Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Жаккард-народные традиции, Фэр-Айл. Часть 2

История.
Исто­ри­че­ски жак­кар­до­вые узоры явля­лись укра­ше­нием повсе­днев­ной и в осо­бен­но­сти празд­нич­ной одежды про­стых людей боль­ших импе­рий и малень­ких стран с холод­ным кли­ма­том, в кото­рых куль­ти­ви­ро­ва­лось шер­стя­ное овце­вод­ство и/или шерсть была основ­ным сырьем для изго­тов­ле­ния тек­стиля. Среди них сле­дует назвать народы, живу­щие на тер­ри­то­риях Вели­ко­бри­та­нии, а также Север­ной Европы, в том числе Скан­ди­на­вии и При­бал­тики, Русский север.

Жак­кар­до­вое вяза­ние – часть их куль­туры, укра­ше­ние тра­ди­ци­он­ного костюма, при­чем не только шапок, пер­ча­ток, нос­ков, но и пле­че­вой одежды. Оно скла­ды­ва­лось и раз­ви­ва­лось как домаш­нее ремесло, основ­ной зада­чей кото­рого было одеть чле­нов семьи.

Со вре­ме­нем вяза­ные вещи отдель­ных мест­но­стей, при­об­рет­шие свой непо­вто­ри­мый стиль, заво­е­вы­вали попу­ляр­ность и ста­но­ви­лись вос­тре­бо­ван­ными в дру­гих частях страны и за рубе­жом. Тогда про­из­вод­ство вяза­ных пред­ме­тов рас­ши­ря­лось, и воз­ни­кал народ­ный про­мы­сел и сопут­ство­вав­шие ему мел­кие ком­па­нии, зани­мав­ши­еся орга­ни­за­цией про­из­вод­ства и сбы­том товара.

Каж­дый такой про­мы­сел был харак­те­рен сво­ими узо­рами и цве­то­вой гам­мой, кото­рые в первую оче­редь отли­чали его от дру­гих. Неко­то­рые из них суще­ствуют и по сей день. Мно­гие из народ­ных про­мыс­лов дали имена сти­лям жак­кар­до­вого вяза­ния, кото­рые исполь­зу­ются во всех вяжу­щих стра­нах мира. Часто стиль носит имя, кото­рое свя­зано с назва­нием мест­но­сти или создав­шего его народа. Тако­вым явля­ется фэр-айлский стиль. Его назва­ние повто­ряет имя ост­рова, где он появился, а именно, ост­рова Фэр-Айл (Fair Isle) в Шет­ланде (Шотландия).

Шет­ландцы утвер­ждают, что пле­че­вая одежда, свя­зан­ная из тон­кой и длин­ной шер­сти мест­ных овец, при­да­ю­щей ей осо­бую дели­кат­ность, и укра­шен­ная лен­точ­ными жак­кар­до­выми узо­рами, и такие же аксес­су­ары появи­лись в Фэр-Айле уже в конце XVI в. Однако исто­рики назы­вают подоб­ное утвер­жде­ние кра­си­вой леген­дой, поскольку нет ника­ких дока­за­тельств воз­ник­но­ве­ния фэр-айлского вяза­ния до 1850 г.

Среди изде­лий Фэр-Айла наи­боль­шую извест­ность имеют пуло­веры, кото­рые в Англии и Шот­лан­дии назы­вают сви­те­рами, поскольку слово сви­тер явля­ется здесь общим для обо­зна­че­ния всей вяза­ной пле­че­вой одежды, даже рас­паш­ной. Пуло­веры с V-образным выре­зом носят назва­ние джемперов

Пуло­вер с V-образным выре­зом, счи­та­ю­щийся копией джем­пера принца Уэль­ского, впо­след­ствии короля Эду­арда VIII (с 20 января по 11 декабря 1936 г.), после отре­че­ния от пре­стола (1937) – гер­цога Вин­дзор­ского. Шет­ланд­ский музей, Лер­вик, Шет­ланд, Шот­лан­дия. Фото­гра­фия № 01351. Фото­ар­хив Шет­ланд­ского музея.

Один из джем­пе­ров про­сла­вил Фэр-Айл, а кроме того совер­шил пере­во­рот в моде. Вот, какие све­де­ния содер­жатся об этом в архиве Шет­ланд­ского музея: «В 1922 г. вязаль­щицы Шет­ланда отпра­вили посылку с вяза­ными изде­ли­ями прин­цессе Марии по слу­чаю ее вступ­ле­ния в брак. По-видимому, фэр-айлский узор­ный джем­пер нахо­дился в посылке, кото­рая попала в руки ее брата Эду­арда, принца Уэль­ского (позже Эду­арда VIII и гер­цога Вин­дзор­ского)»[iii]. Принц Уэль­ский стал наде­вать джем­пер для игры в гольф в Коро­лев­ском и ста­рей­шем гольф-клубе города Сент-Эндрюса в Шот­лан­дии, кото­рый счи­та­ется роди­ной гольфа.


Порт­рет принца Уэль­ского. Худож­ник: Генри Лен­дер (Henry Lander). Время созда­ния: 1922 г. Худо­же­ствен­ная гале­рея Лидса, Йорк­шир, Вели­ко­бри­та­ния. Поч­то­вая открытка. Фото­ар­хив Шет­ланд­ского музея, Лер­вик, Шет­ланд, Шот­лан­дия

В этом же году принц Уэль­ский в своем фэр-айлском джем­пере был запе­чат­лен на кар­тине сэра Генри Лен­дера (фото 2), кото­рая была пове­шена в клубе. Так, по дан­ным Музея Вик­то­рии и Аль­берта, его коро­лев­ское высо­че­ство поло­жил начало поваль­ному увле­че­нию вяза­ными джем­пе­рами. В 1920-х и 1930-х гг. джем­перы с фэр-айлскими узо­рами захва­тили спор­тив­ные круги от поля для гольфа до гор­но­лыж­ных скло­нов не только в Вели­ко­бри­та­нии, но и за рубе­жом. Их дизайн был настолько попу­ля­рен среди тех, кто посе­щал Окс­форд и Кем­бридж, что фэр-айлский джем­пер счи­тался чем-то вроде части школь­ной формы. Повы­шен­ный спрос на эту про­дук­ции при­вел к тому, что руч­ное узор­ча­тое вяза­ние в Фэр-Айле стало расти и процветать.


Но фэр-айлский сви­тер был доста­точно обле­га­ю­щим. Поэтому для обес­пе­че­ния боль­шей сво­боды дви­же­ния рук рас­по­ло­же­ние проймы в нем опре­де­ля­лось зара­нее и в этом месте путем при­бав­ле­ния петель вывя­зы­вался клин, дела­ю­щий пройму шире у ее осно­ва­ния в обла­сти под­мышки. Петли гото­вого клина сни­ма­лись на дер­жа­тель, а петли сви­тера объ­еди­ня­лись, и вяза­ние про­дол­жа­лось по кругу. При наборе петель для рукава по краю проймы петли клина вклю­ча­лись в набор, кото­рый от них и начинался.


Как пока­зы­вают мате­ри­алы, при­ве­ден­ные в иссле­до­ва­нии Гэйл-Энн Лам­берт, спо­соб бесшовного вязания в раз­ных вари­ан­тах был харак­те­рен для тра­ди­ци­он­ного вяза­ния и дру­гих наро­дов, в осо­бен­но­сти тех, кото­рые укра­шали свои изде­лия раз­но­цвет­ными орна­мен­тами. Он давал воз­мож­ность вывя­зы­вать весь узор пол­но­стью – по всей его ширине и длине, не «раз­ре­зая» его на перед и спинку и соот­вет­ственно не раз­де­ляя швом. В основе широ­кого при­ме­не­ния спо­соба этого способа лежали про­стота и удоб­ство выпол­не­ния в соче­та­нии с высо­ким каче­ством конеч­ного резуль­тата.

Сви­тер вязался по кругу, цели­ком, а не по частям. Поэтому не нужно было счи­тать петли и ряды, чтобы все детали были одного раз­мера, а потом их еще и сши­вать. Мини­маль­ное коли­че­ство швов – это основ­ной прин­цип тра­ди­ци­он­ного вяза­ния, кото­рый был выра­жен сло­вами одного шет­ландца: «Нико­гда не сши­вайте, когда можете свя­зать». Рукава вывя­зы­ва­лись из проймы, поэтому не было необ­хо­ди­мо­сти не только их вши­вать, но и под­го­нять под раз­мер проймы.

Спо­соб вывя­зы­ва­ния рукава сверху – из пройм – был к тому же очень прак­тич­ным. Он поз­во­лял про­сто и быстро заме­нить обтре­пав­шу­юся ман­жету или, если про­терся и локоть, – рас­пу­стить и свя­зать снова всю ниж­нюю часть рукава. И, нако­нец, рабо­тая сверху вниз, было легко кор­рек­ти­ро­вать длину рукава. Тре­бо­ва­лось всего лишь доба­вить или рас­пу­стить ряды у рукава, чтобы пуло­вер подо­шел его буду­щему владельцу.

Аль­тер­на­тив­ными спо­со­бами вывя­зы­ва­ния рука­вов у бес­шов­ной одежды были методы, кото­рыми изго­тав­ли­ва­лись шет­ланд­ские и исланд­ские йоке-свитеры (на круг­лой кокетке) и пуло­веры реглан, свя­зан­ные от гор­ло­вины. Сле­дует отме­тить, что в неко­то­рых вязаль­ных про­мыс­лах рукава все же соеди­ня­лись с пуло­ве­ром (жаке­том) посред­ством шва, но таких про­мыс­лов было заметно меньше.

Цвет
Изна­чально в изде­лиях Фэр-Айла пре­об­ла­дала беже­вая гамма с вклю­че­ни­ями корич­не­вых, чер­ных и белых цве­тов, поскольку они по боль­шей части изго­тав­ли­ва­лись из неокра­шен­ной шерсти.

Вме­сте с тем наряду с шер­стью есте­ствен­ных цве­тов вязаль­щицы исполь­зо­вали шерсть, окра­шен­ную в домаш­них усло­виях с помо­щью нату­раль­ных кра­си­те­лей – мест­ных цве­тов, лишай­ни­ков и ово­щей. С их помо­щью, по дан­ным Шет­ланд­ского музея, они полу­чали раз­лич­ные оттенки крас­ного, синего и жел­того цве­тов, такие, как те, что при­сут­ствуют в кар­ди­гане, кото­рый пока­зан на фото


Пер­вая миро­вая война внесла свои изме­не­ния во все сферы жизни людей, затро­нув и мир моды. У пуло­ве­ров и жаке­тов цвета сде­ла­лись неяр­кими, и их число сокра­ти­лось по необ­хо­ди­мо­сти, а не по жела­нию вязаль­щиц. Наи­бо­лее попу­лярны были ком­по­зи­ции в беже­вых или голу­бых тонах.


Джем­пер, шерсть, руч­ное вяза­ние. Место и время изго­тов­ле­ния: Шет­ланд, Шот­лан­дия, около 1931 г. Музей Вик­то­рии и Аль­берта

Хими­че­ские кра­си­тели стали широ­ко­до­ступ­ными только в 1920-е гг. Из мате­ри­а­лов архива Шет­ланд­ского музея известно, что к началу 1930-х гг. почти вся шет­ланд­ская шерсть отправ­ля­лась на шот­ланд­ский мате­рик для машин­ного пря­де­ния и хими­че­ского кра­ше­ния. Цве­то­вая палитра рас­ши­ри­лась, и к крас­ным, синим, жел­тым, белым и нату­раль­ным оттен­кам шер­сти доба­ви­лись новые цвета, такие, как оран­же­вый и зеле­ный. Руч­ное пря­де­ние и кра­ше­ние сде­ла­лись, ско­рее, исклю­че­нием, чем правилом.

В резуль­тате того, что фэр-айлские пуло­веры ока­за­лись на пике моды и спрос на них мно­го­кратно воз­рос, появи­лись ману­фак­туры, кото­рые непра­во­мерно при­сво­или себе назва­ния «Шет­ланд» или «Фэр-Айл». Поэтому мно­гие фэр-айлские вязаль­щицы в 1930-х гг. вер­ну­лись к неокра­шен­ной шер­сти, чтобы их про­дук­цию можно было без­оши­бочно иден­ти­фи­ци­ро­вать. Но со вре­ме­нем свя­зан­ные вруч­ную фэр-айлские пуло­веры стали более мно­го­цвет­ными и яркими. Воз­можно, это про­изо­шло на волне кон­ку­рен­ции с машин­ным вязанием.


Техническая революция
До 1960-х гг. узор­ча­тые три­ко­таж­ные изде­лия имели пре­иму­ще­ство перед дру­гими типами руч­ного вяза­ния, поскольку они не могли быть ско­пи­ро­ваны маши­ной. Тем не менее, с вве­де­нием пер­фо­карт­ных машин, кото­рые могли вязать узоры, покры­ва­ю­щие всю поверх­ность изде­лия, масте­рицы, вяжу­щие вруч­ную, вынуж­дены были про­яв­лять изоб­ре­та­тель­ность, чтобы не отста­вать от спроса.

Вме­сте с тем вязаль­щицы тра­ди­ци­онно про­дол­жали исполь­зо­вать в одном ряду нити только двух цве­тов. Веро­ятно, в основе этой тра­ди­ции лежало стрем­ле­ние к полу­че­нию иде­ально ров­ного полотна. Ведь боль­шее коли­че­ство ниток в ряду ведет к неже­ла­тель­ному утол­ще­нию полотна, кото­рое может быть к тому же нерав­но­мер­ным, если в дру­гих рядах исполь­зу­ются нити только двух цве­тов или одна нить одного цвета. Мно­го­цве­тие в фэр-айлских изде­лиях, как и в изде­лиях боль­шин­ства народ­ных сти­лей, дости­га­ется за счет игры с цве­тами фона и рисунка, когда несколько рядов лен­точ­ного узора про­вя­зы­вают нитями дру­гого цвета.


В фэр-айлских пуло­ве­рах исполь­зу­ются узоры с раз­ной высо­той рап­порта:
от неболь­ших «peerie» узо­ров (peerie – неболь­шой по-шетландски), кото­рые зани­мают 5 – 7 рядов,
до бор­дюр­ных узо­ров (9 – 13 рядов),
тра­ди­ци­он­ных фэр-айлских узо­ров (15 – 17 рядов)
и боль­ших звезд (21, 25 или 31 рядов).

При этом харак­тер­ной чер­той фэр-айлского дизайна явля­ется то, что узоры покры­вают всю поверх­ность пуло­вера и рав­но­мерно повто­ря­ются на ней. Вме­сте с тем при всей своей кажу­щейся слож­но­сти узоры довольно про­сты в выполнении.
Рассмотрим их на премере современного полувера связанного на машине. фирма Джей­ми­сона из Шет­ланда – про­из­во­ди­тель клас­си­че­ских шет­ланд­ских и фэр-айлских джемперов. Он укра­шен тра­ди­ци­он­ной ком­по­зи­цией и дает пред­став­ле­ние о клас­си­че­ских фэр-айлских орнаментах.



Цве­том фона пуло­вера сле­дует счи­тать серебристо-серый, нитями кото­рого свя­заны резинки гор­ло­вины, ман­жет и низа, а также фон пяти лент узо­ров, рав­но­мерно рас­пре­де­лен­ных по ком­по­зи­ции. Всего же мне уда­лось насчи­тать в ней восемь цветов.



Круп­ные планы вяза­ного полотна пуло­вера пока­зы­вают, что все тра­ди­ци­он­ные узоры состав­лены так, что для их выпол­не­ния тре­бу­ется исполь­зо­вать только две нити раз­ных цве­тов в ряду. Рас­сто­я­ние между пет­лями одного цвета (длина про­тяжки) не пре­вы­шает 6 петель.

Поэтому про­тяжки полу­ча­ются корот­кими. У вязаль­щицы нет необ­хо­ди­мо­сти закреп­лять их. Это поз­во­ляет ей рабо­тать в быст­ром темпе. По дан­ным Эллис Стар­мор (Alice Starmore), кото­рые она при­во­дит в своей «Книге о фэр-айлском вяза­нии» (1988), мастерицы-эксперты спо­собны вязать дву­цвет­ные узоры со ско­ро­стью 100 петель в минуту!

Как можно видеть на при­мере фэр-айлского вяза­ния, за время суще­ство­ва­ния жак­кар­до­вого спо­соба его масте­рами было при­ду­мано мно­же­ство узо­ров. Но сохра­ни­лись и дошли до нас только луч­шие, в кото­рых соче­та­ются выра­зи­тель­ность и про­стота выпол­не­ния, осно­ван­ная на соблю­де­нии зако­нов клас­си­че­ского жак­кар­до­вого вяза­ния.

Они гла­сят:
1) в ряду не должно быть исполь­зо­вано более двух ниток раз­ных цве­тов,
2) рас­сто­я­ние между пет­лями одного цвета (длина про­тяжки) не может пре­вы­шать 6, от силы – 7 петель.

На про­тя­же­нии веков вязаль­щицы выби­рали не только самые кра­си­вые, но и самые удоб­ные в работе узоры. Осталь­ные забы­ва­лись, отсе­и­ва­лись. Такие узоры состав­ляют клас­сику жак­кар­до­вого вяза­ния и вхо­дят в число наи­бо­лее люби­мых узо­ров мира.

Продолжение следует.

Материалы использованные в этой статье вы можете найти:
https://wiki.wildberries.ru/things/clothing/%D1%81%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80
http://photos.shetland-museum.org.uk/
http://premudrosti.in/index.php/knitting-for-lazy/table-of-contents/multicolored-patterns/multicolored-patterns-4/
https://katedaviesdesigns.com/
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Жаккард-народные традиции, Фэр-Айл. Часть 2
Тэги: жаккард

  История.
Исто­ри­че­ски жак­кар­до­вые узоры явля­лись укра­ше­нием повсе­днев­ной и в осо­бен­но­сти празд­нич­ной одежды про­стых людей боль­ших импе­рий и малень­ких стран с холод­ным кли­ма­том, в кото­рых куль­ти­ви­ро­ва­лось шер­стя­ное овце­вод­ство и/или шерсть была основ­ным сырьем для изго­тов­ле­ния тек­стиля. Читать полностью
 

Комментарии

danuta1
11 марта 2017 года
+2
Спасибо за такой обширный материал! Очень интересно!
Мири (автор поста)
11 марта 2017 года
0
Рада что понравилось.Буду продолжать.Впереди путешествие в Норвегию, Русский север и Перу.
danuta1
11 марта 2017 года
0
Буду ждать! Есть одна задумкас перуанскими мотивами
Мири (автор поста)
11 марта 2017 года
0
Планы это всегда хорошо!
находка777
11 марта 2017 года
+1
Какой очаровательный, обаятельный принц Уэльский!
И такой хороший вкус, одним словом аристократ!
А еще мне понравились законы классического жаккардового вязания, их
всего два, но как они точны . Обязательно надо запомнить их.
Спасибо, Маш, за такую увлекательную экскурсию.
Мири (автор поста)
11 марта 2017 года
+1
Пожалуйста! Не теряйся, будем путешествовать дальше.
Галочка37
11 марта 2017 года
0
Интересное продолжение! Спасибо!
Мири (автор поста)
11 марта 2017 года
0
Рад стараться, ваше благородь!
Галочка37
11 марта 2017 года
0
Корону потеряла,
Мири (автор поста)
11 марта 2017 года
0
Пагоны хенеральски!
Галочка37
11 марта 2017 года
+1
А как же
Мири (автор поста)
11 марта 2017 года
0
Irina_Horn
11 марта 2017 года
+1
Очень интересно! SPASIBO
Мири (автор поста)
11 марта 2017 года
0
Ираааа, очень рада что вы ко мне заглянули. Как видите у меня несколько начинаний То о чем мы с вами говорили будет чуть позже. А вообще серию для "чайников" я начну с постов о предметной фотосъёмке в часности для вязаных изделий.
Ну и серия про жаккард только началась, впереди этнографический экскурс по северной Европе, Перу и Российскому северу, ну и что ещё накопаю по народным традициям цветового вязания.
Irina_Horn
11 марта 2017 года
+1
Мири!! я буду всегда смотреть все записи! это полезно. Для меня в любонм случае! Жду продолжения!
Мири (автор поста)
11 марта 2017 года
0
засмущали. Спасибо!
люля 80
11 марта 2017 года
0
Спасибо. Очень интересно.
Мири (автор поста)
11 марта 2017 года
0
Рада что понравилось, продолжение в следующую субботу.
wenera1
11 марта 2017 года
0
Мири (автор поста)
11 марта 2017 года
0
Мири (автор поста)
11 марта 2017 года
0
Спасибо, но ты ж наверняка все это знаешь "вдоль и поперек"!
Любовь Котельникова
11 марта 2017 года
+4
В группе "Жаккард" тоже много опубликовано (и из того, что знаю.... и всегда что-нибудь найдется... заставляющего по новому посмотреть на тему)... Всегда читаю с удовольствием... Жаль, что в России мало вязали (свидетельств мало..., больше ткали), да и мехов хватает для утепления... , я полагаю, что вся шерсть на валенки уходила...
Мири (автор поста)
11 марта 2017 года
0
Неее Люб, не скажи. Катати, можно на "ты"?
Ведь есть Оренбург, который ещё при царе покарил избалованную Европу. Есть традиции вязания на Русском Севере, как раз в Жаккарде статью об этом видела. Да и не все портянки в валенки наматывали, да и в избах зимой думаю в теплых носках ходили. Скорее всего мало традиции именно у свитеров. А варежки-носки, шапки точно вязали, и обережные узоры вышевок туда тоже перекочевали.
Любовь Котельникова
12 марта 2017 года
+2
можно на "ты"?
- можно! Недавно читала книгу о вязаных узорах среднего Урала - переселенцы с русского севера...
Я и сейчас смотрю по регионам... не очень в России вязание популярно (и на русском севере и вообще)... Женщины наши мужской работой заняты - так сложилось... Территории большие осваивали... Вспоминаю детство - в наших краях только бабушки вязали носки и то не все... Многие и спицы в руках не держали... Легче купить (недорого продают)... и оренбуржские платки в том числе... Вяжут только те, кто не может не вязать... От склада характера и ума еще зависит... Сейчас интернет популяризирует моду на вязание. Думаю, что у нас все впереди... Наведем порядок в стране ... бросят русские женщины "коней останавливать и по горящим избам ходить"... вязать сядут...и удивят мир своими узорами!
Мири (автор поста)
12 марта 2017 года
+1
По моему революция все эти промыслы сильно подорвала. Оренбург правда ещё при царе на одной из парижских выставок фурор произвел. Бабушка и пробабушка у меня все умели: и шили и вязали и хлеб пекли и выростить могли все что угодно, даже помидоры на Урале и это ещё и в военное время. У нас есть льняная рубаха, поверх которой как раз и одевали поневу, она сшита полностью руками, без швейной машинки и расшита традиционной полтавской вышевкой. Её ещё моя пра-прабабушка шила, приданное себе готовила.
А потом провительству понадобилась "баба-конь", вот они и приложили все усилия чтоб этого добиться.
Любовь Котельникова
12 марта 2017 года
0
Бабушки у меня обе рукодельницы были... и шили и вязали и мне показали... мне понравилось... для меня это интересно... остальным родственницам это не нужно... Дочь я научила и вязать и шить и вышивать... причем у нее все отлично получалось... но ей это не интересно...
Мири (автор поста)
12 марта 2017 года
0
Вот. Мама моя с 5 лет крючком вязала, шила, прясть умела. Химик по образованию. Все из семьи. И я туда-же.
Любовь Котельникова
12 марта 2017 года
0
В ответ на комментарий Мири
По моему революция все эти промыслы сильно подорвала. Оренбург правда ещё при царе на одной из парижских выставок фурор произвел. Бабушка и пробабушка у меня все умели: и шили и вязали и хлеб пекли и выростить могли все что угодно, даже помидоры на Урале и это ещё и в военное время. У нас есть льняная рубаха, поверх которой как раз и одевали поневу, она сшита полностью руками, без швейной машинки и расшита традиционной полтавской вышевкой. Её ещё моя пра-прабабушка шила, приданное себе готовила.
А потом провительству понадобилась "баба-конь", вот они и приложили все усилия чтоб этого добиться.

↑   Перейти к этому комментарию
Мири пишет:
По моему революция все эти промыслы сильно подорвала.
А я думаю не революция, а вообще технический прогресс... Разрушился традиционный уклад...
Мири (автор поста)
12 марта 2017 года
0
Были дополнительные стимулы. Очень рекламировался советским гос-ом образ ударницы, а не хранительницы домашнего очага.
Любовь Котельникова
12 марта 2017 года
0
И сейчас так же... все танцоры и артисты...
Мири (автор поста)
12 марта 2017 года
0
Иринка pyshinka
11 марта 2017 года
+1
Очень интересная статья!
Мири (автор поста)
11 марта 2017 года
+1
Любовь Котельникова
12 марта 2017 года
0

Очень важно подобрать сочетания цветов... На этих фото отлично продемонстрировано как оживляют бежевый фон синий и голубой ...
Мири (автор поста)
12 марта 2017 года
0
Вот по этому и стоит либо изучить колористику, либо смотреть на старинные вещи, там все столетиями проверено.
Любовь Котельникова
12 марта 2017 года
0
Мне перуанские сочетания нравятся... Ими и вдохновляюсь...
Мири (автор поста)
12 марта 2017 года
0
Мне тоже очень и нравятся. Помню в 8 классе я себе такую связала с ушками разноцветными и кисточкам. Весь городок был в шоке.
evdokievna
7 мая 2017 года
+1
Спасибо. Очень интересно. Сразу захотелось что-нибудь связать в этой технике. Скорее всего это будет юбка.
Мири (автор поста)
7 мая 2017 года
0
Гениально, и Fair Isle, и резать ничего не надо!

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам