Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

СКАЗОЧНЫЙ МИР МУМИ-ТРОЛЛЕЙ ТУВЕ ЯНССОН. Владимир Владимиров





Можно ли пронести через всю свою жизнь книги, которые прочитал в детстве? Можно. Если это сказки. Для меня это – сказки о муми-троллях, написанные Туве Янссон. По мне – лучше этих сказок ничего нет. Я их перечитываю двадцать лет, и всегда – с большим удовольствием. Я уже взрослый мужчина, но мне эти сказки очень дороги. Например, когда наступает осень, то я берусь за «В конце ноября».

Когда выпадает первый снег – закутываюсь во всё тёплое и открываю «Волшебная зима». Нам всем дороги мелкие и очень далёкие от нас странички нашего детства, в глубине души мы понимаем, что детские годы – это лучше, чем у нас было. Дай мне волю, я бы выбрал удел Питера Пэна, и никогда бы не взрослел.
Спасибо вам, госпожа Янссон, за ваши сказки, которые вы нам подарили…



“МУМИ-ТРОЛЛЬ И КОМЕТА” Туве Янссон

На мой взгляд, самая “лёгкая” и “детская” сказка из всего муми-цикла.



Начавшись, как игра и беззаботное детство, повесть по ходу развития сюжета приобретает несколько “серьёзных” тонов. В игру и детство проникает угроза (несущаяся к Земле комета), появляется плохое предчувствие. Муми-тролль, Снифф и Снусмумрик совершают путешествие, иногда сталкиваясь с некоторыми опасностями, но, всё-равно, это – прогулка и приключение.


Туве Янссон создаёт сказочные персонажи, которые наделены теми чертами характера и поведения, несомненно встречающимися и у некоторых представителей человеческого общества:

Ондатр – это интеллигенция, которая замкнулась в своём интеллигентном мирке и знать ничего не хочет про то, что происходит вне этого самого мирка. Их философия бесполезна и сквозит равнодушием.

Снусмумрик – собирательный образ личностей, которым не по душе быть частью общества и вписываться в какую-либо систему, которые хотят быть в стороне от шумного большого мира и его суеты.



Снорк – собирательный образ личностей, озабоченных наведением порядка и занимающихся какой-либо бурной деятельностью.

Хемуль, который собирает бабочек, и Хемуль, который собирает марки – обыватели, занятые только самим собой и ничего не видящие дальше своего носа. Чем-то похожи на Ондатра.



Сказка сказкой, но есть несколько моментов, которые её духовно украшают. Я имею ввиду эпизоды, связанные с взаимовыручкой, спасением и прочими атрибутами альтруизма.

К своему большому сожалению, эту повесть я прочитал не в детстве. Я смог добраться до неё после прочтения более “серьёзных” повестей муми-цикла: «В конце ноября» и «Волшебная зима». Поэтому она меня немного приземлила, я почему-то ждал от неё большего. Но, тем не менее, я считаю эту повесть шедевром детской литературы, которая достойна и взрослой аудитории.




“ШЛЯПА ВОЛШЕБНИКА” Туве Янссон

В этой повести еще больше игр и приключений по сравнению с предыдущей - “Муми тролль и комета”. Счастливый и беззаботный период жизни под названием ДЕТСТВО. Долгий продолжительный пикник, который, конечно, когда-нибудь – увы! – закончится. Интересное путешествие со всякими неожиданными происшествиями.

Самое большое, что мне нравится в этой повести – волшебник появляется в последней главе. Иначе прекрасная сказка была бы безнадёжно испорчена. Обитатели Муми-дален сами себе волшебники, так сказать, в некотором роде.




Несколько моментов в данной повести получились особенно хорошо. Например, когда Муми-тролль надел шляпу и превратился в уродца. Его смогла узнать только Муми-мама. И только тогда он превратился обратно в настоящего самого себя. Добрая и ласковая Муми-мама, настоящая идеальная любящая мама, которая своего ребёнка ни с кем не перепутает и всегда узнает.

Есть в повести один печальный и грустный момент, некое лирическое обрамление финального конца. Снусмумрик больше не станет вместе с остальными жителями Муми-дален погружаться в зимнею спячку. Он теперь будет уходить на юг, “следуя реке”, и возвращаться ранней весной. Расставание со своим лучшим другом (пусть даже временное) Муми-тролль старается воспринимать, как некую данность: “Иногда нужно побыть одному”.


Чтобы просили бы у Волшебника люди? Власть, богатство, славу… В основном, фантазия у большинства людей не пестрит разнообразием. На первом месте – жадность, алчность и жажда развлечений. В этом отношении обитатели Муми-дален намного человечнее, чем (хотя сами внешне на людей совсем не похожи).


“МЕМУАРЫ МУМИ-ПАПЫ” Туве Янссон

Эта сказка открывает новую фазу в повествовании о жизни обитателей Муми-дален. Это уже не совсем тот детский мир игр и приключений, который был описан в “Большом наводнении”, “Муми-тролль и комета” и “Шляпа Волшебника”. Повести Туве Янссон о Муми-троллях обладают тенденцией “взросления”, словно все они – единый живой некий детский организм, который, как и всякий ребёнок, постепенно растёт и развивается.

В “МЕМУАРАХ МУМИ-ПАПА” появляется то, что в предыдущих сказках было совсем мало или даже и вовсе не было. А именно: размышления, переживания, мечтания, грусть, тоска, лирика чувств. И это очень важно. В следующих повестях их будет ещё больше. Касательно игр и приключений: игры прекратились, но приключения ещё остались. И нет налёта некой беззаботности, а если точнее – беззаботного детства.



Навряд ли в образе Муми-папы госпожа Янссон изобразила своего родного отца Виктора Янссон, но кое-что от него привнесла. Как, впрочем, и черты своей родной матери Сигне Хаммарштен в образ Муми-мамы. Виктор Янссон был выдающимся скульптором, но широкого признания не получил, и именно это обстоятельство сильно его надломило. Так же и Муми-папа в своих мемуарах писал о себе, что “ещё при рождении необычное расположение звёзд предсказало, что он вырастет высокоодарённым и непростым по характеру мумии-троллем”.


В отличие от главы муми-семейства, который целыми днями проводит время в раздумьях, качается в кресле-качалке, курит трубку и пишет мемуары, Муми-мама заботится о семье и хлопочет по хозяйству.



Так было и в случае с Сигне Хаммарштен, которая, можно сказать, пожертвовала своей творческой карьерой ради мужа и детей. И всё равно госпожа Янссон изобразила Муми-папу в позитивных тонах, сделала его очень положительным персонажем (разумеется, не без доли иронии), хотя с родным отцом у неё в реальности складывались порой довольно ужасные отношения. Конечно, в свои сказки Туве Янссон привносила много чего из своей жизни, но, однако же, она создавала добрые и светлые сказки.

В данной повести начало безрадостное, грустное и удручающее, но вскоре оно сменяется знакомством с новыми друзьями, а вслед за этим – и первыми приключениями. Очень хорошо получился у Янссон Муми-папа в юном возрасте, когда ещё нет серьёзного отношения к жизни, и можно посему строить фантастические планы относительно своей дальнейшей судьбы.

Мечты и стремления Муми-папы быть искателем приключений претерпевают эволюцию. Юность завершается точно так же, как то происходит в реальной жизни у людей: друзья (с которыми ты прожил детство и юность, с которыми, казалось, тебя ничто не разлучит, с которыми жить и общаться – это и есть самое главное в жизни) женятся, обзаводятся другими друзьями и идут своими путями. А потом и сам главный персонаж встречает самое дорогое в своей жизни – любовь.

У Туве Янссон в этой своей повести очень хорошо получилось изобразить, как проходит мечтательная юность, как она заканчивается и начинается взрослая молодость. И причём это сделано на уровне детской сказки. Вот оно – истинное мастерство и талант!
Мои аплодисменты, госпожа Янссон, мои аплодисменты! Я знаю, что вы на небесах слышите их! Примите их в дар вечный…



“ОПАСНОЕ ЛЕТО” Туве Янссон

Госпожа Янссон создала, конечно, уютный сказочный мир, о таком только мечтать. Но этот мир двусоставен: одна его часть – игры, приключения, баловство, детская беззаботность, добрая мама может успокоить и утешить, папа поможет и даст совет, друзья рядом и с ними не скучно; вторая часть этого мира – совсем недетский взгляд на всё вокруг, страх и одиночество, попытки разобраться в самом себе и понять тех, кто тебя окружает. Сквозь призму этого сказочного мира мы, люди, сможем увидеть самих себя, узнать в ком-то кого-то, увидеть, какие мы есть, какими мы должны быть. Каждый персонаж муми-цикла это определённая грань одного целого. И у каждого своя вселенная, собственные мысли, беды, радости, чаяния, достижения и падения.


В повести “ОПАСНОЕ ЛЕТО” мир муми-троллей всё ещё волшебный, тёплый и домашний, слегка безалаберный, неупорядоченный, но прекрасный и замечательный, как в предыдущих сказках. Конечно, кое-что изменилось, не без этого, мир малость подрос. Снифф, Снорк и Хемуль куда-то исчезли, их сменили две сестры – бесшабашная Мюмла и несносная малышка Мю. Относительно последней – это удачная находка (или выдумка?) Туве Янссон. Характер и поведение крохотной проказницы как нельзя органично вписывается в общую палитру муми-мира. В “МЕМУАРАХ МУМИ-ПАПЫ” образ малышки Мю только нарисовывался, по большей части фигурировал образ её старшей сестры – неугомонной выдумщицы Мюмлы.



В сказке “ОПАСНОЕ ЛЕТО” есть приключение и есть игра. Игра в театр. Туве Янссон в реальной жизни увлекалась этой театральной стороной искусства. Это увлечение она привнесла в “ОПАСНОЕ ЛЕТО”. Муми-семейство играет в театр всерьёз, на примере театральной крысы Эмма можно увидеть насколько это может быть самым главным в жизни, насколько это может быть выше и лучше всего на свете.



“ВОЛШЕБНАЯ ЗИМА”


Эта повесть вводит читателя в третий этап повествования о обитателях долины Муми-троллей (Первый этап: “Маленькие тролли и большое наводнение”, “Муми-тролль и комета”, и “Шляпа Волшебника”. Второй этап: “Мемуары Муми-папы” и “Опасное лето”). Именно с этой повести начинается авторское развитие тем о одиночестве и тоски, о непонимании и грусти, об утрате и разлуке, о боли и… смерти. Именно в этой повести впервые происходит смерть (смерть легкомысленного бельчонка от взгляда Ляденой Девы, (однако, в конце повести ожившего) ).

Несмотря на присутствие некоторого мрачного тона, “Волшебная зима” – самая “волшебная” сказка из всего муми-цикла. Внезапно проснувшись зимой, Муми-тролль чувствует непередаваемое одиночество, он напуган, несчастен и зол. Он проснулся в абсолютно незнакомом и чужом для себя мире, в котором нет игр, приключений и друзей – всего того, что так в обилии было весной, летом (особенно летом!) и осенью. Всё вокруг сковано белым покровом, вокруг – холод и какая-та унылость. Ничего не радует глаз, Муми-тролль испытывает депрессию. Но в противовес его душевному состоянию автор вывел персонаж, который тоже проснулся неожиданно для себя зимой (не по своей воле, конечно), но воспринял зиму не на негативном уровне, а наоборот – стал извлекать из сложившийся ситуации всё, что может порадовать душу и доставить удовольствие. Я имею ввиду малышку Мю.

Мне понравилось в “Волшебной зиме”, как автор показал некое взросление-становление главного героя, как Муми-тролль начал проникаться симпатией к зиме, а потом и полюбил её.




Для него зима перестала быть мрачной порой, она открыла ему удивительный и живой мир, он встретил мудрого друга (Туу-тикки), он обрёл способность радоваться.


И что характерно, он начал любить зиму именно с того момента, когда вовремя не дал самому себе совершить один мерзкий поступок – чуть было не уговорит Хемуля-лыжника отправиться в Одинокие горы, где якобы есть совершенно удивительные холмы, которые очень пригодны для катания на лыжах. О чём это говорит? О том, что необходимо в себе подавлять отрицательные черты своего характера, и тогда окружающий мир вокруг тебя станет добрее и светлее.



“ПАПА И МОРЕ” Туве Янссон

Все сказки муми-цикла до “Волшебной зима” приключенческого характера, в них много игр, шалостей, проказ, много семейного тела и дружеского участия. А вот дальше повествование набирает психологические и философские обороты, упор уже не ставится на обилие сюжетных перипетий – они как бы отходят в тень.

Биографы Туве Янссон все как один говорят, что “ПАПА И МОРЕ” посвящена её родному отцу, это повесть о нём – творческом человеке со сложным характером, жизнь которого сложилась немного не так, как он того желал. Однако, помимо Муми-папы в повести уделено достаточно много страниц и остальным членами муми-семейства, о их переживаниях и метаниях рассказано тоже довольно подробно.
Что я увидел в этой повести? Муми-семейство сузилось в размерах (куда-то подевались Мюмла и фрёкен Снорк, осталась только малышка Мю), оно переживает некий духовный распад, тревога и какая-та тупиковость нависли над ним. Папу раздирают внутри разные противоречия, Муми-тролль переживает подростковый период, а мама пытается сохранить мир и её терпение безгранично. Это очень сложная тема, в повести много глубин и соприкосновений с душевной печалью.

Не могу обойти стороной старый персонаж Янссон – всем известную Морру. В первых сказках она была просто ужасным и страшным чудовищем. В повести “ПАПА И МОРЕ” этот персонаж в какой-то мере эволюционировал: теперь он становится чем-то вроде выражения против несправедливости всего мироустройства. Она никогда не может согреться и её никто не любит, её тянет к всякому теплу, но она гасит это тепло собою, и поэтому вынуждена скитаться по свете в поисках тепла. И вот её, Морру, пытается понять Муми-тролль – таинственную, одинокую и страшную. С лампой в лапе он каждую ночь на берегу моря обозревает, как Морра исполняет свой танец, и слышит её жуткую песню. И он понимает: Морре вовсе не хочется гасить свет и тело, она просто нуждается в участии.



Да, эта повесть – местами мрачная и в некотором смысле жесткая, рассказывающая о разочарованиях, о переоценке ценностей, о прелестях эгоизма, о разъединении семьи, о непонимании. Человек живёт в таком мире, где у него есть обязанности и он несёт ответственность. Это может сильно грузить и надоедать. Но ведь в исполнении долга есть некая форма свободы, в которой нуждается человек. И если исполнять с любовью и добротой, не навязывая ничего того, чего сам не хочешь, и не требуя, чего сам не в состоянии сделать, то можно обрести мир и покой в своей душе.


“В КОНЦЕ НОЯБРЯ” Туве Янссон





Именно с этой повестью началось моё знакомство в детстве с книжным муми-сериалом. Это очень сильная книга, многое из неё можно понять тогда, когда станешь взрослым и опять перечитаешь её. В этой книге нет муми-семейства, но дух мира муми-троллей сохранился в неизменном виде. Несколько разных по характеру, поведению и образу жизни персонажей пытаются ужиться в одном доме. В доме муми-троллей. Они приходят в этот дом двигаемые каждый своими побуждениями и намерениями, не находят ожидаемого и пытаются как-то с этим чувством жить. Дом пуст, муми-семейство должно вернуться со своего острова, но когда? В повести описывается, как персонажи в чём-то меняются, и почти все эти перемены им только на пользу.


Повесть была издана в 1970 году. К тому времени родители Туве Янссон уже умерли, уже не было папы и не было мамы. Поэтому в “В КОНЦЕ НОЯБРЯ” последняя точка – последняя навсегда. Больше Янссон так писать о муми-семействе не сможет.
Как, всё-таки, здорово Янссон написала эту сказку! В образе Хомсы очень отчетливо усматривается её грусть и тоска по маме. Этот персонаж ей удался больше всего, мне кажется, он заглавным в этой повести. Да, автор размышляет и о других печальных и грустных вещах (например, о неизбежной старости), но переживания Хомсы являются основополагающими, на мой взгляд. Чувствуется, как они близки автору.

Финальный аккорд сыгран. Что можно ещё сказать? Я не считаю, что у данной повести конец печальный. Нет, надежда усматривается. И ожидание. Встреча с чем-то близким и дорогим, что принесёт радость и счастье. Автор не ставит своей целью загрузить читателя. Он продолжает говорить с ним на языке сказки.


ЭПИЛОГ

Помимо этих вышеописанных повестей есть ещё рассказы и комиксы на муми-тематику. Но их я в этой статье не рассматривал. На мой взгляд Туве Янссон полностью выложилась именно в повестях.

Ушёл ли в прошлое этот причудливый мир муми-троллей, канул ли он в Лету? Я не могу так сказать, я не думаю, что с ним покончено. Каждый читатель, соприкоснувшись с повествовательной тканью этого мира, обязательно увидит что-то своё. Ведь этот мир вобрал в себя много различных душевных переживаний. Поэтому с ним невозможно проститься, к нему время от времени возвращаешься, и он имеет такое свойство – открываться читателю всегда как будто это происходит в первый раз.
Владимир Владимиров
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам СКАЗОЧНЫЙ МИР МУМИ-ТРОЛЛЕЙ ТУВЕ ЯНССОН. Владимир Владимиров
  Можно ли пронести через всю свою жизнь книги, которые прочитал в детстве? Можно. Если это сказки. Для меня это – сказки о муми-троллях, написанные Туве Янссон. По мне – лучше этих сказок ничего нет. Я их перечитываю двадцать лет, и всегда – с большим удовольствием. Я уже взрослый мужчина, но мне эти сказки очень дороги. Например, когда наступает осень, то я берусь за «В конце ноября». Читать полностью
 

Комментарии

Мия Лин
25 ноября 2020 года
+1
Муми-тролли чудесные)
Сирша_sea (автор поста)
25 ноября 2020 года
+1
Да, это верно!!!
Madame
26 ноября 2020 года
+1
Вчера только детям купила книжечку очередную про Муми-Троллей) Спрятала пока. На Новый год подарю)
Сирша_sea (автор поста)
27 ноября 2020 года
+1
Madame пишет:
Спрятала пока. На Новый год подарю)

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам