"Так ли страшен чёрт, как его малюют?". Атмосфера.
Если вы новичок этой теме, ознакомьтесь пожалуйста с первым постом.
https://www.stranamam.ru/post/12300563/
Про изменение в душевном состоянии при встрече с кришнаитами мне рассказывали многие. Большинство призналось, что настроение поднимается. Одна девушка написала буквально так.
Но просто увидев харинаму на улице - человек, если будет честен с собой - прикасается к чему то красивому и важному. Меняется его состояние. пусть на несколько минут - но оно меняется. И этого никто не может отрицать.
На их программах состояние меняется ещё больше. Потому что это не пять минут.
Культурный шок. Я уже говорила про это.
Только у всех он разный и зависит от того, что у человека в душе. Тут как у оптимиста и пессимиста. У одного стакан на половину полон, у другого на половину пуст.
Если человек настроен видеть навязывание чужой культуры--шок будет неприятным. А если вы просто приходите в гости к людям, у которых другое видение мира-эффект будет совсем другой.
Я как-то, когда у меня самой культурный шок прошёл, понаблюдала за гостями, которые приходили к преданным на программы. Начало всегда одинаковое:большие глаза, открытый рот, потеря в пространстве и--да!--ощущение нереальности.. Но к концу программы зал покидали улыбающиеся люди.
За эту метаморфозу на кришнаитов сыплется много шишек. Есть мнение даже, что подсыпают в прасад(угощение) что-то психотропное.
А как же быть с этой байкой, если человек не ел прасада? Прасад вообще в самом конце раздают. А улыбки у людей появляются гораздо раньше.
Ту нет ничего сверхъестественного. Люди светлые и позитивные создают вокруг себя такое же позитивное энергетическое поле. Они как лампочки:кто-то слабее, кто-то сильнее, но все светятся подпитываясь друг о друга. Причём у них это откуда-то изнутри как будто идёт. В зале может быть тихо и спокойно, но поле чувствуется. Попадая в это море света, человек тоже хоть немного, но будет светиться(если он вообще на это способен).
Достаётся кришнаитам и за красоту ритуалов. И я никак не могу понять:почему? Что плохого в том, что это красиво? Говорите, просветления можно достичь без красивых атрибутов? Ну можно наверное... А зачем? Я лично смысла в аскетизме не вижу.
Кришнаиты тоже могут быть аскетами, когда нужно. Но и место красоте у них есть.
При том, что в традиционных богослужениях полным полно красивых ритуалов, дорогих убранств, золотых и серебряных атрибутов, почему-то именно кришнаитов обвинили в завлечении людей песнями-плясками и всякой красивой пылью.
А вы реально думаете, что им нужны зрители? То есть они конечно рады будут, если кто-то присоединится. Но даже если к ним не придёт ни одного гостя, они не изменят хода программы.
Я как-то забежала в центр ведической культуры вечером. День будний, все только возвращаются с работы, а время как раз для вечернего арати(богослужения). Дверь в зал была немножечко приоткрыта и я видела, что там никого нет. Один пуджари(человек, проводящий обряд)! Он не видел, что я смотрю. Весь ритуал он провёл торжественно и чинно, как на большом празднике.
А харинаму под дождём вы видели? Это тоже для показухи, для зрителей? Да у них совершенно другие цели!
Они всё делают для Кришны. Для него поют, для него танцуют, для него готовят. И если это красиво, то по моему только плюс культуре.
Мы тут с одним моим приятелем долго спорили на эту тему. Он теоретик, у вайшнавов никогда не был.
Он считал, что создавая атмосферу "цветов-песен-плясок" они уводят людей от реальности, от действительности, лишая их возможности трезво мыслить.
А я смотрю на это по другому. Никуда они не уводят. Они ведь живут в той же действительности, что и мы с вами. Но зато в той атмосфере, которая у них царит, запросто снимается стресс, внутреннее душевное напряжение. Я неоднократно в этом убедилась.
Даже если рассматривать чисто с психологической точки зрения, пение и танец--это своего рода психотерапия. Не думаю, что психологи это оспорят. Человек расслабляется, перестаёт нервничать и получает возможность посмотреть на жизнь под другим углом, принять какие-то решения не в состоянии стресса, а спокойно, на позитиве. И разве это плохо?
Случай из нашей жизни.
Одно время у мужа были неприятности на работе. Пытаясь найти оптимальный выход, он практически ушёл в себя. С нами почти не общался, ничто его не интересовало, полное погружение в проблемы.
Атмосфера в доме стала напоминать мрачный вакуум. Такое ощущение, что это он в секту попал. И я оказалась бессильна вывести его из этого ступора.
Прийти на праздник я уговорила его чуть ли не шантажом.
Убеждала его хотя бы проявить интерес к тому, чем теперь живёт дочь. Ей это важно. Сегодня праздник, её в сари нарядят, она танцевать будет, она хочет, что бы он её увидел! Безразличие отца к делам ребёнка больно ранит! Не надо петь "Харе Кришна!". Просто побудь с нами! Смени обстановку на пару часов, в конце концов!
Уговорила. Побурчал, но пришёл как раз к киртану.(к танцу)
Домой он вернулся совершенно другим. Я вам нисколько не вру!
Не хочу бросаться словами и говорить про божественное озарение и милость Кришны(хотя преданные возможно именно так и объяснили бы).
Нет, в религию он не ударился, джаппу не читает, иконы, которые всю жизнь у нас стоят, с полочек не убрал. И не факт, что он пришёл бы к вайшнавам ещё раз.
Но ему однозначно стало легче. Он как будто выдохнул и расслабился. Взгляд просветлел. И я почувствовала, что мы опять вместе. Вот понимайте это как хотите.
И кстати, по работе сразу выход нашёлся. Точнее нашлась новая работа. Лучше предыдущей.
https://www.stranamam.ru/post/12300563/
Про изменение в душевном состоянии при встрече с кришнаитами мне рассказывали многие. Большинство призналось, что настроение поднимается. Одна девушка написала буквально так.
Но просто увидев харинаму на улице - человек, если будет честен с собой - прикасается к чему то красивому и важному. Меняется его состояние. пусть на несколько минут - но оно меняется. И этого никто не может отрицать.
На их программах состояние меняется ещё больше. Потому что это не пять минут.
Культурный шок. Я уже говорила про это.
Только у всех он разный и зависит от того, что у человека в душе. Тут как у оптимиста и пессимиста. У одного стакан на половину полон, у другого на половину пуст.
Если человек настроен видеть навязывание чужой культуры--шок будет неприятным. А если вы просто приходите в гости к людям, у которых другое видение мира-эффект будет совсем другой.
Я как-то, когда у меня самой культурный шок прошёл, понаблюдала за гостями, которые приходили к преданным на программы. Начало всегда одинаковое:большие глаза, открытый рот, потеря в пространстве и--да!--ощущение нереальности.. Но к концу программы зал покидали улыбающиеся люди.
За эту метаморфозу на кришнаитов сыплется много шишек. Есть мнение даже, что подсыпают в прасад(угощение) что-то психотропное.
А как же быть с этой байкой, если человек не ел прасада? Прасад вообще в самом конце раздают. А улыбки у людей появляются гораздо раньше.
Ту нет ничего сверхъестественного. Люди светлые и позитивные создают вокруг себя такое же позитивное энергетическое поле. Они как лампочки:кто-то слабее, кто-то сильнее, но все светятся подпитываясь друг о друга. Причём у них это откуда-то изнутри как будто идёт. В зале может быть тихо и спокойно, но поле чувствуется. Попадая в это море света, человек тоже хоть немного, но будет светиться(если он вообще на это способен).
Достаётся кришнаитам и за красоту ритуалов. И я никак не могу понять:почему? Что плохого в том, что это красиво? Говорите, просветления можно достичь без красивых атрибутов? Ну можно наверное... А зачем? Я лично смысла в аскетизме не вижу.
Кришнаиты тоже могут быть аскетами, когда нужно. Но и место красоте у них есть.
При том, что в традиционных богослужениях полным полно красивых ритуалов, дорогих убранств, золотых и серебряных атрибутов, почему-то именно кришнаитов обвинили в завлечении людей песнями-плясками и всякой красивой пылью.
А вы реально думаете, что им нужны зрители? То есть они конечно рады будут, если кто-то присоединится. Но даже если к ним не придёт ни одного гостя, они не изменят хода программы.
Я как-то забежала в центр ведической культуры вечером. День будний, все только возвращаются с работы, а время как раз для вечернего арати(богослужения). Дверь в зал была немножечко приоткрыта и я видела, что там никого нет. Один пуджари(человек, проводящий обряд)! Он не видел, что я смотрю. Весь ритуал он провёл торжественно и чинно, как на большом празднике.
А харинаму под дождём вы видели? Это тоже для показухи, для зрителей? Да у них совершенно другие цели!
Они всё делают для Кришны. Для него поют, для него танцуют, для него готовят. И если это красиво, то по моему только плюс культуре.
Мы тут с одним моим приятелем долго спорили на эту тему. Он теоретик, у вайшнавов никогда не был.
Он считал, что создавая атмосферу "цветов-песен-плясок" они уводят людей от реальности, от действительности, лишая их возможности трезво мыслить.
А я смотрю на это по другому. Никуда они не уводят. Они ведь живут в той же действительности, что и мы с вами. Но зато в той атмосфере, которая у них царит, запросто снимается стресс, внутреннее душевное напряжение. Я неоднократно в этом убедилась.
Даже если рассматривать чисто с психологической точки зрения, пение и танец--это своего рода психотерапия. Не думаю, что психологи это оспорят. Человек расслабляется, перестаёт нервничать и получает возможность посмотреть на жизнь под другим углом, принять какие-то решения не в состоянии стресса, а спокойно, на позитиве. И разве это плохо?
Случай из нашей жизни.
Одно время у мужа были неприятности на работе. Пытаясь найти оптимальный выход, он практически ушёл в себя. С нами почти не общался, ничто его не интересовало, полное погружение в проблемы.
Атмосфера в доме стала напоминать мрачный вакуум. Такое ощущение, что это он в секту попал. И я оказалась бессильна вывести его из этого ступора.
Прийти на праздник я уговорила его чуть ли не шантажом.
Убеждала его хотя бы проявить интерес к тому, чем теперь живёт дочь. Ей это важно. Сегодня праздник, её в сари нарядят, она танцевать будет, она хочет, что бы он её увидел! Безразличие отца к делам ребёнка больно ранит! Не надо петь "Харе Кришна!". Просто побудь с нами! Смени обстановку на пару часов, в конце концов!
Уговорила. Побурчал, но пришёл как раз к киртану.(к танцу)
Домой он вернулся совершенно другим. Я вам нисколько не вру!
Не хочу бросаться словами и говорить про божественное озарение и милость Кришны(хотя преданные возможно именно так и объяснили бы).
Нет, в религию он не ударился, джаппу не читает, иконы, которые всю жизнь у нас стоят, с полочек не убрал. И не факт, что он пришёл бы к вайшнавам ещё раз.
Но ему однозначно стало легче. Он как будто выдохнул и расслабился. Взгляд просветлел. И я почувствовала, что мы опять вместе. Вот понимайте это как хотите.
И кстати, по работе сразу выход нашёлся. Точнее нашлась новая работа. Лучше предыдущей.
Комментарии
Но. Сосед-кришнаит внушил мне стойкое отвращение к лекциям, которые они слушают. Неизгладимое впечатление оставила лекция про то, что бог есть, потому что корова ест траву и дает молоко. И лектор спрашивал, вот, мол, почему вы не кормите свою женщину травой, чтобы она давала молоко? А вот корова дает и все так продумано, поэтому бог есть. Стены были тонкие, сосед слушал все это громко. И мне каждый раз хотелось застрелиться, когда я слышала нечто подобное.
И терпеть не могу на фестивале просыпаться под "хари рама". Никакая радость меня не пронимает при этих звуках. Я вообще не очень люблю, когда меня будят, а эти песнопения слышала столько раз, что у меня на них аллергия.
А одежда красивая, всякие интересные намотки типа сари и килтов у меня вызывают только восхищение.
и сейчас я (мусульманка) - с одинаковым трепетом слушаю хор Раифского монастыря, перезвон колоколов, азаны, махамантру...От всего этого светлее и спокойнее.
Торсунов в Казани в позапрошлом году читал лекции - в конце лекции желали Счастья народу Сирии, в прошлом году - тот же Торсунов читал лекции под песни дагестанского певца.
Просто не надо фанатеть от чего-то одного и не замечать многообразия мира.
Но. Сосед-кришнаит внушил мне стойкое отвращение к лекциям, которые они слушают. Неизгладимое впечатление оставила лекция про то, что бог есть, потому что корова ест траву и дает молоко. И лектор спрашивал, вот, мол, почему вы не кормите свою женщину травой, чтобы она давала молоко? А вот корова дает и все так продумано, поэтому бог есть. Стены были тонкие, сосед слушал все это громко. И мне каждый раз хотелось застрелиться, когда я слышала нечто подобное.
И терпеть не могу на фестивале просыпаться под "хари рама". Никакая радость меня не пронимает при этих звуках. Я вообще не очень люблю, когда меня будят, а эти песнопения слышала столько раз, что у меня на них аллергия.
А одежда красивая, всякие интересные намотки типа сари и килтов у меня вызывают только восхищение.
↑ Перейти к этому комментарию
Вы что-нибудь про Сатью слышали?Если нет--горячо рекомендую.Он популярен и без вайшнавской культуры.Но и на духовные темы лекции читает.Преданные очень по разному к нему относятся.Он жестковатый и юморной.А читать духовные лекции со смешком--не всем нравится.Но значит невайшнавскому слушателю будет в самый раз.
А так он популярен как психолог и кулинар.
Я в принципе во многом с ним согласна.Но следовать советам не смогу.
Кстати,он причислен к сектантам тоже,Вы в курсе?
А вы хорошо разбираетесь в их философии?Впрочем,вот я уловила самую суть их философии.В подробности не вникаю,потому что мне важнее люди,которые ей следуют.хороша ли философия можно понять по их образу жизни и по поступкам.Вы не согласны?
Посты я начала писать потому что ровно ничего,что рассказывают об этих людях,не соответствует истине.И для меня это было большим открытием.Которым я считаю должным поделиться с людьми.Не религию им поменять,не адептов вербовать.А поменять отношение к непохожим на них людям.
Но прежде,чем выложить тут эту информацию,мои читатели(постоянные) должны были убедиться,что я адекватна.
А фанатизм не приемлю тоже.
В 90х,подозреваю,сари настоящее купить было невозможно.Да и сейчас не каждому хорошее сари по карману.Но в занавесках уже точно не ходят.
Пристающий кришнаит--это не нормально,я согласна.Как раз следующий пост на эту тему будет.
А меня бы насторожило,если бы мой 4х летний ребёнок так сказал.Дети в этом возрасте обычно видят только прикольное,яркое,любопытное.Умеют разговаривать с животными и куклами и уверены,что среди бабочек есть феи.Понятие "сошли с ума" им ещё не знакомо.Если взрослые не научат.
А вот просыпаться под махамантру мне нравится (в гостях приходилось), особенно когда ты точно знаешь, что потом тебя ждет вкуснючий кришнаитский завтрак
Увидела я их первый раз в Сочи, да, в девяностые, в кремовых занавесках, хор на центральной улице. Они пели. Я была то ли еще ребенком, то ли уже подростком, не знала ничего, интернета не было, но запомнилось и запало в душу. Позже, в подростковом возрасте у меня была йога, учитель, книги и познания об Индии. Бхагават гита там тоже была. Учитель кришнаитом не был. Он был румын и бандит. Простите. Эта часть биографии к делу уже не относится.
Дальше в начале университета я уже рассказывала, как две любопытные девочки совали носы в "секты", а потом пришла женщина. Занятие было, кажется, одно из практических по журналистике, его вела редактор местного издательского комплекса, а женщина была ее подругой. Кришнаитка. С вкусными рисовыми шоколадными шариками, мягким голосом и каким-то покоем, веявшим от ее речей. Удивилась моим неожиданным познаниям о кришнаитах.
А еще потом в моей жизни был Гаурадж Шах. И я его любила. И по сей день люблю. Любила не как мужа или любовника, а как любят близкую душу. И это тоже отдельная история. Он индуист. Индус.
А уже на пределами этих храмов "харе кришна" это вместо популярной музыки по радио в такси. Там никто не возражает и не разбирает, где чья религия. Все люди добрые. Помните булгаковского Иешуа?
Вот такова Индия.
Вот это то, чего у меня до сих пор нет для того, чтобы писать.
↑ Перейти к этому комментарию
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: