ДОБРЫЙ ЛЕСОРУБ. (Эстонская народная сказка.)

Жил в старину в Эстонии один крестьянин. Пошёл однажды этот мужичок в лес – дров нарубить. Выбрал он берёзку и едва замахнулся топором, как , берёза жалобно взмолилась:
— Не руби меня! Я так молода, мне ещё расти и расти...
Мужичок услышал её мольбу, не тронул берёзку, а направился к дубу. Но дуб тоже заговорил-загудел печальным голосом:
— Добрый человек, не губи меня, а дай пожить на свете! Ведь я ещё не стар и полон сил, а жёлуди мои еще не созрели и из них пока не вырастут новые дубки. Если все мои плоды погибнут, как же будущие поколения людей смогут вырастить дубовые леса?
Лесоруб согласился с ним и подошел к ясеню. Но и ясень, завидев топор, стал умолять:
— Не руби меня. Я еще молод и вчера только влюбился в молодую калину. Что с ней, бедняжкой, стрясётся, если ты меня срубишь?!
Мужичок пожалел и ясень, а пошел на этот раз к ольхе, хотел и её срубить. Увидев топор, ольха заговорила – точно заплакала:
— Не укорачивай мою жизнь! Я сейчас как раз в полном соку и должна питать множество маленьких существ. Что же с ними станется, если ты меня срубишь?
Мужичок послушался и её Тогда подошел он к осине, чтобы срубить, но осина принялась стала просить-молить его:
— И меня не руби, добрый человек! Я создана Богом для того, чтобы шелестеть листьями на ветру, а по ночам — пугать воров и разбойников, замысливших недоброе дело. Что будет с людьми и окружающим миром, если ты меня погубишь?
Мужичок уважил и её просьбу. Решил срубить черёмуху. Но и черемуха тоже взмолилась:
— Пощади и меня! Я как раз начала цвести и должна дать приют соловью, который весной поет среди моих ветвей. Где люди смогут послушать прекрасное пение, если ты погубишь меня, и соловьи покинут наши края? А после цветения я даю ребятишкам вкусные ягоды. Чему будут лакомиться дети, если ты меня срубишь?
Дровосек согласился с ней и пошел к рябине, чтобы срубить её. Но и рябина жалобно взмолилась:
— Помилуй, добрый мужичок! Цветы, которые ты видишь на мне, превратятся в гроздья ягод. А осенью и зимою этими ягодами кормятся птицы. Они погибнут с голоду, если ты меня срубишь!
Дровосек послушался её и подумал: «Видно, лиственных деревьев не стоит трогать. Попробую я лучше срубить какое-нибудь хвойное дерево – а вдруг получится?»
Но и хвойные деревья тоже хотели жить. Взмолилась ёлочка, увидев топор в руках лесоруба:
— Не губи меня! Я еще молода и крепка, мне надо растить шишки на зиму – их зёрна пойдёт на корм маленьким птичкам-клестам. Зимою и летом я должна зеленеть людям на радость. Люди и птицы много потеряют, если ты меня срубишь!
Человек подошёл к сосне и хотел срубить её. Но и сосна ему сказала жалобным голосом:
— Пощади меня! Я еще молода, крепка и, как и моя сестрица-ёлка, вечнозелёная. Я освежаю воздух и, благодаря мне, он становится целебным. Ты возьмёшь грех на душу, если меня срубишь.
Лесоруб подошел к можжевельнику, чтобы его срубить, а можжевельник стал его умолять:
— Не надо меня рубить! Из всех лесных деревьев я — лесной доктор, я очень ценный и полезный, так как излечиваю от девяноста девяти болезней. Люди и животные станут чаще болеть, и не будет им исцеления, если ты меня срубишь!
Тогда крестьянин присел на кочку и задумался: «Вот чудеса! Каждое дерево говорит на своем языке и так разумно просит о пощаде, что не хватает духу всем им отказать. Что мне делать, если нигде не найти в лесу дерева, которое безропотно разрешило бы себя срубить? Сердце мое не может устоять перед их мольбами и просьбами. Если бы моя жена не ругалась и не скандалила, я, может быть, согласился прийти домой ни с чем».
Тут из чащи вышел старик с длинной седой бородой, в рубашке из бересты и кафтане из еловой коры. На голове его сверкал венец из кленовых листьев. Старик спросил:
— Добрый человек! Почему ты сидишь тут на кочке, такой печальный? Может, тебя кто-то обидел?
Лесоруб ему ответил:
— Как же мне не горевать? Взял я утром топор, пошел лес, хотел нарубить дров и отвезти домой. Но что за чудо — весь лес словно ожил, у каждого дерева свой разум, свой язык, каждое дерево находит жалостное слово, чтобы защитить себя Я стал понимать и язык и решил, что отказать им в просьбах сберечь их жизнь не могу. Каждое дерево мне стало жалко! Будь что будет, а живые деревья рубить не стану!
Старик ласково взглянул на него и молвил
— Спасибо тебе, братец, что ты чутко отнёсся к мольбам моих подданных. Я – лесной король. В награду за твою доброту я позабочусь о том, чтобы ты никогда ни бедствовал и жил в достатке. Ты пощадил мой народ, и это принесёт тебе счастье: не только в дровах, но и ни в чём другом ты не будешь нуждаться, тебе надо будет только вслух загадать своё желание. Но смотри, чтобы желания твои не были чрезмерными и неразумными. Уговори также жену и детей, чтобы они ничего невыполнимого не желали, не то потеряют счастье и навлекут на себя и на других беды. Вот, возьми этот золотой прутик и береги его, как свою душу.
С этими словами лесной король дал крестьянину золотой прутик длиной в тридцать сантиметров и толщиной с вязальную спицу, потом прибавил:
— Если захочешь построить дом или выполнить какую-нибудь другую работу, пойди к муравейнику и трижды взмахни над ним этим прутом, но только осторожно, чтобы не ударить по нему и не причинить вреда насекомым и их потомству. При этом прикажи муравьям выполнить работу, какая тебе нужна, и на другой день все будет готово. Проголодаешься — прикажи кухонному котлу приготовить кушанье, какое тебе требуется. Если же придет охота поесть сладкого, покажи этот прутик пчёлам и приказывай им приниматься за дело. Они принесут тебе столько мёда, что ты со своими домочадцами за день съесть не сможешь. Захочется тебе попить сока лесных деревьев — прикажи берёзе и клёну, он немедленно выполнят твою волю. Ольха даст тебе молоко, а можжевельник исцелит от болезней, стоит тебе только приказать. Котёл будет каждый день варить тебе рыбу и мясо, и тебе не нужно будет убивать живых существ. Если тебе понадобится полотно, шелк или шерсть для одежд – позови пауков, и они соткут тебе ткань, какую ты закажешь. Ты ни в чём не будешь испытывать нужды, всё будет у тебя в изобилии, как награда за то, что ты пощадил жителей моего королевства.
Затем старик попрощался с мужичком и тут же исчез, будто и не было его.
Как вы уже знаете, у этого мужика была злая-презлая жена. Она встретила его на дворе и, увидев, что муж возвращается из лесу с пустыми руками, еще издали начала браниться:
— Где же твои дрова? — кричала она.
Муж спокойно ответил:
— Растут себе в лесу, как и росли.
А жена ещё пуще стала браниться:
—Эх, пусть бы все прутья сыграли бы марш на твоей спине и отбили бы у тебя охоту лениться!
Тогда муж незаметно взмахнул волшебным прутиком и тихо, чтобы жена не слышала, проговорил:
— Пусть прутья тебя саму отхлещут!
И вдруг жена как завопит:
— Ай-ай-ай! Ой, как больно! Ох, пощадите, пощадите!
Она кричала, прыгала и извивалась, хватаясь то за один бок, то за другой, а на нее градом сыпались невидимые удары. Когда муж решил, что жена достаточно наказана, приказал волшебному прутику прекратить эту взбучку.
Так он убедился, что за чудесную вещь повелитель лесов подарил ему: волшебный прутик, сверх всего прочего мог пригодиться и для того, чтобы иногда проучить сварливую жену.
У мужика стоял на дворе полуразвалившийся сарайчик, он захотел в тот же день проверить, как муравьи управятся с постройкой. Он подошел к муравейнику, трижды взмахнул над ним золотым прутиком и произнес:
— Постройте у меня во дворе новый амбар!
Проснувшись утром, он увидел, что приказание его выполнено.
Не было теперь на свете человека счастливее наше доброго лесоруба. О пище ему и его семье не приходило больше заботиться. Чего бы душа ни пожелала, что бы ни приказал золотой прутик — всё это котёл сам стряпал и сам подавал на стол, так что людям оставалось только уплетать с аппетитом эти кушанья. Пауки ткали им различные ткани, кроты пахали землю, а муравьи засевали ее. Осенью они же и убирали урожай, так что человеческих рук нигде и не нужно было. А если у жены-скандалистки иногда и возникала охота поссориться с мужем, то сама же от этого и страдала — золотой прутик каждый раз её крепенько учил уму-разуму. Поэтому она надолго присмирела и не смела обижать кроткого мужа. Может быть, слыша эту сказку, некоторые мужья подумают: «Вот бы и мне такой чудесный прутик!»
Обладатель золотого прутика жил счастливо до конца своих дней, потому что никогда не загадывал желаний, казавшихся ему невыполнимыми. Перед смертью он оставил волшебный прутик в наследство своим детям и наказал им, так же, как и ему самому наказывал Король Леса, осмотрительно пользоваться этой чудесной вещью и не высказывать неразумных желаний. Дети во всём следовали заветам отца и прожили свой век счастливо, как и он!
Но вот случилось так, что уже среди правнуков доброго лесоруба золотой прутик достался одному его потомку, который нарушил запрет своих родителей, высказывал много вздорных желаний и этим зря нагружал работой волшебный прутик. Сначала большой беды в этом не было, так как совсем неосуществимых желаний человек этот всё-таки опасался загадывать. Но вскоре неуёмному сумасброду этого показалось мало, и он принялся испытывать могущество прутика всякими невыполнимыми требованиями. Так, он однажды приказал прутику стащить солнце с небес, чтобы оно погрело ему спину. Прутик, конечно, подчинился, но так как солнце на землю спуститься не может, то оно обрушило на этого лентяя пылающие солнечные лучи, и он вынужден был бежать, куда глаза глядят, а дом его сгорел! На том месте, где стояли строения, не осталось никаких следов. И даже если волшебный прутик не расплавился в огне, все равно никто не может указать место, где его искать, и путей к нему.
В народе говорят также, что солнечные лучи, упавшие на землю в тот несчастный день, так испугали лесные деревья, что те онемели, и с тех пор люди не слышат от них ни единого слова.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: