Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением.

Всех приветствую.

Всегда интересно читать и смотреть на прежнюю жизнь.
Ведь мы уже так жить не будем.
Редко кто из нас знает, с какой стороны подойти к прялке, а как с ней обращаться - вообще единицы.

Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка.
Дух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые прялки, прялицы, пресницы всех уголков России!
Конечно, такой затейливый предмет не только украшал крестьянскую избу, но и согревал душу неутомимой пряхе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.
Прялка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених - невесте, муж - жене.
В некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить прялку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.

Многие прялки в добавление к росписям содержали дарственные надписи типа "Кого люблю того дарю", советы, поучения: " Пряди, прялку береги, за отца бога моли".
Или вот такое: "Пряди, моя пряха, пряди нелениса" или тут же можно было прочесть лукавый ответ: "Я бы рада пряла, меня в гости звали" (орфография сохранена).

Почти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с прялок.
Надо сказать, что прялочные поверхности не так уж и простые: и "башенки" сверху, и "серьги внизу, и бока резные, и стояк с "яблоком".

( Грязовецкие прялки)

Именно эта обманчивость подводит многих начинающих художников.
Особенно, если стараются повторить какой -нибудь образец росписи, взятой из книжной иллюстрации - фрагмента.
Эта "точная копия", перенесенная на доску, часто становится чуть ли не пародией.
И все потому, что горе-художник не видел всего образца.
Поэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.

Это, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе.
Когда видишь большую поверхность прялки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточностях и небрежностях уже не возникает, а восхищенно думаешь:"Дорасти бы до такой простоты!"

А сейчас познакомимся с устройством прялок.
Они были двух типов: с гребнем и с лопастью.
Гребневые бытовали в центральных, южнорусских губерниях и в Поволжье.
А с лопастями - на Севере, а также в центральных губерниях, на Урале, в Сибири, на Алтае.
"На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана.

( Прялки. Кистевая роспись )
Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.

( Прялки 19 века. Вологодская область)
Прялки-гребни были разборные и состояли из двух деталей, самого гребня и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставлялся.


На нижней Вычегде существовала иная роспись.
На лопасти прялок по киноварному, или ярко-синему фону наносился сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимися цветами и зеленой листвой.
Растительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.
Как раз такими и были городецкие прялки со знаменитыми расписными донцами.
Кажется, зачем же было так стараться над росписью, которая никому не будет видна под сидящей пряхой?
Ан нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пряха бездействовала!


Прялки с лопастью - лопаской, личиной, головкой, пером - по-разному называли верхнюю часть таких прялок - были разборными или, что встречается чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получался и подгузок, и лопаска.
Поэтому такие прялки назывались "копылками", "корневухими".

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи крестьянки.
Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.



В избушке, распевая, дева Прядет,
и, зимних друг ночей,
Трещит лучинка перед ней"

- Писал Александр Сергеевич Пушкин.
Работа пряхи часто продолжалась за полночь, и приходилось пользоваться лучиной, вставив ее в светец, рядом с которым (в противопожарных целях) стояла бочка с водой.

На лавку рядом ставили лукошко с клюквой. Потому что кислая клюква способствовала выделению слюны, которой пряха время от времени смачивала нить.

Ручное прядение было очень медленным.
Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена.
Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь, сильнее - она оборвется, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной.
Вытянув нить достаточной длины, пряха сматывала ее на веретено, и повторяла всю операцию сначала.
Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи.
А чтобы получилось хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пряжи!

Поэтому прясть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 - 8 лет.
Веретена с напряденными нитками - мочками пряхи складывали в специальную коробку - мочесник.
Стенки его были расписаны также нарядно, как и сама прялка.
С мочесниками и прялками девушки ходили на посиделки, или супрядки, - веселые вечеринки.
Там девушки усаживались на лавки, начинали прясть, затягивали песни.
Вскоре в избу приходили и парни.
Изба быстро заполнялась народом, работа чередовалась пением, играми и плясками (см. рис.).
Красивая прялка была гордостью владелицы.
Она несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной наряд прялки.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся нынче в наших музеях, ни одна не повторяет другую.
Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
Типы прялок сложились в далекие времена.
На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.
Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью.
В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии - круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.


Пряла лен, пряла лен, Да льняное волокно.
Приходи ко мне, миленочек,
С тальянкой под окно".

Частушка, Холмолгорский район.
Росписи Северной Двины и Мезени.
Народные росписи, рожденные на берегах рек Северной Двины и Мезени, - яркое и самобытное искусство.
Эти школы народного мастерства возникли в Х1Х в.
Северодвинская роспись объединяет несколько крупных центров.
Среди них особенно выделяются росписи пермогорская, ракульская, борецкая.
Еще одна очень интересная роспись архангельского края - мезенская.

( Северодвинская прялка )

( Северодвинская прялка )
Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое.
Особенно славились богатством и разнообразием росписи прялки.
Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета.
Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения искусства.
Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы, а для мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. Во всех этих росписях основными выразительными средствами являются линия, контур и силуэт, а цвет дополняет изображения.
Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг.
Народные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.
Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка.
Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.

( Вологодская область)
Ведущая тема северодвинской росписи - это опоэтизированная жизнь народа и родной природы.

( Вологодская область )


( Архангельская область, Каргопольский район)

Источник - собрано из многих источников.

Спасибо что зашли.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением.
  Всех приветствую.
Всегда интересно читать и смотреть на прежнюю жизнь.
Ведь мы уже так жить не будем.
Редко кто из нас знает, с какой стороны подойти к прялке, а как с ней обращаться - вообще единицы.
Пожалуй, ни одно орудие крестьянского труда не украшалось так многообразно, любовно, как прялка. Читать полностью
 

Комментарии

Lyubov08
16 декабря 2016 года
+2
Приветик! Да, были мастера своего дела! А сейчас может в северных районах и делают такие расписные.У бабули была простая, прибитая к доске. А так я видела в деревне и расписные были. Да, вспомнила. мама моей подружки пряла шерсть, красила и вышивала ковры. Вот где была красота. Я всю жизнь мечтала вышить такой ковер.не удалось.Все делалось только зимой. летом вообще не садились за прялки.
marina56evgenia (автор поста)
16 декабря 2016 года
0
Понятно - самая работа за прялкой - Зима.
swetgan
18 декабря 2016 года
0
Благодарю за статью. Если можно опишите значение узоров на рушниках.
marina56evgenia (автор поста)
18 декабря 2016 года
0
Попробую.
Эркюльчик
21 декабря 2016 года
+1
marina56evgenia (автор поста)
21 декабря 2016 года
+1
Эркюльчик
21 декабря 2016 года
+1
marina56evgenia (автор поста)
21 декабря 2016 года
+1
vlakodlak
22 декабря 2016 года
+1
Благодарю за статью, порадовали
мезенская роспись - моя любовь, когда впервые увидела аж замерла, настолько она отозвалась у меня
marina56evgenia (автор поста)
22 декабря 2016 года
0

Рада что Вам понравилось.
Весеннее2014
22 октября 2018 года
+1
Мне тоже понравился рассказ Мне нравится читать историю рукоделия. Хоть я никогда не интересовалась прядением, но в детстве в деревне видела простецкие прялки, на которые садятся. Помню, что были и ткацкие станки, почти в каждом доме. Ткали шерстяные дорожки из крашеной пряжи.
marina56evgenia (автор поста)
22 октября 2018 года
0
Очень рада Вам мой постоянный читатель.
Весеннее2014
22 октября 2018 года
0
Спасибо
marina56evgenia (автор поста)
22 октября 2018 года
0
belochka_lv
4 ноября 2022 года
0
у моей бабушки была прялка для шерсти с колесом...Это не то?
marina56evgenia (автор поста)
5 ноября 2022 года
0
С колесом это самопрялка.
https://www.stranamam.ru/post/12169944/
belochka_lv
5 ноября 2022 года
0
Спасибо не знала. Трудное житье было у наших пра....бабушек
marina56evgenia (автор поста)
6 ноября 2022 года
+1
Муж мне обещал подарить такую прялку.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам