"Фестиваль "Звёзды белых ночей": "Медный всадник". Балет на музыку Р. Глиэра.
Вчера мы впервые побывали на Новой сцене Мариинского театра на совершенно фантастическом представлении.
Балет "Медный всадник" был создан в послевоенное время в Ленинграде, композитор - Рейнгольд Морицевич Глиэр, советский композитор, дирижёр и педагог, лауреат трёх Сталинских премий. Основой сюжета послужила одноименная поэма А. С. Пушкина, также были использованы сюжетные линии из пушкинской шуточной поэмы "Домик в Коломне" и исторического романа "Арап Петра Великого".
Сюжет поэмы трагичен. В статье «Медный всадник» (1909) Валерий Брюсов пишет:
"""В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблён в какую-то Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенёс этого несчастия и сошёл с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своём безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своём бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер."""
В 2016 году молодой хореограф Юрий Смекалов заново поставил этот балет, использовав технические возможности построенной к тому времени Новой сцены Мариинского театра. Мы с сыном были на встрече с этим замечательным мастером в рамках проекта Мариинки "Клуб юных театралов", где речь как раз шла о новой постановке. Показывали нам и фрагменты спектакля в видеозаписи. Я очень заинтересовалась, и тут нам просто повезло: смогли попасть на спектакль. Могу сказать только одно слово: превосходно! Превосходная, как по нотам разыгранная постановка, ничего лишнего, каждое движение кордебалета отточено до совершенства; даже юные участники из Академии им. Вагановой держат, по сути, взрослую планку (дети лет 12, мальчики и девочки, танцующие детские партии). Визуальные световые спецэффекты прекрасно сочетаются со сценическим реализмом. Я до сих пор поражаюсь, как ткань голубого цвета и струя воздуха могут реалистично изобразить бурные невские волны. А дождь и гроза как будто бушуют на самом деле. Ну, и главный герой в исполнении прекрасного и артистичного Константина Зверева - тонкий и очень трагичный, при этом невероятно техничный, ибо партия Евгения (главного героя) сочетает в себе и напряженный танец, и сложнейшую пантомиму. Очень хороша Параша в исполнении Елены Евсеевой - нежная, лиричная, воздушная; быть может, чуточку эмоционально скованная в дуэтах, но, возможно, это режиссерский замысел.
Ну, и конечно, оркестр, как обычно, на высоте. Оркестр там всегда на высоте.
Глиэр писал, используя традиционный музыкальный язык, поэтому тем, кто не очень понимает новаторство Прокофьева или Шостаковича, музыка Глиэра точно придётся по душе. На мой взгляд, лучше всего удались композитору эпизоды, связанные с разгулом стихии. Хотя замечательны и лирические сцены, и народные и матросские танцы.
Ну, а "Гимн Великому городу" из эпилога теперь является официальным гимном Санкт-Петербурга.
Полную версию балета можно найти в интернете, я нашла в одноклассниках, но там запись очень неважного качества. Поэтому лучше смотреть в театре. Дисков в продаже я не видела, увы.
Балет "Медный всадник" был создан в послевоенное время в Ленинграде, композитор - Рейнгольд Морицевич Глиэр, советский композитор, дирижёр и педагог, лауреат трёх Сталинских премий. Основой сюжета послужила одноименная поэма А. С. Пушкина, также были использованы сюжетные линии из пушкинской шуточной поэмы "Домик в Коломне" и исторического романа "Арап Петра Великого".
Сюжет поэмы трагичен. В статье «Медный всадник» (1909) Валерий Брюсов пишет:
"""В повести рассказывается о бедном, ничтожном петербургском чиновнике, каком-то Евгении, неумном, неоригинальном, ничем не отличающемся от своих собратий, который был влюблён в какую-то Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенёс этого несчастия и сошёл с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своём безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своём бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер."""
В 2016 году молодой хореограф Юрий Смекалов заново поставил этот балет, использовав технические возможности построенной к тому времени Новой сцены Мариинского театра. Мы с сыном были на встрече с этим замечательным мастером в рамках проекта Мариинки "Клуб юных театралов", где речь как раз шла о новой постановке. Показывали нам и фрагменты спектакля в видеозаписи. Я очень заинтересовалась, и тут нам просто повезло: смогли попасть на спектакль. Могу сказать только одно слово: превосходно! Превосходная, как по нотам разыгранная постановка, ничего лишнего, каждое движение кордебалета отточено до совершенства; даже юные участники из Академии им. Вагановой держат, по сути, взрослую планку (дети лет 12, мальчики и девочки, танцующие детские партии). Визуальные световые спецэффекты прекрасно сочетаются со сценическим реализмом. Я до сих пор поражаюсь, как ткань голубого цвета и струя воздуха могут реалистично изобразить бурные невские волны. А дождь и гроза как будто бушуют на самом деле. Ну, и главный герой в исполнении прекрасного и артистичного Константина Зверева - тонкий и очень трагичный, при этом невероятно техничный, ибо партия Евгения (главного героя) сочетает в себе и напряженный танец, и сложнейшую пантомиму. Очень хороша Параша в исполнении Елены Евсеевой - нежная, лиричная, воздушная; быть может, чуточку эмоционально скованная в дуэтах, но, возможно, это режиссерский замысел.
Ну, и конечно, оркестр, как обычно, на высоте. Оркестр там всегда на высоте.
Глиэр писал, используя традиционный музыкальный язык, поэтому тем, кто не очень понимает новаторство Прокофьева или Шостаковича, музыка Глиэра точно придётся по душе. На мой взгляд, лучше всего удались композитору эпизоды, связанные с разгулом стихии. Хотя замечательны и лирические сцены, и народные и матросские танцы.
Ну, а "Гимн Великому городу" из эпилога теперь является официальным гимном Санкт-Петербурга.
Полную версию балета можно найти в интернете, я нашла в одноклассниках, но там запись очень неважного качества. Поэтому лучше смотреть в театре. Дисков в продаже я не видела, увы.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: