Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Кое-что о нательном кресте

Откуда появилась традиция ношения нательных крестов, доподлинно неизвестно. Древняя церковь её не знала и, с известной долей вероятности, можно предположить, что она возникла после того, как по рукам христиан разошлись многочисленные частицы Креста Господня, найденного в 326 году в Иерусалиме св. царицей Еленой. Разумеется, счастливые обладатели этих чудотворных святынь всегда хотели иметь их с собою, «почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают на свою шею, как украшение», писал св. Иоанн Златоуст. Вероятно, эти реликвии обрамлялись в маленькие драгоценные оклады в форме креста, то есть первые нательные кресты. Вскоре подобные кресты стали носить и те, у кого не было частицы Животворящего Древа, и иногда внутрь креста они вкладывали какие-либо другие святыни – как правило, частицы святых мощей.

Как бы то ни было, главным в этой истории является то, что возникнув как проявление личного благочестия, ношение нательного креста вскоре стало настолько нормативным в христианской среде, что отсутствие крестика стало однозначно расцениваться как грех и даже как измена Православию. Уже с давних времен священнику полагалось спрашивать у пришедшего на исповедь: «Носишь ли на себе крест Христов – орудие нашего спасения?» И мы знаем из нашей трагической истории, что когда враги Церкви требовали отречения от веры, то человека принуждали, как правило, не к произнесению какой-то словесной формулы, а к снятию с себя нательного креста. И наоборот, когда человек обретает веру, то его первое внешнее, почти интуитивное действие, совершаемое обычно даже без сторонней подсказки, это надевание креста.

Трогательно выглядит нежелание верующих расстаться с крестом хоть ненадолго. В прежние времена существовал даже так называемый «банный» крест: он делался из дерева и надевался в бане вместо металлического, так как последний обжигает в парной. (Есть, правда, здесь небольшая хитрость: крест не будет обжигать, если переместить его на плечо или на спину так, чтобы он постоянно находился в контакте с телом – тогда металл не разогреется до высокой температуры, но, кажется, подобный прием казался нашим предкам непочтительным по отношению ко кресту). В советское время многие люди, вынужденные скрывать от окружающих свою веру, не расставались с крестом, а прикалывали его булавкой к подкладке одежды.
Крест, который мы носим на себе – это и внешний знак нашей принадлежности к Церкви, и наше исповедание своей веры, и знак нашей любви ко Христу, и себе напоминание о том, что мы христиане, и о том, к чему это обязывает. А ещё здесь есть и обратная связь. Это ведь и нам самим знак от Господа, знак Его любви к нам. Знак и напоминание, что Он никогда не оставляет нас Своей благодатной помощью. Никогда, даже если мы обо всем этом забываем. Лишь бы хватило сил опомниться и протянуть руку за этой помощью.

Нередко приходится слышать вопрос: какой нательный крест можно носить, а какой – нельзя? Какой крест – «правильный», и какой – нет? Конечно, если крестик приобретен в церковной лавке, то такой вопрос и не возникнет. А возникает он обычно, если покупка совершена в ювелирном магазине или где-то в заграничной поездке. В этих случаях может встретиться крест безо всяких надписей и изображений или, например, крестик с католическим распятием – на нем обе ноги Спасителя пригвождены ко кресту одним гвоздем, а не двумя, как принято изображать в православной традиции. Такое изображение распятия не соответствует исторической действительности, но справедливости ради хотелось бы заметить, что и на традиционных православных распятиях гвозди тоже исторически недостоверно изображены вбитыми в ладони Спасителя, а не в предплечья возле запястья, как было на самом деле. Что тут скажешь? Крест любого вида достоин почитания, коль скоро он возвещает о своем первообразе – Кресте, на котором была принесена голгофская жертва. Но если что-то смущает, то лучше предпочесть наше традиционное, православное изображение.

Нательные кресты не прячут специально от посторонних взглядов, но и не носят напоказ. Случается, что женщины надевают ещё один крест или кулон со священным изображением поверх одежды, и в этом нет ничего предосудительного, лишь бы было это уместно и выглядело достойно, а не гротескно, и сама носительница такого изображения относилась к нему, как свидетельству своей веры, а не простому украшению.

Ещё один вопрос, который неизменно беспокоит наших верующих, это освящен ли приобретаемый ими крест. Следует знать и помнить, что крест Христов уже свят по определению, так как освящен своим Первообразом, что практика освящения крестов (равно как и икон) укоренилась у нас совсем недавно, всего лишь в XIX веке, и не находит себе никакого основания в церковной традиции. Странно, но об этом сейчас мало кто знает, и остается надеяться, что благодаря усилиям наших ученых богословов это недоразумение когда-нибудь будет разрешено.

На чем носить крест – цепочке или шнурке – в принципе безразлично. Стоит учесть, правда, что цепочки гораздо легче и чаще рвутся, поэтому крест на цепочке проще случайно потерять. И если такая потеря произошла, то не нужно искать в ней мистическую подоплеку. Надо сразу же надеть новый крест, а на ближайшей исповеди стоит покаяться в своем нерадении, приведшем к потере, если таковое имело место. Но раз кресты теряются, то кто-то их и находит. И если довелось найти потерянный кем-то крестик, то нельзя суеверно бояться, будто с ним на нашей шее может оказаться бремя забот и проблем его прежнего владельца. Хотя такое бремя тоже именуется крестом, который человек несёт в своей жизни, но смешивать эти понятия здесь ни в коем случае нельзя. Найденный крест – просто святыня, как всякий другой, и если невозможно отыскать хозяина находки, то лучше хранить этот крестик среди домашних икон, а если он нравится, или если вдруг потерялся свой крест, то безо всяких сомнений надеть его на себя.

Наконец, стоит лишний раз предостеречь от отношения к нательному кресту, как некоему амулету, который помогает своему владельцу независимо от степени его веры и нравственности. Если мы не будем прикладывать максимум усилий для борьбы со своими грехами, если жизнь Церкви так и не сделаем своей жизнью, то крест, который мы носим на себе, послужит нам не во благо, а только в большее осуждение.

Источник: http://anchoret.livejournal.com/119220.html
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Кое-что о нательном кресте
Тэги: крест

Откуда появилась традиция ношения нательных крестов, доподлинно неизвестно. Древняя церковь её не знала и, с известной долей вероятности, можно предположить, что она возникла после того, как по рукам христиан разошлись многочисленные частицы Креста Господня, найденного в 326 году в Иерусалиме св. царицей Еленой. Читать полностью
 

Комментарии

Yaroslav
3 июня 2011 года
0
http://www.pravoslavie.ru/answers/q16.htm#2

Прочитал, что обычай носить наперсный крест у священников появился в конце 18-го века по указу царя. Расскажите, пожалуйста, когда и как у христиан появилась традиция носить нательный крестик. И необходимо ли его нам носить? К сожалению, в литературе я не смог найти ответа на этот вопрос.
Дмитрий


Уважаемый Дмитрий!
Обычай возложения (одевания) нательного креста на новокрещенного появился в конце II-го, начале III-го веков.

Традиция носить нательный крестик объясняется как содержанием жизни христианина, так и древностью почитания Креста Господня, который, как и Сам Христос Распятый, был и остается, по слову апостола Павла, для иудеев - соблазном, для эллинов (язычников) - безумием (видимо, к тем и другим придется отнести и протестантов), а для православных христиан - знаменем сокрушения смерти и греха, знаменем нашего спасения и упования. Многие древние авторы и христианские писатели, да и сами предметы истории оставили свои свидетельства об отношении ко Кресту в первые века христианства. Так, Минуций Феликс, Тертуллиан и Кирилл Александрийский (II и III вв.) сообщают нам о том, что язычники упрекали христиан в почитании Креста. Изображения креста обнаружено на Эдесских медалях, датируемых II и III вв.
"Такова сила креста, что если положим перед глазами и верно будем содержать в уме своем, так что очами ума будем созерцать самую смерть Христову, то никакое пожелание, никакая страсть, никакая зависть не одолеет тебя", - пишет Ориген, свидетельство которого в исторической науке весьма авторитетно. Святой Ипполит Римский (III в.) называет крест Христов "трофеем над смертью", "который она (Церковь) носит на себе". "Смотри, - восклицает святитель Иоанн Златоуст, - сколь вожделенным и достолюбезным соделалось столь ужасное и поносимое в древности знамение жесточайших казней". Святитель Афанасий Великий называет безумными тех, кто по своей гордыне не почитают крест. "Мы почитаем крест, - говорит Кирилл Александрийский, "из благодарного воспоминания о Том, Кто из любви к нам принял зрак раба и умер на кресте".

Возлагая на новокрещенного нательный крестик, священник напоминает ему о новом жизненном пути: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Мф. 16, 24). История Церкви не раз подтверждала слова Спасителя о верности в малом. Вряд ли человек, не желающий быть верным в малом (по гордости или из-за стыда снявший с себя крест), сможет стать верным во многом. Вряд ли считающий себя христианином и не желающий носить на себе крест с распятием Христовым, сможет понести свой жизненный крест и последовать за Христом. Тот же, кто не сораспинается Господу (т. е. не распнет свои страсти и грехи), тот и не совоскреснет с Ним. Дай Бог, дорогой Димитрий, чтобы в Вашей жизни и в жизни окружающих Вас людей не произошло такого рода отступления.
Михей (автор поста)
3 июня 2011 года
+4
Yaroslav пишет:
Обычай возложения (одевания) нательного креста на новокрещенного появился в конце II-го, начале III-го веков.
Эта фраза не обоснована историческими подтверждениями где или в чем-либо.

игумен Серапион (Митько), председатель Миссионерского отдела Ярославской епархии.
"Нательный крест используется христианами с самого начала существования Церкви. Первые свидетельства о существовании прообраза нательного креста — энколпиона — относятся к IV веку. Энколпион представлял собой прямоугольный ящичек, иногда имеющий собой круглую или крестообразную форму, в котором хранились частицы святых мощей, частицы просфоры. Иногда энколпион использовался для сохранения Святых Даров, которые первые христиане в эпоху гонений получали для причащения в своих домах и имели при себе.

Мы не знаем, какой формы был энколпион в первые века христианства. Очевидно, что в эпоху гонений христиане достаточно выражали верность Церкви самим фактом пребывания в ней. Поэтому наличие видимых знаков принадлежности к христианству было не обязательно.

Впоследствии энколпион становится принадлежностью епископского сана и приобретает форму креста. Первые епископские кресты были именно в форме энколпиона, в форме, из которой впоследствии происходит крест-мощевик. В дальнейшем епископский крест эволюционирует и приобретает современную форму.

Другим направлением развития энколпиона было появление нательных крестов. Исторические свидетельства об этом разноречивы, однако очевидно, что уже в средневековье нательный крест становится повсеместной принадлежностью восточных христиан. На Руси его распространение подтверждается различными археологическими находками".
Yaroslav
3 июня 2011 года
+1
Михей пишет:
Ещё один вопрос, который неизменно беспокоит наших верующих, это освящен ли приобретаемый ими крест. Следует знать и помнить, что крест Христов уже свят по определению, так как освящен своим Первообразом, что практика освящения крестов (равно как и икон) укоренилась у нас совсем недавно, всего лишь в XIX веке, и не находит себе никакого основания в церковной традиции. Странно, но об этом сейчас мало кто знает, и остается надеяться, что благодаря усилиям наших ученых богословов это недоразумение когда-нибудь будет разрешено.

Крест нательный

Крест - величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: "Крест - хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва".

Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного христианина. Это делается также в напоминание, что Крест Христов — оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим!

Он — свидетельство того, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех — тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза - Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.

Совершая таинство Крещения, священник надевает на младенца крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. Крестик не принято снимать при купании или переодевании (в прежние времена в банях имелись даже деревянные крестики, которые надевали в парилку взамен своих). К сожалению, есть и «знающие» советчики: медицинские сестры, соседки, подруги, которые авторитетно убеждают маму снять с ребенка крестик: мол маленький еще, запутается в тесемке, кожу натрет и т. п.

Существуют канонические формы крестов — четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу и другие. Каждая линия имеет глубокое символическое значение. На Руси более приняты восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его» .

Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста - отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно. Крест не должен сниматься, в т.ч. во время мытья и спортивных занятий. Миряне носят нательный( на теле ) крестик под одеждой, специально не выставляя его напоказ.

В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, еще позже — и священники. Священнический нагрудный крест называется наперсным («перси» по-церковнославянски значит «грудь»). Наряду с наперсным, священники носят и нательный крестик.

Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.

С нательным крестиком связано множество суеверий: потерял крестик — случится беда; потерянный кем-то крестик нельзя поднимать; крестик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подобное. Все они не имеют под собой никаких оснований: можно купить новый крестик, носить подаренный или найденный, освятив его в храме. Те крестики, что продаются в храме, освящаются специальным чином.



Обязательно ли освящать нательный крестик в храме или достаточно окропить его святой водой дома?


Иконы и крестные изображения подлежат освящению священником. В требнике есть особое небольшое последование, в его составе священническая молитва об освящении "сего крестного знамения". (Требник - богослужебная книга, касающаяся частных богослужений, совершающихся по ТРЕБОВАНИЮ (в отличие от общественных - вечерни, утрени и Литургии).

Расскажу случай, бывший с прихожанкой нашего Храма. Перед этим они недавно повенчались с мужем. Муж только пришел к вере. Купили нательный Крест. Муж подумал: "И чего я пойду в Храм. Есть крещенская вода и молитва на освящения всякой вещи". Прочитал, покропил трижды. Надел и носит. Поехали в Пафнутьево-Боровский монастырь (впервые). Входят в келью к о. Власию. Он называет его по имени (видя его впервые) и говорит: "У тебя Крест не освящен, иди на молебен освящай". (Захарин А.Г.)

БЛАГОСЛОВЕНИЕ КРЕСТА ДЛЯ НОШЕНИЯ НА ТЕЛЕ
http://azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb19.shtml
НаталияКиев
3 июня 2011 года
+2
Yaroslav пишет:
Он называет его по имени (видя его впервые) и говорит: "У тебя Крест не освящен, иди на молебен освящай". (Захарин А.Г.)
Еще вспомнила одну историю: Рассказ духовных чад митрополита Антония Сурожского. Уже давненько смотрела фильм об Антонии Сурожском, поэтому, к сожалению, не помню подробности. А рассказали в фильме они следующее. Когда женщину приговорили к заключению в лагере, металлический нательный крест забрали, т.к. в лагере запрещалось иметь у себя любые металлические предметы. Муж саморучно изготовил деревянный крестик ( к этому придраться не могли) и женщина. находясь в лагере носила этот деревянный крестик. После того, как друзья, привлекли внимание зарубежной общественности, что в Советском Союзе ущемляются права на свободу вероисповедания и притесняются верующие, женщину освободили из заключения, но с условием, что они покинут страну. Им пришлось уехать заграницу и попали они в Англию под окормление митрополита Антония. Первое, что они попросили - освятить крестик. Митрополит Антоний взял этот крестик и ушел в алтарь. Там он молился и когда вышел, его слова были: крест уже освящен.
Эта история тоже косвенно подтверждает, что освящать необходимо . Другое дело, как он освящается?,очевидно, что это открыто тем, кто имеет духовное зрение.
Михей (автор поста)
3 июня 2011 года
+2
В ответ на комментарий Yaroslav
Михей пишет:
Ещё один вопрос, который неизменно беспокоит наших верующих, это освящен ли приобретаемый ими крест. Следует знать и помнить, что крест Христов уже свят по определению, так как освящен своим Первообразом, что практика освящения крестов (равно как и икон) укоренилась у нас совсем недавно, всего лишь в XIX веке, и не находит себе никакого основания в церковной традиции. Странно, но об этом сейчас мало кто знает, и остается надеяться, что благодаря усилиям наших ученых богословов это недоразумение когда-нибудь будет разрешено.

Крест нательный

Крест - величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: "Крест - хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва".

Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного христианина. Это делается также в напоминание, что Крест Христов — оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим!

Он — свидетельство того, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех — тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза - Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.

Совершая таинство Крещения, священник надевает на младенца крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. Крестик не принято снимать при купании или переодевании (в прежние времена в банях имелись даже деревянные крестики, которые надевали в парилку взамен своих). К сожалению, есть и «знающие» советчики: медицинские сестры, соседки, подруги, которые авторитетно убеждают маму снять с ребенка крестик: мол маленький еще, запутается в тесемке, кожу натрет и т. п.

Существуют канонические формы крестов — четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу и другие. Каждая линия имеет глубокое символическое значение. На Руси более приняты восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его» .

Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста - отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно. Крест не должен сниматься, в т.ч. во время мытья и спортивных занятий. Миряне носят нательный( на теле ) крестик под одеждой, специально не выставляя его напоказ.

В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, еще позже — и священники. Священнический нагрудный крест называется наперсным («перси» по-церковнославянски значит «грудь»). Наряду с наперсным, священники носят и нательный крестик.

Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.

С нательным крестиком связано множество суеверий: потерял крестик — случится беда; потерянный кем-то крестик нельзя поднимать; крестик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подобное. Все они не имеют под собой никаких оснований: можно купить новый крестик, носить подаренный или найденный, освятив его в храме. Те крестики, что продаются в храме, освящаются специальным чином.



Обязательно ли освящать нательный крестик в храме или достаточно окропить его святой водой дома?


Иконы и крестные изображения подлежат освящению священником. В требнике есть особое небольшое последование, в его составе священническая молитва об освящении "сего крестного знамения". (Требник - богослужебная книга, касающаяся частных богослужений, совершающихся по ТРЕБОВАНИЮ (в отличие от общественных - вечерни, утрени и Литургии).

Расскажу случай, бывший с прихожанкой нашего Храма. Перед этим они недавно повенчались с мужем. Муж только пришел к вере. Купили нательный Крест. Муж подумал: "И чего я пойду в Храм. Есть крещенская вода и молитва на освящения всякой вещи". Прочитал, покропил трижды. Надел и носит. Поехали в Пафнутьево-Боровский монастырь (впервые). Входят в келью к о. Власию. Он называет его по имени (видя его впервые) и говорит: "У тебя Крест не освящен, иди на молебен освящай". (Захарин А.Г.)

БЛАГОСЛОВЕНИЕ КРЕСТА ДЛЯ НОШЕНИЯ НА ТЕЛЕ
http://azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb19.shtml

↑   Перейти к этому комментарию
Yaroslav пишет:
молитва об освящении "сего крестного знамения".
"Чин благословения ношения креста на персех".
Михей (автор поста)
3 июня 2011 года
+3
молитва об освящении "сего крестного знамения".
Заметьте, что составители чина не дерзнули назвать его "освящением", но использовали слово "благословение". Вчитываясь в молитвы чина, можно заметить, что в местах где говорится о благословении креста паралельно, в том же предложени, говорится и о носящем сей крест. Что же более благословляется в этом чине? Формулировки чина свидетельствуют о должном отношении к данному предмету, который переходит в пользование данному человеку или группе людей, а не о сообщении божественной благодати на сами предметы. Кест как символ сам по себе является носителем этой благодати.
Михей (автор поста)
3 июня 2011 года
+2
В ответ на комментарий Yaroslav
Михей пишет:
Ещё один вопрос, который неизменно беспокоит наших верующих, это освящен ли приобретаемый ими крест. Следует знать и помнить, что крест Христов уже свят по определению, так как освящен своим Первообразом, что практика освящения крестов (равно как и икон) укоренилась у нас совсем недавно, всего лишь в XIX веке, и не находит себе никакого основания в церковной традиции. Странно, но об этом сейчас мало кто знает, и остается надеяться, что благодаря усилиям наших ученых богословов это недоразумение когда-нибудь будет разрешено.

Крест нательный

Крест - величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.

В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: "Крест - хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва".

Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного христианина. Это делается также в напоминание, что Крест Христов — оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим!

Он — свидетельство того, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех — тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза - Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.

Совершая таинство Крещения, священник надевает на младенца крестик, который с этого момента становится неразлучным спутником нового члена Церкви. Крестик не принято снимать при купании или переодевании (в прежние времена в банях имелись даже деревянные крестики, которые надевали в парилку взамен своих). К сожалению, есть и «знающие» советчики: медицинские сестры, соседки, подруги, которые авторитетно убеждают маму снять с ребенка крестик: мол маленький еще, запутается в тесемке, кожу натрет и т. п.

Существуют канонические формы крестов — четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу и другие. Каждая линия имеет глубокое символическое значение. На Руси более приняты восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делают надпись «Спаси и сохрани». Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его» .

Не существует каких-либо правил о материале для крестов. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста - отсюда стремление его украсить. Но, безусловно, простые деревянные или металлические крестики ближе по духу ко Кресту Господню. Также нет принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой: важно, чтобы крестик держался прочно. Крест не должен сниматься, в т.ч. во время мытья и спортивных занятий. Миряне носят нательный( на теле ) крестик под одеждой, специально не выставляя его напоказ.

В первые века принятия Русью христианства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные показатели христианского крещения». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епископы, еще позже — и священники. Священнический нагрудный крест называется наперсным («перси» по-церковнославянски значит «грудь»). Наряду с наперсным, священники носят и нательный крестик.

Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.

С нательным крестиком связано множество суеверий: потерял крестик — случится беда; потерянный кем-то крестик нельзя поднимать; крестик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подобное. Все они не имеют под собой никаких оснований: можно купить новый крестик, носить подаренный или найденный, освятив его в храме. Те крестики, что продаются в храме, освящаются специальным чином.



Обязательно ли освящать нательный крестик в храме или достаточно окропить его святой водой дома?


Иконы и крестные изображения подлежат освящению священником. В требнике есть особое небольшое последование, в его составе священническая молитва об освящении "сего крестного знамения". (Требник - богослужебная книга, касающаяся частных богослужений, совершающихся по ТРЕБОВАНИЮ (в отличие от общественных - вечерни, утрени и Литургии).

Расскажу случай, бывший с прихожанкой нашего Храма. Перед этим они недавно повенчались с мужем. Муж только пришел к вере. Купили нательный Крест. Муж подумал: "И чего я пойду в Храм. Есть крещенская вода и молитва на освящения всякой вещи". Прочитал, покропил трижды. Надел и носит. Поехали в Пафнутьево-Боровский монастырь (впервые). Входят в келью к о. Власию. Он называет его по имени (видя его впервые) и говорит: "У тебя Крест не освящен, иди на молебен освящай". (Захарин А.Г.)

БЛАГОСЛОВЕНИЕ КРЕСТА ДЛЯ НОШЕНИЯ НА ТЕЛЕ
http://azbyka.ru/bogosluzhenie/trebnik/treb19.shtml

↑   Перейти к этому комментарию
игумен Серапион (Митько), председатель Миссионерского отдела Ярославской епархии.
"Важно, по каким причинам требуется снять крест.

Что касается просьбы снять крест со стороны врача. Есть такие приборы, которые нельзя использовать при наличии металла на теле человека. Если просьба связана исключительно с какими-то техническими особенностями, если в ней не заключается никакого антихристианского подтекста и сам носящий крест понимает, что временное отложение креста не является каким-то религиозным актом, то это вполне можно сделать. В этом нет никакого греха, нет никакого преступления.

Но если мы видим, что крест требуют снимать люди, имеющие антихристианские убеждения, то здесь этот знак становится символом нашей верности Христу. Мы знаем, что многие люди предпочли принять мученическую кончину в ответ на требование снять крест. А другие люди срывали с себя кресты в знак разрыва с Богом и с Церковью.

Важно, зачем просят снять крест. Если в этом есть хоть какой-то намек на неприятие религиозных убеждений христианина, то крест снимать нельзя ни в коем случае".
Михей (автор поста)
3 июня 2011 года
+3
Освящение для иконы, например, - свидетельство правильности изображения с богословской точки зрения, в этом и цель освящения иконы, которое заключалось раньше в надписании имен изображенных. Крест-же, он и в Африке Крест, он сам по себе несет в себе свидетельство, потому в освящении не нуждается. Крест священен сам по себе, как напоминание о спасительной жертве Христа. Конечно ничего худого не случится, ежели батюшка над крестом молитву прочитает и водой покропит, но зачем?

Разговоры про сообщение много джоулей энергии при освящении - это натяжка, к тому же предающая шаманский оттенок действию.
Yaroslav
3 июня 2011 года
0
Михей пишет:
Крест-же, он и в Африке Крест, он сам по себе несет в себе свидетельство, потому в освящении не нуждается.
"У тебя Крест не освящен, иди на молебен освящай"
о.Власий

НаталияКиев пишет:
Первое, что они попросили - освятить крестик. Митрополит Антоний взял этот крестик и ушел в алтарь. Там он молился и когда вышел, его слова были: крест уже освящен.
Эта история тоже косвенно подтверждает, что освящать необходимо . Другое дело, как он освящается?,очевидно, что это открыто тем, кто имеет духовное зрение.
Все от веры зависит, нельзя формализм стараться приставить к вере, к любви.
Бог выше закона.
Не человек для субботы, но суббота для человека.

Спаси Господи и сохрани нас грешных, умножь в нас веру, даруй нам любовь!

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам