Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Макаренко. А может стоит перечитать?

Макаренко. А может стоит перечитать? Педагогическую поэму Макаренко я читала то ли на первых курсах универа, то ли в конце школы. На тот момент мне больше был интересен процесс: бились бились и добились. Интересно было наблюдать за построением новой жизни, за созданием дома для тех, кто казалось бы безнадежен. Чуть позже посмотрела и фильм по этой книге: смотрела уже вместе с сыном и потом долго обсуждали. Сыну было интересно почему детям так много разрешили и они все сами... Спорили.. обсуждали... Потом пересматривал фильм
Казалось бы на этом все... Но на глаза попалась статья с обзором авторов педагогических трудов и, к своему удивлению, я узнала о наличии произведений "Флаги на башнях" и "ФД1"
Читать сейчас, обладая опытом тренерской деятельности, оказалось не так легко. Более того, приложение с выдержками из статей Макаренко, откладывала несколько раз - тяжело дается советская риторика. Но именно за этой риторикой скрывается ценнейшая информация.
Мы привыкли сейчас говорить о визуализации - но ведь это не изобретение нашего поколения. Стенгазеты, сводки с полей, боевые листки - все это отлично работало на заре 20 века при воспитании трудных подростков.
Мотивация? сейчас многие говорят об отсутствии у детей целей, желания, ориентации на результат... О какой мотивации можно было говорить при работе со вчерашними карманниками и тд? О ней и не говорили - просто детям дали серьезное дело и спрашивали как со взрослых. Детям дали право решать оргвопросы и показали результат их работы - все! Не надо слов - оно просто работает.
Запомнилось еще одно. Сейчас много внимания уделяется эмоциям, осознанности, позитивной мотивации и тд. НО! цитирую "Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях - пустое занятие, в лучшем случае получится ханжа или граммафон. Сознание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных социальных упражнений, только тогда оно ценно"
"Словесное воспитание... без сопровождающей гимнастики поведения", по мнению Макаренко и с ним трудно не согласиться, есть преступное вредительство.
Что касается излюбленной темы формирования ценностей - то опять же все расписано по буквам - не вбивайте декларативные ценности в голову одному человеку - формируйте среду и тогда не потребуется ни долгих разговоров, ни лишних поощрений и объяснений. Человека формирует среда, в любом коллективе должны быть носители реальных ценностей, они должны своим примером показывать как это работает и тогда вовлечение и адаптация новичка не заставят себя ждать.
А, да, еще один момент. Наказания... как не любят про них сейчас говорить - но при формировании определенной модели поведения без него не обойтись. И очень интересно описывается прием, когда виновника демонстративно оставляют без наказания - на определенном этапе это становится сложнейшим испытанием.
И нет никаких психологических травм от плохих оценок, " выхода на середину" при необходимости отвечать за свои поступки и "о боже он же не отдыхает совсем"
Риск? Разумный риск и эксперименты есть право ребенка на познание мира - оградить подушками - убить саму жизнь в ребенке..
У ребенка остается право на ошибку - ошибка как способ получения опыта. Нет идеальных детей, но и прошлое вспоминать не стоит - ошибка она в прошлом и это не клеймо на всю жизнь.
Это только запомнившиеся моменты... думаю прочесть его труды повнимательнее. По сути, если перевести на современную терминологию - получится замечательный инструмент для работы с молодыми коллективами.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Макаренко. А может стоит перечитать?
  Педагогическую поэму Макаренко я читала то ли на первых курсах универа, то ли в конце школы. На тот момент мне больше был интересен процесс: бились бились и добились. Интересно было наблюдать за построением новой жизни, за созданием дома для тех, кто казалось бы безнадежен. Чуть позже посмотрела и фильм по этой книге: смотрела уже вместе с сыном и потом долго обсуждали. Читать полностью
 

Комментарии

el gata
13 марта 2017 года
+2
Макаренко признан одним из четырех педагогов, повлиявшим на развитие этой науки в 20 веке.
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
0
Да, наравне с Корчаком и Песталоцци. Их пока читаю.
el gata
13 марта 2017 года
+1
Монтессори четвертая. А Макаренко спас этих мальчишек. Только лет в двадцать до меня дошло, что такое его трудовые колонии.
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
0
Kadina88
13 марта 2017 года
0
давновато читала Макаренко, а наверное надо как то перечитать. раньше и педагогическую поэму читала и ещё другие - очень нравилось.
Оксана0507
13 марта 2017 года
+1
Тоже люблю "Педагогическую поэму"
KAPO пишет:
"Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях - пустое занятие, в лучшем случае получится ханжа или граммафон. Сознание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных социальных упражнений, только тогда оно ценно"
Вот она! Та фраза, которую я процитирую на следующем родительском собрании. Очень много говорят о том, что у детей низкая мотивация. На вопросы "что делать?" ответ - повышать
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
+1
Ну так повышать доверием, а не танцами с бубном.
Анна сама по себе
13 марта 2017 года
0
Читала биографию Макаренко. Печальный у него был конец
А поэму обожаюююююююююю, ну и республику Шкид, как дополнение к ней
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
0
ШКИД тоже вещь!!!! Надо сыну подсунуть ))
Анна сама по себе
13 марта 2017 года
0
ШКИД читается легко, ведь кем написана
bellveder
16 марта 2017 года
0
В ответ на комментарий Анна сама по себе
Читала биографию Макаренко. Печальный у него был конец
А поэму обожаюююююююююю, ну и республику Шкид, как дополнение к ней

↑   Перейти к этому комментарию
А еще про Леньку Пантелеева.
Анна сама по себе
16 марта 2017 года
0
Ну да
bellveder
16 марта 2017 года
+1
В Лабиринте уже пару лет жду поступления.....
Анна сама по себе
17 марта 2017 года
0
kriskris 2016
13 марта 2017 года
-2
Ну там контингент своеобразный. Моим детям такие способы воспитания ни к чему) Не до такой степени все запущено
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
0
Такие -это какие?
Вот честно не увидела ни одного приёма, который был бы неприменим или некорректен по отношению к ребёнку . Это не "исправительное воспитание" , а действительно уважение и доверие детям
Ходячий замок
13 марта 2017 года
0
Ну помнится мне в "Педагогической поэме" было пару моментов когда Макаренко и стульями кидался в детей. За дело. Но кидался же!))
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
0
Было что то такое. Но насколько помню-это лишь однажды в качестве шоковой терапии.
Иногда и так бывает))) зато работает
Андиара
13 марта 2017 года
+1
это не было в качестве шоковой терапии .это оказалось шоковой терапией для воспитанников. а совершил это Макаренко в состоянии аффекта -мог бы и убить .он сам потом очень сильно переживал такие моменты .не считал это правильным .
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
0
Я о том и говорю - однажды может быть и такое. Это не норма, но , как показывает практика, иногда единственный вариант для расстановки границ.
Андиара
13 марта 2017 года
0
это потом оказывается . но допускать такой вариант теоретически -нельзя. иначе потом границы дозволенного будут раздвигаться и раздвигаться...и однажды можно прийти к еженедельной порке учеников розгами .
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
+2
Так его и нет в системе. Это единичный случай, получивший соответствующую оценку у автора.
Все наказания у Макаренко сводились к трудотерапии, общественному порицанию или аресту- паре часов в тихой комнате
Андиара
13 марта 2017 года
0
Таких случаев-как мне помнится-в Педпоэме два...первый -в самом начале становления колонии , второй- после издевательств над мальчиками-евреями .
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
0
Поэму перечитаю - давно дело было. Флаги на башнях и ФД1 это период уже установившейся дисциплины
Андиара
13 марта 2017 года
0
перечитайте .это такая прелесть ! у меня эта книга одно время застольной была...я так сроднилась со всеми героями !
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
+1
Ходячий замок
13 марта 2017 года
0
В ответ на комментарий KAPO
Было что то такое. Но насколько помню-это лишь однажды в качестве шоковой терапии.
Иногда и так бывает))) зато работает

↑   Перейти к этому комментарию
Бывает не спорю.))
Xediga
14 марта 2017 года
+1
В ответ на комментарий Ходячий замок
Ну помнится мне в "Педагогической поэме" было пару моментов когда Макаренко и стульями кидался в детей. За дело. Но кидался же!))

↑   Перейти к этому комментарию
Ходячий замок пишет:
в детей
Давайте будем честными - не в детей. А действительно в малолетних уголовников - воров, убийц. Привыкших жить по блатным законам, никому не подчиняющимся. Макаренко - сделал из них детей, выдернул сознание из болота, в котором они оказались. И его реакции - вполне нормальные, человеческие. Да, возможно, они педагогически неправильные. Но они - живые. Да и сам Макаренко очень переживал об этом.
Александр Вишневский
14 марта 2017 года
0
Ну так, а предлагают-то применять сейчас с нормальными детьми.
KAPO (автор поста)
14 марта 2017 года
+1
А что конкретно из этой системы нельзя применять? Отношение как к равным? Дисциплину? Самоорганизацию или ответственность?
Да разреши современному мальчишке принимать решения -он только счастлив будет. А если ещё и серьёзное дело доверить-ммм! А уж завоевать доверие и авторитет у уличных мальчишек гораздо сложнее, чем у домашних детей.
Говорю на примере своего сына. Для кого то в 11 лет работать -охи и ахи, для моего нормально, как и система штрафов и поощрений. Разрешить самому планировать свой день и отвечать за последствия -не вопрос. Пробовать работать с электроинструмент от при строительстве - легко. Говорить напрямую, не смягчая углов- у нас так принято.
А для кого то это "деточку не берегут".
Александр Вишневский
16 марта 2017 года
0
Ну там не только дисциплина и отношения как к равному ( кстати, не всегда)
Xediga
14 марта 2017 года
+1
В ответ на комментарий Александр Вишневский
Ну так, а предлагают-то применять сейчас с нормальными детьми.

↑   Перейти к этому комментарию
Ну, иногда глядя на нынешних детей, думаешь, что можно и применять.
Александр Вишневский
16 марта 2017 года
0
Про всех современных не скажу. Моим не нужно
Ходячий замок
14 марта 2017 года
0
В ответ на комментарий Xediga
Ходячий замок пишет:
в детей
Давайте будем честными - не в детей. А действительно в малолетних уголовников - воров, убийц. Привыкших жить по блатным законам, никому не подчиняющимся. Макаренко - сделал из них детей, выдернул сознание из болота, в котором они оказались. И его реакции - вполне нормальные, человеческие. Да, возможно, они педагогически неправильные. Но они - живые. Да и сам Макаренко очень переживал об этом.

↑   Перейти к этому комментарию
Я это прекрасно понимаю. Но если бы сейчас педагог начал кидаться стульями к тем кто сел по малолетству, лично Вам сильно бы понравилось?? Пусть даже потом учитель и сильно переживал по этому поводу. А если бы по малолетству сидел Ваш сын или родственник??
Xediga
14 марта 2017 года
+2
Я бы сама в такого родственника кидала стульями.
KAPO (автор поста)
14 марта 2017 года
0
Ходячий замок
14 марта 2017 года
0
В ответ на комментарий Xediga
Я бы сама в такого родственника кидала стульями.

↑   Перейти к этому комментарию
Думаете?? В наше время посадить могут за многое в 14 лет.))
Xediga
14 марта 2017 года
0
И к 10 и 14 уже должны быть сформированы какие-то морально-этические нормы поведенческие и мыслительные. И не наша ли это забота( и работа) как родителей?
Ходячий замок
14 марта 2017 года
0
Наша, наша.. Никто не спорит. Но вот например произошла драка и Вашего сына посадили за эту драку.. Учится ему все равно нужно. И понравилось бы Вам если бы учитель начал бы кидаться в Вашего сына стулом?? Да понятно, что в колониях дети разные. Что и в простой школе учителя могут так довести, что тоже хочется стулом кинуть, но..
А вААбче я Макаренко считаю очень хорошим учителем.)) Читала кстати книгу про которую говорят в низу. Про Калабалина. Очень интересно. Читала кстати еще в школьные годы.
Xediga
14 марта 2017 года
0
Ходячий замок пишет:
И понравилось бы Вам если бы учитель начал бы кидаться в Вашего сына стулом?
Я не могу ответить на Ваш вопрос как-то категорично - да/нет. Всё зависит от ситуации.
Ходячий замок
14 марта 2017 года
0
Да это понятно конечно.))
Александр Вишневский
13 марта 2017 года
0
В ответ на комментарий kriskris 2016
Ну там контингент своеобразный. Моим детям такие способы воспитания ни к чему) Не до такой степени все запущено

↑   Перейти к этому комментарию
Вот-вот.
Xediga
13 марта 2017 года
+2
У Макаренко был ученик Калабалин, который вместе со своей женой продолжил его дело. Тоже очень интересные книги. Автор Вигдорова Ф. А. Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка.
Рекомендую.
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
0
Спасибо большое за наводку. Пошла качать
Счастливая Герда
13 марта 2017 года
+2
В ответ на комментарий Xediga
У Макаренко был ученик Калабалин, который вместе со своей женой продолжил его дело. Тоже очень интересные книги. Автор Вигдорова Ф. А. Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка.
Рекомендую.

↑   Перейти к этому комментарию
Xediga пишет:
Калабалин
Может, Карабанов? Семен.
А, все )) уже нашла в интернете, что настоящая его фамилия Калабалин. Просто для меня понятнее, что в ПП он Карабанов ))
Xediga
14 марта 2017 года
0
Ага. Там в книге была немного изменена фамилия.
Анна сама по себе
13 марта 2017 года
0
http://sergeyt81.livejournal.com/19853.html
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
0
замечательная вещь!!!
Анна сама по себе
13 марта 2017 года
0
Анна сама по себе
14 марта 2017 года
0
В ответ на комментарий KAPO
замечательная вещь!!!

↑   Перейти к этому комментарию
Немного не в тему. Совсем.
Но хороший рассказ. Про ЛЮДЕЙ
https://www.stranamam.ru/post/12510683/
KAPO (автор поста)
14 марта 2017 года
0
почитаю
Анна сама по себе
14 марта 2017 года
0
Серьезная вещь. На размышления.
arinali
13 марта 2017 года
0
Меня ещё Сухомлинский восхищает, как он работал с детьми, рожденными в войну, как он вытягивал малышей
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
0
Я от педагогики далека. Работаю таки со взрослыми. Но с удовольствием почитаю
arinali
13 марта 2017 года
0
" Сердце отдаю детям "
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
+1
Ага, уже нашла. А ещё Родительская педагогика и Рождение гражданина
arinali
13 марта 2017 года
0
если бы его подход использовали бы особенно к оценкам
Счастливая Герда
13 марта 2017 года
+1
Я очень люблю "Педагогическую поэму", она одна из тех Книг, которые я не устаю перечитывать и получать при этом удовольствие. Да.
Но уже давно пришла к такому выводу для себя: чтобы так воспитать вчерашних запущенных урок и бродяг, нужно было быть Макаренко. Гением.
И даже в наше время, имея дело не с бродягами, а с домашними детьми, и имея на руках вроде бы готовую и наработанную систему от Антона Семеновича, далеко не каждый справится с их воспитанием и перевоспитанием. Все же без педагогического таланта никуда. А если талант есть, то человек (не зная чужих педагогических пособий и учений) и сам может для себя в процессе какую-либо систему вычленить и сформулировать.
А просто механическое следование может и не сработать, нужно душой в этом участвовать. Это, кстати, и Макаренко тоже утверждал, он писал, что можно сколько угодно не обращать внимания на детей, но если вы в своем деле профи, если вы душой горите и верите в то, что вы делаете, то дети так же будут очарованы вами и следовать за вами в вашей работе (цитата неточная, но примерно такой смысл она для меня имеет и помнится как-то так).
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
0
HaffaHya
13 марта 2017 года
+1
В ответ на комментарий Счастливая Герда
Я очень люблю "Педагогическую поэму", она одна из тех Книг, которые я не устаю перечитывать и получать при этом удовольствие. Да.
Но уже давно пришла к такому выводу для себя: чтобы так воспитать вчерашних запущенных урок и бродяг, нужно было быть Макаренко. Гением.
И даже в наше время, имея дело не с бродягами, а с домашними детьми, и имея на руках вроде бы готовую и наработанную систему от Антона Семеновича, далеко не каждый справится с их воспитанием и перевоспитанием. Все же без педагогического таланта никуда. А если талант есть, то человек (не зная чужих педагогических пособий и учений) и сам может для себя в процессе какую-либо систему вычленить и сформулировать.
А просто механическое следование может и не сработать, нужно душой в этом участвовать. Это, кстати, и Макаренко тоже утверждал, он писал, что можно сколько угодно не обращать внимания на детей, но если вы в своем деле профи, если вы душой горите и верите в то, что вы делаете, то дети так же будут очарованы вами и следовать за вами в вашей работе (цитата неточная, но примерно такой смысл она для меня имеет и помнится как-то так).

↑   Перейти к этому комментарию

• «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…
Нагуглила только это
Но именно момент что за увлеченным и знающим человеком деьи пойдут обьяснил многое. От простого почему мы слушали одних учителей и скучали у других, до очень многого в взрослой жизни.
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
0
Это да! Обучение действием, но не словами. Вовлечение собственным примером. Этого так сейчас не хватает. Ведь даже самые сложные подростки становятся послушными -стоит им встретить Мастера своего дела
HaffaHya
13 марта 2017 года
0
Мы начали из простого: прискучающем вредном 3хлетке начать чем-то заниматься. Ребёнок послушен и увлечен.
Даже за другим человеком наблюдаешь и... стоновишся рядом работать. Заразно это а когда все умничают, то действовать как то странно даже
Счастливая Герда
13 марта 2017 года
0
В ответ на комментарий HaffaHya

• «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…
Нагуглила только это
Но именно момент что за увлеченным и знающим человеком деьи пойдут обьяснил многое. От простого почему мы слушали одних учителей и скучали у других, до очень многого в взрослой жизни.

↑   Перейти к этому комментарию
да-да )) именно это я и имела в виду, когда вспоминала смысл )
HaffaHya
13 марта 2017 года
0
Читала и наслаждалась. Сколько в человеке веры, любви к своему делу, действия без соплей, без бла бла бла
После тонн книг и по психологии детей, и детективов, и всего всего... прочих умностей несколько лет не могла читать. Но эта поэма
За его судьбу переживательно... но его труды теперь вечны. Кто захочет услышит и поймет. Да и просто какой это подвиг спасти тех пацанят, вырастить человеками
KAPO (автор поста)
13 марта 2017 года
0
Алоцветик
14 марта 2017 года
0
Сейчас перечитываю педагогическую поэму

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам