские ВУЗы для дальнейшего обучения.
Многие из них стали основой инженерно-технического образования в Китае.
На их счету сотни студентов и тысячи километров железнодорожных путей в Китайской Народной Республике.
Благодаря первым китайским студентам ХПИ и их русским преподавателям железнодорожное сердце Китая не перестает биться по сей день.
Продолжение следует.....
https://www.stranamam.ru/post/14930127/
Всему на этом свете, даже самому плохому, когда-нибудь приходит конец.
Подошло к финалу и четырнадцатилетнее правление японцев в Китае.
После разгрома Квантунской армии и освобождения Северо-Восточного Китая в 1945 году КВЖД и ЮМЖД (отрезок от Харбина до Даляня) перешли по советско-китайскому соглашению в совместное управление и получили название Китайская Чан-чуньская железная дорога (КЧЖД).
В период с 1946 по 1949 год советские сотрудники КВЖД стали нормально работать и получать достойное жалование.
Они смогли привести железную дорогу и все сопутствующие коммуникации в технически исправное состояние.
Движение поездов по всем трем ветками велось регулярно и довольно успешно.
После продолжительной и кровопролитнрй гражданской войны к власти в Китае пришли коммунисты
В 1949 г. произошло образование Китайской Народной Республики (КНР).
14 февраля 1950 года, одновременно с заключением договора о дружбе, союзе и взаимопомощи СССР и КНР подписали соглашение о КЧЖД, в соответствии с которым советское правительство безвозмездно передало КНР все права на управление КЧЖД и принадлежавшее дороге имущество.
Поистине "царский" подарок.
КВЖД (КЧЖД) оценивалась на тот момент в 350 миллионов золотых рублей (650 миллионов японских йен)
31 декабря 1952 года в Харбине прошла передача КВЖД Советским правительством во владение Китайской Народной Республике.
С 1953 года КЧЖД переименована в Харбинскую железную дорогу.
Что же оставила после себя в Китае
Великая Россия?
Более 2500 километров железнодорожного полотна, великолепные городские постройки, узорные храмы, комфортную городскую инфраструктуру.
И это все?
Но на мой взгляд Великая Россия сделала для Китая намного больше.
Позвольте привести пример из моего личного опыта.
- Поделиться

Так сложилось, что моя семья попала в Харбин по приглашению Харбинского Политехнического Института.
Немного истории.
В 1922 году был открыт Харбинский политехнический института (ХПИ), кузница профессиональных кадров для КВЖД.

Обучение велось на русском языке.

Для харбинцев такой вариант был вполне приемлемым, так как образование в СССР было для большинства невозможно по политическим мотивам.

В 1937 году по решению властей Маньчжудиго набор русскоговорящих студентов был прекращен и институт полностью перешел на японский язык.

После победы Красной армии новое руководство КВЖД поручило заместителю управляющего дорогой инженер-полковнику Ожигову восстановить преподавание на русском языке в Харбинском политехническом институте.
ХПИ открыл свои двери для русской и китайской молодежи.
Ожиговым были вновь запущены инженерно-строительный, электромеханический, химический, горный, инженерно-экономический и восточно-экономический факультеты.
Учебные программы и планы факультетов были приближены к учебным планам российского императорского Дальневосточного университета.
Для китайской молодежи были открыты двухгодичные подготовительные курсы, дававшие достаточные знания языка и математики для слушания лекций на русском языке.
На курсах преподавали квалифицированные профессора из числа русских эмигрантов.
Так, заведующим кафедрой китайского языка восточно-экономического факультета был крупный русский ученый
И. Г. Баранов, известный современным студентам, изучающим восточные языки, как автор классического русско-китайского словаря. Обучение в институте было бесплатным, ибо он состоял на бюджете КВЖД.
Этнические китайцы впервые получили возможность изучать путейное дело. Наиболее способные студенты направлялись в ведущие советские ВУЗы для дальнейшего обучения.
Многие из них стали основой инженерно-технического образования в Китае.
На их счету сотни студентов и тысячи километров железнодорожных путей в Китайской Народной Республике.
Благодаря первым китайским студентам ХПИ и их русским преподавателям железнодорожное сердце Китая не перестает биться по сей день.
- Поделиться

Продолжение следует.....
https://www.stranamam.ru/post/14930127/
Комментарии
Очень красиво! Современный Харбин прекрасен
Очень красивые фото!
https://www.stranamam.ru/post/14673112/
Есть же талантливые мастера. А скорей всего были.
И, как всегда, полюбовалась фото замечательных видов!
Вам большое спасибо за такие интересные посты и фотографии.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: