Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Приёмы, используемые в работе с детьми, имеющими признаки патологического левшества

Существует три естественных источника активации ретикулярной формации (по Лурия А. Р.) :
1. Обменные процессы организма («внутреннее хозяйство организма», связанное с дыхательными, пищеварительными процессами, процессами сахарного, белкового обмена, внутренней секреции).

2. Источник, меньшей интенсивности, чем первый, связанный с поступлением в организм раздражений из внешнего мира, приводящий к проявлению реакций в виде ориентировочного рефлекса, лежащего в основе познавательной деятельности. Этот рефлекс тесно связан с механизмами памяти, регулируемыми нейронами гиппокампа, которые осуществляют функцию отбора сигналов, сличением их со знакомыми ранее, реагируя на появление новых.

3. Но не только обменные процессы и приток информации, вызывающий ориентировочный рефлекс вызывают активацию ретикулярной формации. Намерения и планы, собственные программы при опосредовании речью (сначала внешней, потом внутренней) тоже являются источником активности человека. Это - активирующая функция коры мозга посредством энергетических импульсов по нисходящим проводящим путям от лобных отделов к таламусу и к нижележащим отделам ствола.
Начинать коррекционный курс нужно с медикаментозного лечения, устранения неврологической симптоматики, регуляции соматических процессов, массажа, курсов физкультуры, развития движений левой и правой руки, упражнений на постановку диафрагмального дыхания.
Построение коррекционного плана должно опираться на знания о законах формирования левополушарной латерализации (о становлении горизонтальных и вертикальных связей мозговых структур).

Логопеду необходимо следовать таким направлениям:
1. Заводить ритмообразующие механизмы организма ребёнка.
2. Развивать функцию номинирования через лепку, конструирование, использование схем и рисунков.
3. Формировать мнестические процессы.
4. Воспитывать временные и пространственные представления (начинать с маркировки левой руки, расширения и упорядочивания глазодвигательного репертуара, использовать схемы).
5. На каждом задании воспитывать произвольную деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые мною в работе с детьми, имеющими признаки патологического левшества.
1.

Чаще всего необходимо как бы вернуть ребёнка на более ранний этап развития – к итеральным движениям и ритмам. Философская точка зрения на ритм – это то способ организации материи в пространстве и времени. Нельзя переоценить значение ритма для организма – сокращение-расслабление мышц сердца, перистальтика кишечника, дыхание, чередование сна и бодрствования, ползание и ходьба – всё ритмично. Полезно
• давать прослушивать простые музыкальные ритмы;
• покачивать ребенка в такт музыке,
• отхлопывать руками ребёнка или по его тельцу слоговых рисунков простых стихотворных текстов.
• Знакомить с разными ритмическими рисунками, используя наглядные схемы.
Этот приём рассчитан на то, что произойдёт стимулирование энергетического блока мозга, и он в свою очередь окажет восходящее активирующее влияние на кору мозга (ствол-подкорка-таламус-гиппокамп-висок и лоб).

2.
Стимуляция правого полушария, развивающегося в состоянии энергетического обкрадывания первого порядка. С маленькими детьми эффективен такой приём работы– через височную долю правого полушария, воспринимающую неречевые шумы – подача неречевых слуховых стимулов. Это – развитие слухового гнозиса на неречевом материале. Процесс формирования слухового гнозиса в онтогенезе дебютирует с узнавания бытовых, природных, музыкальных шумов, а так же с узнавания голосов животных и людей. Если подключить в эти упражнения вызывание звукоподражаний – будет положено начало оречевлению, опосредованию речью. Важно, чтобы подражание, приближённое к конкретному шуму становилось всё более условным. Максимально точное звукоподражание осуществляется за счёт активации височной зоны правого полушария и теменных зон обоих полушарий. Слышимое звукоподражаемое слово, произносимое взрослым, рассчитано на подключение мыслительного аппарата лобных долей левого полушария ребёнка. Результаты перешифровки передаются на уровень третичных левых и правых височных полей.
С более старшими детьми начинать работать необходимо с элементарных видов различения на слух «громкого-тихого», «быстрого-медленного», музыкальных фрагментов с различной ритмической структурой и т. п. Идеально, если дети будут произвольно двигаться, подпевать, дирижировать в такт, танцевать. Только совоспроизведение ритма даёт возможность сопереживать, понять, усвоить его.

«Чудо-звуки»
Прослушивать с ребёнком аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капкль, голоса животных, птиц). Сначала прослушиваются хороша отличающиеся друг от друга звуки.
Исследовать нужно звуковую природу любых предметов и матералов, имеющихся под рукой (постучать, поскрести, бросить), варьируя громкость и темп. Можно поиграть коробочками, заполненными разными материаломи (песком, крупой, скрепками, бумажными шариками,…), которые при сотрясении дают различные шумы.
«Постучалки»
Постучать палочкой (деревянной или металлической ложкой ) по любым предметам, находящимся вокруг. Привлечь внимание ребёнка к этим звукам, попросить воспроизвести такой же палочкой, запомнить. Следующим этапом является узнавание этих звуков с завязанными глазами.
«Подбери картинку»
Взрослый воспроизводит один из бытовых шумов, ребёнок подбирает соответствующую картинку.

3.
Обучение глобальному и послоговому чтению. Автор методики Резниченко Т. С.
Зрительная модальность, как известно, более древняя в онто- и филогенетическом плане, на неё можно опереться для достижения цели- активации левого полушария через стимулирование правого. Очень эффективный метод – в обращении к букве как к аналогу звука речи (фонемы), а для маленьких детей – к графическому образу слова как аналогу слова звучащего.
Поскольку правая зрительная доля у ребёнка до 5 лет активнее левой, ему предъявляются не отдельные буквы, а целые слова, которые подкладываются под соответствующую картинку. Ребёнок воспринимает их симультанно (целостно, как своеобразный рисунок, как иероглиф). По мере продвижения обучения ребёнка знакомят с дроблением слов на слоги (части). Речевой материал должен подбираться очень осторожно, игровых моментов должно оставаться больше.

4.
Формирование пространственного восприятия.
Главным, базовым для всех пространственных манипуляций, а слово тоже имеет своё пространство (квазипространство), является наше внутреннее пространство, пространство нашего тела.
Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребёнка. На неё можно надеть часы, браслет, колокольчик, красную тряпочку. Даётся понятие асимметрии своего тела. Таким образом мы даём ребёнку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством. Теперь он знает, что слева – это там, где красивейший браслет. На это знание можно нанизывать обширный материал о внешнем мире.
Затем осваиваются пространственные отношения между предметами и собственным телом или телом другого субъекта и вербализация этих отношений. Отрабатываются понятия впереди–сзади, далеко- близко, слева - справа, вверху - внизу, и т. д.
Даже маленьким детям доступно понимание схем, но сначала они должны походить на реальные изображения предметов.

5. Развитие памяти.
Процесс памяти - запоминание и последующее полноценное узнавание или воспроизведение эталона. Для достижения результата становления левополушарной доминантности по руке и речи необходимо развивать память разной модальности (зрительной, тактильной, двигательной, обонятельной), давать возможность обследовать предметы и воспроизводить заданные позы как левой, так и правой рукой. Это, безусловно, стимулирует различные корковые зоны и межгемисферный перенос. Полезно формировать межмодальные перцептивные взаимодействия, переводить информацию с языка одной модальности на язык другой. Предъявление разнообразных чувственных стимулов, рассчитанное на активацию ориентировочного рефлекса – ещё один способ активации первого блока мозга с ответным тонизированием коры.
Стимульный материал, приготовленный для занятий, должен быть максимально разнообразен. Например, тактильные стимулы: мягкие, жёсткие, колючие, шершавые (с наклеенной наждачной бумагой) игрушки, кусочек льда, фрукт из холодильника, грелка, мокрая ватка и так далее. Сначала предлагается ребенку с открытыми глазами ощупать и назвать предметы, отметив, какие они.

Упражнения:

1. Перевод из тактильной в зрительную модальность.
1. Перевод из тактильной в слухоречевую модальность
2. Перевод из зрительной в тактильную модальность.
3. Перевод из зрительной в слухоречевую модальность.
4. Перевод из слуховой в зрительную модальность. (Пример - выше – подбор картинок к звучащим неречевым стимулам)
5. Перевод из слухоречевой в тактильную модальность.

Важен порядок предлагаемых инструкций: сначала отрабатывается узнавание, потом воспроизведение и избирательность.
При коррекции узнавания:
ребенок запоминает 2 — 6 изображений предметов, тактильных или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем эталонные стимулы убираются, ему надо узнать (найти) их среди большего перцептивного поля – из 10-и аналогичных. Вначале эталонные стимулы «прячутся»
• среди резко отличающихся от них,
• потом — среди похожих.

При коррекции избирательности любого вида памяти ребенку предлагается запоминаемый материал, затем предъявляется изменённый ряд стимулов
• по содержанию (изображения с недостающими деталями; слова, сходные по значению, по звучанию),
• по порядку расположения элементов.
Предлагается заметить ошибку, воспроизвести первоначальный, восстановить изменённый ряд

. 6.
Особое место в работе логопеда занимает воспитание слухоречевой памяти. Она, как функция наиболее молодая, латерализующаяся в левом полушарии, и, следовательно, наиболее ранимая, часто оказывается дифицитарной. Её нарушения легко заметить, но не просто исправить. Вот некоторые примеры игр, помогающих коррекции:
«Магазин»
Попросить ребёнка запомнить предметы, которые надо купить. Начинать с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7.
«Пары слов»
Попросите ребёнка запомнить несколько слов, предъявляя их в паре с другим словом. Слова в паре должны быть ассоциативны друг другу, например, «кошка-молоко», «мальчик- машина», «учитель-школа». Затем называть первое слово пары, а ребёнок должен вспомнить второе. Задание можно усложнять, подбирая далёкие по смысловым связям слова.
«Отгадай пропущенное слово»
Зачитывается несколько слов, не связанных между собой по смыслу, затем ряд читается заново с пропуском одного слова. Ребёнок должен заметить пропуск. Усложнением этого задания будет не пропуск, а замена слова из одного семантического поля.
«Заметь мою ошибку»
Предлагается ребёнку заметить ошибку взрослого при воспроизведении подобных рядов.
«Повтори и продолжи»
Ребёнку предлагается повторить услышанный ряд и добавить своё слово (можно использовать при отработке обобщающих понятий, описаний предметов, расширении лексики по темам). Наиболее сложный вариант – составление рассказов, повторяя предыдущие предложения и добавляя своё
«Запомни нужные слова»
Из предложенных фраз ребёнок запоминает только определённые (например, только имена девочек, растения, съедобное,…).
«Зашифруй предложения»
Для запоминания даются короткие завершённые фразы, опорные картинки. Ребёнку предлагается «зашифровать» высказывания при помощи подбора картинок и условных обозначений (стрелок, символов) и воспроизвести их. В течении одного занятия рекомендуется давать не более 2-3 фраз.
«Пиктограмма»
Зарисовать каждый смысловой фрагмент и воспроизвести, опираясь на свои зарисовки (для более старших детей).
«Придумай, как запомнить слова»
При условии освоения материала на обобщение объяснить ребёнку, как объединять слова в группы для удобства запоминания.
«Цепочка ассоциаций»
Предлагается запомнить длинный ряд не связанных между собой слов, применяя метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти.

7.
Конечно, при использовании любых приёмов коррекции не обойтись без воспитания произвольной деятельности, имеющей непосредственное влияние на активацию клеток ретикулярной формации, дающей в ответ тонизирование коры.
Нейропсихолог Семенович А. В. рекомендует и в повседневной деятельности придерживаться определённых заданных правил. Соблюдение распорядка дня, контроля посредством ведения наглядного календаря, выработка бытовых ритуалов (помыть руки после прогулки, утром и вечером чистить зубы, помогать убирать со стола, и т. д.) Без непосредственного участия родителей в этом процессе не обойтись, но и при ведении специальных занятий необходимо придерживаться чётких правил (ритуалов) – это, прежде всего, твёрдая, повторяющаяся структура занятий (вводить определённый алгоритм начала и конца занятий), так как это является дополнительным организующим моментом. Положительным образом влияет ограничение временных рамок для выполнения задания (можно использовать песочные часы).
Воспитание произвольной деятельности – это отдельная большая тема. Этот момент присутствуют на любом этапе логопедической работы.

Вывод: патологическое левшество – это спутник, маркер потенциальных системных нарушений речи. Выявление его в раннем возрасте – важная задача, так как наличие этого феномена доказывает нарушение мозговой организации психических процессов – запаздывание или невозможность становления левополушарной доминантности по руке и речи.



Список используемой литературы.
1. Бадалян Л. О. Детская неврология. М. Медицина. 1984.
2. Бенилова С. Ю. Патогенетические подходы к комплексному лечению нарушений речи у детей и подростков с последствиями оранического поражения цнс. М. Книголюб. 2005.
3. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии. М. АСТ. 2005.
4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М. Академа. 2006.
5. Николаева Е. И. Леворукий ребёнок. Санкт-Петербург Детство-пресс. 2005.
6. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраст. М. Генезис.2005.
7. Семенович А. В. Эти невероятные левши. М. Генезис.2005.
8. Семенович А. В Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М. Академа 2002.
9. Скворцов И. А. Детство нервной системы. М. МЕДпресс-информ. 2004.
10. Резниченко Т. С. Чтобы ребёнок не заикался. М. Гном и Д. 2000.



http://www.logoburg.com/klub/modules/myarticles/article.php?storyid=212&storypage=2
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Приёмы, используемые в работе с детьми, имеющими признаки патологического левшества
Существует три естественных источника активации ретикулярной формации (по Лурия А. Р.) :
1. Обменные процессы организма («внутреннее хозяйство организма», связанное с дыхательными, пищеварительными процессами, процессами сахарного, белкового обмена, внутренней секреции).
2. Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам