Мой вопрос вызван тем, что в стране мам приходилось встречать мнение (и среди православных) о том, что якобы после смерти возможно покаяние. Но тогда был бы возможен и выбор между злом и добром, и многое другое становится сомнительным. Хотелось бы услышать ответ от священников дабы устранить возможные соблазны среди православных и новоначальных.
Комментарии
http://www.kiev-orthodox.org/site/theology/1179/
http://www.reshma.nov.ru/texts/illarion_isaak_sirin_eshatologia.htm
и вот на одном из форумов обсуждается это:
http://www.forum.izglubinki.ru/index.php?topic=336.0
Свт. Григорий Нисский не утверждал и не учил о всеобщем спасении. Он лишь надеялся на то, что может быть люди, пройдя какие-то муки в аду, смогут покаяться и спастись. По слову одно из св. отцов (не помню точно кого) "Спастись, как бы из огня", обгоревшим, потрепаным, но все-таки спастись.
Мне тоже хочется надеяться на это.
"Относительно посмертной участи человека в Свщ. Писании и творениях святых отцов употребляется образ «неугасимого пламени» и «червя». Однако этот «символический образ призван нам дать лишь некоторое представление о духовной реальности, но для уяснения его подлинного смысла этот образ необходимо православно истолковать. Высказывания Священного Писания об аде сами по себе, без выявления их глубокого богословского значения, не могут быть верно поняты" (митр. Иерофей (Влахос)) .
Способ толкования был раскрыт ангелом преп. Макарию Египетскому: «Земные вещи здесь принимай за самые слабое изображение небесных».
«Образы, которые содержатся в повествованиях о мытарствах, нужно понимать в духовном смысле, т. е. обращать внимание не на сами эти образы, а на их духовно-нравственный смысл. Грешники, в отличие от праведников, не имеют покоя: «...червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мк. 9, 44). Причиной этих мучений являются угрызения совести и неудовлетворимая страсть. Ап. Павел говорит об этом состоянии: «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое...» (Рим. 2, 9) (Свящ. Олег Давыденков. Догматическое богословие. – М.: ПСТБИ, 1997)
«Грешные души находятся в темнице духов (1Пет.3:19) , в аду (Лк.16:23; Откр. 20:13), где они, не сгорая, горят в огне своего диавольского самолюбия и эгоизма (Мф.25:41, Лк.13:27-28), сознавая все свои грехи, разъедаемые огненными червями отчаяния и угрызений совести. Лишенные тела и телесных предметов греха, грешные души в загробной жизни остаются одни-одинешеньки со своими грехами, нагие в своем пламенном зле, в своим неугасимых страстях и похотях; они полыхают и рвутся к земным телесным предметам…» (Преп. Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви: Эсхатология. – М.: Издательский Совет РПЦ, 2005, с. 54).
Святые отцы описывали огонь ада и вообще реальность будущего века не как тварную, а как действие благодати Божией, которая праведных просвещает, а грешных опаляет. Сам Бог является раем для святых и адом для грешников.
Выражая православное Предание, преподобный Исаак Сирин пишет: «Печаль поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией… Любовь своею силою действует двояко: она мучит грешников… и веселит собою соблюдших долг свой» (Архиепископ Иларион (Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина. – Изд. 5-е. – СПб: Издательство Олега Абышко, 2010, с.6)
Таким образом, ад не является ни огнем, ни тьмой ни в каком из известных людям смыслов. Рай и ад – это действия благодати Божией на людей, нетварные действия. А огонь ада можно рассматривать как изображение отчаяния и угрызений совести грешника.
автор: Епископ Диоклийский Каллист (Уэр)
http://www.pravmir.ru/article_3773.html
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими.
Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.
Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
P.S. Конечно мы все надеемся на спасение многих, особенно себя и ближних, но реальность серьезности выбора должна в нас не убаюкивать стремление к совершенству, а наоборот будить от духовной спячки не давая себе поблажек и лукавых надежд построенных на желании получить Царство без усилий. По-моему в таких темах больше соблазна для верующих, чем утешения... Утешение мы можем искать в надежде на спасение ближних таким образом, а к себе применять самые строгие правила.
Вот её изъяснение блаженным Феофилактом Болгарским: "Поелику выше Господь учил хорошо управлять богатством, то справедливо присовокупляет и сию притчу, которая примером случившегося с богачом указывает на ту же самую мысль. Речь эта есть именно притча, а не действительное событие, как некоторые думали без основания. Ибо не настало еще время ни праведным наследовать блага, ни грешным противное. А Господь придал речи образность, чтобы как немилосердых вразумить, что им предлежит в будущем, так и злостраждущих научить, что они будут благополучны за то, что переносят здесь. Богача в притчу Господь взял без имени, поелику он недостоин и именоваться пред Богом, как и чрез Пророка сказано: “не помяну имен их устами Моими” (Псал. 15, 4).А о нищем упоминает по имени, ибо имена праведных написываются в книге жизни. Говорят же, по преданию евреев, что в то время был в Иерусалиме некто Лазарь, находившийся в крайней бедности и болезни, и что Господь об нем упомянул, взяв его в притчу, как явного и известного. — Богач был во всех отношениях благополучен. Он одевался в порфиру и виссон, и не только одевался, но и всяким другим удовольствием наслаждался. “Пиршествовал блистательно”, сказано, и не то, чтоб ныне да, а завтра нет, но “каждый день”, и не то, чтоб умеренно, но “блистательно”, то есть роскошно и расточительно. А Лазарь был нищий и больной, и притом “в струпьях”, как сказано. Ибо можно болеть, и однакож не быть в ранах, а от сих увеличивается зло. И повержен был он у ворот богатого. Новая скорбь видеть, что другие с избытком наслаждаются, а он томится голодом. Ибо он желал насытиться не роскошными яствами, но крошками от них такими, которыми питались псы.Никто не заботился и об излечении Лазаря: ибо псы облизывали раны его, так как никто не отгонял их. Что же? Лазарь, находясь в таком бедственном положении, хулил Бога, поносил роскошную жизнь богача? Осуждал бесчеловечие? Роптал на Промысл? Нет, ничего такого он не помышлял, но переносил все с великим любомудрием. Откуда это видно? Из того, что, когда умер, его приняли ангелы. Ибо если бы он был ропотник и богохульник, он не удостоился бы такой чести — сопровождения и несения ангелами. “Умер и богач, и похоронили его”. Еще при жизни богача душа его была поистине зарыта, она носила плоть как бы гроб. Посему и по смерти его он не ангелами возводится, но низводится во ад. Ибо не помышлявший никогда ни о чем высоком и небесном достоин самого низшего места. Словами “похоронили его” Господь намекнул на то, что душа его получила в удел преисподнее и мрачное место.Как Адама, изгнав из рая, Господь поселил “перед раем” (Быт. 3, 24), дабы страдание, повторяющееся при постоянном виде рая, давало Адаму яснее чувствовать лишение блаженства, так и сего богача осудил пред лицом Лазаря, дабы видя, в каком состоянии находится теперь Лазарь, богатый чувствовал, чего он лишился чрез бесчеловечие. Почему же богатый увидел Лазаря не у другого кого из праведных, но на лоне Авраама? Поелику Авраам был гостеприимен, а богатого нужно было обличить в нелюбви к гостеприимству, посему богатый и видит Лазаря с Авраамом. Сей и мимо проходящих приглашал в дом свой, а тот презирал и лежащего внутри дома. Почему богатый обращает просьбу свою не к Лазарю, а к Аврааму?Может быть, он стыдился, а может быть думал, что Лазарь помнит его зло, и по своим делам заключал и об Лазаре. Если я (мог он думать), наслаждаясь таким счастьем, презирал его, угнетаемого таким несчастием, и не уделял ему даже крошек, то тем более он, презренный мною, вспомнит зло и не согласится оказать мне милость. Посему-то он обращается с своими словами к Аврааму, думая, вероятно, что патриарх не знает, как было дело. Что же Авраам? Он не сказал богачу: бесчеловечный и жестокий, не стыдно ли тебе? теперь ты вспомнил о человеколюбии. Но как? “Чадо”! Смотри на сострадательную и святую душу. Мудрец какой-то говорит: смиренную душу не возмущай. Посему и Авраам говорит: “чадо”, давая чрез сие знать ему, что именовать его так милостиво даже теперь в его власти, но и только, а что более сего он ничего не властен сделать для него. Что могу, то уделю тебе, то есть голос сострадания.Но чтобы перейти отсюда туда, это не в нашей воле, ибо все заключено. “Ты получил уже доброе твое а жизни твоей, а Лазарь злое”. Почему Авраам не сказал богачу: ты приял, но восприял? Слово “получить обратно” мы обыкновенно употребляем о тех, кои получают то, чем им должны были. Чему же мы научаемся?
Тому, что хотя некоторые осквернили себя злодеяниями, хотя дошли до крайней степени злобы, но когда-нибудь сделали же они одно или два добрых дела. Посему и богач имел какие-нибудь добрые дела, и так как он в благоденствии здешней жизни получил воздаяние, то и говорится, что он “получил доброе” свое. “А Лазарь злое”. Может быть, и он совершил одно или два злых дела и в скорби, которую здесь претерпел, получил за них должное воздаяние. Посему он утешается, а ты страждешь. “Пропасть” означает расстояние и различие между праведными и грешниками.Ибо как произволения их были различны, так и обители их имеют большую разность, когда каждый получает воздаяние соответственно произволению и жизни. Приметь здесь и возражение против оригенистов. Они говорят, что придет время, когда муки окончатся и грешники соединятся с праведниками и с Богом, и таким образом Бог будет все во всех.
Но вот, мы слышим, Авраам говорит, что хотящие перейти отсюда к вам или оттуда к нам не могут сего сделать. Посему как из участи праведников невозможно кому-нибудь перейти в место грешников, так невозможно, учит нас Авраам, перейти из места мучения в место праведников. И Авраам, без сомнения, более достоин веры, чем Ориген. — Что такое “ад”? Одни говорят, что ад есть подземное мрачное место, а другие называли адом переход души из наглядного в невидимое и безвидное состояние. Ибо доколе душа находится в теле, она обнаруживается собственными действиями, а по разлучении с телом она становится невидимою.Это-то и называли адом. — “Лоном Авраамовым” называют совокупность тех благ, какие предлежат праведникам по входе их от бури в небесные пристани;поелику и в море заливами (лоном) мы обыкновенно называем места удобные для пристани и успокоения. — Обрати внимание и на то, что в день тот обидчик увидит, в какой славе будет обиженный им, а сей в свою очередь увидит, в каком осуждении будет обидчик, подобно как здесь богатый увидел Лазаря, а сей опять богатого.
Несчастный богач, не получив облегчения своей участи, прилагает просьбу о других. Смотри, как он чрез наказание пришел в сочувствие другим, и тогда как прежде презирал Лазаря, у ног его лежащего, теперь заботится о других, кои не находятся при нем, и умоляет послать в дом отца своего Лазаря из мертвых, не просто кого-нибудь из мертвых, но Лазаря, дабы видевшие его прежде больным и бесчестным увидели теперь увенчанным славою и здоровым, и бывшие свидетелями его убожества сами сделались созерцателями его славы.Ибо очевидно, он имел бы явиться им во славе, если бы нужно было быть ему проповедником, достойным вероятия. Что же сказал Авраам? “У них есть Моисей”. Ты, говорит, не так печешься о братьях, как Бог, Творец их. Он приставил к ним бесчисленных наставников. А богач говорит: “нет, отче”! Ибо как сам, слыша Писания, не верил и слова их считал баснями, так предполагал и о братьях своих и, судя по себе, говорит, что они Писаний не послушают, как и сам он, но если кто воскреснет из мертвых, поверят. Есть и ныне подобные люди, кои говорят: кто видел, что делается во аде? Кто пришел оттуда и возвестил нам? Пусть же они послушают Авраама, который говорит, что если мы не слушаем Писаний, то не поверим и тем, кто пришел бы к нам из ада. Это очевидно из примера иудеев. Они, так как не слушали Писаний, не поверили и тогда, когда видели мертвых воскресшими, даже помышляли и убить Лазаря (Иоан. 12, 10).Равным образом и после того, как при распятии Господа воскресли многие усопшие (Мф. 27, 52), иудеи дышали на апостолов еще большим убийством. Притом, если б это воскрешение мертвых было полезно для нашей веры, Господь творил бы оное часто. Но ныне ничто так не полезно, как тщательное исследование Писаний (Иоан. 5, 38). Воскрешать мертвых (хотя) призрачно умудрился бы и диавол, и посему ввел бы неразумных в заблуждение, всеяв между ними учение об аде, достойное своей злобы. А при здравом нашем исследовании Писаний, диавол не может ничего такого выдумать. Ибо они (Писания) суть светильник и свет (2 Петр. 1, 19), при сиянии которого тать обнаруживается и открывается. Итак, нужно Писаниям веровать, а не требовать воскрешения мертвых".
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: