Жаккард-народные традиции, Фэр-Айл. Часть 2
История.
Исторически жаккардовые узоры являлись украшением повседневной и в особенности праздничной одежды простых людей больших империй и маленьких стран с холодным климатом, в которых культивировалось шерстяное овцеводство и/или шерсть была основным сырьем для изготовления текстиля. Среди них следует назвать народы, живущие на территориях Великобритании, а также Северной Европы, в том числе Скандинавии и Прибалтики, Русский север.
Жаккардовое вязание – часть их культуры, украшение традиционного костюма, причем не только шапок, перчаток, носков, но и плечевой одежды. Оно складывалось и развивалось как домашнее ремесло, основной задачей которого было одеть членов семьи.
Со временем вязаные вещи отдельных местностей, приобретшие свой неповторимый стиль, завоевывали популярность и становились востребованными в других частях страны и за рубежом. Тогда производство вязаных предметов расширялось, и возникал народный промысел и сопутствовавшие ему мелкие компании, занимавшиеся организацией производства и сбытом товара.
Каждый такой промысел был характерен своими узорами и цветовой гаммой, которые в первую очередь отличали его от других. Некоторые из них существуют и по сей день. Многие из народных промыслов дали имена стилям жаккардового вязания, которые используются во всех вяжущих странах мира. Часто стиль носит имя, которое связано с названием местности или создавшего его народа. Таковым является фэр-айлский стиль. Его название повторяет имя острова, где он появился, а именно, острова Фэр-Айл (Fair Isle) в Шетланде (Шотландия).
Шетландцы утверждают, что плечевая одежда, связанная из тонкой и длинной шерсти местных овец, придающей ей особую деликатность, и украшенная ленточными жаккардовыми узорами, и такие же аксессуары появились в Фэр-Айле уже в конце XVI в. Однако историки называют подобное утверждение красивой легендой, поскольку нет никаких доказательств возникновения фэр-айлского вязания до 1850 г.
Среди изделий Фэр-Айла наибольшую известность имеют пуловеры, которые в Англии и Шотландии называют свитерами, поскольку слово свитер является здесь общим для обозначения всей вязаной плечевой одежды, даже распашной. Пуловеры с V-образным вырезом носят название джемперов
Пуловер с V-образным вырезом, считающийся копией джемпера принца Уэльского, впоследствии короля Эдуарда VIII (с 20 января по 11 декабря 1936 г.), после отречения от престола (1937) – герцога Виндзорского. Шетландский музей, Лервик, Шетланд, Шотландия. Фотография № 01351. Фотоархив Шетландского музея.
Один из джемперов прославил Фэр-Айл, а кроме того совершил переворот в моде. Вот, какие сведения содержатся об этом в архиве Шетландского музея: «В 1922 г. вязальщицы Шетланда отправили посылку с вязаными изделиями принцессе Марии по случаю ее вступления в брак. По-видимому, фэр-айлский узорный джемпер находился в посылке, которая попала в руки ее брата Эдуарда, принца Уэльского (позже Эдуарда VIII и герцога Виндзорского)»[iii]. Принц Уэльский стал надевать джемпер для игры в гольф в Королевском и старейшем гольф-клубе города Сент-Эндрюса в Шотландии, который считается родиной гольфа.
Портрет принца Уэльского. Художник: Генри Лендер (Henry Lander). Время создания: 1922 г. Художественная галерея Лидса, Йоркшир, Великобритания. Почтовая открытка. Фотоархив Шетландского музея, Лервик, Шетланд, Шотландия
В этом же году принц Уэльский в своем фэр-айлском джемпере был запечатлен на картине сэра Генри Лендера (фото 2), которая была повешена в клубе. Так, по данным Музея Виктории и Альберта, его королевское высочество положил начало повальному увлечению вязаными джемперами. В 1920-х и 1930-х гг. джемперы с фэр-айлскими узорами захватили спортивные круги от поля для гольфа до горнолыжных склонов не только в Великобритании, но и за рубежом. Их дизайн был настолько популярен среди тех, кто посещал Оксфорд и Кембридж, что фэр-айлский джемпер считался чем-то вроде части школьной формы. Повышенный спрос на эту продукции привел к тому, что ручное узорчатое вязание в Фэр-Айле стало расти и процветать.

Но фэр-айлский свитер был достаточно облегающим. Поэтому для обеспечения большей свободы движения рук расположение проймы в нем определялось заранее и в этом месте путем прибавления петель вывязывался клин, делающий пройму шире у ее основания в области подмышки. Петли готового клина снимались на держатель, а петли свитера объединялись, и вязание продолжалось по кругу. При наборе петель для рукава по краю проймы петли клина включались в набор, который от них и начинался.
Как показывают материалы, приведенные в исследовании Гэйл-Энн Ламберт, способ бесшовного вязания в разных вариантах был характерен для традиционного вязания и других народов, в особенности тех, которые украшали свои изделия разноцветными орнаментами. Он давал возможность вывязывать весь узор полностью – по всей его ширине и длине, не «разрезая» его на перед и спинку и соответственно не разделяя швом. В основе широкого применения способа этого способа лежали простота и удобство выполнения в сочетании с высоким качеством конечного результата.
Свитер вязался по кругу, целиком, а не по частям. Поэтому не нужно было считать петли и ряды, чтобы все детали были одного размера, а потом их еще и сшивать. Минимальное количество швов – это основной принцип традиционного вязания, который был выражен словами одного шетландца: «Никогда не сшивайте, когда можете связать». Рукава вывязывались из проймы, поэтому не было необходимости не только их вшивать, но и подгонять под размер проймы.
Способ вывязывания рукава сверху – из пройм – был к тому же очень практичным. Он позволял просто и быстро заменить обтрепавшуюся манжету или, если протерся и локоть, – распустить и связать снова всю нижнюю часть рукава. И, наконец, работая сверху вниз, было легко корректировать длину рукава. Требовалось всего лишь добавить или распустить ряды у рукава, чтобы пуловер подошел его будущему владельцу.
Альтернативными способами вывязывания рукавов у бесшовной одежды были методы, которыми изготавливались шетландские и исландские йоке-свитеры (на круглой кокетке) и пуловеры реглан, связанные от горловины. Следует отметить, что в некоторых вязальных промыслах рукава все же соединялись с пуловером (жакетом) посредством шва, но таких промыслов было заметно меньше.
Цвет
Изначально в изделиях Фэр-Айла преобладала бежевая гамма с включениями коричневых, черных и белых цветов, поскольку они по большей части изготавливались из неокрашенной шерсти.
Вместе с тем наряду с шерстью естественных цветов вязальщицы использовали шерсть, окрашенную в домашних условиях с помощью натуральных красителей – местных цветов, лишайников и овощей. С их помощью, по данным Шетландского музея, они получали различные оттенки красного, синего и желтого цветов, такие, как те, что присутствуют в кардигане, который показан на фото
Первая мировая война внесла свои изменения во все сферы жизни людей, затронув и мир моды. У пуловеров и жакетов цвета сделались неяркими, и их число сократилось по необходимости, а не по желанию вязальщиц. Наиболее популярны были композиции в бежевых или голубых тонах.

Джемпер, шерсть, ручное вязание. Место и время изготовления: Шетланд, Шотландия, около 1931 г. Музей Виктории и Альберта
Химические красители стали широкодоступными только в 1920-е гг. Из материалов архива Шетландского музея известно, что к началу 1930-х гг. почти вся шетландская шерсть отправлялась на шотландский материк для машинного прядения и химического крашения. Цветовая палитра расширилась, и к красным, синим, желтым, белым и натуральным оттенкам шерсти добавились новые цвета, такие, как оранжевый и зеленый. Ручное прядение и крашение сделались, скорее, исключением, чем правилом.
В результате того, что фэр-айлские пуловеры оказались на пике моды и спрос на них многократно возрос, появились мануфактуры, которые неправомерно присвоили себе названия «Шетланд» или «Фэр-Айл». Поэтому многие фэр-айлские вязальщицы в 1930-х гг. вернулись к неокрашенной шерсти, чтобы их продукцию можно было безошибочно идентифицировать. Но со временем связанные вручную фэр-айлские пуловеры стали более многоцветными и яркими. Возможно, это произошло на волне конкуренции с машинным вязанием.

Техническая революция
До 1960-х гг. узорчатые трикотажные изделия имели преимущество перед другими типами ручного вязания, поскольку они не могли быть скопированы машиной. Тем не менее, с введением перфокартных машин, которые могли вязать узоры, покрывающие всю поверхность изделия, мастерицы, вяжущие вручную, вынуждены были проявлять изобретательность, чтобы не отставать от спроса.
Вместе с тем вязальщицы традиционно продолжали использовать в одном ряду нити только двух цветов. Вероятно, в основе этой традиции лежало стремление к получению идеально ровного полотна. Ведь большее количество ниток в ряду ведет к нежелательному утолщению полотна, которое может быть к тому же неравномерным, если в других рядах используются нити только двух цветов или одна нить одного цвета. Многоцветие в фэр-айлских изделиях, как и в изделиях большинства народных стилей, достигается за счет игры с цветами фона и рисунка, когда несколько рядов ленточного узора провязывают нитями другого цвета.
В фэр-айлских пуловерах используются узоры с разной высотой раппорта:
от небольших «peerie» узоров (peerie – небольшой по-шетландски), которые занимают 5 – 7 рядов,
до бордюрных узоров (9 – 13 рядов),
традиционных фэр-айлских узоров (15 – 17 рядов)
и больших звезд (21, 25 или 31 рядов).
При этом характерной чертой фэр-айлского дизайна является то, что узоры покрывают всю поверхность пуловера и равномерно повторяются на ней. Вместе с тем при всей своей кажущейся сложности узоры довольно просты в выполнении.
Рассмотрим их на премере современного полувера связанного на машине. фирма Джеймисона из Шетланда – производитель классических шетландских и фэр-айлских джемперов. Он украшен традиционной композицией и дает представление о классических фэр-айлских орнаментах.
Цветом фона пуловера следует считать серебристо-серый, нитями которого связаны резинки горловины, манжет и низа, а также фон пяти лент узоров, равномерно распределенных по композиции. Всего же мне удалось насчитать в ней восемь цветов.
Крупные планы вязаного полотна пуловера показывают, что все традиционные узоры составлены так, что для их выполнения требуется использовать только две нити разных цветов в ряду. Расстояние между петлями одного цвета (длина протяжки) не превышает 6 петель.
Поэтому протяжки получаются короткими. У вязальщицы нет необходимости закреплять их. Это позволяет ей работать в быстром темпе. По данным Эллис Стармор (Alice Starmore), которые она приводит в своей «Книге о фэр-айлском вязании» (1988), мастерицы-эксперты способны вязать двуцветные узоры со скоростью 100 петель в минуту!
Как можно видеть на примере фэр-айлского вязания, за время существования жаккардового способа его мастерами было придумано множество узоров. Но сохранились и дошли до нас только лучшие, в которых сочетаются выразительность и простота выполнения, основанная на соблюдении законов классического жаккардового вязания.
Они гласят:
1) в ряду не должно быть использовано более двух ниток разных цветов,
2) расстояние между петлями одного цвета (длина протяжки) не может превышать 6, от силы – 7 петель.
На протяжении веков вязальщицы выбирали не только самые красивые, но и самые удобные в работе узоры. Остальные забывались, отсеивались. Такие узоры составляют классику жаккардового вязания и входят в число наиболее любимых узоров мира.
Продолжение следует.
Материалы использованные в этой статье вы можете найти:
https://wiki.wildberries.ru/things/clothing/%D1%81%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80
http://photos.shetland-museum.org.uk/
http://premudrosti.in/index.php/knitting-for-lazy/table-of-contents/multicolored-patterns/multicolored-patterns-4/
https://katedaviesdesigns.com/
Исторически жаккардовые узоры являлись украшением повседневной и в особенности праздничной одежды простых людей больших империй и маленьких стран с холодным климатом, в которых культивировалось шерстяное овцеводство и/или шерсть была основным сырьем для изготовления текстиля. Среди них следует назвать народы, живущие на территориях Великобритании, а также Северной Европы, в том числе Скандинавии и Прибалтики, Русский север.
Жаккардовое вязание – часть их культуры, украшение традиционного костюма, причем не только шапок, перчаток, носков, но и плечевой одежды. Оно складывалось и развивалось как домашнее ремесло, основной задачей которого было одеть членов семьи.
Со временем вязаные вещи отдельных местностей, приобретшие свой неповторимый стиль, завоевывали популярность и становились востребованными в других частях страны и за рубежом. Тогда производство вязаных предметов расширялось, и возникал народный промысел и сопутствовавшие ему мелкие компании, занимавшиеся организацией производства и сбытом товара.
Каждый такой промысел был характерен своими узорами и цветовой гаммой, которые в первую очередь отличали его от других. Некоторые из них существуют и по сей день. Многие из народных промыслов дали имена стилям жаккардового вязания, которые используются во всех вяжущих странах мира. Часто стиль носит имя, которое связано с названием местности или создавшего его народа. Таковым является фэр-айлский стиль. Его название повторяет имя острова, где он появился, а именно, острова Фэр-Айл (Fair Isle) в Шетланде (Шотландия).
Шетландцы утверждают, что плечевая одежда, связанная из тонкой и длинной шерсти местных овец, придающей ей особую деликатность, и украшенная ленточными жаккардовыми узорами, и такие же аксессуары появились в Фэр-Айле уже в конце XVI в. Однако историки называют подобное утверждение красивой легендой, поскольку нет никаких доказательств возникновения фэр-айлского вязания до 1850 г.
Среди изделий Фэр-Айла наибольшую известность имеют пуловеры, которые в Англии и Шотландии называют свитерами, поскольку слово свитер является здесь общим для обозначения всей вязаной плечевой одежды, даже распашной. Пуловеры с V-образным вырезом носят название джемперов
- Поделиться

Пуловер с V-образным вырезом, считающийся копией джемпера принца Уэльского, впоследствии короля Эдуарда VIII (с 20 января по 11 декабря 1936 г.), после отречения от престола (1937) – герцога Виндзорского. Шетландский музей, Лервик, Шетланд, Шотландия. Фотография № 01351. Фотоархив Шетландского музея.
Один из джемперов прославил Фэр-Айл, а кроме того совершил переворот в моде. Вот, какие сведения содержатся об этом в архиве Шетландского музея: «В 1922 г. вязальщицы Шетланда отправили посылку с вязаными изделиями принцессе Марии по случаю ее вступления в брак. По-видимому, фэр-айлский узорный джемпер находился в посылке, которая попала в руки ее брата Эдуарда, принца Уэльского (позже Эдуарда VIII и герцога Виндзорского)»[iii]. Принц Уэльский стал надевать джемпер для игры в гольф в Королевском и старейшем гольф-клубе города Сент-Эндрюса в Шотландии, который считается родиной гольфа.
- Поделиться

Портрет принца Уэльского. Художник: Генри Лендер (Henry Lander). Время создания: 1922 г. Художественная галерея Лидса, Йоркшир, Великобритания. Почтовая открытка. Фотоархив Шетландского музея, Лервик, Шетланд, Шотландия
В этом же году принц Уэльский в своем фэр-айлском джемпере был запечатлен на картине сэра Генри Лендера (фото 2), которая была повешена в клубе. Так, по данным Музея Виктории и Альберта, его королевское высочество положил начало повальному увлечению вязаными джемперами. В 1920-х и 1930-х гг. джемперы с фэр-айлскими узорами захватили спортивные круги от поля для гольфа до горнолыжных склонов не только в Великобритании, но и за рубежом. Их дизайн был настолько популярен среди тех, кто посещал Оксфорд и Кембридж, что фэр-айлский джемпер считался чем-то вроде части школьной формы. Повышенный спрос на эту продукции привел к тому, что ручное узорчатое вязание в Фэр-Айле стало расти и процветать.

Но фэр-айлский свитер был достаточно облегающим. Поэтому для обеспечения большей свободы движения рук расположение проймы в нем определялось заранее и в этом месте путем прибавления петель вывязывался клин, делающий пройму шире у ее основания в области подмышки. Петли готового клина снимались на держатель, а петли свитера объединялись, и вязание продолжалось по кругу. При наборе петель для рукава по краю проймы петли клина включались в набор, который от них и начинался.
- Поделиться

Как показывают материалы, приведенные в исследовании Гэйл-Энн Ламберт, способ бесшовного вязания в разных вариантах был характерен для традиционного вязания и других народов, в особенности тех, которые украшали свои изделия разноцветными орнаментами. Он давал возможность вывязывать весь узор полностью – по всей его ширине и длине, не «разрезая» его на перед и спинку и соответственно не разделяя швом. В основе широкого применения способа этого способа лежали простота и удобство выполнения в сочетании с высоким качеством конечного результата.
Свитер вязался по кругу, целиком, а не по частям. Поэтому не нужно было считать петли и ряды, чтобы все детали были одного размера, а потом их еще и сшивать. Минимальное количество швов – это основной принцип традиционного вязания, который был выражен словами одного шетландца: «Никогда не сшивайте, когда можете связать». Рукава вывязывались из проймы, поэтому не было необходимости не только их вшивать, но и подгонять под размер проймы.
Способ вывязывания рукава сверху – из пройм – был к тому же очень практичным. Он позволял просто и быстро заменить обтрепавшуюся манжету или, если протерся и локоть, – распустить и связать снова всю нижнюю часть рукава. И, наконец, работая сверху вниз, было легко корректировать длину рукава. Требовалось всего лишь добавить или распустить ряды у рукава, чтобы пуловер подошел его будущему владельцу.
Альтернативными способами вывязывания рукавов у бесшовной одежды были методы, которыми изготавливались шетландские и исландские йоке-свитеры (на круглой кокетке) и пуловеры реглан, связанные от горловины. Следует отметить, что в некоторых вязальных промыслах рукава все же соединялись с пуловером (жакетом) посредством шва, но таких промыслов было заметно меньше.
Цвет
Изначально в изделиях Фэр-Айла преобладала бежевая гамма с включениями коричневых, черных и белых цветов, поскольку они по большей части изготавливались из неокрашенной шерсти.
Вместе с тем наряду с шерстью естественных цветов вязальщицы использовали шерсть, окрашенную в домашних условиях с помощью натуральных красителей – местных цветов, лишайников и овощей. С их помощью, по данным Шетландского музея, они получали различные оттенки красного, синего и желтого цветов, такие, как те, что присутствуют в кардигане, который показан на фото
- Поделиться

Первая мировая война внесла свои изменения во все сферы жизни людей, затронув и мир моды. У пуловеров и жакетов цвета сделались неяркими, и их число сократилось по необходимости, а не по желанию вязальщиц. Наиболее популярны были композиции в бежевых или голубых тонах.
- Поделиться


Джемпер, шерсть, ручное вязание. Место и время изготовления: Шетланд, Шотландия, около 1931 г. Музей Виктории и Альберта
Химические красители стали широкодоступными только в 1920-е гг. Из материалов архива Шетландского музея известно, что к началу 1930-х гг. почти вся шетландская шерсть отправлялась на шотландский материк для машинного прядения и химического крашения. Цветовая палитра расширилась, и к красным, синим, желтым, белым и натуральным оттенкам шерсти добавились новые цвета, такие, как оранжевый и зеленый. Ручное прядение и крашение сделались, скорее, исключением, чем правилом.
В результате того, что фэр-айлские пуловеры оказались на пике моды и спрос на них многократно возрос, появились мануфактуры, которые неправомерно присвоили себе названия «Шетланд» или «Фэр-Айл». Поэтому многие фэр-айлские вязальщицы в 1930-х гг. вернулись к неокрашенной шерсти, чтобы их продукцию можно было безошибочно идентифицировать. Но со временем связанные вручную фэр-айлские пуловеры стали более многоцветными и яркими. Возможно, это произошло на волне конкуренции с машинным вязанием.

Техническая революция
До 1960-х гг. узорчатые трикотажные изделия имели преимущество перед другими типами ручного вязания, поскольку они не могли быть скопированы машиной. Тем не менее, с введением перфокартных машин, которые могли вязать узоры, покрывающие всю поверхность изделия, мастерицы, вяжущие вручную, вынуждены были проявлять изобретательность, чтобы не отставать от спроса.
Вместе с тем вязальщицы традиционно продолжали использовать в одном ряду нити только двух цветов. Вероятно, в основе этой традиции лежало стремление к получению идеально ровного полотна. Ведь большее количество ниток в ряду ведет к нежелательному утолщению полотна, которое может быть к тому же неравномерным, если в других рядах используются нити только двух цветов или одна нить одного цвета. Многоцветие в фэр-айлских изделиях, как и в изделиях большинства народных стилей, достигается за счет игры с цветами фона и рисунка, когда несколько рядов ленточного узора провязывают нитями другого цвета.
- Поделиться

В фэр-айлских пуловерах используются узоры с разной высотой раппорта:
от небольших «peerie» узоров (peerie – небольшой по-шетландски), которые занимают 5 – 7 рядов,
до бордюрных узоров (9 – 13 рядов),
традиционных фэр-айлских узоров (15 – 17 рядов)
и больших звезд (21, 25 или 31 рядов).
При этом характерной чертой фэр-айлского дизайна является то, что узоры покрывают всю поверхность пуловера и равномерно повторяются на ней. Вместе с тем при всей своей кажущейся сложности узоры довольно просты в выполнении.
Рассмотрим их на премере современного полувера связанного на машине. фирма Джеймисона из Шетланда – производитель классических шетландских и фэр-айлских джемперов. Он украшен традиционной композицией и дает представление о классических фэр-айлских орнаментах.
- Поделиться

Цветом фона пуловера следует считать серебристо-серый, нитями которого связаны резинки горловины, манжет и низа, а также фон пяти лент узоров, равномерно распределенных по композиции. Всего же мне удалось насчитать в ней восемь цветов.
- Поделиться

Крупные планы вязаного полотна пуловера показывают, что все традиционные узоры составлены так, что для их выполнения требуется использовать только две нити разных цветов в ряду. Расстояние между петлями одного цвета (длина протяжки) не превышает 6 петель.
Поэтому протяжки получаются короткими. У вязальщицы нет необходимости закреплять их. Это позволяет ей работать в быстром темпе. По данным Эллис Стармор (Alice Starmore), которые она приводит в своей «Книге о фэр-айлском вязании» (1988), мастерицы-эксперты способны вязать двуцветные узоры со скоростью 100 петель в минуту!
Как можно видеть на примере фэр-айлского вязания, за время существования жаккардового способа его мастерами было придумано множество узоров. Но сохранились и дошли до нас только лучшие, в которых сочетаются выразительность и простота выполнения, основанная на соблюдении законов классического жаккардового вязания.
Они гласят:
1) в ряду не должно быть использовано более двух ниток разных цветов,
2) расстояние между петлями одного цвета (длина протяжки) не может превышать 6, от силы – 7 петель.
На протяжении веков вязальщицы выбирали не только самые красивые, но и самые удобные в работе узоры. Остальные забывались, отсеивались. Такие узоры составляют классику жаккардового вязания и входят в число наиболее любимых узоров мира.
Продолжение следует.
Материалы использованные в этой статье вы можете найти:
https://wiki.wildberries.ru/things/clothing/%D1%81%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80
http://photos.shetland-museum.org.uk/
http://premudrosti.in/index.php/knitting-for-lazy/table-of-contents/multicolored-patterns/multicolored-patterns-4/
https://katedaviesdesigns.com/
+136 |
![]() |
40 комментариев |
Комментарии
И такой хороший вкус, одним словом аристократ!
А еще мне понравились законы классического жаккардового вязания, их
всего два, но как они точны
Спасибо, Маш, за такую увлекательную экскурсию.
Ну и серия про жаккард только началась, впереди этнографический экскурс по северной Европе, Перу и Российскому северу, ну и что ещё накопаю по народным традициям цветового вязания.
Ведь есть Оренбург, который ещё при царе покарил избалованную Европу. Есть традиции вязания на Русском Севере, как раз в Жаккарде статью об этом видела. Да и не все портянки в валенки наматывали, да и в избах зимой думаю в теплых носках ходили. Скорее всего мало традиции именно у свитеров. А варежки-носки, шапки точно вязали, и обережные узоры вышевок туда тоже перекочевали.
Я и сейчас смотрю по регионам... не очень в России вязание популярно (и на русском севере и вообще)... Женщины наши мужской работой заняты - так сложилось... Территории большие осваивали... Вспоминаю детство - в наших краях только бабушки вязали носки и то не все... Многие и спицы в руках не держали... Легче купить (недорого продают)... и оренбуржские платки в том числе...
А потом провительству понадобилась "баба-конь", вот они и приложили все усилия чтоб этого добиться.
А потом провительству понадобилась "баба-конь", вот они и приложили все усилия чтоб этого добиться.
↑ Перейти к этому комментарию
Очень важно подобрать сочетания цветов... На этих фото отлично продемонстрировано как оживляют бежевый фон синий и голубой ...
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: