Современный акцент в Евхаристии - на освящении Даров.
В нашем школьном богословии почему-то всех приучают в Евхаристии акцентировать внимание на освящение Даров, тогда как, думаю, это не совсем верно.
Несомненно, изменение хлеба и вина на Тело и Кровь Христовы достойно особого почтения, которое на практике и выражается в благоговейном земном поклоне.
Но, поскольку Анафора на этом моменте не заканчивается, мне думается, делать этот поклон рановато, тем более, не думаю, что Бог намертво привязан к нашим словам, и сразу же после нашей просьбы (которая на практике звучит больше как констатация) должен исполнить ее. Особенно, если учесть, что мы еще не договорили до нужного конца.
И Святой Дух вполне может освятить Дары минутой позже, а не тогда, когда мы становимся на колени.
Из-за этого, как мне думается, недопонимания Анафоры и многие священники сразу после слов "...преложив Духом Твоим Святым..." и поклона небрежной скороговоркой продолжают кульминационную развязку Анафоры "...якоже быти причащающимся во оставление грехов, в трезвение души...".
Непонятно, почему поклон не делается именно после того, как мы осмыслили, для чего нам нужно Причастие, и какие плоды нам даст это соединение со Христом.
Чтобы расставить все по своим местам, попробую расписать по самым главным пунктам Анафору (по Иоанну Златоусту):
1. Мы прославляем Отца и благодарим Его за то, что Он нас создал, и заботился даже после грехопадения; благодарим за весь мир, и за все Его благодеянья, особенно же за
2. Его Единственного Сына, Который принял человеческое тело ради нас, чтобы все имели возможность спастись.
3. Вспоминаем Его последние дни на земле, когда Он установил это Таинство, которое мы совершаем в память о Нём, Его слова к апостолам о принятии Евхаристических Хлеба и Вина как Его Тела и Крови, и чтобы они (и мы, конечно же) так же собирались вместе на Евхаристию.
4. Приносим в память о Его Сыне - Христе - хлеб и вино (как символ всего, что мы имеем), и отдаем с благодарностью, посвящаем их Ему, как некий дар, как часть нашего всего, в память о страданиях Христа, смерти, Воскресении, Вознесении.
5. Просим ниспослать Святого Духа на всех нас, и освятить Им принесенные нами хлеб и вино - в Тело и Кровь Христовы (проще говоря, в Самого Христа)
6. для прощения грехов, очищения души, для унаследования Царства Небесного, для общения в Духе Святом(и с Отцом, через Христа), только бы не в осуждение.
Мы вспоминаем после и этого и всех святых, благоугодно живших ради Него, особенно же Марию - Богородицу, апостолов, Иоанна Предтечу и всех остальных, в "вере почивших".
Вспоминаем и всех, нуждающихся в помощи Его: больных, немощных, пленных, голодных, бедных, путешествующих и пр., о которых молитвенно ходатайствуем пред Ним.
Молимся и о городе, в котором живём, о стране, и обо всем мире,
Наконец мы просим, чтобы Отец укрепил в правильном преподании Истины епископов, и всех, причастных к этому.
И завершаем эту длинную молитву просьбой как бы одними устами и одним сердцем прославлять Его вместе с Сыном и Духом.
Я намеренно не пронумеровал последние прошения из-за их отличительного характера от Евхаристических, чтобы показать поочередность и развязку мысли главных частей Анафоры.
В развязке мы четко говорим, для чего нам нужен Христос. Что мы пришли сюда не просто для освящения Даров, не просто для других причастников, но для освящения и изменения и нас самих.
(Конечно, возможно, молитва звучит несколько схоластично, потому что мы не говорим Отцу прямо, что просим Самого Христа, а обходимся выражениями про Его Тело и Кровь, но это не отменяет подразумевающееся отношение к Христу как к Личности).
Так что лучше бы делать поклон после перечисления нужных для нас плодов Сопричастия Христу, чтобы не терять мысль, и этим не нарушить логическую цепочку единой молитвы.
P.S. К слову, непонятно и как все Евхаристические молитвы стали заглушаться музыкально удлиненными ответами народа/хора. Ведь даже в Служебнике нет указаний читать молитвы во время пения. Хор спел ответ на возглас священника - и только после этого священник должен продолжать молитву. Иначе мы только слышим отрывки, ровным счетом почти ничего не сообщающие нам о происходящем.
И так участники становятся зрителями, если и это им будет еще доступно...
https://golovschik.livejournal.com/141676.html
Метки: Евхаристия,
Пишет golovschik (golovschik)
2018-10-28 04:41:00
Несомненно, изменение хлеба и вина на Тело и Кровь Христовы достойно особого почтения, которое на практике и выражается в благоговейном земном поклоне.
Но, поскольку Анафора на этом моменте не заканчивается, мне думается, делать этот поклон рановато, тем более, не думаю, что Бог намертво привязан к нашим словам, и сразу же после нашей просьбы (которая на практике звучит больше как констатация) должен исполнить ее. Особенно, если учесть, что мы еще не договорили до нужного конца.
И Святой Дух вполне может освятить Дары минутой позже, а не тогда, когда мы становимся на колени.
Из-за этого, как мне думается, недопонимания Анафоры и многие священники сразу после слов "...преложив Духом Твоим Святым..." и поклона небрежной скороговоркой продолжают кульминационную развязку Анафоры "...якоже быти причащающимся во оставление грехов, в трезвение души...".
Непонятно, почему поклон не делается именно после того, как мы осмыслили, для чего нам нужно Причастие, и какие плоды нам даст это соединение со Христом.
Чтобы расставить все по своим местам, попробую расписать по самым главным пунктам Анафору (по Иоанну Златоусту):
1. Мы прославляем Отца и благодарим Его за то, что Он нас создал, и заботился даже после грехопадения; благодарим за весь мир, и за все Его благодеянья, особенно же за
2. Его Единственного Сына, Который принял человеческое тело ради нас, чтобы все имели возможность спастись.
3. Вспоминаем Его последние дни на земле, когда Он установил это Таинство, которое мы совершаем в память о Нём, Его слова к апостолам о принятии Евхаристических Хлеба и Вина как Его Тела и Крови, и чтобы они (и мы, конечно же) так же собирались вместе на Евхаристию.
4. Приносим в память о Его Сыне - Христе - хлеб и вино (как символ всего, что мы имеем), и отдаем с благодарностью, посвящаем их Ему, как некий дар, как часть нашего всего, в память о страданиях Христа, смерти, Воскресении, Вознесении.
5. Просим ниспослать Святого Духа на всех нас, и освятить Им принесенные нами хлеб и вино - в Тело и Кровь Христовы (проще говоря, в Самого Христа)
6. для прощения грехов, очищения души, для унаследования Царства Небесного, для общения в Духе Святом(и с Отцом, через Христа), только бы не в осуждение.
Мы вспоминаем после и этого и всех святых, благоугодно живших ради Него, особенно же Марию - Богородицу, апостолов, Иоанна Предтечу и всех остальных, в "вере почивших".
Вспоминаем и всех, нуждающихся в помощи Его: больных, немощных, пленных, голодных, бедных, путешествующих и пр., о которых молитвенно ходатайствуем пред Ним.
Молимся и о городе, в котором живём, о стране, и обо всем мире,
Наконец мы просим, чтобы Отец укрепил в правильном преподании Истины епископов, и всех, причастных к этому.
И завершаем эту длинную молитву просьбой как бы одними устами и одним сердцем прославлять Его вместе с Сыном и Духом.
Я намеренно не пронумеровал последние прошения из-за их отличительного характера от Евхаристических, чтобы показать поочередность и развязку мысли главных частей Анафоры.
В развязке мы четко говорим, для чего нам нужен Христос. Что мы пришли сюда не просто для освящения Даров, не просто для других причастников, но для освящения и изменения и нас самих.
(Конечно, возможно, молитва звучит несколько схоластично, потому что мы не говорим Отцу прямо, что просим Самого Христа, а обходимся выражениями про Его Тело и Кровь, но это не отменяет подразумевающееся отношение к Христу как к Личности).
Так что лучше бы делать поклон после перечисления нужных для нас плодов Сопричастия Христу, чтобы не терять мысль, и этим не нарушить логическую цепочку единой молитвы.
P.S. К слову, непонятно и как все Евхаристические молитвы стали заглушаться музыкально удлиненными ответами народа/хора. Ведь даже в Служебнике нет указаний читать молитвы во время пения. Хор спел ответ на возглас священника - и только после этого священник должен продолжать молитву. Иначе мы только слышим отрывки, ровным счетом почти ничего не сообщающие нам о происходящем.
И так участники становятся зрителями, если и это им будет еще доступно...
https://golovschik.livejournal.com/141676.html
Метки: Евхаристия,
Пишет golovschik (golovschik)
2018-10-28 04:41:00
Комментарии
Просто вышеперечисленное - это дело не одного дня, работа с каждым прихожанином у батюшки и внутренняя работа этих прихожан.
Не подскажете, в чем главная мысль автора, к чему призыв?
бывает... спасибо
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: