6 вопросов про детский сад
Осень в разгаре, а значит, тема адаптации к детскому саду актуальна как никогда. Возможно, вы недавно отдали ребёнка в сад, а может, до сих пор сомневаетесь, стоит ли это делать вообще.
Постараюсь ответить на самые частые вопросы о детских садиках.
1. Обязательно ли водить ребёнка в детский сад?
Не обязательно. Если вам не надо, не хочется и ребёнку там не нравится, то спокойно можно оставить его дома. Ничего от этого он не потеряет, скорее наоборот.
2. В каком возрасте лучше всего отдать ребёнка в детский сад?
Гордон Ньюфелд выделил шесть уровней привязанности:
через ощущения (первый год жизни),
через похожесть (второй год жизни),
через принадлежность (третий год жизни),
через значимость (четвёртый год жизни),
через чувства (пятый год жизни),
через познание друг друга (после пяти лет)
Возраст указан приблизительно, так как у каждого ребёнка переход на новый уровень происходит в своё время.
Когда ребёнок привязан к своему взрослому через чувства, когда искренне признается в любви (не потому что повторяет, а сам), вот тогда он готов отпустить взрослого. Тогда он уже точно знает, что за ним вернутся. То есть это возраст после четырёх лет. Но это идеальная картина, в реальности, к сожалению, ребёнок идёт в сад значительно раньше.
И тут возникает следующий вопрос.
3. Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?
Здесь нам опять поможет знание уровней привязанности. Детям двух лет (ощущения, похожесть) поможет мамина вещь, которую он возьмёт с собой (ощущения), или вещь как у мамы — можно одеться в стиле фэмили-лук (похожесть). С ребенком двух-трёх лет подчёркивайте принадлежность «ты мой малыш, а я твоя мама», «мы семья, мы вместе».
На четвёртом году ребёнку уже проще остаться без родителей, он чувствует свою значимость для них. Говорите ему о том, как он важен для вас.
При расставании рассказывайте ребёнку о том, как вы вернетесь: «ты погуляешь с ребятами, пообедаешь, поспишь, я приду за тобой и мы пойдём на твою любимую площадку». Таким образом вы сделаете акцент на будущей встрече, а не на расставании. Не убегайте тайком!
Самое главное — подружите ребёнка с воспитателем. Ведь в ваше отсутствие ребёнку важно оставаться под защитой надежного взрослого. И именно таким человеком и должен стать воспитатель.
Хорошо бы познакомить ребёнка с воспитателем заранее. Здорово, если получится встретиться в неформальной обстановке, чтоб ребёнок шел в садик к хорошо знакомому взрослому.
При выборе садика в первую очередь ориентируйтесь на воспитателей. Вам должно быть с ними комфортно.
4. На что еще обратить внимание при выборе садика?
Часто родители хотят, чтобы с детьми побольше занимались. Но самое главное занятие для детей дошкольного возраста — это свободная игра. Собственно, многие и ведут ребенка в сад, потому что он хочет поиграть с другими детками. Однако зачастую расписание занятий в детском саду чуть ли не насыщенней расписания школьников. И как ни странно, это не очень полезно для малышей. У детей обязательно должно быть время для игр. Много времени на игры.
5. Как понять, что ребёнок адаптировался к саду?
Признаки того, что адаптация прошла успешно: ребёнок редко болеет, не проявляет немотивированную агрессию, он чаще в хорошем настроении, может рассказать о своих переживаниях и тревогах, ребёнок плачет, ищет утешение у родителей.
Пусть вас не удивляет пункт о том, что ребёнок плачет. Ведь именно слёзы — самый здоровый способ справляться с негативными эмоциями, снимать стресс.
6. Как помочь ребёнку снять напряжение после сада?
Часто дети после садика ведут себя очень шумно, может быть, даже агрессивно.
Бывает так, что воспитатели хвалят ребёнка, потому что он хорошо себя вёл весь день, а дома его как будто подменили. Это происходит потому, что ребёнок очень старался быть хорошим в саду и теперь ему надо снять напряжение.
Не ругайте и не наказывайте ребёнка за такое поведение. Помогите ему справиться с этим напряжением, выплакать накопившиеся слёзы. Старайтесь дать побольше внимания, физического контакта. Первый час после сада постарайтесь отложить дела и суету и посвятительных время ребёнку. Не нагружайте его большим количеством кружков и мероприятий вне дома, лучше провести время в кругу семьи в спокойной обстановке.
Постараюсь ответить на самые частые вопросы о детских садиках.
1. Обязательно ли водить ребёнка в детский сад?
Не обязательно. Если вам не надо, не хочется и ребёнку там не нравится, то спокойно можно оставить его дома. Ничего от этого он не потеряет, скорее наоборот.
2. В каком возрасте лучше всего отдать ребёнка в детский сад?
Гордон Ньюфелд выделил шесть уровней привязанности:
через ощущения (первый год жизни),
через похожесть (второй год жизни),
через принадлежность (третий год жизни),
через значимость (четвёртый год жизни),
через чувства (пятый год жизни),
через познание друг друга (после пяти лет)
Возраст указан приблизительно, так как у каждого ребёнка переход на новый уровень происходит в своё время.
Когда ребёнок привязан к своему взрослому через чувства, когда искренне признается в любви (не потому что повторяет, а сам), вот тогда он готов отпустить взрослого. Тогда он уже точно знает, что за ним вернутся. То есть это возраст после четырёх лет. Но это идеальная картина, в реальности, к сожалению, ребёнок идёт в сад значительно раньше.
И тут возникает следующий вопрос.
3. Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?
Здесь нам опять поможет знание уровней привязанности. Детям двух лет (ощущения, похожесть) поможет мамина вещь, которую он возьмёт с собой (ощущения), или вещь как у мамы — можно одеться в стиле фэмили-лук (похожесть). С ребенком двух-трёх лет подчёркивайте принадлежность «ты мой малыш, а я твоя мама», «мы семья, мы вместе».
На четвёртом году ребёнку уже проще остаться без родителей, он чувствует свою значимость для них. Говорите ему о том, как он важен для вас.
При расставании рассказывайте ребёнку о том, как вы вернетесь: «ты погуляешь с ребятами, пообедаешь, поспишь, я приду за тобой и мы пойдём на твою любимую площадку». Таким образом вы сделаете акцент на будущей встрече, а не на расставании. Не убегайте тайком!
Самое главное — подружите ребёнка с воспитателем. Ведь в ваше отсутствие ребёнку важно оставаться под защитой надежного взрослого. И именно таким человеком и должен стать воспитатель.
Хорошо бы познакомить ребёнка с воспитателем заранее. Здорово, если получится встретиться в неформальной обстановке, чтоб ребёнок шел в садик к хорошо знакомому взрослому.
При выборе садика в первую очередь ориентируйтесь на воспитателей. Вам должно быть с ними комфортно.
4. На что еще обратить внимание при выборе садика?
Часто родители хотят, чтобы с детьми побольше занимались. Но самое главное занятие для детей дошкольного возраста — это свободная игра. Собственно, многие и ведут ребенка в сад, потому что он хочет поиграть с другими детками. Однако зачастую расписание занятий в детском саду чуть ли не насыщенней расписания школьников. И как ни странно, это не очень полезно для малышей. У детей обязательно должно быть время для игр. Много времени на игры.
5. Как понять, что ребёнок адаптировался к саду?
Признаки того, что адаптация прошла успешно: ребёнок редко болеет, не проявляет немотивированную агрессию, он чаще в хорошем настроении, может рассказать о своих переживаниях и тревогах, ребёнок плачет, ищет утешение у родителей.
Пусть вас не удивляет пункт о том, что ребёнок плачет. Ведь именно слёзы — самый здоровый способ справляться с негативными эмоциями, снимать стресс.
6. Как помочь ребёнку снять напряжение после сада?
Часто дети после садика ведут себя очень шумно, может быть, даже агрессивно.
Бывает так, что воспитатели хвалят ребёнка, потому что он хорошо себя вёл весь день, а дома его как будто подменили. Это происходит потому, что ребёнок очень старался быть хорошим в саду и теперь ему надо снять напряжение.
Не ругайте и не наказывайте ребёнка за такое поведение. Помогите ему справиться с этим напряжением, выплакать накопившиеся слёзы. Старайтесь дать побольше внимания, физического контакта. Первый час после сада постарайтесь отложить дела и суету и посвятительных время ребёнку. Не нагружайте его большим количеством кружков и мероприятий вне дома, лучше провести время в кругу семьи в спокойной обстановке.
Комментарии
И даже в случае " возможности нет не водить" - взрослый человек принимает решение и помогает адаптироваться к этому решению своему ребенку.
↑ Перейти к этому комментарию
у вас какой-то конкретный вопрос или просто желание покритиковать?
↑ Перейти к этому комментарию
Если же в семье ситуация совсем тяжёлая (как правило материальная), и в полный рост встал вопрос отдавать ли ребёнка в ясли, то лучше это сделать до года. Объясню, почему: такой малыш легче отвлекается, переключается и привыкает. А вот 1.5-2 года - самый неподходящий возраст для начала садиковской жизни.
Вернёмся к садику. Хорошо бы ещё до сада задружиться с наименее противными вам родителями, чей деть уже ходит в сад, в вашу предполагаемую группу. Тогда ребёнку с первых дней будет к кому идти в сад - он там не один, там приятель.
Можно напроситься заранее в сад на утренник - пусть детка посмотрит на садик с праздничной стороны.
Имхо, начинать садиковскую жизнь лучше летом. Летом многие уезжают, детей в группе меньше, следовательно, внимания новеньким больше. Летом больше гуляют, и для начала можно вообще водить только на прогулку.
А уж если вы воспитателям помощь предложите (цветочки полить, лавочку покрасить...) - вообще хорошо. На ложку - кучу горошков: и дитё при вас, и вы при деле, и мнение о себе у воспитателей положительное составили.
Режим дня ребёнка желательно заранее подогнать к садиковскому.
Короче, заранее пытаемся убрать острые углы, дабы облегчить ребёнку адаптацию.
Но, честно, если те, у кого есть реальная возможность НЕ ВОДИТЬ в сад (бабушки/дедушки/с мужем в противофазе смены/мама в декрете дома...) не водили бы в сад - хотя бы лет до 5 - жить всем стало бы намного проще. И детям в садике, и воспитателям, и родителям "садичных" детей.
И, безусловно, профессионализм воспитателей играет не последнюю роль.
ЗЫ :Штампами пишете.Понадёргали фраз,вот и статейка вышла.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: