Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

ВОВ. Дедушка. Часть 6.

БОИ ЗА ЯКУШКИНО

28 января в 7.00 полковник Чанчибадзе издал для 2-й ГМСД боевое распоряжение №8. В частности, оно включало задачу для 2-го МСП:
2 МСП прочно удерживать занимаемый участок Березники, Казулино, Андросово и лес западнее, Иваново. Выделить отряд и в ночь 28 на 29.142 г. захватить ст. Семлёво и перехватить железную дорогу в районе Семлёво.
Штаб дивизии находился в это время в Юфаново. В этот же день, 28 января в 18.00 последовало новое боевое распоряжение воюющим частям от Чанчибадзе:
Начальнику 2 части штаба дивизии капитану Болотову, силою особого взвода организовать разведку мелкими группами в направлении: Реброво, Бекасово, Борисово (все пункты непосредственно юго-западнее ст. Семлёво). Задача: установить связь с нашими частями, действующими в этом районе, взять от них офицера связи для представления командиру кавкорпуса.

С утра 28 января части 24-й КД, прочно удерживавшие Сережань, Леонтьево и Изъялово, подверглись артминомётному обстрелу со стороны Якушкино. Противник получил подкрепление до 250 человек и пытался перейти в наступление на Сережань, но встретил упорное сопротивление. Отошёл обратно, неся большие потери. Полковник Соколов приказал перейти к обороне для прочного удерживания рубежа Сережань, Леонтьево, Изъялово. Отряды Мигулёва и Снигирёва были отозваны и присоединены к своим частям. 18-й кавалерийский полк, обороняя Сережань, разведкой установил замешательство противника в Якушкино и в 20.00 ночным налётом овладел Якушкино. В результате было захвачено: до 150 автомашин, мотоциклы, 2 самолёта и много другого имущества. В течение дня и вечера противник потерял убитыми до 35 человек, из них один офицер, специально прибывший с охраной для командования гарнизоном. Дивизия заняла оборону в Якушкино, имея боевое охранение в Плетушово и отдельный дом 1 км южнее Якушкино. Стало известно о высадке авиадесанта с 27 на 28 января. Согласно журналу боевых действий отдельные отряды 24-й КД в эту ночь вели разведку в направлении Еськово, Семлёво и Бекасово, пытаясь найти десантников [33].
На этот момент 2-й МСП на автостраде Москва–Минск гранатами сжёг 12 автомашин противника, из них одна легковая, подбил 2 автомашины, одна из них с прицепом-пушкой (пушка была похожа на нашу РС) [34].

Деревня Якушкино на трассе Москва-Минск

29 января в 11.00 немцы силою до батальона, при поддержке четырех танков, дальнобойной артиллерии, миномётов и авиации повели наступление на восточную окраину Якушкино. Части 24-й КД после 3-часового боя отошли, заняв оборону по опушке леса 1 км западнее Якушкино, продолжая удерживать автостраду Москва–Минск [35]. Вновь была поставлена задача ночным налётом выбить противника из Якушкино, но немцы больше этого не допустили. Таким образом, Якушкино было занято частями 11-го кавалерийского корпуса всего ОДНУ НОЧЬ – С 28 НА 29 ЯНВАРЯ.
Именно в этот день, 29 января, был убит сержант Самоделов - командир 45-миллиметрового противотанкового орудия 70-го КП 24-й КД, который был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза командиром 24-й КД майором Гагуа [36].
Подробности гибели других сражавшихся за Якушкино стали известны из записей политрука Андрея Высотина:
«Январь 1942 г. Вышли, наконец, на автостраду, заняли деревню Якушкино. С юга, навстречу нам, движется первый кавалерийский корпус под командованием генерала Белова. Нас разделяют каких-то пять километров. Обменялись разведчиками. Но соединиться не можем: не хватает силёнок. У фашистов танки, у нас их нет. В Якушкино мы долго не удержались. Немцы бросили по автостраде танки. Несколько танковых атак мы отбили. Потеряли много замечательных воинов. Командиру артиллерийского расчёта сержанту Павлову прямым попаданием снаряда снесло голову. Погиб любимый мною помкомвзвода Сергей Хватов. Ах, как он хорошо пел песню “Тайга золотая”! Здесь и я чуть не потерял голову: снаряд разорвался очень близко. Ладно, что снег глубокий...».
Ни Сергея Хватова, ни сержанта Павлова, погибших у деревни Якушкино, нет в списках перезахороненных в братскую могилу №6 в посёлке Алфёрове.
Сергеев
Виктор Сергеев
Местные жители отлично запомнили эти дни конца января 1942 г. Они были очевидцами боёв, которые продолжались здесь до начала апреля. Их свидетельства начального периода противостояния на автостраде Москва–Минск несколько расходятся с теми данными, которые получало командование Калининским фронтом. Житель той самой деревни Азарово (она же Азаровка), к которой, как докладывалось, вышли главные силы 11-го кавкорпуса к исходу дня 26 января, Виктор Филиппович Сергеев
(ему было 13 лет в то время) рассказал:
«Наши войска так и не смогли соединиться, пять километров их разделяло, в марте отступили. Три месяца бились, никакого движения по трассе не было. 200 метров от деревни Азаровка, за трассой, были наши, а в деревне были немцы. Между Высоцким и Якушкиным было много сожжённой техники на трассе. Наши занимали Якушкино, Никулино, Леонтьево, Изъялово. В Якушкино побыли только одни сутки. Немцы отступили и оставили автобус с водкой. Наши как понапились там! Пришли от Вязьмы три немецких танка и стали расстреливать дома прямой наводкой. А наши сами себя там перестреляли, пьяные были...»
Народная память всегда иронична и разрушает весь пафос официальных документов. Тем не менее, не учитывать её, пытаясь создать достоверную картину событий, нельзя, так как спустя две недели командир корпуса полковник Соколов в своём донесении штабу Калининского фронта сетовал на то, что «совершенно отсутствует продукт «38» и табак, что является необходимым, т. к. бойцы все время находятся на морозе в лесу».
И всё же, даже если в качестве трофея бойцам кавкорпуса и досталась немецкая водка, причина сдачи захваченных позиций не в ней, а в малочисленности наступавших и в отсутствии у них боеприпасов. Уже 29 января в журнале боевых действий 24-й КД появилась запись:
«На 30.01.42 дивизия снабжена боеприпасами 1 б/к, кроме арт. выстрелов и мин 82 и 107 мм. Продовольствия и фуража нет. Из местных ресурсов можно заготовить только мясо и картофель» [37].
Начала сказываться ненадлежащая подготовка всей операции. Отсутствие должного снабжения будет оставаться главной проблемой на всём протяжении боёв за Минскую автостраду.
Следующий день кавалеристы удерживали Сережань и предпринимали безуспешные попытки вновь захватить Якушкино. Но нашим бойцам противостояли до 10 станковых и ручных пулемётов, 5 танков, миномётная батарея и до батальона пехоты противника. Удавалось не допускать движения противника по автостраде на запад, имея боевое охранение 1 км южнее Желудково. В 23.00 30 января приступили к оборудованию противотанковых заграждений и устройству противотанкового рва, для чего использовали местное население.
С утра 31 января удерживаемый район Сережани подвергся сильному огню миномётов, танков и артиллерии из района Высоцкого. В 12.30 этого дня батальон немецких лыжников при поддержке трех танков, миномётной батареи из района Якушкино, артиллерии из района Высоцкое, одного самолёта и 10 самолётов, курсирующих по автостраде, овладели Сережанью, оттеснив оборонявшийся там 18-й КП [38]. На этот момент у 24-й КД вышли все мины и снаряды к 76-миллиметровым орудиям. Для получения снарядов и мин был послан делегат к соседу, во 2-ю гвардейскую МСД, наступавшую на автостраду западнее Вязьмы-реки, и к 82-й КД. Но боеприпасов не привезли.
В боях за Якушкино принимали участие танкисты 143-го танкового полка, входившего в состав 2-ой ГМСД. На данный момент не удалось найти подтверждения тому факту, что действия наступавших кавалеристов поддерживались огнём танков. Скорее всего, танков у танкистов не было из-за отсутствия горючего. Но это были храбрые и опытные воины. Их бросали на подмогу другим подразделениям 11-го кавкорпуса в самые отчаянные моменты. Согласно документам ОБД «Мемориал» у деревни Якушкино за период боёв с 30 января по 2 февраля 1942 года погибло 13 танкистов. Четверо из них числятся перезахороненными в братскую могилу в посёлке Алфёрово.
Самой 2-й МСД (её 2-му мотострелковому полку) с 28 января по 10 февраля пришлось непрерывно отражать атаки противника в районе Артёмова. Немцы в количестве 300 человек наступали с направления Таратоново, Чёрное. Боевые порядки 2-й МСП неоднократно подвергались артиллерийско-миномётным обстрелам, бомбардировкам авиацией. Противник получал новое подкрепление в сопровождении танков и прочно оборонял автостраду, на отдельных участках переходя в наступление. Движение немецкого автотранспорта по шоссе Москва-Минск продолжалось. Машины двигались от Вязьмы до Чёрного, а затем поворачивали на станцию Семлёво [39]. Боевой приказ Чанчибадзе захватить станцию Семлёво и перехватить железную дорогу в районе Семлёво так и остался невыполненным.
Продолжение следует...
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам ВОВ. Дедушка. Часть 6.
БОИ ЗА ЯКУШКИНО
28 января в 7.00 полковник Чанчибадзе издал для 2-й ГМСД боевое распоряжение №8. В частности, оно включало задачу для 2-го МСП:
2 МСП прочно удерживать занимаемый участок Березники, Казулино, Андросово и лес западнее, Иваново. Выделить отряд и в ночь 28 на 29.142 г. захватить ст. Семлёво и перехватить железную дорогу в районе Семлёво. Читать полностью
 

Комментарии


Пока нет комментариев.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам