Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

"Неведома зверушка", или О чем расскажет детский рисунок?

Много интересного узнать о своем ребенке, посмотреть на него несколько другими глазами вы сможете, если предложите ему пройти один несложный проективный тест.

Отметим, что рисуночные тесты помогают обойти многие защитные реакции и при внимательном рассмотрении получить достоверную, порой очень важную информацию. Для детальной интерпретации полученных результатов вам потребуются изучение специальной литературы и определенные навыки психологической диагностики, но увидеть наиболее наглядные особенности ребенка, а возможно, и существующее проблемы вы вполне сможете, руководствуясь только приводимыми ниже данными.
К тому же данный тест позволяет определить, насколько развиты творческие способности у вашего ребенка, его склонность к фантазированию и выдумкам.

Несуществующее животное

Для работы потребуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и ластик. Лист бумаги лучше брать белый. Карандашом средней мягкости, простой ручкой или фломастером рисовать нельзя.

После создания спокойной обстановки попросите ребенка: "Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем". Если ребенок начнет задавать уточняющие вопросы, то лучше никаких комментариев не давать, а постараться объяснить, что это всего лишь игра и ребенок может выполнить задание так, как ему захочется.

Желательно не ограничивать ребенка во времени и уж тем более не "помогать" в процессе работы. После того как рисунок готов и имя животному придумано, обязательно похвалите ребенка и скажите, что вам очень нравится, что у него получилось. Вы можете также попросить его придумать небольшую историю о вымышленном животном, рассказать о его друзьях, семье, проблемах, приключениях. Все это будет метафорически говорить о самом ребенке, отражать реалии его внутреннего мира. Интересно будет проанализировать отдельные элементы рисунка и рисунок в целом. Ниже приводится необходимая для этого информация.

Положение рисунка на листе.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка и недостаточность признания со стороны окружающих; тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части — неуверенность а себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, отсутствие тенденции к самоутверждению и признанию.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющие ее детали). Голова, повернутая вправо, — устойчивая тенденция к деятельности — почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или по крайней мере начинает осуществляться, ребенок активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова, повернутая влево, — тенденция к рефлексии, размышлению. Ребенок "не человек действия", лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь перед активным действием.

Положение анфас, т. е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм.

Увеличенный (по отношению к фигуре в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а возможно, и эрудицию в себе и окружающих.

На голове часто расположены дополнительные детали: рога — защита, агрессия; перья — тенденция к самоукрашению или к самооправданию и демонстративности; грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание твоего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.


Глазам придается особое значение. Это символ присущего человеку страха, что особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — показатель демонстративности, а также заинтересованности в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Уши: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих.

Рот. Приоткрытый рот в сочетании с языком — болтливость, в сочетании с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: ребенок огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков значение рта округлой формы означает боязливость и тревогу.

Несущая часть фигуры (ноги, лапы, постаменты). При значительности, устойчивости несущей части ребенку присущи основательность, обдуманность, рациональность, опора на существенную и значимую информацию. В противном случае — поверхностность и неосновательность суждений, легкомысленность выводов, иногда импульсивность принятия решений. Все это особенно ярко может проявляться при отсутствии или почти отсутствии ног. Здесь следует обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо или не соединены совсем. Это характеризует контроль за своими рассуждениями, выводами, решениями.

Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног свидетельствуют о конформности суждений и установок, банальности в принятии решений. Разнообразие в положении ног говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности. Соответственно необычность формы ног говорит о творческом начале или инакомыслии.

Части, возвышающиеся над уровнем фигуры (крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков). Элементы, расположенные над фигурой, могут быть функциональными или украшающими. Функциональные элементы — это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, самомнение, любознательность, участие как можно в большем числе мероприятий, завоевание себе "места под солнцем", увлеченность своей деятельностью, смелыми мероприятиями. Украшающие элементы — демонстративность, стремление обратить на себя внимание, манерность.

Хвост выражает отношение к собственным действиям, поступкам, решениям, размышлениям, вербальной продукции. По тому, повернут на рисунке хвост вправо (положительное) или влево (отрицательное), судят об эмоциональной окраске этого отношения. Кроме того, дополнительными показателями при оценке является направленность хвоста: направленный вверх — уверенность, положительная оценка, бодрость; падающий вниз — показывает недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние и т. д.

Контур фигуры. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий контура) — это защита от окружающих. Агрессивная защита — если рисунок выполнен с острыми углами; страх или тревога — если есть затемнение контурной линии; опасение и подозрительность — если поставлены щиты, "заслоны". Направленность выступов вверх — защита от людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, то есть против старших по возрасту, родителей, учителей, руководителей. Направленность выступов вниз — защита от насмешек, непризнания, отсутствия авторитетов у нижестоящих, боязнь осуждений. Боковые выступы — недифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях.


Общая энергия. Энергия оценивается количеством изображенных деталей. Отмечается, нарисованы ли только необходимые элементы, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т. д.), заполнены ли контуры, имеются ли штриховка и дополнительные линии или щедро изображены не только необходимые, но и усложняющие конструкцию дополнительные детали. Соответственно чем выше энергия, тем больше деталей, и наоборот, отсутствие таковых — экономия энергии, астеничность. В этом случае можно предположить хроническое соматическое заболевание. То же подтверждается характером линий: при астении — слабая, паутинообразная. Противоположный характер линий (жирные с нажимом) не является полярным. Это свидетельство тревожности, а не энергии. Особенно следует обратить внимание на продавленные линии, видимые даже с обратной стороны листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки — резкая тревожность). Важно отметить, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность.

Тема рисунка. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение испытуемого к своему "Я", представление о своем положении в мире.

Уподобление животного человеку. Постановка животного в положение прямохождения (две лапы вместо четырех и более), одевание животного в человеческую одежду, похожесть морды на лицо, ног и лап на руки свидетельствуют об инфантилизме, эмоциональной незрелости.

Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежеланию давать окружающим сведения о себе. Акцент на сексуальных признаках (вымя, соски, грудь при человеческой фигуре) — это отношение к полу, фиксация на проблемах секса.

Творческие возможности. О творческом начале обычно можно судить по количеству сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала характеризуются изображением реального, существующего животного.

Название. В названиях изображенного "животного" могут рационально соединяться смысловые части ("Летающий заяц", "Бегекот"), а также использоваться словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием ("Реболетиус", "Воплиолярис"). Первый вариант свидетельствует о рациональности. Второй говорит о демонстративности (разума, эрудиции). Встречаются названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления ("Гряктер", "Ле-лые"), отражающие легкомыслие. Наблюдаются и ироническо-юмористические названия ("Рипочурка", "Давашпор", "Пузыриес"), характеризующие соответствующее отношение к окружающему. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы ("Тру-тру"). Склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражается непомерно длинным названием.


Источник: книга Екатерины Орловой «Почему дети лгут? Где ложь, а где фантазия»
Фото детских рисунков взяты из Интернета
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам "Неведома зверушка", или О чем расскажет детский рисунок?
  Много интересного узнать о своем ребенке, посмотреть на него несколько другими глазами вы сможете, если предложите ему пройти один несложный проективный тест.
Отметим, что рисуночные тесты помогают обойти многие защитные реакции и при внимательном рассмотрении получить достоверную, порой очень важную информацию. Читать полностью
 

Комментарии

ivone-v
6 апреля 2011 года
+3
Мой сын, когда был в детсаду, нарисовал меня в одних плавках с голой грудью гуляющей за руку с ребёнком в лесу...это что такое
На 8 марта он изобразил меня русалкой опять грудь и БОЛЬШИЕ бусы..
Я долго(очень) кормила его и брата, может примелькалась
Полина Караваева (автор поста)
6 апреля 2011 года
+1
Просто он - настоящий мужчина))) Да и вряд ли Вас можно отнести к "несуществующему животному")))))))))))))))
Нарния
6 апреля 2011 года
+3
у нас история была - приходил в сад психолог, увидела, что Ди весь лист раскрасила карсно краской и говорит: девочка агрессивная, ей не хватает внимания родителей, обижает сверстников и тд, в общем, дитя по ее словам у нас полный агрессор... Рядом стоит воспитательница и говорит: это не так, просто... Психолог перебивает ее: я лучше знаю! с этим ребенком надо работать! Воспитательница решила продолжить фразу: Девочка хорошая, просто.... психолог опять перебивает и говорит: а почему она тогда только красной краской весь лист вымазала? почему другие цвета отсутствуют?? Воспитатель: я просто дала ей ТОЛЬКО 1баночку краски - КРАСНУЮ!!!
Полина Караваева (автор поста)
6 апреля 2011 года
+1
Ой, не могу - анекдот просто!
Нарния
6 апреля 2011 года
0
ага, я слушала этот диалог, а в конце просто выпала, смеялась долго )) психолог обиделась на меня....
Полина Караваева (автор поста)
6 апреля 2011 года
+1
Пусть на себя обижается, раз не умеет мыслить "ширше", чем диктуют ей ее учебники по психологии.
Tatusja
7 апреля 2011 года
+1
В ответ на комментарий Нарния
у нас история была - приходил в сад психолог, увидела, что Ди весь лист раскрасила карсно краской и говорит: девочка агрессивная, ей не хватает внимания родителей, обижает сверстников и тд, в общем, дитя по ее словам у нас полный агрессор... Рядом стоит воспитательница и говорит: это не так, просто... Психолог перебивает ее: я лучше знаю! с этим ребенком надо работать! Воспитательница решила продолжить фразу: Девочка хорошая, просто.... психолог опять перебивает и говорит: а почему она тогда только красной краской весь лист вымазала? почему другие цвета отсутствуют?? Воспитатель: я просто дала ей ТОЛЬКО 1баночку краски - КРАСНУЮ!!!

↑   Перейти к этому комментарию
таких психологов за шкирку бы и в худшколу
мы с сыном пошли в новый центр, там педагог попросила нарисовать семью, ну Леха и нарисовал - мама на пол-листа, папа "на работе", себя "не хочу", а братика "у меня нет". Меня потом спрашивать начали, почему так. А потому что мы в тот день просто пропустили дневной сон, вот и все. На следующем занятии педагог отметила, что все "гораздо лучше".
Как можно по одному случайному рисунку о чем-то судить? Психолог должен не оценивать деток с наскока, а некоторое время понаблюдать за ребенком, постараться понять его, а потом уже желать выводы. Ведь на то он и психолог. Имхо.
Нарния
7 апреля 2011 года
0
Tatusja пишет:
некоторое время понаблюдать за ребенком, постараться понять его, а потом уже желать выводы.
Tatusja
7 апреля 2011 года
+1
Спасибо за интересную статью, а с какого возраста такой тест можно проводить? Мой сын пока рисует мало, не очень любит, да и рисует в основном головоногов, так что сложно пока оценить, что там в его голове творится.
Полина Караваева (автор поста)
7 апреля 2011 года
+1
Да как начнет понимать, что вообще такое - "несуществующий зверь", так и проводите))) С 3-х лет наверняка можно.
nina_kiki
7 апреля 2011 года
+1
очень интересная статья спасибо
вот у меня ребёнок очень любит чёрный цвет и синий
я кстати сама попробовала по этой статье нарисовать животное))) в общем оказалась я великой трусихой. мало того что они у меня большие так их ещё и семь. и жаль что про носы ничего не написано интересно всётаки.
Полина Караваева (автор поста)
8 апреля 2011 года
+1
nina_kiki пишет:
они у меня большие так их ещё и семь
Семь носов? или детей?))))
nina_kiki
8 апреля 2011 года
0
это я про глаза написала)))) а детей у меня всего двое но от семи не откажусь. ну очень хочется ещё хотябы парочку
Katia
7 апреля 2011 года
+1
А мой сынулька рисует смешивая все краски, т.е. кисточкой в красную краску, потом в синюю, зеленую и т. д., а потом рисует!!! И закрашивает полностью весь лист!!! Что это может значить???
Полина Караваева (автор поста)
8 апреля 2011 года
0
Либо хочет все и сразу, либо - будущий ученый-исследователь. Он у Вас, часом, не Водолей по гороскопу? А может, Вы ему просто не объяснили, как надо пользоваться красками?)))))))))
Katia
8 апреля 2011 года
0
Нет, по гороскопу он Весы. Как это не объясняла...конечно же объясняла. Когда рисую вместе с ним и говорю что нарисовать он рисует, как только я ухожу от него делает по своему. И в школу развивающую мы ходим, там тоже они рисуют, что показывают, то он и рисует!!! А дома если я ему говорю, что не так, он сразу начинает злиться и говорит что я хочу так!!! А потом даже рассказывает что он нарисовал!!!
Полина Караваева (автор поста)
8 апреля 2011 года
0
О, так он у Вас - настоящая личность! Это же замечательно. Он имеет свое мнение и богатую фантазию.
Vlana82
7 апреля 2011 года
+2
А мой всем рога рисует(папе и сестренке),а мне корону,а в руках мороженное!
Tatusja
7 апреля 2011 года
+1
дитям - цветы, бабе - мороженое ()просто вспомнилось)
Vlana82
7 апреля 2011 года
+1
Полина Караваева (автор поста)
8 апреля 2011 года
+1
В ответ на комментарий Vlana82
А мой всем рога рисует(папе и сестренке),а мне корону,а в руках мороженное!

↑   Перейти к этому комментарию
Vlana82 пишет:
а мне корону,а в руках мороженное!
Мама, в его глазах Вы - королева)))))))))))))
Vlana82
8 апреля 2011 года
0
Что есть,то есть!
мама Лики иКсюши
8 апреля 2011 года
+1
сегодня нам тоже с дочей делали такой тест у нас получилось животное слоно-кот прикольный такой слон синий,кот желтый с 2 хвостами,с ресничками,гуляют на лугу(светит солнце,тучки и травка зеленая и лапы почему-то 3 ,2 кота и у слона 1.попробую выложить домой когда вернусьhttps://www.stranamam.ru/post/1195720/#com6145317 моя история
Полина Караваева (автор поста)
8 апреля 2011 года
0
Слоно-кот? Какая прелесть )
мама Лики иКсюши
8 апреля 2011 года
0
В ответ на комментарий мама Лики иКсюши
сегодня нам тоже с дочей делали такой тест у нас получилось животное слоно-кот прикольный такой слон синий,кот желтый с 2 хвостами,с ресничками,гуляют на лугу(светит солнце,тучки и травка зеленая и лапы почему-то 3 ,2 кота и у слона 1.попробую выложить домой когда вернусьhttps://www.stranamam.ru/post/1195720/#com6145317 моя история

↑   Перейти к этому комментарию
Юлия Одегова пишет:
сегодня нам тоже с дочей делали такой тест у нас получилось животное слоно-кот прикольный такой слон синий,кот желтый с 2 хвостами,с ресничками,гуляют на лугу(светит солнце,тучки и травка зеленая и лапы почему-то 3 ,2 кота и у слона 1.попробую выложить
https://www.stranamam.ru/album/1197192/
мама Лики иКсюши
8 апреля 2011 года
0
такой зверь у нас получился.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам