Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Русский язык, 4 класс. Опять не могу разобраться.. Дополнила

Дорогие Страномамочки! Никак не пойму правило, по которому ставится логическое ударение. Интернет смотрела.. никак
Вот это предложение:
Их ухо - маленькая щелка без какой-нибудь раковины, чтобы вода не заливалась при нырянии.
Ударение стоит на словах "щелка" и "вода".
Первое ударение - щелка, - мы (с дочкой) знаем почему
Второе - не знаем

В школе учили:
- инверсия - здесь не подходит, слова вроде правильно стоят: подлежащее+сказуемое
- сравнение - нет сравнения
- противопоставление - нет противоставления
- два существительных, одно из которых в родительном падеже - тоже не то
- однородные члены - нет их
- обращение - нет
- выделяющие частицы - и частиц нет
Вроде все перечислила
Помогите, пожалуйста, если сможете.
Почему на слове "вода" стоит логическое ударение?

Спасибо большое всем кто откликнулся - вы все оказались правы
Сегодня поговорила с учительницей.
Она сказала, что это программа такая. У них математика хорошая (а у нас школа физ-мат), а русский язык вот такой. А программа идет вся скопом. Поэтому главное - переписать без ошибок. А логическое ударение - это они в школе с выражением читают.
Говорит, там еще будет много интересного, но не берите в голову.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Русский язык, 4 класс. Опять не могу разобраться.. Дополнила
Дорогие Страномамочки! Никак не пойму правило, по которому ставится логическое ударение. Интернет смотрела.. никак
Вот это предложение:
Их ухо - маленькая щелка без какой-нибудь раковины, чтобы вода не заливалась при нырянии.
Ударение стоит на словах "щелка" и "вода".
Первое ударение - щелка, - мы (с дочкой) знаем почему
Второе - не знаем
В школе учили: Читать полностью
 

Комментарии

svtl
1 октября 2017 года
+1
Щелка и вода - два подлежащих в сложном предложении, выражающие основную мысль. Потому на них и ударение.
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Нам говорили, что это не важно. Что ударение падает на последнее слово в предложении, а уж там что окажется. И бывает смещение. Вот все перечисленное - это смещение. И надо по какому правилу это смещение произошло.
Но за ответ спасибо! Такой вариант тоже оставим про запас.
svtl
1 октября 2017 года
0
Как это не важно? Как раз это и самое важное - выделить основную мысль. В этом предложении оказались подлежащие. Речь о чем? Об ухе. Почему такое строение? Чтобы вода не заливалась.
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Вроде, логическое ударение - это одно, а грамматическая основа - это другое. Думаете, они здесь совпадают?
Показать картинку

Вот это задание.
svtl
1 октября 2017 года
+1
Да, основа и ударение не одно и то же, безусловно. Трудность виртуального общения как раз в невозможности показать это самое ударение
мы ехали в красном автобусе
Мы ехали в красном автобусе
Мы ехали в красном автобусе
Мы ехали в красном автобусе
Одни и те же слова в одном и том же порядке, но каждое из предложений имеет разный смысл. Логическое ударение призвано этот самый смысл выделить.
Вашу картинку не могу рассмотреть.
svtl
1 октября 2017 года
0
В ответ на комментарий Вилинка
Нам говорили, что это не важно. Что ударение падает на последнее слово в предложении, а уж там что окажется. И бывает смещение. Вот все перечисленное - это смещение. И надо по какому правилу это смещение произошло.
Но за ответ спасибо! Такой вариант тоже оставим про запас.

↑   Перейти к этому комментарию
В одном и том же предложении ударение может падать на разные слова или обороты в зависимости от смысла.
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
То есть здесь смысл и грамматическая основа совпали? А что сложноподчиненное - это имеет значение? Может, в придаточном предложении ПОСЛЕ подчиненных союзов ударение ставится?
Вот на союзные слова ставится, может и первое значимое слово после союзов? Ведь если бы оно было не придаточное "вода не попадает при нырянии" то логическое ударение стояло бы в конце - нырянии (ну, как по правилам - на последнее слово)?
svtl
1 октября 2017 года
0
Я не знаю про правило о последнем слове. Может мы о разном говорим?
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
"В письменной речи важное по смыслу слово обычно употребляют в конце предложения" - это с картинки из учебника. И они упражнения делали после этого высказывания. Там разные предложения, но ударения были на последних словах.
Такая тоже картинка есть.
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
В природе дельфины живут большими стаями - стаями логическое ударение.
Они невероятно общительны - общительны.
svtl
1 октября 2017 года
0
В ответ на комментарий Вилинка
"В письменной речи важное по смыслу слово обычно употребляют в конце предложения" - это с картинки из учебника. И они упражнения делали после этого высказывания. Там разные предложения, но ударения были на последних словах.
Такая тоже картинка есть.

↑   Перейти к этому комментарию
Не могу согласиться с этим утверждением.
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
https://gdz-putina.net/4-klass-russkij-yazyk-zheltovskaya#task?t=63
Это вот здесь должно быть
а упражнение вот -
https://gdz-putina.net/4-klass-russkij-yazyk-zheltovskaya#task?t=62
только надо вниз перекрутить, там решение будет
svtl
1 октября 2017 года
0
В этом же тексте дальше такое предложение:
"Словарный запас взрослой афалины насчитывает до 17 различных звуковых сигналов." Что тут главное? Разве "сигналы"? Нет, конечно! Вы же даже интонацией выделите слово "17", которое не последнее.
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Да, это уже отклонения - вроде как определение в род падеже.
Светлана сахалинка
1 октября 2017 года
0
В ответ на комментарий Вилинка
Нам говорили, что это не важно. Что ударение падает на последнее слово в предложении, а уж там что окажется. И бывает смещение. Вот все перечисленное - это смещение. И надо по какому правилу это смещение произошло.
Но за ответ спасибо! Такой вариант тоже оставим про запас.

↑   Перейти к этому комментарию
дочка в прошлом году 4 класс закончила на "отлично" Правило подобное не помню
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Какое? Про грамматическую основу? Вот картинку попробую
Показать картинку
Светлана сахалинка
1 октября 2017 года
+1
картинку не видно что такое гамматическая основа , знаю, конечно. Про логическое ударение у вас так заумно написано, что я сразу не поняла
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Не, я Вам не про грамматическую основу писала что в предложение логическое ударение ставится на последнее слово, но бывают замещения, которые все и портят
Светлана сахалинка
1 октября 2017 года
0
дала дочери прочесть пост и комментарии к нему - она ничего не поняла. Никакого логического ударения они не изучали Потому и я не поняла о чем вопрос какая -то у вас другая программа, наверно
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Учебник - Желтовская
Они его с сентября мучают, сейчас заключительная часть
Светлана сахалинка
1 октября 2017 года
0
Вилинка пишет:
Учебник - Желтовская
Khadi-Ola
1 октября 2017 года
0
В ответ на комментарий svtl
Щелка и вода - два подлежащих в сложном предложении, выражающие основную мысль. Потому на них и ударение.

↑   Перейти к этому комментарию
Щелка - это сказуемое
svtl
1 октября 2017 года
0
Да, я ошиблась в первом комменте.
Иринка и малыш
1 октября 2017 года
0
Это в 4 классе проходят?
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
ДА! Логическое ударение называется. А это из домашнего задания
Иринка и малыш
1 октября 2017 года
0
мне кажется сложно очень доя 4 класса
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
+2
Мне для 40 лет сложно
Иринка и малыш
1 октября 2017 года
0
Я думала такое классе в 8 хотя бы, беднее дети и родители
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Согласна
Иринка и малыш
1 октября 2017 года
+1
boss1 76
1 октября 2017 года
+1
В ответ на комментарий Иринка и малыш
Я думала такое классе в 8 хотя бы, беднее дети и родители

↑   Перейти к этому комментарию
так раньше в 4-м об этом и речи не было, сейчас в зависимости от программы
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Ага
boss1 76
1 октября 2017 года
0
вообще, получается, что щепка не подлежащее, потому что : ухо - щелка, т.е. подлежащее "ухо"
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Они вообще не искали подлежащее, там как-то все по другому
boss1 76
1 октября 2017 года
0
ну просто как вариант это предложили выше, в принципе можно: щелка - ухо, вода - не заливается, но с натягом
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
У меня мысли бродят про сложноподчиненное предложение. Вот союзное слово на себя ударение берет, а здесь водчиненный союз. Может, с него и смещается ударение на следующее важное по смыслу слово?
boss1 76
1 октября 2017 года
0
не тратьте время и ресурсы, если вам это непонятно, пусть учитель объяснит, хотя может и учитель сейчас на просторах интернета ищет объяснение этому несуразному заданию.
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Она на дом задает, а потом не спрашивает. Я у дочки специально узнавала. Учитель спрашивает: "Все сделали?", Класс:"Нееет!", а учитель:"Ну, ладно".
svtl
1 октября 2017 года
0
В ответ на комментарий Вилинка
У меня мысли бродят про сложноподчиненное предложение. Вот союзное слово на себя ударение берет, а здесь водчиненный союз. Может, с него и смещается ударение на следующее важное по смыслу слово?

↑   Перейти к этому комментарию
Зачем вы забиваете голову и себе, и ребенку? Объясните смысл логическогт ударения и достаточно.
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Я уж сама заинтересовалась. В принципе, интересная вещь, особенно в наше время, когда мы больше письмом общаемся, чем в живую.
boss1 76
1 октября 2017 года
+1
Вот тут совпадение! То, что проходят дети, скорее интереснее мне, с точки зрения любопытства
boss1 76
1 октября 2017 года
0
В ответ на комментарий svtl
Зачем вы забиваете голову и себе, и ребенку? Объясните смысл логическогт ударения и достаточно.

↑   Перейти к этому комментарию
svtl
1 октября 2017 года
0
svtl
1 октября 2017 года
0
В ответ на комментарий boss1 76
вообще, получается, что щепка не подлежащее, потому что : ухо - щелка, т.е. подлежащее "ухо"

↑   Перейти к этому комментарию
Вы правы, щелка - сказуемое
Иринка и малыш
1 октября 2017 года
0
В ответ на комментарий boss1 76
так раньше в 4-м об этом и речи не было, сейчас в зависимости от программы

↑   Перейти к этому комментарию
Даже старший учился, не было такого, ближе к огэ тонкостей много стало...
boss1 76
1 октября 2017 года
0
я преподаю русский как частник, занимаюсь исключительно постановкой грамотного письма. Вот эта вся информация абсолютно ни о чем для ребенка, только вымучивать из себя дребедень эту.
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Не говорите..мы в третьем классе только основу предложения искали (третий - это как 4 сейчас), а грамотность населения куда выше была
От старшей дочери остался учебник по русскому, за 4 класс 2000 года издания. Хотела маленькой дать, потренироваться. А она посмеялась только. "Это что,- говорит, -они так учились? Тогда не мудрено, что сестра отличницей была". Они еще в первом похожие задания прошли.
boss1 76
1 октября 2017 года
0
все, чему учат сегодня, частенько портит грамотность, вот в чем беда
Хотя я часто читаю комментарии на тему, как хорошо, что вот программа сложная, дети умнее будут - не будут! Вот запутанней будут, а вот умней
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Это точно, дочка в 1-ом более грамотно писала. А как началась фонетика - карова_ весь третий потом за грамотность бились. А -оро- -ере-, -ра- - Не знали и писали грамотно. После них барабан написать проблема была.
boss1 76
1 октября 2017 года
+1
а эта проблема, кормит частников теперь После раннего обучения фонетике, дети вообще теряют грамотность. Мои дети в первом классе ходили в школу, я подошла к учительнице и сказала, что им эти задания не дам, она со мной согласилась, благо , что первое образование у нашей учительницы русский и лит-ра
Иринка и малыш
1 октября 2017 года
0
В ответ на комментарий boss1 76
я преподаю русский как частник, занимаюсь исключительно постановкой грамотного письма. Вот эта вся информация абсолютно ни о чем для ребенка, только вымучивать из себя дребедень эту.

↑   Перейти к этому комментарию
Согласна полностью
janatt
1 октября 2017 года
0
Оооооооо,мама мия,что нас ждёт впереди Вообще про такое не слышала в школе никогда.
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Я тоже столько нового узнаю, когда голова от новизны лопается - сюда пишу, помощи ищу
svtl
1 октября 2017 года
0
А можете страничку из учебника еще раз показать?
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Я ссылки выше поместила, Вот еще - Особенность русского языка в том, что ударение тяготеет к концу фразы и чаще всего получает наиболее сильное ударение
А дальше идет про инверсию
svtl
1 октября 2017 года
0
Ссылки я посмотрела, там из решебника, а мне именно учебник хотелось посмотреть.
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
А это учебник и есть Там материал так подается, как начало упражнения. Вот немного теории (так называемой) а дальше упражнение. А между ними картинки.
Вот после того, как ударение падает на последнее слово было написано, что бывает обращение - тогда ударение падает на обращение. Потом противопоставление учили, потом однородные члены, что на них ударение. А потом упражнение и все.
А в упражнение ударение падает и на числительное, и на наречие. (это про дельфинов)
Муж появится, я попробую сфотографировать, но боюсь, кртинка опять будет не видна.
svtl
1 октября 2017 года
0
В ответ на комментарий Вилинка
Я ссылки выше поместила, Вот еще - Особенность русского языка в том, что ударение тяготеет к концу фразы и чаще всего получает наиболее сильное ударение
А дальше идет про инверсию

↑   Перейти к этому комментарию
Логическое ударение тяготеет к концу фразы? логическое?! Ну и ну...
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Ну да, я выше два предложения из этого упражнения для закрепления поместила.
svtl
1 октября 2017 года
0
Если уж на то пошло, то к концу не фразы, а такта, которых в одном предложении может быть несколько. Но это не 100%, а чаще всего, и то в обычной бытовой речи. А в художественных и поэтических произведениях скорее наоборот, чтобы придать большую выразительность и образность. Вывод: ударение может быть и в начале, и в середине, и в конце такта.
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Это да. Но у них объясняется так, что в конце - это как бы норма, а остальное все отклонения. На начало, середину, предпоследнее слово - все отклонение. И на каждое - свое правило. Инверсию сначала выучили - сделали 2 упражнения. Потом обращение. Ох, забыла, еще вежливые слова были. Вот такое предложение, например: "Простите, могу ли я добавить.."- ударение на добавить. Потом однородные члены - это над ними значит ударение. Потом тире - что после тире ударение. Вроде все.
У меня только эта вода под вопросом, остальное ясно вроде.
Про такт да, это Вы точно подметили, - это более верно звучит. Но в учебнике об этом ни слова. Просто в ответах увидела - если в предложении есть запятая - значит в каждой части ударение стоит.
svtl
1 октября 2017 года
0
Вот зачем вся эта теория и заумь детям?
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
+1
Я сегодня на сайте грамота ру такой вопрос задала - по какому правилу ударение на слово вода. Они мне ответили:Эт че за чепуха какая.
Я тогда более подробно написала. Вот ответ жду.
svtl
1 октября 2017 года
0
boss1 76
1 октября 2017 года
0
В ответ на комментарий svtl
Логическое ударение тяготеет к концу фразы? логическое?! Ну и ну...

↑   Перейти к этому комментарию
ну один из пунктов и правда такой есть.
svtl
1 октября 2017 года
0
Один из, но не единственный. Нельзя же все за уши притягивать.
boss1 76
1 октября 2017 года
0
конечно нельзя, и проблема в том, что этих пунктов там...........
boss1 76
1 октября 2017 года
0
это такая широкая тема, странно, что вообще в 4-м классе этому уделяют особое внимание, при этом дается довольно сложный текст
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Я мужа попросила интуитивно поставить ударения. Вообще нигде не угадал
boss1 76
1 октября 2017 года
0
ну видите, а вырос взрослым дядей Не надо с этими темами так мучиться, лучше на грамотность упор делать. Ведь по сути смысл темы - выделить слово, чтобы понятен был смысл, который нужно донести
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Я боюсь, вдруг это в ЕГЭ будет, а мы вот сейчас и то не понимаем.
boss1 76
1 октября 2017 года
+1
понимаете, вот сейчас программа не соответствует психо-физиологическому развитию ребенка. Вспомните, бывает так, что сейчас не понимаешь, а через какое-то время понимание приходит. А до ЕГЭ куча времени еще, неизвестно вообще, что там будет, кто что запомнит, нельзя на это так ориентироваться.
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Получается, и моему развитию не соответствует итак с каждым упражнением самооценка все ниже
Delfi-na-talia
1 октября 2017 года
0
Заинтриговали Вы меня с этим логическим ударением
Вот что я нашла в интернете: https://studfiles.net/preview/5317686/page:7/
Может, Ваш случай самый простой - "закон нового понятия"? Вода раньше упоминалась в тексте?
Вилинка (автор поста)
1 октября 2017 года
0
Тоже может быть , спасибо!
Особенно скрытое противопоставление хорошо.. к любому случаю подойдет: Вода, а не кисель
Delfi-na-talia
1 октября 2017 года
+1
Delfi-na-talia
3 октября 2017 года
0
В ответ на комментарий Вилинка
Тоже может быть , спасибо!
Особенно скрытое противопоставление хорошо.. к любому случаю подойдет: Вода, а не кисель

↑   Перейти к этому комментарию
Скажите, пожалуйста, раскрыли вы тайну этого ударения? А то любопытство замучало
Вилинка (автор поста)
3 октября 2017 года
+1
На сайте грамота ру вопрос задала. - удивились, спросили "а почему на слове вода"
Я второй раз более подробно написала - они затаились, ничего не отвечают.

Я нашла в интернете пример логического анализа художественного произведения. Там и про логическое ударение, и про повышение-понижение голоса.
школьники как раз с этого начали. 2 недели учили повышение-понижение голоса, когда повышается ( например, при обращении ), стрелочки рисовали. А потом логическое ударение подключилось

Это пример из интернета
При расстановке логических ударений выполняются следующие правила:

Мелодический строй русской речи требует выделения понижением тона последнего значимого слова фразы.
Выделяются новые слова – понятия (новый предмет речи)
Выделяются сопоставляемые и противопоставляемые слова.
Выделяются однородные члены предложения (главные и второстепенные)
В вопросительном предложении выделяются повышением тона слова, несущие смысл вопроса.
Выделяются определения – существительные в родительном падеже, если они стоят в непосредственном соседстве с определяемыми существительными в именительном падеже (сила звука,цветрозы,запахантоновских яблок)
Выделяются существительные в именительном падеже, когда это важно для чтеца: цвет розы был необычным: она была голубая.


Вот может это - что существительное?

В методичке для учителя к нашему учебнику написано, что это для того делается, чтобы запятые правильно ставили.
Delfi-na-talia
3 октября 2017 года
0
Если идти методом исключения, то да, получается, что существительное
Вилинка (автор поста)
3 октября 2017 года
0
Да тоже не факт..
Там этих правил еще я в интернете нашла, и на каждое есть исключение..
Посмотрела, этим в основном артисты занимаются (в театральных вузах) и журналисты.
Delfi-na-talia
3 октября 2017 года
0
Так вот я тоже правил начиталась, теперь и любопытно, каким же именно правилом объяснить эту "ударную воду"
Вилинка (автор поста)
3 октября 2017 года
0
Я бы поставила ударение на "не заливалась" - вроде так по смыслу ближе. Вода же и так понятно, что в воде плавают.
Подождем, что на грамоте ру напишут.
Delfi-na-talia
3 октября 2017 года
0
Если они Вам ответят, отпишитесь, пожалуйста
Вилинка (автор поста)
3 октября 2017 года
0
Конечно
Вилинка (автор поста)
12 октября 2017 года
0
В ответ на комментарий Delfi-na-talia
Если они Вам ответят, отпишитесь, пожалуйста

↑   Перейти к этому комментарию
Ну, на сайте грамота.ру меня вообще забанили - отвратительно, на мой взгляд, поступили. Сами детям дают не пойми что..
А вот очень хорошая женщина в контакте ответила:
"в разных придаточных логические паузы и логические ударения могут быть разными. Ориентироваться и подчеркивать надо самое важное слово для донесения смысла. В приведенном предложении придаточное цели (маленькая щелка с какой целью?). Вода - главное слово по смыслу, вода представляет опасность."

Вот спасибо ей от всей души
Delfi-na-talia
12 октября 2017 года
+1
Спасибо, что поделились разгадкой тайны!

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам