Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Мифы народов мира Баба-Яга

Мифы народов мира    Баба-Яга Начитавшись страшилок, решила прочитать, так сказать анатацию. Кто она наша Баба-Яга?

Баба-Яга (польск. jedza, чеш. jezinka, "лесная баба", ср. старосерб. jeza, "болезнь", "кошмар" и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам восточных и западных славян, Баба-Яга, живёт в лесу в "избушке на курьих ножках", пожирает людей; забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе черепа, вместо засова - человеческая нога, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. В печи Баба-Яга, старается изжарить похищенных детей. Она - антагонист героя сказки: прилетев в избу и застав в ней героя, вырезает у него из спины ремень и т. п. Кроме образов Бабы-Яги воительницы и похитительницы, сказка знает и образ дарительницы, помощника героя. У Бабы-Яги, одна нога - костяная, она слепа (или у неё болят глаза), она - старуха с огромными грудями. Связь с дикими зверями и лесом позволяет выводить её образ из древнего образа хозяйки зверей и мира мёртвых. Вместе с тем такие атрибуты Бабы Яги., как лопата, которой она забрасывает в печь детей, согласуются с обрядовой интерпретацией сказок о ней как о жрице в обряде посвящения подростков. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

Происхождение образа

Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о трёх царских дивах и об Ивашке, поповском сыне», 1911 г.

В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги[источник не указан], — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок, мертвец, и ею часто пугали детей. По другим сведениям, Баба-Яга у некоторых славянских племён — жрица, руководившая обрядом кремации мёртвых. Она закалывала жертвенный скот и наложниц, которых затем кидали в огонь.

Мифологический архетип Бабы-Яги

Саамский амбар. Модель на территории парка Скансен (Стокгольм)

Образ Бабы-Яги восходит к архетипу тотемного животного, обеспечивающий успешную охоту для представителей тотема в доисторические времена. Впоследствии роль тотемного животного занимает существо, которому подвластен весь лес с его обитателями. Женский образ Бабы-Яги связан с матриархальными представлениями об устройстве социального мира. Хозяйка леса, Баба-Яга, — результат антропоморфизма. Намёком на некогда животный облик Бабы-Яги, по мнению В. Я. Проппа, является описание дома как избушки на курьих ножках. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. хтонические существа (см. демонология, народная демонология), к которым принадлежит и Баба-Яга.

Существует и иная трактовка.

Согласно ей, Баба-Яга — персонаж не исконно славянский, а заносной, привнесенный в русскую культуру солдатами из Сибири. Первым письменным источником о ней служат записи Джильса Флетчера (1588).
Согласно этой позиции, имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета. В «Очерках Берёзового края» Н. Абрамова (СПб., 1857) есть подробное описание «яги», которая представляет собой одежду «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных неплюев, шерстью наружу… Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями наружу… Ягушка — такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами в дороге» (аналогичное толкование в тобольском происхождении даёт и словарь В. И. Даля).

«Родина» Бабы-Яги

В 2004 г. Село Кукобой было объявлено «родиной» Бабы-Яги, там же был создан музей Бабы-Яги. Русская православная церковь выступила с резкой критикой этого начинания.
Вот такая она, наша Баба-Яга.

Персонажи, сходные с Бабой-Ягой, известны в германской, греческой и других мифологиях.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Мифы народов мира Баба-Яга
  Начитавшись страшилок, решила прочитать, так сказать анатацию. Кто она наша Баба-Яга?
Баба-Яга (польск. jedza, чеш. jezinka, "лесная баба", ср. старосерб. jeza, "болезнь", "кошмар" и т. п.), в славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Читать полностью
 

Комментарии

Marina_unina
4 апреля 2011 года
+1
очень интересно
04040 (автор поста)
4 апреля 2011 года
0
OkRezun
4 апреля 2011 года
+1
Клааасс!!! Так интересно! В нашей семье почему-то Баба-Яга один из любимых персонажей, ребенок часто просит папу попугать его Бабой-Ягой, что в доме творится
МиланаЗ
4 апреля 2011 года
+1
04040 пишет:
Село Кукобой
ой, как только не назовут...
Vines
4 апреля 2011 года
+2
kstati o matriarhatie.
kogda-to, v sviazi s nau4noj rabotoj, interesoval menia obraz etoj vot Babuli.
k so*alieniju, ni nazvanija statiji, ni avtora nie pomniu. poprobuju svoimi slovami.
avtor bieriet za osnovu narodnyje skazki. i v svojej rabotie on govorit, 4to skazki o Babie-Jagie tvorili v pieriod matriarhata. samo slovo JAGA proishodit ot "zmeja". u4ienyj predpologajet, 4to pliemena vo glave s *ensh4inoj-Jagoj pro*yvali v lieso-stiepnoj polosie - tojest’ sridie obitanija zmiej.
a sami skazki i nie skazkki vovsie, a opisanije zadanij dlia *eniha iz 4u*go pliemini 4toby zapolu4it’ nieviestu iz etogo "zmiejinogo" pliemieni.
vot tak korotieniko.
Sun Lady
4 апреля 2011 года
+1
интересно
Dodo
5 апреля 2011 года
+2
Согласно Славяно-Арийским Ведам, Баба Яга жила на границе Нави и Яви, охраняя переход в Навь. Обряды перехода до сих пор прослеживаются в русских сказках.
04040 (автор поста)
5 апреля 2011 года
0
на самом деле там очень много вариантов происхождения
Viktowa
5 апреля 2011 года
+1
Оля, здорово! Я никогда про Бабу Ягу не задумывалась, а тут столько всего интересного! Буду знать! Спасибо!
04040 (автор поста)
5 апреля 2011 года
+1
пользуйтесь на здоровье
Svobodnay Lena
8 апреля 2011 года
+2
хорошая статья , полезная и интересная.
Хочу добавить, что еще Баба-Яга часто является кем-то вроде "стража" между двумя мирами.
04040 (автор поста)
8 апреля 2011 года
+1
Svobodnay Lena
8 апреля 2011 года
+1
теперь про Домового напишите. Или про меня, т.е. про Банщика
04040 (автор поста)
8 апреля 2011 года
+1
окей,еще не дошла.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам