О прощении
Постоянно приходится наблюдать перед самым началом великого поста, и не только в церковной среде, традиционную сентиментальную суету с испрашиванием прощения у всех и вся. При этом очень редко когда прощение просят за настоящую вину, а в основном - не весть за что, просто отдавая дань ритуальной традиции "прощённого воскресения". Но здесь полезно заметить, что сама эта традиция "прощать и прощаться" возникла в ранний период становления христианского монашества, когда подвижники уходили на всё время поста из своих привычных мест обитания в совершенно пустынные места, где их экстремальное постническое существование давало серьёзные основания допускать, что они могут оттуда и не вернуться живыми. Именно поэтому монахи прощались друг с другом, как в последний раз, прощая всех и искренне прося у всех прощения.
Но разобравшись с историческим истоком этой традиции, стоит заметить, что в нашей церковной среде бытует вообще весьма узкое юридическое понимание смысла прощения, сводящееся лишь к отмене наказания, или забвению вины. Однако, если обратить серьёзное внимание на сами современные термины "прощение" и "простить", то обнаруживается их прямое происхождение от славянского слова "прОстый", буквально означающего - целый. Русское "цЕло", как и славянское "прОсто", это точный аналог греческого слова "гаплУс" ( - целый, неделимый) и еврейского слова "шалОм" ( - мир, полнота), точно означающего не отсутствие войны, а именно совершенную полноту, целостность и отсутствие всякого недостатка. И получается, что простить, на самом деле означает - восполнить, довести до полноты, целостности и неделимости. Прощать, это значит отдавать другому недостающее ему от своей полноты жизни, обретаемой в личном единстве с Богом, Который Сам воплотился в мир, чтобы восполнить повреждённое творение и воссоединить его с Собой. Тогда становятся понятными и столь сложные слова Христа: "Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее (раздаст), тот оживит ее." (Лк 17:31) Именно поэтому самая высшая евангельская заповедь гласит - "Блаженны МИРотворцы, ибо они нарекутся сынами Бога" (Мф 5:9). Говоря об этом в нагорной проповеди с евреями, Христос использовал в этой фразе слово с корнем "шалОм" (мир), со смыслом восполнения, исцеления и соединения - к чему Богом и призван человек, как единственная соединительная "пуповина" всей твари с её Творцом. "Миротворец" буквально означает - творец мирной полноты - любви, свободы, покоя, гармонии, жизни. Так же и понятия "ЦЕЛомудрие" и "исЦЕЛение" происходят от поцесса восстановления ЦЕЛостности, как обретения изначальной содержательной чистоты от инородных примесей. "Бдите бо мдри яко змiя, и цли яко глубiе." (Мф 10:16) Славянское "цли", как и греческое "" (акЭрэи) означает - беспримесны, чисты, как не имеющие пятен, абсолютно белые голуби для ветхозаветного жертвоприношения.
Простить, в высшем духовном смысле означает буквально - совершить донорский подвиг, когда безвозмездно отдаёшь (восполняешь) от себя другому то, что не хватает в его душе. Простить - это воссоздать в СВОЁМ сердце целостный (прОстый) образ своего обидчика не повреждённым тем пороком, от которого ты и пострадал. Именно эта способность увидеть целым богозданный благой образ в человеке, и есть то самое "прОстое око" от которого "вся внутренность смотрящего будет светла". (Мф 6:22, Лк 11:34) (В греческом тексте стоит именно "око целое" ( - гаплУс) - целостное, не разделённое на части, а не "чистое", как в синодальном переводе.) Поэтому прощение всегда начинается именно с собирания воедино осколков духовного "ока" своей души, через которое мы воспринимаем себя, людей и весь мир. И если таким целым оком увидеть, что всё это по своей исконной сути есть "хорошо весьма" (Быт 1:31), то тогда становится довольно просто удержаться от требований долгов и наказаний тех, кто "виновен" перед тобой лишь совершенно чужеродной им слабостью. Именно такое прощающее вИдение другого человека целым и восстановленным является для него главным вспомогательным задатком, дающим ему шанс на постепенное и самостоятельное внутреннее "самособирание" в единство с самим собой, с ближним, с миром, а через это и с Богом. Ведь если ближний не может найти в себе опору, чтобы подняться и, собравшись, стать самим собой, то надо дать ему эту возможность в своём просветлённом внутреннем мире, в котором мы имеем абсолютное (богоподобное) волевое всемогущество. Именно это и есть исполнение апостольского учения - "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов". (Гал 6:2)
Для самостоятельной и ответственной духовной жизни, даже в таких самых простых и привычных для нас действиях надо докапываться до самой сути совершаемого, чтобы полагать основание своей зрячей веры не на зыбком песочке общественной традиции, а на целостном и неделимом духовном Монолите.
Метки: Евангельское мировоззрение
Но разобравшись с историческим истоком этой традиции, стоит заметить, что в нашей церковной среде бытует вообще весьма узкое юридическое понимание смысла прощения, сводящееся лишь к отмене наказания, или забвению вины. Однако, если обратить серьёзное внимание на сами современные термины "прощение" и "простить", то обнаруживается их прямое происхождение от славянского слова "прОстый", буквально означающего - целый. Русское "цЕло", как и славянское "прОсто", это точный аналог греческого слова "гаплУс" ( - целый, неделимый) и еврейского слова "шалОм" ( - мир, полнота), точно означающего не отсутствие войны, а именно совершенную полноту, целостность и отсутствие всякого недостатка. И получается, что простить, на самом деле означает - восполнить, довести до полноты, целостности и неделимости. Прощать, это значит отдавать другому недостающее ему от своей полноты жизни, обретаемой в личном единстве с Богом, Который Сам воплотился в мир, чтобы восполнить повреждённое творение и воссоединить его с Собой. Тогда становятся понятными и столь сложные слова Христа: "Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее (раздаст), тот оживит ее." (Лк 17:31) Именно поэтому самая высшая евангельская заповедь гласит - "Блаженны МИРотворцы, ибо они нарекутся сынами Бога" (Мф 5:9). Говоря об этом в нагорной проповеди с евреями, Христос использовал в этой фразе слово с корнем "шалОм" (мир), со смыслом восполнения, исцеления и соединения - к чему Богом и призван человек, как единственная соединительная "пуповина" всей твари с её Творцом. "Миротворец" буквально означает - творец мирной полноты - любви, свободы, покоя, гармонии, жизни. Так же и понятия "ЦЕЛомудрие" и "исЦЕЛение" происходят от поцесса восстановления ЦЕЛостности, как обретения изначальной содержательной чистоты от инородных примесей. "Бдите бо мдри яко змiя, и цли яко глубiе." (Мф 10:16) Славянское "цли", как и греческое "" (акЭрэи) означает - беспримесны, чисты, как не имеющие пятен, абсолютно белые голуби для ветхозаветного жертвоприношения.
Простить, в высшем духовном смысле означает буквально - совершить донорский подвиг, когда безвозмездно отдаёшь (восполняешь) от себя другому то, что не хватает в его душе. Простить - это воссоздать в СВОЁМ сердце целостный (прОстый) образ своего обидчика не повреждённым тем пороком, от которого ты и пострадал. Именно эта способность увидеть целым богозданный благой образ в человеке, и есть то самое "прОстое око" от которого "вся внутренность смотрящего будет светла". (Мф 6:22, Лк 11:34) (В греческом тексте стоит именно "око целое" ( - гаплУс) - целостное, не разделённое на части, а не "чистое", как в синодальном переводе.) Поэтому прощение всегда начинается именно с собирания воедино осколков духовного "ока" своей души, через которое мы воспринимаем себя, людей и весь мир. И если таким целым оком увидеть, что всё это по своей исконной сути есть "хорошо весьма" (Быт 1:31), то тогда становится довольно просто удержаться от требований долгов и наказаний тех, кто "виновен" перед тобой лишь совершенно чужеродной им слабостью. Именно такое прощающее вИдение другого человека целым и восстановленным является для него главным вспомогательным задатком, дающим ему шанс на постепенное и самостоятельное внутреннее "самособирание" в единство с самим собой, с ближним, с миром, а через это и с Богом. Ведь если ближний не может найти в себе опору, чтобы подняться и, собравшись, стать самим собой, то надо дать ему эту возможность в своём просветлённом внутреннем мире, в котором мы имеем абсолютное (богоподобное) волевое всемогущество. Именно это и есть исполнение апостольского учения - "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов". (Гал 6:2)
Для самостоятельной и ответственной духовной жизни, даже в таких самых простых и привычных для нас действиях надо докапываться до самой сути совершаемого, чтобы полагать основание своей зрячей веры не на зыбком песочке общественной традиции, а на целостном и неделимом духовном Монолите.
Метки: Евангельское мировоззрение
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: