Наследие России. Харбин. Часть 2
Приветствую всех читателей моего дневника!
Теперь напишу о самом интересном.
О деньгах.
Получив в концессию огромную территорию для строительства ЖД,
царское правительство создало
Русско-Китайский банк с первоначальным капиталом в 6 миллионов рублей.
Для его формирования 3/8 средств предоставил Петербургский международный банк и 5/8 несколько француских банков.
Основные средства на строительство КВЖД поступали из гос казны.
Официальной датой начала строительства КВЖД считается 28 августа 1897 года.
На строительство дороги в Маньчжурию потянулись десятки талантливых и одаренных людей.
Честных и справедливых.
Но новый проект сулил многомиллионные прибыли, для людей без принципов и готовых на все ради личного благосостояния.
Если говорить честно, то от злоупотреблений страдали простые китайские рабочие "манзы" .
Труд китайцев ценился в грош,
жизнь и того дешевле.
Им мало платили или не платили вовсе
и этим толкали на бунты, а потом жестоко подавляли.
Деньги, шальные легкие деньги, текли рекой и ради них представители Российской элиты шли даже на тяжкие преступления.
Но призвать виновных к ответу было невозможно.
Управление КВЖД было частным предприятием и никому не подчинялось.
Несмотря на ряд трудностей технического характера строительство дороги продолжалось достаточно успешно.
К началу 1900 года дорога была практически готова.
Однако положение резко изменилось из-за Ихэтуаньского (боксерского) восстания. Повстанцы выступали против засилья иноземцев, их культуры, религии и технологий.
Боксеры разобрали около 2/3 уже готового полотна, сожгли хозяйственные постройки, вывели из строя несколько локомотивов, убили десятки служащих КВЖД.
Восстание было подавлено при деятельном участии российских войск.
Ущерб, нанесенный повстанцами исчислялся суммой в 70 миллионов рублей и был компенсирован китайским правительством.
Строительство возобновилось в начале 1901 года стало для имперской казны настоящей "черной дырой"
Так стоимость одной версты составило 152 тысячи рублей.
Для сравнения одна верста Уссурийской ветки ЖД обходилось государству 77 тысяч рублей.
После окончания строительства начальником КВЖД был назначен генерал-лейтинант Дмитрий Леонидович Хорват.
Уроженец города Кременчуг Полтавской губернии, дворянин, потомок Михаила Кутузова по материнской линии.
Генерал Хорват получил блестящее образование, воевал в Крыму, принимал участие в строительстве Прикаспийской ЖД,
Благодаря его усилиям Китайско-Восточная железная дорога стала не просто транспортной артерией, а маленькой автономией.
Вдоль полосы отчуждения выросла разветвленная инфраструктура материально-технического обеспечения КВЖД.
Город Харбин из поселка Сунгари превратился в красивый европейский город.
Но, мое отношение к господину Хорвату неоднозначное.
Дмитрий Леонидович использовал свое служебное положение и способности организатора в целях личного обогащения.
По подсчетам канадских экономистов КВЖД была способна приносить казне около 50 миллионов рублей доходов ежегодно.
Но в самые лучшие годы под управлением Хорвата Русско-Китайский банк получал не более 20 миллионов прибыли.
Где деньги?
Генерал и его приближенные жили в роскошных квартирах, получали большую заработную плату (Дмитрий Леонидович официально получал 35 тысяч рублей), высокие наградные, эксплуатационные, прогонные и т.д.
Под предлогом ввоза запасных частей к локомотивам через границу переправлялась контрабанда.
Предприятия, связанные с КВЖД, такие как кирпичные заводы, прямо или косвенно принадлежали родственникам Генерала и его друзьям.
Даже нападения хунхузов (бандитов)
Генерал использовал для своего обогащения.
По каким-то непонятным причинам краснобородые поджигали склады с древесиной.
Смею предположить, что у них врожденная страсть к пиротехнике.
Но практически для всех сотрудников КВЖД было ясно, что поджоги проплачены заинтересованными лицами.
Пока казаки гоняли хунхузов, огромные деньги списывались как убытки от пожаров.
Вот таким он был необычным человеком.
Олигарх по-харбински.
Счастливый Хорват.
Продолжение следует.
https://www.stranamam.ru/post/14921130/
Теперь напишу о самом интересном.
О деньгах.
Получив в концессию огромную территорию для строительства ЖД,
царское правительство создало
Русско-Китайский банк с первоначальным капиталом в 6 миллионов рублей.
Для его формирования 3/8 средств предоставил Петербургский международный банк и 5/8 несколько француских банков.

Основные средства на строительство КВЖД поступали из гос казны.
Официальной датой начала строительства КВЖД считается 28 августа 1897 года.

На строительство дороги в Маньчжурию потянулись десятки талантливых и одаренных людей.
Честных и справедливых.

Но новый проект сулил многомиллионные прибыли, для людей без принципов и готовых на все ради личного благосостояния.
Если говорить честно, то от злоупотреблений страдали простые китайские рабочие "манзы" .

Труд китайцев ценился в грош,
жизнь и того дешевле.
Им мало платили или не платили вовсе
и этим толкали на бунты, а потом жестоко подавляли.
Деньги, шальные легкие деньги, текли рекой и ради них представители Российской элиты шли даже на тяжкие преступления.
Но призвать виновных к ответу было невозможно.
Управление КВЖД было частным предприятием и никому не подчинялось.
Несмотря на ряд трудностей технического характера строительство дороги продолжалось достаточно успешно.
К началу 1900 года дорога была практически готова.
Однако положение резко изменилось из-за Ихэтуаньского (боксерского) восстания. Повстанцы выступали против засилья иноземцев, их культуры, религии и технологий.

Боксеры разобрали около 2/3 уже готового полотна, сожгли хозяйственные постройки, вывели из строя несколько локомотивов, убили десятки служащих КВЖД.
Восстание было подавлено при деятельном участии российских войск.
Ущерб, нанесенный повстанцами исчислялся суммой в 70 миллионов рублей и был компенсирован китайским правительством.
Строительство возобновилось в начале 1901 года стало для имперской казны настоящей "черной дырой"
Так стоимость одной версты составило 152 тысячи рублей.
Для сравнения одна верста Уссурийской ветки ЖД обходилось государству 77 тысяч рублей.
- Поделиться

После окончания строительства начальником КВЖД был назначен генерал-лейтинант Дмитрий Леонидович Хорват.

Уроженец города Кременчуг Полтавской губернии, дворянин, потомок Михаила Кутузова по материнской линии.
Генерал Хорват получил блестящее образование, воевал в Крыму, принимал участие в строительстве Прикаспийской ЖД,
Благодаря его усилиям Китайско-Восточная железная дорога стала не просто транспортной артерией, а маленькой автономией.
Вдоль полосы отчуждения выросла разветвленная инфраструктура материально-технического обеспечения КВЖД.
Город Харбин из поселка Сунгари превратился в красивый европейский город.
Но, мое отношение к господину Хорвату неоднозначное.
Дмитрий Леонидович использовал свое служебное положение и способности организатора в целях личного обогащения.
По подсчетам канадских экономистов КВЖД была способна приносить казне около 50 миллионов рублей доходов ежегодно.
Но в самые лучшие годы под управлением Хорвата Русско-Китайский банк получал не более 20 миллионов прибыли.
Где деньги?
Генерал и его приближенные жили в роскошных квартирах, получали большую заработную плату (Дмитрий Леонидович официально получал 35 тысяч рублей), высокие наградные, эксплуатационные, прогонные и т.д.
Под предлогом ввоза запасных частей к локомотивам через границу переправлялась контрабанда.
Предприятия, связанные с КВЖД, такие как кирпичные заводы, прямо или косвенно принадлежали родственникам Генерала и его друзьям.
Даже нападения хунхузов (бандитов)
Генерал использовал для своего обогащения.
По каким-то непонятным причинам краснобородые поджигали склады с древесиной.
Смею предположить, что у них врожденная страсть к пиротехнике.
Но практически для всех сотрудников КВЖД было ясно, что поджоги проплачены заинтересованными лицами.
Пока казаки гоняли хунхузов, огромные деньги списывались как убытки от пожаров.
- Поделиться

Вот таким он был необычным человеком.
Олигарх по-харбински.
- Поделиться

Счастливый Хорват.
Продолжение следует.
https://www.stranamam.ru/post/14921130/
+105 |
![]() |
124 комментария |
Комментарии
Но бандиты реально существовали. Они нападали на КВЖД редко, но метко. В целом кошмарили местных китайцев. Занимались грабежом, похищением людей, убийствами.
От Читы до Владика не было от них покоя 50 лет.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Самостоятельно добытые знания - самые ценные )))
Самостоятельно добытые знания - самые ценные )))
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
И Хорват кажется человеком неординарным:
это про стройку Закаспийской железной дороги до КВЖД
И после революции жизнь незаурядная у него очень.
Интересный человек, определенно.
И мифов, предвзятых мнений про Китай очень много бытует. Поэтому всё так интересно, что ты пишешь.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Права она или не права, но, это моя страна.
Я твёрдо уверена в том, что если я живу здесь - то принимаю!
Спасибо огромное, ты ведёшь замечательную просветительскую деятельность!
Очень интересно!
↑ Перейти к этому комментарию
Как обычно в истории бывает- не всё так однозначно.
В учебниках истории о Китае и взаимоотношениях с ним написано мало было. Всё что помню по истории - это опиумные войны.
А сейчас наверное и того меньше написано.
Надо знакомится с историей. Это очень нужно.
↑ Перейти к этому комментарию
Спасибо, очень интересно
Что-то знала, что-то новое для меня.
Прям возникает желание изучить вопрос подробнее. Жду продолжения!
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Это бывший президент Уругвая Хосе Мухика.
Читаю с большим удовольствием, спасибо, дорогая!
А почему у них косички связаны?
Спасибо, Юля, за интересный рассказ!
↑ Перейти к этому комментарию
А почему у них косички связаны?
Спасибо, Юля, за интересный рассказ!
↑ Перейти к этому комментарию
Недавно гуляла с дочкой(10) и племянницей(6), не знаю кому пришла в голову "гениальная" мысль(подозреваю, что дочке, она мастер-генератор идей) и они связали друг друга за косички. Так бегали, пока столб не встретили. Одна с одной стороны побежала, другая с другой
Хабаровск по климату точно ближе к Харбину.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: