КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН РАЗВИТИЯ СВОЕГО РЕБЕНКА?
Эту статью я писала несколько лет назад, когда моей дочке было 3 года или около того
Если будут вопросы или нужна будет помощь - буду рада быть полезной
План развития обычно делается на ближайшие полгода ребёнка, чем младше ребёнок, тем чаще он должен обновляться, чем старше, тем соответственно реже.
Однако он в любом случае поможет вам понимать своего ребёнка, заниматься с ним более целенаправленно и продуктивно. Поэтому начнем
1 этап.
Изучаем своего ребёнка. Тщательно в течение недели наблюдаем за ребёнком как можно больше: что он умеет делать сам, где ему нужна помощь взрослого, что ему интересно и с чем он увлекательно играет, что он категорически не любит, чего боится, где у вас есть вопросы по поведению и развитию ребёнка. В идеале все записать: все капризы, интересы, имеющиеся навыки, реакции на раздражители и бытовые вопросы.
2 этап.
Ищем в интернете, в доступных книгах и материалах список того, что может делать ваш ребёнок на данном возрастном промежутке - нормы развития.
Я рекомендую не полениться и поискать дополнительно сензитивные периоды в развитии детей.
Как только информация найдена, изучаем её в сравнении со своим ребёнком. Для начала можно посмотреть ближайшие периоды: предыдущий период, актуальный и ближайший период. (Например, если вашему ребёнку 2 года, то смотрим нормы от 1,5 до 2,5 лет).
Ни в коем случае не переживаем, что ваш ребёнок не умеет делать что-то, что по нормам подходит для младшего ребёнка, это всего лишь направление, наш вектор развития. Так, если вашему малышу 6 месяцев и он не сидит - это лишь повод больше заниматься с ним физическими нагрузками, больше стимулировать к тому, чтобы малыш укрепил мышцы, связки и вскоре сел.
3 этап.
После определения того, в какую сторону двигаться в плане развития - определяем нужные сферы для ребёнка и выписываем их.
Например, у моей дочки такие сферы:
- физическое развитие
- развитие речи и другие языки
- творчество и музыка
- самообслуживание
- социально-эмоциональное развитие
- знания об окружающем мире
- математические и логические навыки
Теперь нужно оценить каждую сферу по 10-бальной шкале. Наглядно можно это сделать с помощью колеса баланса.
- Поделиться
4 этап.
После оценки вы сразу обратите внимание на отстающие сферы и лидирующие. Выбираем 2-3 отстающие и 1-2 лидирующие.
Почему мы выбираем лидирующие сферы?
Это обязательное условие, которое часто опускают при обычных тренингах при составлении программы. Я настоятельно рекомендую эти сферы развивать: усложнять задания, больше интереса вызывать, заниматься этим с ребёнком.
Лидирующая сфера - показатель того, к чему у ребёнка есть склонность (а возможно и талант), интерес, мотивация. Это нужно обязательно учитывать, ведь рано заметив у ребёнка желание заниматься спортом или рисовать, можно направить его, создать условия, чтобы ребёнок вырос очень талантливым и способным в этом направлении. Задатки ребёнка можно развивать с момента, когда их заметили.
Так, например, моя дочь очень рано начала агукать и реагировать на речь. Сделав упор на развитии речи, я заметила огромный прогресс: дочь в 2,5 года рассказывала стихотворения, песни, строила умозаключения, задавала вопросы и даже придумывала сама рассказы и рифмы. Когда же я заметила, что она в полтора года немного отстаёт в физическом развитии, я приобрела ей спорткомплекс, убрала максимально коляску, бегала с ней и тд. В итоге в свои почти 3 года она уже немного катается на коньках и роликах, ходит часто сама, висит на турниках, катается на лошади с удовольствием, а также залазит на спорткомплексы любой высоты.
5 этап.
Когда выбраны сферы для ближайшего развития, мы расписываем каждую из них в зависимости от имеющихся возможностей, материалов, игрушек, книг и тд. Для начала я всегда рекомендую использовать то, что уже есть под рукой. Практически любую сферу можно развивать, имея минимум ресурсов.
Например:
- физическое развитие (ползать, бегать, прыгать, массаж, любые мячики и тд)
- развитие речи и другие языки (разговаривать, читать стихи и петь песни)
-творчество и музыка (рисовать, петь, отстукивать ритм, лепить пластилином, тестом, находить что-то новое в обычном)
- самообслуживание (использовать минимум памперсов, приучать убирать за собой, не помогать по первому зову, а показывать как можно, создать среду, помогать есть ложкой, а не кормить, доверять ребёнку)
- социально-эмоциональное развитие (объяснять, учить эмоциям и нормам поведения, когда ребёнок расстроен, объяснять, что он грустит, жалеть и учить эмпатии)
- знания об окружающем мире (на прогулке рассказывать о природе, погоде, животных, явлениях, о предметах и их свойствах, трогать вместе окружающие предметы, прыгать по лужам, гулять под дождем и тд)
- математические и логические навыки (складывать игрушки, считая, считать ступеньки и шаги, номера на машинах, объяснять причинно-следственные связи, делать вместе выводы и задавать вопросы даже если ребёнок не говорит).
Особенно я бы хотела выделить пункт самостоятельности.
Насколько это важный пункт я поняла, когда моей дочке было чуть больше года. Условия были такие, что я параллельно с ней работала и большую часть времени Дочка занимала сама себя. Понимая, что она отлично справляется со своими потребностями частично сама, я начала помогать ей развивать самостоятельность. По результатам в три года моя дочь может спокойно занимать себя 4 часа спокойно без телевизора (давая маме и папе поспать, позаниматься делами), наложить себе еды, отрезать пакет с молоком и налить его в кружку, помыть фрукты и убрать за собой со стола, может полностью одеться (без пуговиц и застёжек) и может даже сама надеть и застегнуть ролики, а однажды она почти сама раскатала и слепила пирожок. Конечно, это обычные бытовые навыки для ребёнка 3х лет, но для их реализации должны быть оптимальные условия для развития, отсутствие гиперопеки и излишнего внимания любой потребности ребёнка. А важность в первую очередь для того, чтобы ребёнок научился развиваться сам. Если ребёнок в три года знает буквы и цифры, но его кормят с Ложки или он ходит до сих пор в памперсе, то это показатель того, что эта сфера очень сильно проседает и развитие идёт не совсем в ту сторону.
Ну и конечно самое главное - уделять столько любви ребенку, сколько у вас есть возможности
Комментарии
Простите, пожалуйста, ни в коем случае не хочу обидеть.
Есть мамы, которым как раз и не хватает видения куда хочет идти их малыш
ну и ладно, солнышко. мы как-нибудь уж так. мест дворников всегда много и они всегда вакантны
А можно найти золотую середину, понять, осознать и просто использовать это - идти чуть дальше и помогать ребёнку изучать больше. Впрочем, об этом и статья
предлагаю еще одну статью написать " как составить план развития любви к своему ребенку" с главным лейтмотивом: любите своих детей такими как они есть, цените в них индивидуальность, их интересы в жизни, но не до крайности, во всем нужна мера
Так что есть даже целый тренинг, а не статья
в реальности в лучшем случае получается то, что нравится родителю и ребёнку и на что есть время
Ну вдруг кому-то и пригодится. Это лишь мой опыт. И план составляется всего за 15 минут)
я сейчас фотки и видео старые разбираю, вижу, что развитие в три года было весьма себе поставлено, хоть и без плана, с сыном планы летят в первые три секунды, но "я настойчивый"(с), потом резко забросила, когда сын пошёл в садик, внезапно ухудшилось здоровье и мои интересы переключились в другую сторону
так вот смотрю я на эти видео и думаю "блин, какой он же зая, ааа какая же ты зануда, уйди из эфира, пожалуйста, пусть сам всё делает, как хочет" почему я так не кайфовала от него, когда это происходило? няшный нереально (а может, это на контрасте с шестилеткой так умиляет )
то есть я, вроде, и видела, что прикольное что-то делает, посмеялась, сказала что-то одобряющее, и пошла дальше по программе, но сама недокайфанула, и он недокайфанул от этого же, ему без меня было играть свободнее
вывод - для успешной реализации плана надо быть незанудой, как минимум...но будут ли незануды составлять план игр?
К школе там нет подготовки, хотя может это нам с садами не везло - у мужа дети от первого брака, даже не читали толком к школе. А в первом классе заставляют уже пересказывать. Конечно, успеваемость ужас, ребёнку нагрузка чересчур после сада, где их даже за собой убирать то особо не учат...
Математика ей интересна , а вот буквы никак, читать будет учиться в школе. Стараюсь подготовить, занимаемся немного сами, что то на сайтах, тут девочки писали.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: