13 ФЕВРАЛЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПЕРВАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ — НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
13 ФЕВРАЛЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПЕРВАЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ — НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ.
В православном церковном календаре Неделя о мытаре и фарисее является одной из четырёх подготовительных к Великому посту.
"Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лк. 18; 10-14).
И мытарь и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: "Господи, помилуй мя, грешнаго!". Фарисей же пришел к Богу с гордо поднятой головой, похваляясь своими добродетелями, надмеваясь своей праведностью. На этом примере Церковь учит нас, что первое условие для добродетели – это смирение и покаяние, а главное препятствие – гордость.
Церковь обращает внимание верующих, готовящихся к Великому Посту, подвигу и молитве, что исполнением того, что положено по Уставу, хвалиться не должно. И молитва, и пост святы и спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением. Кто любуется и хвалится своими делами, тот не ведает или забывает, что мы своими силами без помощи Божьей не можем исполнить всего Закона и следовательно сделаться правыми перед Богом, и само исполнение есть не заслуга, а наш долг.
Для настоящей духовной жизни нужно себя приучить соблюдать равновесие между проявлениями внутренней и внешней религиозности. Необходимо соблюдать Закон – Заповеди Божии и церковные Уставы. Но этого мало. Нужно обладать еще смирением мытаря. Добрые дела тщетны, если они совершаются не для Бога, а для мира, для нашего тщеславия. Тщетно всякое доброе дело, делаемое напоказ.
Верные последователи Христа познаются не делами, а смирением. Я могу накормить кого-нибудь во имя Божие, не приписывая ничего себе – и буду иметь в этом случае истинное христианское делание. А если я буду делать то же самое, но по каким-либо другим соображениям, для каких-либо других целей – каковы бы они ни были, дело это будет не Христовым…
Неделя о мытаре и фарисее в православном церковном календаре относится к Сплошным Седмицам – пост отменяется в среду и пятницу. Таким образом даже церковные правила напоминают нам о недостаточности соблюдения правил. Отменяя в неделю мытаря и фарисея в среду и пятницу уставной пост, святая Церковь желает нас предостеречь от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни. Святые отцы учат, что все это нужно исполнять, но видеть в этом средство к стяжанию духовных плодов.
Кондак, глас 4
Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя.
Перевод: Избегать будем фарисеева велеречия и научимся высоте слов мытаря смиренных, покаянно восклицая: "Спаситель мира, будь милостив к рабам Твоим!"
Ин кондак, глас 3
Воздыхания принесем мытарская Господеви, и к Нему приступим грешнии, яко Владыце: хощет бо спасения всех человеков, оставление подает всем кающимся, нас бо ради воплотися, Бог сый, Отцу Собезначальный.
В православном церковном календаре Неделя о мытаре и фарисее является одной из четырёх подготовительных к Великому посту.
"Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится" (Лк. 18; 10-14).
И мытарь и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: "Господи, помилуй мя, грешнаго!". Фарисей же пришел к Богу с гордо поднятой головой, похваляясь своими добродетелями, надмеваясь своей праведностью. На этом примере Церковь учит нас, что первое условие для добродетели – это смирение и покаяние, а главное препятствие – гордость.
Церковь обращает внимание верующих, готовящихся к Великому Посту, подвигу и молитве, что исполнением того, что положено по Уставу, хвалиться не должно. И молитва, и пост святы и спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением. Кто любуется и хвалится своими делами, тот не ведает или забывает, что мы своими силами без помощи Божьей не можем исполнить всего Закона и следовательно сделаться правыми перед Богом, и само исполнение есть не заслуга, а наш долг.
Для настоящей духовной жизни нужно себя приучить соблюдать равновесие между проявлениями внутренней и внешней религиозности. Необходимо соблюдать Закон – Заповеди Божии и церковные Уставы. Но этого мало. Нужно обладать еще смирением мытаря. Добрые дела тщетны, если они совершаются не для Бога, а для мира, для нашего тщеславия. Тщетно всякое доброе дело, делаемое напоказ.
Верные последователи Христа познаются не делами, а смирением. Я могу накормить кого-нибудь во имя Божие, не приписывая ничего себе – и буду иметь в этом случае истинное христианское делание. А если я буду делать то же самое, но по каким-либо другим соображениям, для каких-либо других целей – каковы бы они ни были, дело это будет не Христовым…
Неделя о мытаре и фарисее в православном церковном календаре относится к Сплошным Седмицам – пост отменяется в среду и пятницу. Таким образом даже церковные правила напоминают нам о недостаточности соблюдения правил. Отменяя в неделю мытаря и фарисея в среду и пятницу уставной пост, святая Церковь желает нас предостеречь от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни. Святые отцы учат, что все это нужно исполнять, но видеть в этом средство к стяжанию духовных плодов.
Кондак, глас 4
Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя.
Перевод: Избегать будем фарисеева велеречия и научимся высоте слов мытаря смиренных, покаянно восклицая: "Спаситель мира, будь милостив к рабам Твоим!"
Ин кондак, глас 3
Воздыхания принесем мытарская Господеви, и к Нему приступим грешнии, яко Владыце: хощет бо спасения всех человеков, оставление подает всем кающимся, нас бо ради воплотися, Бог сый, Отцу Собезначальный.
Комментарии
Причина: читаем
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: