Макаренко. А может стоит перечитать?

Казалось бы на этом все... Но на глаза попалась статья с обзором авторов педагогических трудов и, к своему удивлению, я узнала о наличии произведений "Флаги на башнях" и "ФД1"
Читать сейчас, обладая опытом тренерской деятельности, оказалось не так легко. Более того, приложение с выдержками из статей Макаренко, откладывала несколько раз - тяжело дается советская риторика. Но именно за этой риторикой скрывается ценнейшая информация.
Мы привыкли сейчас говорить о визуализации - но ведь это не изобретение нашего поколения. Стенгазеты, сводки с полей, боевые листки - все это отлично работало на заре 20 века при воспитании трудных подростков.
Мотивация? сейчас многие говорят об отсутствии у детей целей, желания, ориентации на результат... О какой мотивации можно было говорить при работе со вчерашними карманниками и тд? О ней и не говорили - просто детям дали серьезное дело и спрашивали как со взрослых. Детям дали право решать оргвопросы и показали результат их работы - все! Не надо слов - оно просто работает.
Запомнилось еще одно. Сейчас много внимания уделяется эмоциям, осознанности, позитивной мотивации и тд. НО! цитирую "Самое упорное натаскивание человека на похвальных мыслях и знаниях - пустое занятие, в лучшем случае получится ханжа или граммафон. Сознание должно прийти в результате опыта, в результате многочисленных социальных упражнений, только тогда оно ценно"
"Словесное воспитание... без сопровождающей гимнастики поведения", по мнению Макаренко и с ним трудно не согласиться, есть преступное вредительство.
Что касается излюбленной темы формирования ценностей - то опять же все расписано по буквам - не вбивайте декларативные ценности в голову одному человеку - формируйте среду и тогда не потребуется ни долгих разговоров, ни лишних поощрений и объяснений. Человека формирует среда, в любом коллективе должны быть носители реальных ценностей, они должны своим примером показывать как это работает и тогда вовлечение и адаптация новичка не заставят себя ждать.
А, да, еще один момент. Наказания... как не любят про них сейчас говорить - но при формировании определенной модели поведения без него не обойтись. И очень интересно описывается прием, когда виновника демонстративно оставляют без наказания - на определенном этапе это становится сложнейшим испытанием.
И нет никаких психологических травм от плохих оценок, " выхода на середину" при необходимости отвечать за свои поступки и "о боже он же не отдыхает совсем"
Риск? Разумный риск и эксперименты есть право ребенка на познание мира - оградить подушками - убить саму жизнь в ребенке..
У ребенка остается право на ошибку - ошибка как способ получения опыта. Нет идеальных детей, но и прошлое вспоминать не стоит - ошибка она в прошлом и это не клеймо на всю жизнь.
Это только запомнившиеся моменты... думаю прочесть его труды повнимательнее. По сути, если перевести на современную терминологию - получится замечательный инструмент для работы с молодыми коллективами.
+39 |
![]() |
66 комментариев |
Комментарии
А поэму обожаюююююююююю, ну и республику Шкид, как дополнение к ней
А поэму обожаюююююююююю, ну и республику Шкид, как дополнение к ней
↑ Перейти к этому комментарию
Вот честно не увидела ни одного приёма, который был бы неприменим или некорректен по отношению к ребёнку . Это не "исправительное воспитание" , а действительно уважение и доверие детям
Иногда и так бывает))) зато работает
Все наказания у Макаренко сводились к трудотерапии, общественному порицанию или аресту- паре часов в тихой комнате
Иногда и так бывает))) зато работает
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Да разреши современному мальчишке принимать решения -он только счастлив будет. А если ещё и серьёзное дело доверить-ммм! А уж завоевать доверие и авторитет у уличных мальчишек гораздо сложнее, чем у домашних детей.
Говорю на примере своего сына. Для кого то в 11 лет работать -охи и ахи, для моего нормально, как и система штрафов и поощрений. Разрешить самому планировать свой день и отвечать за последствия -не вопрос. Пробовать работать с электроинструмент от при строительстве - легко. Говорить напрямую, не смягчая углов- у нас так принято.
А для кого то это "деточку не берегут".
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А вААбче я Макаренко считаю очень хорошим учителем.)) Читала кстати книгу про которую говорят в низу. Про Калабалина. Очень интересно. Читала кстати еще в школьные годы.
↑ Перейти к этому комментарию
Рекомендую.
Рекомендую.
↑ Перейти к этому комментарию
А, все )) уже нашла в интернете, что настоящая его фамилия Калабалин. Просто для меня понятнее, что в ПП он Карабанов ))
↑ Перейти к этому комментарию
Но хороший рассказ. Про ЛЮДЕЙ
https://www.stranamam.ru/post/12510683/
Но уже давно пришла к такому выводу для себя: чтобы так воспитать вчерашних запущенных урок и бродяг, нужно было быть Макаренко. Гением.
И даже в наше время, имея дело не с бродягами, а с домашними детьми, и имея на руках вроде бы готовую и наработанную систему от Антона Семеновича, далеко не каждый справится с их воспитанием и перевоспитанием. Все же без педагогического таланта никуда. А если талант есть, то человек (не зная чужих педагогических пособий и учений) и сам может для себя в процессе какую-либо систему вычленить и сформулировать.
А просто механическое следование может и не сработать, нужно душой в этом участвовать. Это, кстати, и Макаренко тоже утверждал, он писал, что можно сколько угодно не обращать внимания на детей, но если вы в своем деле профи, если вы душой горите и верите в то, что вы делаете, то дети так же будут очарованы вами и следовать за вами в вашей работе (цитата неточная, но примерно такой смысл она для меня имеет и помнится как-то так).
Но уже давно пришла к такому выводу для себя: чтобы так воспитать вчерашних запущенных урок и бродяг, нужно было быть Макаренко. Гением.
И даже в наше время, имея дело не с бродягами, а с домашними детьми, и имея на руках вроде бы готовую и наработанную систему от Антона Семеновича, далеко не каждый справится с их воспитанием и перевоспитанием. Все же без педагогического таланта никуда. А если талант есть, то человек (не зная чужих педагогических пособий и учений) и сам может для себя в процессе какую-либо систему вычленить и сформулировать.
А просто механическое следование может и не сработать, нужно душой в этом участвовать. Это, кстати, и Макаренко тоже утверждал, он писал, что можно сколько угодно не обращать внимания на детей, но если вы в своем деле профи, если вы душой горите и верите в то, что вы делаете, то дети так же будут очарованы вами и следовать за вами в вашей работе (цитата неточная, но примерно такой смысл она для меня имеет и помнится как-то так).
↑ Перейти к этому комментарию
Но именно момент что за увлеченным и знающим человеком деьи пойдут обьяснил многое. От простого почему мы слушали одних учителей и скучали у других, до очень многого в взрослой жизни.
Даже за другим человеком наблюдаешь и... стоновишся рядом работать. Заразно это
Но именно момент что за увлеченным и знающим человеком деьи пойдут обьяснил многое. От простого почему мы слушали одних учителей и скучали у других, до очень многого в взрослой жизни.
↑ Перейти к этому комментарию
После тонн книг и по психологии детей, и детективов, и всего всего... прочих умностей несколько лет не могла читать. Но эта поэма
За его судьбу переживательно... но его труды теперь вечны. Кто захочет услышит и поймет. Да и просто какой это подвиг спасти тех пацанят, вырастить человеками
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: