АЛДАР-КОСЕ И ОХОТНИКИ. (Казахская народная сказка.)

Жил-был в старину один парень по имени Джагатай, у которого не было на лице ни усов, ни бороды, зато нравом хитрее и находчивей его на Востоке нельзя было найти. Вот и получил он за свою внешность и нрав прозвище Алдар-Косе – то есть, безбородый хитрец. Ни одного бедняка не обманул он, но его шутки и проделки были направлены против богачей, вельмож и самого хана.
Однажды пригласили Алдара-Косе два богатых соседа-бородача на охоту. Недолюбливал их Алдар за скупость и заносчивость, но отказать не посмел. Давно хотел он их проучить за то, что одно время эти баи грубо насмехались над ним.
Вот и отправились они втроём в степь поохотиться. Весь день охота у них шла неудачно, и только под вечер удалось им случайно подстрелить журавля. Вот поставили охотники шалаш, развели костер, хотели было разделить добычу, но растерялись: у всех троих богатырский аппетит, а птица-то на троих – одна. Бородачи тогда и говорят:
— Слушай, Алдар-Косе, давай договоримся: пускай журавль достанется тому, кто дольше всех просидит молча, не проронив ни слова.
— Хорошо, — соглашается безбородый. — Согласен.
Уселись они перед костром, молчат, будто онемели все разом, и только посматривают друг на друга — кто же первый заговорит? Время долго тянется — а рта никто не раскрывает. Тогда безбородый хитрец молча взял журавля и стал его ощипывать. Бородатые смотрят на него – и ни звука. Алдар-Косе тем временем разделал птицу и принялся её жарить. Поджарил и начал есть.
Но едва он обсосал последнюю косточку, баи завопили в один голос:
— Да как ты смел против уговору съесть журавля! Это жульничество!
А безбородый хитрец сидит и смеётся:
— Вы, видно, уважаемые, позабыли наш уговор Ведь было же сказано — кто дольше промолчит, тому журавль достанется. Верно? Я сидел молчал, а вы первые закричали. Получается, журавль по праву мой. Так о чём же тут ещё спорить?
Почесали два бая свои бороды и видят — нечего им возразить, Алдар-Косе прав. Пришлось им лечь спать не евши.
На другой день подстрелили охотники двух гусей и одного куличка.
— Как же мы разделим добычу? — спрашивают бородачи.
А безбородый хитрец отвечает им:
— Вас двое, а я один. Гусей тоже двое, а куличок один. Возьмите себе куличка, а я возьму двух гусей. Тогда нас будет трое и вас трое.
— Э-э-э, приятель — сказали бородатые. — Ты, кажется, хочешь обмануть нас. Любого спроси - любой скажет, что гуси лучше куличка.
Но не так-то легко сбить с толку Алдара-Косе!
— Это правда, спору нет, — сказал он, — гуси и впрямь лучше куличка. Но ведь и вы лучше меня. Поэтому я и предложил вам вместо себя куличка, а себе вместо вас беру гусей.
Переглянулись баи — вроде, правильно рассуждает бедняк. Почесали они бороды, вздохнули и принялись глодать тощего куличка. А безбородый хитрец, которому не всегда выпадало поесть досыта, вволю наелся гусятины.
На третий день подстрелили охотники степную большую птицу - дрофу. Ощипали её, сварили, сняли с огня котёл.
— Как же мы разделим дрофу? — спрашивает один бородач.
— А вот как, — отвечает другой. — Оставим мы на ночь мясо в котле, а сами ляжем спать. Кому из нас приснится самый лучший сон, тому и есть дрофу.
— Хорошо, — говорит Алдар-Косе, — согласен с вашим условием!
Легли охотники спать. Алдар-Косе мигом заснул, едва лёг, а богачи-бородачи ещё долго ворочались с боку на бок — всё выдумывали себе сны помудрёнее. Но всоре захрапели и они.
Наутро спросил у баев Алдар-Косе:
— Ну, рассказывайте, кому что приснилось!
Первый бородач сказал:
— Снился мне удивительный сон, будто я превратился в сказочного коня с крыльями — тулпара. Крылья у меня золотом сверкают, на ногах — серебряные копыта, а на шее — золотая грива. Тряхнул я гривой, взмахнул крыльями, ударил копытами — и в три прыжка перемахнул степь из конца в конец! Тут явился передо мной неизвестный, но прекрасный воин-батыр – и вскочил мне на спину. Почуял я на себе могучего седока и помчал его навстречу приключениям. Тут у меня закружилась голова, и я проснулся.
Второй бородач сказал:
— Да-а, неплох твой сон, а мой намного лучше! Снилось мне, будто я и есть тот неведомый красавец-богатырь, которого ты видел во сне. И вот вижу я: обернулся ты сказочным конём, и вдруг подбегаешь ко мне. Вскочил я тебе на спину, ухватился за твою золотую гриву и взвился выше облаков. Скачем мы по облакам всё дальше и дальше — впереди солнце, позади луна, под ногами звёзды, молнии, облака... И со всех сторон летят ко мне небесные девы-пери. Осыпают они меня драгоценными подарками, а я тянусь к ним, тянусь, да не могу остановить моего скакуна. Тут сон мой окончился, и я не знаю, что было дальше.
Выслушал эти россказни Алдар-Косе и сказал:
— Хороши ваши сны! До чего они прекрасны! Где уж мне состязаться с вами! Мой сон был не таким чудесным. Снилось мне, будто сидим мы в этом шалаше и вдруг один из вас превратился в чудо-скакуна, а другой — красивого воина-удальца. Конь тряхнул золотой гривой, взмахнул блестящими крыльями, ударил серебряными копытами, а воин вскочил к нему на спину и взвился на небо. Впереди него — солнце, позади — луна, под ногами — звёзды, молнии, облака. Со всех сторон летят к нему сказочные красавицы, осыпают его драгоценными подарками, а он всё тянется к ним, тянется, тянется, да остановиться не может... Затужил, заплакал я горько. «Эх, — говорю сам себе, — не вернутся, видно, мои приятели на землю! И дрофа им теперь больше не понадобиться…». Взял я дрофу да с горя и съел.
— Что?! — завопили в один голос баи. — Как?! Целую дрофу один съел? А нам что осталось?..
Подскочили они к казану, заглянули внутрь, а там дрофой и не пахнет давно.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: