Раннее развитие: чему и как учить детей.
С какого возраста надо начинать заниматься с ребенком? Где именно - дома, в детском саду или в ближайшем центре развития? Эти вопросы задают себе все мамы, заботящиеся о своих чадах.
О развитии ребенка впервые задумываются еще до его рождения. Мужчина и женщина осознают себя в роли родителей и определяют, что же будет значить для них появление ребенка, какое будущее они ему желают: хотят ли вырастить великого ученого, спортсмена или музыканта. Вот ребенок появился на свет, а мама с папой не знают, с чего начать, как же заниматься с этим маленьких человечком. На деле же все просто – развитие малыша начинается с общения с ним. Наверное, вы не раз наблюдали за картиной: катится коляска, в ней лежит неподвижный сверток, а мама увлеченно рассказывает ему обо всем вокруг: о небе, о птичках, о солнышке, о погоде … Так инстинктивно еще неопытная мама начинает заниматься со своим ребенком. Ведь описать каждый предмет, помочь восприятию мира – это и есть первые шаги в развитии личности. Не важно, о чем говорить, – главное, чтобы звучал ласковый, самый любимый для него голос мамы. Постоянное общение с ребенком поможет ему вовремя произнести первые слова, построить первую фразу, да и просто познать окружающий мир.
Дети от рождения и до 2,5 лет - наблюдатели. Они аккумулируют в себе опыт окружающих, чтобы потом применить его самому. Поэтому малышам с самого раннего возраста нужно «участвовать» в маминых делах – смотреть, как она моет посуду, видеть, как она готовит и убирает. Тогда в какой-то момент он захочет «быть как мама», захочет научиться все делать сам. Мамы, которые не позволяют своим чадам помогать «по хозяйству», сдерживают их развитие. Тем более что кухня - прекрасная школа для знакомства с окружающим миром. Различные крупы, мука, вода – все это источник новых тактильных ощущений, ведь на рассыпанной муке можно рисовать, гречку можно перебирать, а пшено - зачерпнуть рукой и смотреть, как оно сыпется между пальцев. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики ребенка, а моторика, как известно, напрямую связана с речью и интеллектом.
Важнейшая часть развития ребенка – купание в ванночке, игры с водой. Малышу нужно давать побултыхаться вволю, поиграть с яркими игрушками. Пусть он ощутит разницу между водой и воздухом, почувствует, как вода течет, выталкивает его на поверхность. Сидя в ванной, попереливать воду из стаканчика в стаканчик, поиграть с брызгалкой, посмотреть, как плывет кораблик – это первые физические опыты вашего ребенка.
Малыш скоро должен пойти, и его сажают в ходунки. Считается, что ребенку так проще исследовать мир. Но ему хочется подойти к маме, а мама, увы, недосягаема: ходунки мешают приблизиться к ней. Хочется проползти самому все комнаты – тоже не получается. Помните: длительное пребывание ребенка в ходунках тормозит его физиологическое развитие.
Вот ребенок подрастает и начинает ходить. Важно во время прогулки заглядывать на детскую площадку. И хотя ребенок еще мал для того, чтобы самому участвовать в играх, он уже осознает себя таким же, как дети постарше, внимательно наблюдает за их игрой и скоро будет готов присоединиться к ним. Именно с детской площадки начинается формирование «социального интеллекта» ребенка – способности правильно понимать поведение людей, прогнозировать последствия своих и чужих поступков.
В разгаре лето – время игр с песком. В песочнице у ребенка появляются первые друзья. Песок – отличный материал для развития пространственного мышления. Как из кучи песка получается куличик, объемные фигуры – много нового увидит и узнает малыш в песочнице.
Мама или педагог?
До двух-трех лет с малышом можно успешно заниматься дома. У любого действия ребенка есть мотивация – мама рядом, она помогает, хвалит. После трех лет у ребенка формируется собственное «я», теперь его поступкам необходима дополнительная, внешняя, мотивация. Например, если вам нужно, чтобы ребенок научился завязывать шнурки, не пожалейте времени перед походом в зоопарк – пусть он это сделает сам, иначе поход не состоится. Эту особенность развития ребенка (внешнюю мотивацию) необходимо учитывать и при выборе игр - например, шнуровкой ребенок будет заниматься только вместе с вами и не даст вам помыть полы. Поэтому, затевая ту или иную игру, «вписывайте» нее в график домашних дел.
В этом возрасте занятия с мамой не всегда продуктивны. Мама уже не является беспрекословным авторитетом для ребенка, начинающего проявлять самостоятельность, не каждый раз она может настоять на выполнении каких-либо правил. Кроме того, к занятиям с ребенком нужно готовиться, а маме трудно выкроить на это время. Поэтому для 3-летнего ребенка стоит поискать хорошего педагога. Чтобы получилось дешевле, можно договориться с друзьями из песочницы, если дети близки по темпераменту и развитию, сформировать группу из 2-3 человек и заниматься вместе.
В возрасте 3-4 лет ребенка нужно активно вводить в социум. Это хорошее время, чтобы пойти в детский сад. Ведь именно общаясь с себе подобными, маленький человек сталкивается с первыми конфликтами и учится их решать. Внутри коллектива ребенок усваивает такие понятия, как плохо-хорошо, можно-нельзя. И чем ближе к школе, тем социальный интеллект ребенка должен становиться выше - так он может проще вступить в школьную жизнь. Поэтому в 5-6 лет ребенку просто необходимо учиться работать в группе под руководством педагога.
О развитии ребенка впервые задумываются еще до его рождения. Мужчина и женщина осознают себя в роли родителей и определяют, что же будет значить для них появление ребенка, какое будущее они ему желают: хотят ли вырастить великого ученого, спортсмена или музыканта. Вот ребенок появился на свет, а мама с папой не знают, с чего начать, как же заниматься с этим маленьких человечком. На деле же все просто – развитие малыша начинается с общения с ним. Наверное, вы не раз наблюдали за картиной: катится коляска, в ней лежит неподвижный сверток, а мама увлеченно рассказывает ему обо всем вокруг: о небе, о птичках, о солнышке, о погоде … Так инстинктивно еще неопытная мама начинает заниматься со своим ребенком. Ведь описать каждый предмет, помочь восприятию мира – это и есть первые шаги в развитии личности. Не важно, о чем говорить, – главное, чтобы звучал ласковый, самый любимый для него голос мамы. Постоянное общение с ребенком поможет ему вовремя произнести первые слова, построить первую фразу, да и просто познать окружающий мир.
Дети от рождения и до 2,5 лет - наблюдатели. Они аккумулируют в себе опыт окружающих, чтобы потом применить его самому. Поэтому малышам с самого раннего возраста нужно «участвовать» в маминых делах – смотреть, как она моет посуду, видеть, как она готовит и убирает. Тогда в какой-то момент он захочет «быть как мама», захочет научиться все делать сам. Мамы, которые не позволяют своим чадам помогать «по хозяйству», сдерживают их развитие. Тем более что кухня - прекрасная школа для знакомства с окружающим миром. Различные крупы, мука, вода – все это источник новых тактильных ощущений, ведь на рассыпанной муке можно рисовать, гречку можно перебирать, а пшено - зачерпнуть рукой и смотреть, как оно сыпется между пальцев. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики ребенка, а моторика, как известно, напрямую связана с речью и интеллектом.
Важнейшая часть развития ребенка – купание в ванночке, игры с водой. Малышу нужно давать побултыхаться вволю, поиграть с яркими игрушками. Пусть он ощутит разницу между водой и воздухом, почувствует, как вода течет, выталкивает его на поверхность. Сидя в ванной, попереливать воду из стаканчика в стаканчик, поиграть с брызгалкой, посмотреть, как плывет кораблик – это первые физические опыты вашего ребенка.
Малыш скоро должен пойти, и его сажают в ходунки. Считается, что ребенку так проще исследовать мир. Но ему хочется подойти к маме, а мама, увы, недосягаема: ходунки мешают приблизиться к ней. Хочется проползти самому все комнаты – тоже не получается. Помните: длительное пребывание ребенка в ходунках тормозит его физиологическое развитие.
Вот ребенок подрастает и начинает ходить. Важно во время прогулки заглядывать на детскую площадку. И хотя ребенок еще мал для того, чтобы самому участвовать в играх, он уже осознает себя таким же, как дети постарше, внимательно наблюдает за их игрой и скоро будет готов присоединиться к ним. Именно с детской площадки начинается формирование «социального интеллекта» ребенка – способности правильно понимать поведение людей, прогнозировать последствия своих и чужих поступков.
В разгаре лето – время игр с песком. В песочнице у ребенка появляются первые друзья. Песок – отличный материал для развития пространственного мышления. Как из кучи песка получается куличик, объемные фигуры – много нового увидит и узнает малыш в песочнице.
Мама или педагог?
До двух-трех лет с малышом можно успешно заниматься дома. У любого действия ребенка есть мотивация – мама рядом, она помогает, хвалит. После трех лет у ребенка формируется собственное «я», теперь его поступкам необходима дополнительная, внешняя, мотивация. Например, если вам нужно, чтобы ребенок научился завязывать шнурки, не пожалейте времени перед походом в зоопарк – пусть он это сделает сам, иначе поход не состоится. Эту особенность развития ребенка (внешнюю мотивацию) необходимо учитывать и при выборе игр - например, шнуровкой ребенок будет заниматься только вместе с вами и не даст вам помыть полы. Поэтому, затевая ту или иную игру, «вписывайте» нее в график домашних дел.
В этом возрасте занятия с мамой не всегда продуктивны. Мама уже не является беспрекословным авторитетом для ребенка, начинающего проявлять самостоятельность, не каждый раз она может настоять на выполнении каких-либо правил. Кроме того, к занятиям с ребенком нужно готовиться, а маме трудно выкроить на это время. Поэтому для 3-летнего ребенка стоит поискать хорошего педагога. Чтобы получилось дешевле, можно договориться с друзьями из песочницы, если дети близки по темпераменту и развитию, сформировать группу из 2-3 человек и заниматься вместе.
В возрасте 3-4 лет ребенка нужно активно вводить в социум. Это хорошее время, чтобы пойти в детский сад. Ведь именно общаясь с себе подобными, маленький человек сталкивается с первыми конфликтами и учится их решать. Внутри коллектива ребенок усваивает такие понятия, как плохо-хорошо, можно-нельзя. И чем ближе к школе, тем социальный интеллект ребенка должен становиться выше - так он может проще вступить в школьную жизнь. Поэтому в 5-6 лет ребенку просто необходимо учиться работать в группе под руководством педагога.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: