Хотелось узнать позицию Церкви относительно возможности чтения священником, так называемых, заклинательных молитв или
ОТЧИТОК? Дело в том, что лет 10 назад моя свекровь возила свекра, страдающего алкоголизмом, в другой город, чтобы
священник провел эти отчитки. Надо сказать какое-то время он не пил, но потом - все равно принялся за свое. Но я сейчас не о свекре и не о его духовной болезни. Позже, когда у меня появилась возможность многое читать через интернет - я как-то нашла материал относительно отчиток. Сейчас - я не могу вспомнить, что именно за материл, но суть там сводилась к тому, что священник не имеет права брать на себя власть - повелевать злыми духами. И приводились цитаты. И я мне очень жаль, что я этот материал утеряла. Поэтому хочется здесь спросить: так имеет ли право священник читать над людьми отчитки? Есть ли какие -нибудь материал на данную тему?
Комментарии
Такая ж история.
(А. И. Осипов, профессор Московской духовной академии)
Такого метода лечения, как "отчитка", не существует. "Отчитка" или,правильнее, чин изгнания злых духов, совершается над человеком,который одержим бесом, а не просто чем-то болен. В какой-то степени мывсе подвержены воздействию дьявола, но степень одержимости у насразная. Совершение этого чина необходимо лишь в особых случаях, когдазлые духи поработили волю человека, действуют через его тело, говорятего устами. Этот чин должен совершаться опытным священником над однимчеловеком, который явно одержим злым духом. Массовые "отчитки"появились лишь в последнее время, как нарушение принятого в Церквипорядка совершения этого чина. Участвовать в них опасно и длядуховного, и для психического здоровья.
* * *
Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его вхристианской практике — крещение, причащение, венчание или монашескийпостриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например,чтобы не болеть и т. п.), а не по вере, как об этом говорит Господь(Мк. 16,16).
Выражением того же магического сознания является распространяющеесяв последние десятилетия, так называемое отчитывание (экзорцизм).Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, вМосковской епархии) благословения епископа, без которого иерей впринципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылкизаклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткойсамооправдания, поскольку в любом случае требуется благословениеепископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитываниепревращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и назаклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364 г.) постановил:"Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни вдомах..." (пр. 26).
Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковныйхарактер имеет новая практика, так и о духовном состоянииотчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенноговорит о последнем: "А кто желает повелевать нечистыми духами иличудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либоиз дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чуждХриста, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения...Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми исвободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями..."(Преп. Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. М., 1892. С. 445)
Экзорцизм имел место в древней Церкви в силу особых дарований,ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. "Постановленияапостольские" (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируяэто тем, что "славный подвиг заклинания есть дело добровольногоблагорасположения и благодати Божией через Христа, наитием СвятогоДуха, потому что получивший дарование исцелений показуется черезоткровения от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем". В Vв. экзорцисты уже не упоминаются (Подробнее об этом: Успенский Н.Д.Византийская литургия. Богословские труды. Сб . 21. С. 31).Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы(XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он неполучил никакого практического признания. Ни один из русских святых неотчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар СвятогоДуха, которым и совершал исцеления.
Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что "сейрод изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17, 21), то естьправильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мересмирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злыхдухов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных идля себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и вдревности были единицы (Григорий Синаит (XIV в.), пишет св . ИгнатийБрянчанинов, "решился сказать, что в его время вовсе нет благодатныхмужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателюмолитвы необходимо соблюдать величайшую осторожность. Богодухновенныхнаставников нет у нас! " (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб.1905. Т 1. С. 274)), а о настоящем времени и говорить не приходится.Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам спомощью особых молитв и священнодействий ("ex opere operate")изгонять (отчитывать) злых духов "Иисусом, Которого Павел проповедует"(Деян. 19. 13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию отних, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, новвергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дараСвятого Духа, нельзя создавать видимость действия Его дара. СвятительИгнатий с горечью восклицал о подобных попытках: "Душепагубноеактерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себяроль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований" (Там же. С.72).
Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь изтех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли"просто" молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других,реже — внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого,Иоанна Златоуста), совершая Таинства покаяния, соборования,Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательногочинопоследования (Примеров этого можно было бы привести множество. Одиниз них см. в Житии преп. иеросхимонаха Илариона Оптинского (Изд.Введенской Оптиной пустыни, 1993. С. 190)), поскольку таковой ужесовершается над всеми верующими перед таинством Крещения и являетсяосвящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.
Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорическизапрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящимидухами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу"проповедовать", вводить присутствующих в заблуждение, заражать ихсвоим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко приэтом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на ещеболее широкий круг людей.
Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.
В послании под именем святителя Климента Римского "О девстве"аскетам предписывается "...посещать одержимых злыми духами и творитьнад ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словамикрасными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дарврачевания".
"Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силоюрассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают занашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил оннам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти:ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит.
Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей " (Лавсаик. М., 1992. С. 126-127).
У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах "О божественныхдарованиях" находим следующее "Человек, преданный явным порокам, можетиногда производить удивительные действия и потому почитаться святым ирабом Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даромисцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. Отсего происходит что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никакихсвойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто ихсвятость жжет их, и они принуждены бежать от одержимых ими" (Преп.Иоанн Кассиан Римлянин. Указ. соч. С. 440).
Преподобный Варсануфий Великий: "Нехорошо с усилием молиться о том,чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно" (Прп. отцевВарсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах навопрошения учеников. Дивеево, 1994. С. 263. Вопрос 381).
Он же: "Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным оБоге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будетпротиворечить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он имже противоречит. Также и запрещать им — дело мужей великих, имеющихнад ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобноМихаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же,немощным, остается только прибегать к имени Иисусову" (’Там же. С. 223.Вопрос 301).
Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: "Пустьон и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за негобудут услышаны, ибо "много может молитва праведного споспешествуема"(Иак. 5,16), и Господь сказал: "Сей же род не исходит, токмо молитвою ипостом" (Мф. 17, 21) " (Там же. С. 416. Вопрос 673).
Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: "Ибо ты выходишь учитьтех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служитдля них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всютвою мудрость и на все твое благоразумие" (Преп. Исаак Сирин . Словаподвижнические. М., 1993. С.137, Слово 30).
Блаженный Феофилакт Болгарский: "Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются".
Святитель Игнатий (Брянчанинов): "Никаких заклинательных молитв ненужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужнопредаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческогои бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой..."
"Поминайте на молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбамиБожиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такоенаказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке:такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии...Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражескогопомысла, могущего навеки погубить душу".
Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об ихотношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительствабесноватых.
Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широкораспространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу такназываемое пятидесятничество, харизматизм, движение "нового века", а всекулярной среде — так называемая экстрасенсорика. Все это калечит идуши, и тела людей.
Магическое восприятие культа является одной из главных причинвырождений христианской религии, ее искажений, причиной ростаязычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.
Величайшее искушение для человека — "сорвать тайны бытия" (Бога,человека, природы) и самому стать "как Бог", неподвластным Богу, болеетого, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумнаяпопытка реализации такой идеи — своего рода психологическая революциячеловека против Бога. По Священному Писанию, последним шагом развитияязычества должно быть явление властителя всего мира — антихриста,"человека греха", "беззаконника"(2 Фес. 2; 3, 8) в высшем иисключительном значении этого слова, "так что в храме Божием сядет он,как Бог, выдавая себя за Бога"’ (2 Фес. 2, 4) и творя лжечудеса спомощью магии и других средств.
БЕРЕГИТЕ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ! (Епископ Павел, наместник Киево-Печерской Лавры)
- С некоторого времени стала популярной практика массовых"отчиток". Пожалуйста, несколько слов о Вашем отношении к этомуявлению, называемому в церковной традиции экзорцизмом?
- Я отношусь к этому негативно. Не думаю, что сейчас найдутся людистоль высокой духовности, обладающие подобным даром. В Киево-Печерскомпатерике, например, есть всего несколько упоминаний об изгнании злыхдухов. Наверное, враги рода человеческого ослабли с того времени, а унас появилось множество величайших святых, превосходящих почрезвычайным дарованиям преподобных Киево-Печерских. Мыслящие подобнымобразом серьезно заблуждаются. Лукавые духи стали только еще лукавее, ау нас появилось множество так называемых младостарцев или лжестарцев,деятельность которых наносит огромный, иногда непоправимый духовныйущерб. Нескольких мнимых экзорцистов мне пришлось изгнать из Лавры. Дляпривлечения прихожан в пустые храмы занялись подобным "промыслом" ираскольники из УПЦ КП и УАПЦ (Украина). Кроме того, появилисьшарлатаны, которые надевают рясы, облачения и устраивают мерзкие"шоу". Развелось множество "матушек" (матушками у нас принято называтьлишь монахинь и жен священнослужителей), которым устраивают рекламунекоторые ТВ-каналы, они промышляют заурядным колдовством. Но натакие уловки попадаются лишь люди, живущие вне Церкви и Таинств. А вот«младостарцы» — это очень изощренная ловушка для уже переступившихпорог храма и даже считающих себя вполне воцерковленными. Истинныеподвижники, обладавшие столь чрезвычайным даром, получали его послемногих лет, а чаще десятилетий, проведенных в подвижнических трудах подопытным руководством непрелестных наставников. Эти подвижники верыявляли собой образец величайшего смирения, избегая суетной мирскойславы, прячась от людского взора. А вот пустоцвет всегда стремитсяпопасться на глаза.
- Владыка, Вы употребили термин "младостарчество", который частопоявляется в материалах Соборов, выступлениях наших иерархов.Отмечается, что некоторые духовники вместо помощи в борьбе со зломвмешиваются в личную жизнь духовных чад, навязывая им те или иныежизненные решения: где работать, с кем жить и т. д. Что вы можетесказать об этом?
- Это недопустимо. Слово "старчество" сегодня просто эксплуатируетсянедобросовестными людьми. Те формы специфически монастырского духовногоокормления, связанного с полным отречением от своей воли, которого вмиру нет и быть не может, и которые даже сто лет назад существовалилишь в единичных монастырях, например, в Оптиной и Глинской пустынях,невозможно искусственно воспроизвести, даже при большом желании. Я незнаю, есть ли сейчас старцы, но опытные духовники есть. Но это далеконе одно и тоже. Есть и у нас в обители хорошие духовники. Этодействительно опытные батюшки, а не те молодые люди, которые вчерарукоположились, а сегодня уже имеют штат келейников и десятки, если несотни духовных чад из числа неофитов, видящих в своих "пастырях"столпов Православия.
Русские, как всегда в своем духе.
Это же он составлял требник для священнослужителей, которым пользуются повсеместно или есть еще какой требник другого автора?
А не знаете, на каком основании могут благословить мирянину "читать молебен Петра Могилы" (передаю текст как слышала, без искажения)? У меня почему-то это до сих пор из головы не выходит.
И ещё, в народе ходит молитвослов с названием "молитвенный щит православного христианина".
Священник Алексей Плужников в одной из своей книг пишет, что он содержит молитвословия из требника Петра Могилы:
"молитва на освящение всякой вещи", "молитва на освящение воды", "молитва задержания" (тоже очень интересный момент) и много других. О благословении на выпуск этого молитвослова Епископа Никона я, конечно, могу поинтересоваться у самого Епископа... Но в отношении молитв из требника, я правильно понимаю - мирянин не имеет права их читать?
Требник он на то и требник, а миряне его в глаза не видели, только в руках священника.
И даже с содержанием не знакомы, чтобы так легко и просто различить их.
http://psevdo.net/index.php
↑ Перейти к этому комментарию
Молитвослов на всяку потребу. Издательство Саратовской Епархии 2006г.
Молитва келейная ко Господу, за умерших без покаяния и самоубийц, преподобного Льва Оптинского.*
внизу примечание, что эта молитва читается по благословению духовника.
Христианин о ком хочет о том и молится и зачем на это нужно брать благословение?
Любовь произливается на всех и на все без благословения. Ее не удержать благословением.
↑ Перейти к этому комментарию
Требник он на то и требник, а миряне его в глаза не видели, только в руках священника.
И даже с содержанием не знакомы, чтобы так легко и просто различить их.
↑ Перейти к этому комментарию
А не знаете, на каком основании могут благословить мирянину "читать молебен Петра Могилы" (передаю текст как слышала, без искажения)? У меня почему-то это до сих пор из головы не выходит.
И ещё, в народе ходит молитвослов с названием "молитвенный щит православного христианина".
Священник Алексей Плужников в одной из своей книг пишет, что он содержит молитвословия из требника Петра Могилы:
"молитва на освящение всякой вещи", "молитва на освящение воды", "молитва задержания" (тоже очень интересный момент) и много других. О благословении на выпуск этого молитвослова Епископа Никона я, конечно, могу поинтересоваться у самого Епископа... Но в отношении молитв из требника, я правильно понимаю - мирянин не имеет права их читать?
↑ Перейти к этому комментарию
Ужасное издание, в котором помимо обычных последований и канонов есть названия молитв, которые больше похожи на заговоры. Ну и самый известный перл сего "щита" "это молитва о даровании дара прозорливости"!!!!!!
Надо было еще придумать молитву о даровании дара воскрешения мертвых и говорения на разных языках.
Если верить статье о. Андрея Кураева по поводу этой книги, то это благословение липа.
,
Совершенно верно.
Всё просто: в процессе отчитки (если имеет место быть повреждение духами, скажем так) человек избавляется от мучающего его духа.
Всё бы хорошо, если бы люди, приходящие на эту процедуру, меняли свою жизнь в соответствии с духовными законами.
Старались бы жить по Евангельским заповедям.
Но в большинстве своем, получается совсем плохо. Люди получают избавление, в начале, а дальше на радостях продолжают жизнь греховную (раз уж мы о религиозной тематике говорим, то и терминология соответствующая).
По словам Евангелия с человеком происходит следующее (передам смысл, дословно не помню):
если Я приду и увижу дом сей чистым и выметенным, и не кем не занятым, то войдут в него семь злейших (страшнее того кто жил там доселе).
О чем, собственно, речь?
Речь о душе. Если из человека изгнали демона (духа злобы или еще как назовите), а Дух Святой там не поселился, то будет человек мучим более страшным духом.
Именно поэтому, отчитки не благославляют.
Всё просто: в процессе отчитки (если имеет место быть повреждение духами, скажем так) человек избавляется от мучающего его духа.
Всё бы хорошо, если бы люди, приходящие на эту процедуру, меняли свою жизнь в соответствии с духовными законами.
Старались бы жить по Евангельским заповедям.
Но в большинстве своем, получается совсем плохо. Люди получают избавление, в начале, а дальше на радостях продолжают жизнь греховную (раз уж мы о религиозной тематике говорим, то и терминология соответствующая).
По словам Евангелия с человеком происходит следующее (передам смысл, дословно не помню):
если Я приду и увижу дом сей чистым и выметенным, и не кем не занятым, то войдут в него семь злейших (страшнее того кто жил там доселе).
О чем, собственно, речь?
Речь о душе. Если из человека изгнали демона (духа злобы или еще как назовите), а Дух Святой там не поселился, то будет человек мучим более страшным духом.
Именно поэтому, отчитки не благославляют.
↑ Перейти к этому комментарию
http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=510
↑ Перейти к этому комментарию
100%
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: