Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка, с отклонениями в психическом развитии.

.

От автора: Основные принципы воспитания ребенка с особенностями психического развития.
С легкой руки представителей одной известной и влиятельной психологической школы, появилась тенденция большинство поведенческих проблем ребенка объяснять педагогическими ошибками родителей. И, надо сказать, зачастую это вполне обосновано – то мама бросается утешать малолетнего тирана, получившего от брата шлепок за разбитый телефон, то папа, нежно воркуя, уговаривает любимую доченьку, с садистским удовольствием вырывающую ему последние волосы, перестать это делать, то бабушка, с чрезмерной активностью, бросается отвечать на вопросы вместо флегматичного, неуверенного в себе мальчика.

Однако, бывают ситуации, когда и самый одаренный воспитатель может оказаться в тупике. Это происходит, когда не работают стандартные методы воздействия и коррекции поведения (ребенок относится к разряду «трудновоспитуемых»), либо, если речь идет о наличии психических отклонений. О первом случае, в отечественной профессиональной литературе написано достаточно много. О втором – наоборот, очень мало. Хотя, вопрос «как жить?», «как воспитывать?» и «что с этим делать?» - возникает постоянно.

Для того, чтобы дать ориентиры, позволяющие психологам и родителям хотя бы наметить стратегию поведения, я попыталась сформулировать основные, универсальные принципы взаимодействия с ребенком с особенностями развития.

1) Поощрять самостоятельность и развивать навыки самообслуживания. Это одна из важнейших и основных задач! Зачастую, такие простые и «неважные» вещи как еда, одевание, самостоятельное посещение секций или магазина оказываются вне родительского внимания. К сожалению, нередко, родители, в стремлении доказать себе и всем окружающим, что ребенок не настолько интеллектуально снижен или аутичен, все усилия направляют на формирование навыков чтения, письма или счета. При этом, ребенок, с горем пополам, научившийся складывать в уме двухзначные цифры, оказывается абсолютно беспомощен в обычной житейской ситуации.

Еще более катастрофично это выглядит, если речь идет, например, о высокофункциональном аутисте или ребенке с шизофренией, способном писать фразы на нескольких языках и поражающим своей эрудицией, но неспособном позаботиться о себе.

Однажды, я была свидетелем случая, который отлично иллюстрирует вышесказанное.

К нам в отделение, поступил весьма интеллектуальный мальчик с расстройством аутистического спектра. Он хорошо играл в шахматы, решал олимпиадные задачи и увлекался астрономией. Пока мама общалась с доктором, он пошел в туалет. Вскоре оттуда раздался дикий вопль. Все, включая маму, доктора и санитарок, побежали спасать ребенка. И увидели десятилетнего мальчика, стоящего со спущенными штанами. «Мама, у меня не получилось вытереть попу!». Как говориться – no comment.

Поэтому, очень важно, каждого ребенка учить навыкам самообслуживания, настолько, насколько это для него возможно, невзирая на возможные трудности и протесты. Не нужно жалеть ребенка, отказывающегося брать в руки ложку и кормить его до четырех, шести, восьми лет... Лучше пожалейте его, когда будете заставлять писать прописи.

Хороший тест, позволяющий определить, насколько ребенок адаптирован в быту, это возможность «со спокойной душой» оставить его на несколько «на хозяйстве» на некоторое время (разумеется, в зависимости от возраста и наличия не преувеличенных, а реальных проблем, таких как глубокая умственная отсталость или гебефренная шизофрения).

2) Не включаться в систему патологического поведения, не поощрять (даже косвенно, своим участием) неадекватные поступки или высказывания. Например, если ребенок с ОКР требует от родителей, подключаться к выполнению его ритуалов (вместе обходить трещины на тротуаре или стучать три раза по дверному косяку, прежде чем войти в дверь) лучшее, что могут сделать родители, это, невзирая на истерику, отказаться выполнять эти действия, демонстрируя этим самым модель здорового поведения. Даже сложно представить, насколько далеко могут зайти родители в своих отчаянных попытках «утешить» и «успокоить» ребенка. Так, одна из мам, в течение нескольких лет безропотно таскала за своей дочкой вышитое одеяло, без которого она отказывалась выйти даже в магазин (так и ходили они везде с огромным пакетом). Другая – вызывала скорую помощь, всякий раз, когда сына одолевали галлюцинации, и он требовал немедленно отвезти его в больницу и вырезать ему из рук насекомых. Когда скорая приезжала, она умоляла врачей «сделать вид», что они что-то там «вырезают». Еще в одном случае, папа, всякий раз позволял дочке (с легкой формой ДЦП) не пойти в школу, если она жаловалась на головную боль. Со временем, девочка мастерски научилась манипулировать, и при отказе выполнить ее требования, вызывала у себя рвоту и предъявляла это как доказательство «дикой головной боли», которая возникла из-за «стресса», так как родители не купили новую куклу.

Разумеется, что имея дело с болезненными проявлениями, очень трудно найти грань, за которой заканчивается симптом и начинается манипуляция. Однако, чем более адекватным и адаптивным будет поведение ребенка, тем будет лучше для него. А задача родителей с помощью системы поощрений, штрафов и игнорирования, добиться максимально возможного.

Поэтому следующий принцип, которого следует придерживаться, гласит:

3) «Твои причуды – твои проблемы». Это означает, что следует нейтрально относится к ритуалам или прочим болезненным проявлениям и спокойно реагировать на нелепые выходки, позволяя ребенку самому ощутить их последствия. В частности, когда мама девочки перестала носить за ней одеяло, и всякий раз, спокойно говорила – «ты можешь носить его с собой, но я не стану помогать тебе, когда ты устанешь, и не буду сама его носить» этот ритуал исчез. Разумеется, ей пришлось пережить парочку масштабных истерик и поток обвинений в свой адрес, однако, примерно через три недели эта мучительная проблема исчезла.

4) Четко давать обратную связь, но не угрожать. Для ребенка с нарушением развития четкие границы и правила особенно важны. Поэтому, сигналы, которые родители дают ребенку, должны быть совершенно ему ясны и однозначны. Например, лучше спокойно сказать ребенку «мне не нравится, что ты разговариваешь с незнакомым человеком в таком тоне», чем пытаться сгладить или разрядить неприятную ситуацию шуткой. Или, что еще более непедагогично, в присутствии ребенка пытаться объяснять окружающим и оправдывать его поведение – «он устал, поэтому кричит», «ему не нравятся молодые/пожилые – худые/полные, поэтому он вас бьет» и т. п. Даже если родители намеревались устроить «разбор полетов» дома, это не будет эффективно – к тому времени ребенок забудет об этой ситуации или захочет перевести разговор на более приятную тему.

В целом, дети с отклонениями в психическом развитии, по сравнении с нейротипичными детьми, нуждаются в более директивном поведении родителей на начальных этапах формирования границ, и в более мягком и принимающем отношении впоследствии. Иными словами, родители ребенка с нарушениями развития должны быть очень настойчивы и последовательны в своих требованиях, касающихся формирования навыков самообслуживания и навыков поведения в социуме, но быть более толерантными к учебным успехам детей и «житейским мелочам» - в виде регулярной утери варежек, карандашей, неопрятности и проч., что связано с объективными трудностями концентрации внимания.

5) Говорить о своих желаниях без давления (мне бы хотелось, чтобы ты смог оставаться без меня»), и «программировать» на правильные действия («я думаю, что когда тебе исполниться шесть лет, ты спокойно сможешь оставаться сам в кабинете у логопеда/психолога/репетитора». Свои права, родителям нужно отстаивать уверенно и последовательно, так как дети с нарушениями развития, склонны втягивать родителей в симбиотические отношения, используя самые разные способы – от «мимишечных» - демонстрируя чрезмерную застенчивость, неловкость, тревожность (будто посылая маме сигнал – «защити меня от всего мира, сделай так, чтобы мне было хорошо и комфортно, делай все за меня – общайся за меня, думай за меня, развлекай меня»), до жестко манипулятивных – «не сделаете, так как я хочу – выброшусь в окно», «а ну быстро принесла мне пирожное, а то по морде получишь!» и т. п. (бесконтрольное навязывание всем окружающим «своих правил», готовность добиваться желаемого невзирая ни на какие моральные нормы).

6) Учить ребенка выполнять условия договора («сначала, ты сделаешь то, о чем мы договаривались, а потом я разрешу тебе …»). Это правило – залог способности ребенка выстраивать любые мало-мальски конструктивные отношения с окружающими. Очень часто, из жалости или в попытке избежать истерики, родители позволяют ребенку не выполнять свою часть договора, но все равно дают обещанное вознаграждение. Этого не стоит делать ни в коем случае. Лучше даже не пытаться договариваться, если есть опасение не выполнить свою часть условий договора.

К примеру, один уже достаточно взрослый мальчик с тенденцией к формированию личности по психопатическому типу (истероидно-эпилептоидному), заявлял: «да, я могу получить любую вещь, какую захочу. Я эту дуру (прим. – имеется в виду мать) всегда могу обмануть. Я скажу, например, что буду хорошо учиться, а взамен попрошу айфон. Она сразу купит. А я потом могу учиться, могу не учиться. А айфон мне нужен, чтобы пацаны завидовали». На вопрос психолога – «а если не купит?», отвечает – «а куда она денется? Буду орать каждый день, бабушке жаловаться, скажу, что перееду к папе жить. Она и купит».

7) Вводить систему вознаграждений за желательное поведение.

Как правило, мы считаем, что так и должно быть «по умолчанию» – ребенок должен вести себя вежливо, терпеливо, сдержанно и т. п. Некоторые, благополучные, нейротипичные дети так себя и ведут, потому что у них работает мощная внутренняя система мотивации - «я хочу, чтобы меня считали хорошим мальчиком, ко мне хорошо относились, а для этого мне не следует кричать в магазине, бить малышей на детской площадке и т. д.». У детей с особенностями развития эта внутренняя система мотивации нарушена – для них, как правило, важнее получить желаемое «вот прям счас», чем регулировать свое поведение с оглядкой на какие-то там социальные нормы, т. е. учитывать, кто и что про них подумает.

Поэтому, для них приходится придумывать дополнительную внешнюю мотивацию – «не станешь кричать в магазине – получишь конфету», «если ни разу никого не ударишь на детской площадке – куплю киндерсюрприз».





Резюмирую вышесказанное, хочу подчеркнуть – если у родителей детей с особенностями развития есть ощущение, что это они управляют поведением своего ребенка, а не наоборот – все идет нормально. И напротив, если есть стойкое осознание того, что родители делают все, или практически все, из того на чем настаивает ребенок, даже если ограничивает их возможности (например, приходится отказывать себе в путешествиях, отдыхе, сне, или даже в возможности спокойно принять душ) – дело плохо. И нужно срочно начинать восстанавливать статус-кво.

Науменко Наталья Александровна
#deti@psi_for_everyone
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка, с отклонениями в психическом развитии.
.
От автора: Основные принципы воспитания ребенка с особенностями психического развития.
С легкой руки представителей одной известной и влиятельной психологической школы, появилась тенденция большинство поведенческих проблем ребенка объяснять педагогическими ошибками родителей. Читать полностью
 

Комментарии

PtizaSyn
10 ноября 2016 года
+1
ФРНК (автор поста)
11 ноября 2016 года
0
Katunochka
11 ноября 2016 года
+1
Еле осилила ... почему то не зацепило... наверно уже достали специалисты советовать.. особенно когда крыша съезжает...
ФРНК (автор поста)
11 ноября 2016 года
+1
Да, советов дают много. Я уже тоже давно не читаю эти советы.
Но как мама уже взрослых детей с особенностями и уже очень много знаю таких детей подростков. Вижу что с этого всего выросло. Хочу сказать, что это очень адекватная статья и советы в ней правильные.
Нам иногда проще уступить ребёнку и не напрягаться лишний раз. Сама по себе это знаю. Родители не знают что потом с этого всего получается. Просто потому, что в реальной жизни до своего особенного детей таких не видели, не знали.
Katunochka
11 ноября 2016 года
0
Да.. очень наблюдать приходится когда свой таким родился. Мне например так и норовят мамы обычных деток делать замечания...что строго часто воспитываю.(ну она же бедненькая.. маленькая.. ничего страшного что по лицу пощечину влепила... ) Я то наоборот могу и по руке треснуть вот в ответ и получаю "комплименты" что грубая.. хотя в разных ситуациях по разу то и пришлось съреагировать на такое... И убираем и читаем все как положено без всяких потаканий... иначе вырастет хитрюга и эгоистка которой все должны. Друзья удивляются что уходя из гостей домой на фразу : Катюша все нам пора ехать домой - она отвечает: Да, мам...Ну и всяких ситуаций куча и причем всегда разные...
ФРНК (автор поста)
11 ноября 2016 года
+1
Со стороны всегда легко быть добренькими. Только потом же такие доброходы первыми будут кричать о том, что нужно изолировать ребёнка или дать ему таблетку что бы успокоился. Обязательно нужно ребенку, грубо скажу, вдолбить границы дозволенного. Потом именно это реально ему облегчит жизнь. Даже очень сложным детям. У меня старший не говорящий аутист, не понимает происходящее, тяжелая УО. Но когда он в подростковом возрасте уже по своему состоянию часто лежал в больнице, там удивлялись его поведению. Ожидали гораздо хуже. Понятно, что когда у него припадок, он себя не контролирует. А когда снимают это состояния, он послушный. Он знает и понимает свою кровать, порядок приема пищи, с ним можно договориться. А однажды мы наблюдали такого уже взрослого , но не знающего
границ. Взрослый человек, с щетиной ходит между столами где сидят люди и ножкой топает, дай конфетку. Уговоры не делай это не помогаю никак. Он хорошо одет, ухожен. Видно, что он домашний . У него не острое состояние, что бы снимать это препаратами. Мед сестры его еле усадили между собой и пытались хоть как то уговорить. Это понимающий, говорящий, только с оу. У больного с ШЗ снимут острое состояние и нормально, он в каких то определенных рамках. А это просто так привык, для него это норма. Его не приучили слушать взрослых. Он же ребёнок на всю жизнь. А потом будут думать как он будет жить после их смерти. А кто будет его капризы выполнять?
Так что никакой у Вас грубости нет. Все правильно делаете.
Katunochka
12 ноября 2016 года
0
спасибо. Здоровья Вам и детишкам!
ФРНК (автор поста)
12 ноября 2016 года
+1
Katunochka
12 ноября 2016 года
+1
chepuska
11 ноября 2016 года
+1
Очень полезная статья. Как мне кажется актуальна и для родителей с нормальными детьми. Мне кажется сейчас у многих родителей проблема с подростками- отсутствие мотивации к ответсвенному поведению. Не хочу учится, не хочу заниматься с репетитором и тд. И мама контролирует, водит на занятия, иначе он же убежит, будет гдето зависать и гулять.
И причем объясняется это тем, что ребенок еще не отдает отчет своему поведению. Бред. В 12-14 лет ребенок вполне понимает что творит. Просто с детсва в рот заглядывают и жалеют
ФРНК (автор поста)
11 ноября 2016 года
+2
И для нормальных детей это тоже очень подходит.
Только сейчас , к сожалению, часто только кажется что у ребенка все хорошо и нет диагноза. Пока его не посмотрит хороший психиатр. И вчасто только в подростковом возрасте это все обостряется. Но очень много можно скорректировать просто воспитанием. Мне еще один совет нравится. Который тоже подходит для всех без исключения. То что ребёнок уже умеет делать сам, он всегда должен делать сам.
petynia
11 ноября 2016 года
+2
ФРНК (автор поста)
11 ноября 2016 года
0
Ершистик
13 ноября 2016 года
+1
хорошая статья!
ФРНК (автор поста)
13 ноября 2016 года
0

Мне редко кода что нравится по воспитанию особых, а здесь под каждым словом подпишусь.
Анна сама по себе
9 декабря 2016 года
0
Но как это трудно
ФРНК (автор поста)
9 декабря 2016 года
0
Поверьте, потом себя именно только это и оправдает.
профиль удалён удалённого пользователя
19 ноября 2016 года
0
Какая хорошая статья!
ФРНК (автор поста)
20 ноября 2016 года
0
personazh
19 декабря 2016 года
0
Оксана, спасибо за статью.
Все советы уже давно пережиты. Каждый раз опукаются руки и пошатывается вера. Уже со мнгогими "чудесами" смиряешься. Но после статьи душою ощущается поддержка - не у меня одной такое "счастье". Мамы ищут пути, борются, стремятся. И, побеждая пессимизм и усталость, зарождается маленькая искорка надежды: "Может, еще не все потеряно"...
ФРНК (автор поста)
19 декабря 2016 года
+1
В любом случае , с любым ребенком нужно жизнь налаживать. И не стесняться сделать её хоть немного полегче и для себя. А у нас сейчас культ ребёнка, а если особый, так вариант один: посадить себе на голову.
mashanyaZ
8 февраля 2017 года
0
Очень хорошая статья, советы можно применять ко всем детям.
ФРНК (автор поста)
8 февраля 2017 года
0
mashanyaZ
8 февраля 2017 года
0

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам