Воспитание ребенка до года
Еще одна тема, которая часто повторяется и продолжает меня удивлять.
Давайте определимся
Что нам нужно для того, чтобы воспитание было вообще возможным?
1) Ребенок понимает вас. Он может понять, что вы от него хотите и почему.
2) Ребенок понимает себя. Он может понять, что он хочет и почему.
3) Ребенок понимает причинно-следственные связи. Он может понять, например, как ваши реакции следуют из его поведения.
4) Ребенок способен контролировать себя. Он может принимать сознательные решения о своих действиях.
5) Вы понимаете ребенка. Вы можете оценить, выполняются ли пункты 1-4. Вы можете понять сигналы, которые дает вам ребенок. Вы можете понять, какие реакции ребенка следуют из вашего поведения.
Чем старше ребенок и чем дольше ваша взаимная история воспитания, тем больше пунктов выполняются и тем больше возможность усвоения ребенком каких-то сложных понятий.
Теперь вернемся к младенцам. Младенец еще не слишком-то понимает вас. Более того - он еще вообще не очень понимает, что вы - отдельный от него человек. Младенец еще не слишком понимает себя. Он не знает границ своего тела. Он может ощущать дискомфорт и удовольствие. Постепенно он начинает отличать руку от ноги и боль в животе от боли в ухе. Но и это далеко не сразу. Он понимает причинно-следственные связи на определенном, достаточно простом, уровне. Если я закричу, меня возьмут на руки (или не возьмут). Он может контролировать себя в достаточно ограниченной степени.
Все, что вам остается - это пункт пятый.
До года (полутора, двух) вы не воспитываете ребенка. До года ребенок воспитывает вас.
Вы учитесь понимать его сигналы. Он находит те сигналы, которые вы понимаете. Если он ищет грудь, но вы не реагируете на первые сигналы (изменения дыхания, поисковые движения), он начинает плакать. Если вы всегда даете грудь только на плач - поисковые движения пропадают как ненужные, остается плач.
Если ребенок хочет быть с вами, и вы не берете его на руки просто так, он начинает плакать. Это не "манипуляция" и не "капризы". Это сигналы. Вы не понимаете по-другому.
Если ребенок не сидит в коляске, не идет к бабушке на руки, не ест кабачок и брокколи, хочет грудь через пять минут после предыдущего кормления - ваша задача не научить его нормам общежития, потому что он все равно еще не способен понять, что бабушку надо любить, а брокколи - это полезно. Ваша задача - понять, что хочет ребенок, что ему мешает чувствовать себя комфортно, и помочь ему, потому что сам он пока исправить мир вокруг не в состоянии. Не хочет сидеть в коляске - можно гулять, пока ребенок спит или, наоборот, когда ему очень интересно, или носить в слинге, или на руках, или не гулять вообще. Не идет к бабушке - и пусть не идет. Или пусть бабушка яростно развлекает и ищет к нему подход. И так далее.
Чему вы можете научить ребенка до года (полутора, двух)?
Вы можете научить его двум вещам. "Я хочу понимать тебя. Твои желания и потребности важны."
Или "От тебя ничего не зависит. Тебя не понимают. Все вокруг лучше тебя знают, что нужно тебе."
Это то сообщение, которое вы можете передать маленькому ребенку, и на котором будет основываться ваша дальнейшая совместная жизнь. Выбирайте
А как же "нельзя"? А как же не лезть в розетку, не кусать маму, не тянуть кота за хвост и не выливать на себя кипяток из чайника?
Этому всему, конечно, можно и нужно учить. Можно обиженно ойкать, можно не подпускать к розетке, можно страшным голосом говорить "горячо" и жалеть котика.
Нельзя - ожидать от ребенка, что он все это поймет и усвоит. Что-то он может понять, что-то - еще нет. Если он после сотого "нельзя" радостно бежит к розетке с растопыренными пальцами - он не делает это назло. Значит, он еще не способен это понять. Розетки, кипяток, ножи и коты - это еще долго будет вашей ответственностью, не его. И наказывать ребенка за то, что вы не справляетесь со своей ответственностью, конечно, глупо
Поэтому, если у вас есть вопросы про то, что ребенок до года-полутора-двух "не слушается" или "не хочет понимать" - вы их, конечно, задавайте - только попробуйте перефразировать как "я не понимаю, чего хочет мой ребенок" и "я не знаю, как удобно для нас обоих поступить в такой ситуации". Это будет честнее
Давайте определимся

Что нам нужно для того, чтобы воспитание было вообще возможным?
1) Ребенок понимает вас. Он может понять, что вы от него хотите и почему.
2) Ребенок понимает себя. Он может понять, что он хочет и почему.
3) Ребенок понимает причинно-следственные связи. Он может понять, например, как ваши реакции следуют из его поведения.
4) Ребенок способен контролировать себя. Он может принимать сознательные решения о своих действиях.
5) Вы понимаете ребенка. Вы можете оценить, выполняются ли пункты 1-4. Вы можете понять сигналы, которые дает вам ребенок. Вы можете понять, какие реакции ребенка следуют из вашего поведения.
Чем старше ребенок и чем дольше ваша взаимная история воспитания, тем больше пунктов выполняются и тем больше возможность усвоения ребенком каких-то сложных понятий.
Теперь вернемся к младенцам. Младенец еще не слишком-то понимает вас. Более того - он еще вообще не очень понимает, что вы - отдельный от него человек. Младенец еще не слишком понимает себя. Он не знает границ своего тела. Он может ощущать дискомфорт и удовольствие. Постепенно он начинает отличать руку от ноги и боль в животе от боли в ухе. Но и это далеко не сразу. Он понимает причинно-следственные связи на определенном, достаточно простом, уровне. Если я закричу, меня возьмут на руки (или не возьмут). Он может контролировать себя в достаточно ограниченной степени.
Все, что вам остается - это пункт пятый.
До года (полутора, двух) вы не воспитываете ребенка. До года ребенок воспитывает вас.
Вы учитесь понимать его сигналы. Он находит те сигналы, которые вы понимаете. Если он ищет грудь, но вы не реагируете на первые сигналы (изменения дыхания, поисковые движения), он начинает плакать. Если вы всегда даете грудь только на плач - поисковые движения пропадают как ненужные, остается плач.
Если ребенок хочет быть с вами, и вы не берете его на руки просто так, он начинает плакать. Это не "манипуляция" и не "капризы". Это сигналы. Вы не понимаете по-другому.
Если ребенок не сидит в коляске, не идет к бабушке на руки, не ест кабачок и брокколи, хочет грудь через пять минут после предыдущего кормления - ваша задача не научить его нормам общежития, потому что он все равно еще не способен понять, что бабушку надо любить, а брокколи - это полезно. Ваша задача - понять, что хочет ребенок, что ему мешает чувствовать себя комфортно, и помочь ему, потому что сам он пока исправить мир вокруг не в состоянии. Не хочет сидеть в коляске - можно гулять, пока ребенок спит или, наоборот, когда ему очень интересно, или носить в слинге, или на руках, или не гулять вообще. Не идет к бабушке - и пусть не идет. Или пусть бабушка яростно развлекает и ищет к нему подход. И так далее.
Чему вы можете научить ребенка до года (полутора, двух)?
Вы можете научить его двум вещам. "Я хочу понимать тебя. Твои желания и потребности важны."
Или "От тебя ничего не зависит. Тебя не понимают. Все вокруг лучше тебя знают, что нужно тебе."
Это то сообщение, которое вы можете передать маленькому ребенку, и на котором будет основываться ваша дальнейшая совместная жизнь. Выбирайте

А как же "нельзя"? А как же не лезть в розетку, не кусать маму, не тянуть кота за хвост и не выливать на себя кипяток из чайника?
Этому всему, конечно, можно и нужно учить. Можно обиженно ойкать, можно не подпускать к розетке, можно страшным голосом говорить "горячо" и жалеть котика.
Нельзя - ожидать от ребенка, что он все это поймет и усвоит. Что-то он может понять, что-то - еще нет. Если он после сотого "нельзя" радостно бежит к розетке с растопыренными пальцами - он не делает это назло. Значит, он еще не способен это понять. Розетки, кипяток, ножи и коты - это еще долго будет вашей ответственностью, не его. И наказывать ребенка за то, что вы не справляетесь со своей ответственностью, конечно, глупо

Поэтому, если у вас есть вопросы про то, что ребенок до года-полутора-двух "не слушается" или "не хочет понимать" - вы их, конечно, задавайте - только попробуйте перефразировать как "я не понимаю, чего хочет мой ребенок" и "я не знаю, как удобно для нас обоих поступить в такой ситуации". Это будет честнее

Комментарии
Му, я тебя обожаю.
ребёнок к году многое может понять, если мама даёт ему такую возможность
попробовать горячую чашку (не кипяток до ожога) - проблемы с печкой-чайником, горячим супом на столе нет, деть понимает мамино "осторожно, горячо", более того - запоминает, что эти предметы могут быть опасны
легонько кольнув пальчик иголкой понять, что такое "остро!!!" и нож, ножницы, иголки в мамином шитье перестают быть поводом для истерик "мама не даёт!"
спички опасны, ни кто не спорит. Но мы тащили маму на кухню, тыкали в них пальцем и зачаровано смотрели в вечерних сумерках на огонёк. А потом задували. Сейчас упавшую случайно на пол спичку ребёнок равнодушно отправляет в коробку - зачем стремиться к тому, что доступно?
Мы верим маме на слово, если звучит нельзя. Нельзя бросать мамину руку на дороге, нельзя бегать возле катающихся качелей, нельзя прыгать с двухметровой горки и.т.д Да, и та же розетка - это просто нельзя, опасно
первые три пункта вполне под силу годовасикам, только дайте им такой шанс - познать
Плюс еще, если говорить об ответственности - то важно понимать, что понимание ребенком "горячо" и "опасно" не освобождает родителей от обязанности следить за тем, чтобы ребенок не попал в опасную ситуацию. Даже если ребенок уже понимает эти вещи, он еще недостаточно хорошо контролирует себя и понимает причинно-следственные связи, чтобы родители могли полностью расслабиться. Он может знать, что тарелка с супом - это горячо, но не знать, что если лезть руками на стол не глядя, то можно попасть в тарелку с супом. Он может знать, что не стоит бежать под машину, но не понять, что не стоит бежать за мячиком, который покатился на дорогу. И так далее.
Я просто пытаюсь сказать, что мамина практически прямая обязанность дать возможность ребёнку это понять, а не скидывать на то, что он ещё маленький и просто оберегать его изоляцией
Нужно дать понять ребенку опасность,без фанатизма конечно.При том,ребенок должен освоить и интонации взрослых,чтоб понимать нельзя,иметь достаточный в понимании словарный запас.
до года я еще могу согласится с вашей точкой зрения, но после уже как-то наивно утверждать, что ребенок не понимает. Всё они понимают, причём прекрасно. А уж желают выполнять или нет, тут зависит от характера ребенка
Я не считаю все свои требования абсолютно правильными, а ребенка изначально "плохим" и "ленивым". Если я хочу чего-то от ребенка, а он, понимая мое желание и имея способность его выполнять, не выполняет его - значит, ему по какой-то причине это не надо. И это уже мое дело - либо понять, что мое желание не так уж важно, и отказаться, либо сделать так, чтобы желания ребенка совпали с моими.
Собственно говоря, я это к тому, что ребенком можно и нужно заниматься и пытаться воспитывать и в год, и в полтора, и в два, а не искать оправдание бездействию собственному(никого конкретного я не имела ввиду)
вот поэтому и вклинилась в разговор
Чудесно написано! Просто здорово! соглашусь со всем-всем
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: