Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Легко ли преподавателю? Снова о языке.

Я продолжаю свои рассказы о русском языке.
Начало тут:
https://www.stranamam.ru/post/11247498/
https://www.stranamam.ru/post/11251080/
https://www.stranamam.ru/post/11267828/

Хотела я немного порассуждать о том, что школьники считают самым легким, но из раза в раз делают ошибки... Это морфемный разбор (или разбор по составу, что то же самое).
Очень странно, но в школьных учебниках эта тема занимает не слишком много учебного времени. В начальных классах детям объясняют, какие части слова существуют в языке и учат их выделять на элементарных примерах. Ещё немного говорят об этом в 5-м и 6-м классах, добавляя основы знаний о словообразовании, но этого оказывается столь мало, что большинство ребят так и не понимают, как же делить слово на части, и действуют просто методом тыка: выделяют окончание и корень, всё, что до корня - приставка (или две), всё, что после - суффикс (или несколько). Многие просто выделяют каждую букву между корнем и окончанием как отдельный суффикс. Это проще, чем рассуждать и задумываться над смыслом.


На самом деле существует два способа более или менее верно выделять части слов.
Первый способ - словообразовательный. В предыдущей записи я предлагала разобрать слово "преподаватель". Вот его, как раз, очень легко разобрать словообразовательным способом.
Главное помнить правило: слова с одним корнем образуются, чаще всего, приставочным, суффиксальным или приставочно-суффиксальным способом. Иначе говоря, новое слово может образоваться, если к старому прибавить ОДНУ приставку или ОДИН суффикс (не два и не пять!!!) либо приставку и суффикс одновременно (например, слово "прибрежный" образовано от слова "берег" приставочно-суффиксальным способом).

Часто довольно легко можно проследить "путь" образования слова, построить цепь словообразования, что поможет увидеть, как последовательно присоединялись части слова, образуя всё новые смысловые единицы.
Пример. "преподаватель" - "преподавать" - "подавать" - "давать" - "дать". Эта цепочка позволяет чётко и без ошибок выделить две приставки (пре- и по-) и два суффикса (-ва- и -тель-). Ну и без проблем определяем, что корень в данном случае - ДА-. Очень многих нелепых ошибок можно избежать, если применять такой способ и помнить простое правило, о котором я сказала выше.

Ну а второй способ - проведение аналогий. Каждая приставка и каждый суффикс имеет своё значение. Например, суффикс "тель" обозначает "лицо, которое занимается определённой деятельностью". Тогда, разбирая слово "преподаватель", мы подбираем похожим образом образованные слова: "воспита-тель" - "тот, кто воспитывает", "роди-тель" - "тот, кто родил", "учитель", "попечитель", "мучитель"...
Увы, не всегда этот способ легко применить. Иногда сложно подобрать аналогию, а иногда можно спутать похожие суффиксы. Например, "мальчик" и "ключик". Если эти слова поставить рядом и попросить выделить суффикс, велика вероятность, что ученик выделит в обоих словах суффикс -чик-. Хотя во втором случае -ключ- корень, а суффикс -ик. (а в первом вообще всё слово - корень, почему - объясню дальше). Так что лучше пользоваться двумя этими способами, ну и, конечно, включать логику.

И ещё кое-что по этой проблеме. Язык является изменяемой системой, поэтому очень часто приставки и (значительно реже) суффиксы "прирастают" к корню, становятся его частью.
Помните мы говорили про "привет". Корень "вет" утратил самостоятельное значение и приставка "при" слилась с ним. Таким образом, в слове "привет" корень "привет". А в слове "ответ" корень "ответ". Да-да, в современном языке эти слова уже не однокоренные. Для них существует термин "этимологически родственные слова". И приставку "при" мы можем выделять лишь условно, говоря, что "исторически эта часть была приставкой".
То же самое касается и слова "мальчик", которое я уже упомянула. Смысловое значение корня "мал" стёрто уже, ибо мальчик необязательно "тот, кто маленький". Сегодня, скорее, мы объясним это слово как "несовершеннолетний, ребенок мужского пола". И пятнадцатилетнего юношу зачастую называют мальчиком, что было бы странно ещё лет сто-двести назад. Поэтому и корень в данном слове - "мальчик"
Что уж говорить об "объятьях", которые прямо противоречат правилу, которое дают детям в начальной школе: Ъ может стоять только после приставки перед корнем, начинающимся с гласной Е, Ё, Ю, Я. Но в современном языке в этом слове корень "объя"-. Корень "я" более не существует самостоятельно, смысл его не выделяется...

Если всё это слишком путает вас и вашего ребенка (лично меня - да), мой вам совет: в сложных и спорных ситуациях обращайтесь к словарю. И Гугл вам в помощь!
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Легко ли преподавателю? Снова о языке.
Я продолжаю свои рассказы о русском языке.
Начало тут:
https://www.stranamam.ru/
https://www.stranamam.ru/
https://www.stranamam.ru/
Хотела я немного порассуждать о том, что школьники считают самым легким, но из раза в раз делают ошибки... Это морфемный разбор (или разбор по составу, что то же самое). Читать полностью
 

Комментарии

orel139
17 апреля 2016 года
+1
очень интересно, спасибо
AffiniTone (автор поста)
17 апреля 2016 года
0
Очень хочется, чтобы люди любили родной язык
svtl
17 апреля 2016 года
0
Отличная статья! Странно, что не замечала ваш дневник раньше. Подпишусь, пожалуй.
AffiniTone (автор поста)
17 апреля 2016 года
0
Спасибо. Рада, что понравилось.
Рамборг
17 апреля 2016 года
+1
В ответ на комментарий svtl
Отличная статья! Странно, что не замечала ваш дневник раньше. Подпишусь, пожалуй.

↑   Перейти к этому комментарию
И я подпишусь .
МилаРубин
17 апреля 2016 года
0
Почитала с удовольствием, спасибо, в школе русский был одним из любимых уроков. Учительница говорила, что у меня врожденная грамотность. Но вот к старости все же немного подзабывается, к сожалению.
AffiniTone (автор поста)
17 апреля 2016 года
+1
МилаРубин пишет:
врожденная грамотность
Это редкость, вам повезло. А вот "языковое чутьё" есть у многих, только его развивать нужно. Увы, школьная программа не вполне этому способствует.
irena_sal
17 апреля 2016 года
+2
В ответ на комментарий МилаРубин
Почитала с удовольствием, спасибо, в школе русский был одним из любимых уроков. Учительница говорила, что у меня врожденная грамотность. Но вот к старости все же немного подзабывается, к сожалению.

↑   Перейти к этому комментарию
МилаРубин пишет:
врожденная грамотность.
Тоже слышала такое понятие применительно к себе. Когда пришлось учить экзаменационные билеты по русскому, то реально много нового узнала! И поняла, что применяя все эти правила, вряд ли смогла бы писать грамотнее. Как-то все сложно мне было с ними, а "рука писала правильно" почти всегда. Вот с пунктуацией справлялась уже с помощью правил.
Но у меня очень хорошая зрительная память и книги в 6 лет я уже не читала, а "глотала"!
AffiniTone (автор поста)
17 апреля 2016 года
+1
irena_sal пишет:
применяя все эти правила, вряд ли смогла бы писать грамотнее

Они нужны только, чтобы вырабатывать навык. А потом - "рука сама пишет"
Но если ребенок много читает с раннего возраста, то зрительная память срабатывает лучше, чем навыки, отрабатываемые на уроках. Тогда и говорят о "врожденной грамотности", хотя термин не вполне верен, никакая она не врожденная.
МилаРубин
17 апреля 2016 года
+1
AffiniTone пишет:
термин не вполне верен
Да, конечно.
irena_sal
17 апреля 2016 года
0
В ответ на комментарий AffiniTone
irena_sal пишет:
применяя все эти правила, вряд ли смогла бы писать грамотнее

Они нужны только, чтобы вырабатывать навык. А потом - "рука сама пишет"
Но если ребенок много читает с раннего возраста, то зрительная память срабатывает лучше, чем навыки, отрабатываемые на уроках. Тогда и говорят о "врожденной грамотности", хотя термин не вполне верен, никакая она не врожденная.

↑   Перейти к этому комментарию
AffiniTone пишет:
Но если ребенок много читает с раннего возраста
Не получалось это у меня с моими парнями! Нет, уметь-то они умели к 6 годам достаточно неплохо читать, но у самих эта тяга отсутствовала напрочь!
Моего среднего проперло на чтение буквально месяц назад. Теперь с книгами всюду. "Графа Монте-Кристо" теперь читает.
AffiniTone (автор поста)
17 апреля 2016 года
0
Ну, что ж вы хотите, все разные. У меня старший с 5 до 10 лет только и делал, что читал. Даже учитель в началке говорила на собрании: "Читайте больше с детьми!!! Кроме Данила. Дане бы можно и поменьше"
А младший - ни сам не любил, ни меня не слушал. Думала проблемы с учебой будут - ничего подобного! Учится получше старшего! Но читать так и не любит. Каждому своё!
МилаРубин
17 апреля 2016 года
0
В ответ на комментарий irena_sal
МилаРубин пишет:
врожденная грамотность.
Тоже слышала такое понятие применительно к себе. Когда пришлось учить экзаменационные билеты по русскому, то реально много нового узнала! И поняла, что применяя все эти правила, вряд ли смогла бы писать грамотнее. Как-то все сложно мне было с ними, а "рука писала правильно" почти всегда. Вот с пунктуацией справлялась уже с помощью правил.
Но у меня очень хорошая зрительная память и книги в 6 лет я уже не читала, а "глотала"!

↑   Перейти к этому комментарию
irena_sal пишет:
много нового узнала!
понимаю
Зрительная у меня не очень, к сожалению. А читать меня папа научил в 5 лет, чтобы я от него отстала . Тоже "наглоталась" в детстве и юности под завязку
lena 2006 03
17 апреля 2016 года
+1
Хороший пост. Вспомнилось. В начале 2 класса ребенку в учебнике дали зада ние разобрать слово "объявление" . Учительница совместно с Гуглом и словарем некого Тихонова написала объявл-ени-е (корень, суф., оконч). Родители постановили, путем долгих разборок по вотсапу объ-яв-лени-е . Приставка об- от слов "заявление, выявление", корень яв- , лени-суффикс, е-окончание. С тех пор мучает вопрос. Кто прав? Сама уверенна в последнем, но смущает лени-. Мне кажется там два суффикса л-, ени-.
AffiniTone (автор поста)
17 апреля 2016 года
0
По поводу объявления: С приставкой та же ситуация, что и в объятиях. Т.е. исторически - точно приставка, в современном языке, я бы посчитала тоже за приставку, т.к. есть слова "заявление", "выявить", просто "явление", наконец! Но Тихонов, на которого, действительно, все опираются, считает иначе, поскольку смысловая связь (необходимая для родственных слов) уже стерлась... Поэтому в школе детям так и объясняем.
Я никогда не выношу как ошибку, если ребенок выделил приставку - просто разбираем две точки зрения. Но суффикс точно -ЕНИ-, -л- входит в корень, это так называемое историческое чередование, встречается часто: в/вл, б/бл, п/пл. Так же, как в словах копить-копЛю, любить-любЛю и т.п. Так что всё же учитель прав... Против авторитетов не попрешь! В варианте родителей - с суффиксом точно ошиблись!
lena 2006 03
17 апреля 2016 года
+2
На суффиксе лени настояла родительница с филолог.образованием, говорит есть такой. Корень явл? А старорусское слово явь? Объявление, объявить, явить. А Тихонов мне не нравиться , у него упрощено все, для некоторых может и стерлась, у кого кофе "оно". Все зависит от словарного багажа человека.
AffiniTone (автор поста)
17 апреля 2016 года
0
Она ошиблась, нет такого суффикса. Скорее всего она не помнила откуда эта -л- взялась, сравнила со словами такого же типа (где эта л встречается) и решила - есть такой суффикс. Исторические чередования непростая вещь, слишком их много. Мне повезло, я в вузе этот предмет любила и понимала, и то - многое забываю из того, что не востребовано.
А вот -ени- очень частотный суффикс. Образует существительные (от глаголов) со значением действия. Например, спасать - спасение, светить - свечение. Кстати, объявление от слова объявЛять, а там уже есть буква л. Так что она к суффиксу относиться не может.

lena 2006 03 пишет:
А Тихонов мне не нравиться
Увы, более авторитетных словарей такого типа просто нет.
lena 2006 03
17 апреля 2016 года
0
Про чередование в корне я знаю. Но объявление я бы не применила в связке с коплю, люблю. Ориентировалась на осветление-светлый-свет. Даже в инете везде светлый -л суффикс, о-свет-л-ени-е
Пы.сы. я пишу не в смысле Вам доказать, а в смысле поговорить о Великом и Могучем
AffiniTone (автор поста)
17 апреля 2016 года
0
Дык и я в том же смысле ))) Мне вообще приятно о "великом и могучем" поговорить
lena 2006 03
17 апреля 2016 года
0
Я подписалась , пишите еще . Ну и мнение про осветление, принципиальная разница с объявлением?
AffiniTone (автор поста)
17 апреля 2016 года
0
lena 2006 03 пишет:
принципиальная разница
Да, потому что в слово "осветлить", означает "сделать светлым", т.е. образовано от прилагательного "светлый", а оно, в свою очередь, от слова "свет". Получается, что -л- суффикс прилагательного, хоть и нечасто употребляемый. Аналогичный есть в слове "круглый", например.
Объявление же от глагола "объявлять", а тот уже от "являть". Он же от слова "явь", при помощи обычного глагольного суффикса -я- , а -л- тут ни при чем (помните: не может слово образоваться с помощью двух суффиксов). Т.е. это слово имеет совершенно другую словообразовательную цепочку. И потом - любой суффикс - это дополнительный смысловой нюанс. Звук -л- смысловой нагрузки не несет. Если читать древние тексты (на основе которых строится представление о б исторических изменениях в языке), то там находятся однокоренные слова, на основе которых делается вывод, что раньше этот "л" был, потом в определенных позициях утратился (перед И, Ь), в других сохранился (перед Я, например).
lena 2006 03
17 апреля 2016 года
0
AffiniTone пишет:
(помните: не может слово образоваться с помощью двух суффиксов).
Я правда этого не знала или может забыла. Если я правильно поняла, простым языком, то если в слове два суффикса, то оно образовалось от слова с одним суффиксом, а оно, в свою очередь, от слова без суффикса? Слово с двумя суффиксами, не может образоваться от слова без суффикса?
Простите, если надоела, мне правда интересно.
AffiniTone (автор поста)
17 апреля 2016 года
0
Не надоели ))) Правильно поняли. Один суффикс или одна приставка. Реже - одновременно приставка и суффикс.
Потому и говорю: стройте цепочку, тогда чётко видно, откуда что взялось. Зелен-ый, зелен-е-ть, зелен-е-ющ-ий. Бы-ть, за-бы-ть, за-бы-ва-ть, за-бы-ва-ющ-ий.
lena 2006 03
17 апреля 2016 года
0
Спасибо, у меня сегодня открытие . Меня тема зацепила - больная. Деть во 2-м классе, русский по факту на 2. Учительница, конечно, пока жалеет, выходило в четвертях 4, в этой выйдет 3 (две двойки в диктантах), она переправляет на 3. Меня даже не сами оценки волнуют, а факт неспособности воспринимать визуально тексты. На слух ребенок понимает, а если сам читает, то все, задание выполнить не может, ибо не понял. Справедливости ради, у него логопедические проблемы, только сейчас звуки все поставили, в карте в саду было "стертая форма дизартрии". Вот каждый день и изощряюсь, как ему донести. Но
AffiniTone (автор поста)
17 апреля 2016 года
0
lena 2006 03 пишет:
факт неспособности воспринимать визуально тексты
Лена, поищите хорошего логопеда, чтобы проверил ребёнка на дислексию, посоветовал, как с этим работать, если она есть. К дислексикам особый подход нужен, они действительно не могут понять прочитанное. В итоге страдает не только русский, все предметы. И лучше исправлять её до 10 лет. Это не отсталость, часто ребятишки очень умные, это совсем другое, просто особенности восприятия...
Не расстраивайтесь, но и не тяните...
lena 2006 03
17 апреля 2016 года
0
Я понимаю, что не отсталость, мы после логосада 2 года ходили в Логопед+, ставили звуки, прогресс пошел только после посещения остеопата, ибо неврологи нарушений не видели, лечились с 4-х лет, после семи мне сказали "мы не знаем, что с вами делать". Когда поставили все звуки, присматривалась к другому логопеду, который занимается с детками 7-8 вида школ (там есть возможность наблюдать за занятиями). Из моих наблюдений я сделала вывод - ничего нового для меня, те же действия я повторяю дома с ребенком. Платить за тоже самое я не готова, я и так сижу дома из-за наших проблем, платить готова за что-то чего я не могу ему дать, но как это узнать? Особенности методики работы с дислектиками не знаю, что бы понять - вот этот человек ему поможет.
AffiniTone (автор поста)
17 апреля 2016 года
0
Увы, я сама не знаю этих методик, проблема у нас в России не проработанная, но тут в СМ есть девочки-логопеды (Киралева, например), может обратиться за советом? У моей подруги та же проблема с ребенком, только я ей сколько ни говорила, она не работала с ребенком никак! А сейчас - в четвертом классе - учитель решилась на разговор Что из четвертого-то она его выпустит, а как дальше он будет - не представляет. Подруга плачет, а я... молчу, чтобы не сорваться на банальное "А я говорила".
Но если вы сами занимаетесь, может и достаточно лишь консультации умного человека. Ещё бы найти такого...
lena 2006 03
17 апреля 2016 года
0
Спасибо за совет, попробую поискать. Я то занимаюсь, и прогресс явно виден мне, но мы не успеваем за программой. На отработку темы нам требуется много времени, теорию мы знаем назубок, проблемы с применением этой теории. По математике мы решим любой пример с цифрами, но мы можем в процессе потерять цифры и потерянное в написанном мы найти не сможем, даже если я скажу ответ неверный. Эх... еще раз спасибо, буду думать.
AffiniTone (автор поста)
17 апреля 2016 года
0
Удачи вам, старания обязательно окупятся! Ваш ребенок - самый лучший! (Кстати, Энштейн был дислексиком... и Том Круз )
МилаРубин
17 апреля 2016 года
+1
В ответ на комментарий lena 2006 03
На суффиксе лени настояла родительница с филолог.образованием, говорит есть такой. Корень явл? А старорусское слово явь? Объявление, объявить, явить. А Тихонов мне не нравиться , у него упрощено все, для некоторых может и стерлась, у кого кофе "оно". Все зависит от словарного багажа человека.

↑   Перейти к этому комментарию
lena 2006 03 пишет:
кофе "оно"
До сих пор потряхивает, когда слышу (почему-то так неприятно, слух режет)
lena 2006 03
17 апреля 2016 года
+1
МилаРубин
17 апреля 2016 года
+1
AffiniTone (автор поста)
17 апреля 2016 года
+1
В ответ на комментарий МилаРубин
lena 2006 03 пишет:
кофе "оно"
До сих пор потряхивает, когда слышу (почему-то так неприятно, слух режет)

↑   Перейти к этому комментарию
А как уж меня потряхивает... И ещё: "Моё день рожденье"
И не объяснишь каждому, что "день", вообще-то, мужского рода, а "рождение" надо ставить в родительный падеж
МилаРубин
17 апреля 2016 года
0
AffiniTone пишет:
"Моё день рожденье"
О, да...
Не так давно одной девушке сделала замечание по этому поводу на одном форуме, она согласилась, но добавила, что просто забыла, хотя школу закончила (три года назад) с Красным дипломом...
AffiniTone (автор поста)
17 апреля 2016 года
+1
Это не от диплома... Это культура речи, которая прививается в семье с рождения. Помните, в фильме "Карнавал" героиня Муравьевой спорила с приёмной комиссией: "У нас в Оханске все так Ховорят!"
Мне повезло, у меня мама правильно говорила, читала много. Да и папа - из деревни, 7 классов образования (даже на второй год оставался), но говорил практически без речевых и грамматических ошибок (разве что матом сильно речь разбавлял... )
МилаРубин
18 апреля 2016 года
+1
AffiniTone пишет:
Это не от диплома..
Так и я про то же...
jelina-just
17 апреля 2016 года
+1
Благодарю! У Вас как всегда-предельно понятно!Продолжайте пожалуйста!
himerasibir
18 апреля 2016 года
0
Валь, а как быть с "напитки на рОзлив", и "дверь открывается ВОвнутрь"?
AffiniTone (автор поста)
18 апреля 2016 года
+1
С рОзливом ситуация такая: приставка роз- разновидность приставки раз-/рас-. Имеет место чередование, -О- возможна только в ударном положении. Специально слово не изучала, но, думаю, что возникло как жаргонное в сфере продовольственной торговли, затем закрепилось в речи. Возможно, в противовес общеупотребительному "разлив" (в значении "половодье").
"Вовнутрь", конечно, не норма (хотя сегодня уже четкой уверенности нет ). Если разбирать "внутрь", то исторически в слове уже есть приставка в-, приросшая к корню "нутр" - нутро. Две подряд одинаковые приставки, даже если одна стала частью корня - перебор, по-моему. Погуглив, вычитала, что "вовнутрь" появилось благодаря Икарусам - венгерские друзья постарались ))) А позже закрепилось в языке как разговорное (или жаргонное) слово.
Знаешь, часто "ошибка" закрепляется в речи, становясь нормой, особенно в профессиональном жаргоне. Например, там, где я работаю, говорят исключительно "осУжденный", с ударением на У. Хотя правильно бы "осуждённый"...
МилаРубин
18 апреля 2016 года
0
AffiniTone пишет:
"осУжденный"
Ни разу в жизни не слышала, пока Горбачев не сказал... пошла после него мода на неправильное ударение. До "перестройки" даже неграмотные (в письме) разговаривали нормально, не коверкали слова, в том числе и ударениями (я в общем смысле, а то мне сейчас напишут "А вот у нас..." )
Еще вспомнила его любимое "усугУбить".... убила бы...
AffiniTone (автор поста)
18 апреля 2016 года
+1
В сфере системы исполнения наказаний это норма... Я уже привыкла. Почти
МилаРубин пишет:
"усугУбить"
himerasibir
18 апреля 2016 года
+1
В ответ на комментарий МилаРубин
AffiniTone пишет:
"осУжденный"
Ни разу в жизни не слышала, пока Горбачев не сказал... пошла после него мода на неправильное ударение. До "перестройки" даже неграмотные (в письме) разговаривали нормально, не коверкали слова, в том числе и ударениями (я в общем смысле, а то мне сейчас напишут "А вот у нас..." )
Еще вспомнила его любимое "усугУбить".... убила бы...

↑   Перейти к этому комментарию
Горбачёв - это вообще песня. Одно только "даду внедрёжь"- -чего стоит!
МилаРубин
19 апреля 2016 года
+1
Да, точно. ...да перлов хватало...
himerasibir
19 апреля 2016 года
+1
Tatiannna24
19 апреля 2016 года
0
В ответ на комментарий AffiniTone
С рОзливом ситуация такая: приставка роз- разновидность приставки раз-/рас-. Имеет место чередование, -О- возможна только в ударном положении. Специально слово не изучала, но, думаю, что возникло как жаргонное в сфере продовольственной торговли, затем закрепилось в речи. Возможно, в противовес общеупотребительному "разлив" (в значении "половодье").
"Вовнутрь", конечно, не норма (хотя сегодня уже четкой уверенности нет ). Если разбирать "внутрь", то исторически в слове уже есть приставка в-, приросшая к корню "нутр" - нутро. Две подряд одинаковые приставки, даже если одна стала частью корня - перебор, по-моему. Погуглив, вычитала, что "вовнутрь" появилось благодаря Икарусам - венгерские друзья постарались ))) А позже закрепилось в языке как разговорное (или жаргонное) слово.
Знаешь, часто "ошибка" закрепляется в речи, становясь нормой, особенно в профессиональном жаргоне. Например, там, где я работаю, говорят исключительно "осУжденный", с ударением на У. Хотя правильно бы "осуждённый"...

↑   Перейти к этому комментарию
У нас в автобусакх старых везде было написано "запаснЫй выход", а не запаснОй, все время удивлялась, почему так. И вот всегда интересовало слово - подмышки. Подмышка - одна? Есть такое слово? Я даже понимаю, при чем тут мышка - от латинского - мускул - мышь, то есть это место под мускулами?
AffiniTone (автор поста)
19 апреля 2016 года
0
Tatiannna24 пишет:
"запаснЫй выход"
Вот и я удивлялась... Скорее всего из той же оперы, что "вовнутрь" ))) Окончание -ый - это безударный вариант окончания -ой прилагательного мужского рода. Но почему переставлено ударение - непонятно...
А с подмышкой абсолютно верно рассуждаете. И - да - вариант единственного числа существует - "подмышка".
Tatiannna24
19 апреля 2016 года
0
спасибо, понятно
himerasibir
18 апреля 2016 года
0
Валь, а вот сейчас говорят "усвояемость", "усвояемый"- мне всё таки кажется "усваиваемый" - правильнее?
AffiniTone (автор поста)
18 апреля 2016 года
0
Мне кажется это из номера про кроликов пошло (помнишь: кролики это не только ценный мех, но и три-четыре килограмма легкоусвая...ева...иваимаго...) А так-то да, мне тоже кажется "усваиваемый", у меня лично язык не повернётся "усвояемый" сказать...
Тем более, если разобрать: усваивать - глагол +ем - суффикс страдательного причастия... А то слово я и разобрать не смогу...
himerasibir
18 апреля 2016 года
0
помню!я тоже так думала,но ведь теперь даже журналисты это везде говорят
а слово "имплаант" - не имплантант?
AffiniTone (автор поста)
18 апреля 2016 года
+2
Ну ты, блин, задачи ставишь... Заимствований современных так много, надо искать.
Английское to implant означает "внедрять". Слово implantant я в словаре не нашла... Суффикс-ант есть, конечно, скорее всего, тоже заимствованный... Можно предположить, что к английскому глаголу добавился суффикс (как в слове дикт-ант - то, что диктуют)... Получилось "имплантант" - то, что имплантируют - внедряют... С этой точки зрения правильнее "имплантант", поскольку это существительное, в отличие от "имплант", что по сути - глагол. Но это так, рассуждения только.
himerasibir
18 апреля 2016 года
0
Tatiannna24
19 апреля 2016 года
+1
В ответ на комментарий himerasibir
помню!я тоже так думала,но ведь теперь даже журналисты это везде говорят
а слово "имплаант" - не имплантант?

↑   Перейти к этому комментарию
правильно в русском языке - имплантат, без лишнего Н
AffiniTone (автор поста)
19 апреля 2016 года
+1
Не исчерпать богатства языка
Пошарилась по словарным статьям: предлагают два варианта : имплант и имплантат. В некоторых словарях называют оба слова как точные синонимы.
Tatiannna24
19 апреля 2016 года
+1
я просто в медицине работаю, мы называем в документах - имплантат
himerasibir
19 апреля 2016 года
0
В ответ на комментарий Tatiannna24
правильно в русском языке - имплантат, без лишнего Н

↑   Перейти к этому комментарию
а! Спасибо вам просто порой думаю, а спросить не у кого
Tatiannna24
19 апреля 2016 года
+1
himerasibir
18 апреля 2016 года
0
Валь, а про это https://www.stranamam.ru/post/11268846/#com85924887 что скажешь?
AffiniTone (автор поста)
18 апреля 2016 года
0
Слово учительница -это для разговорной речи.
Ни убавить, ни прибавить ))) "Тётенька учительница" - первоклашке простительно, так мило Но в официальном разговоре, среди взрослых людей - смешно )))
himerasibir
18 апреля 2016 года
0
это спор не одного дня у нас
AffiniTone (автор поста)
18 апреля 2016 года
0
В ответ на комментарий himerasibir
Директор Мария Ивановна вошла в кабинет - правильно. А вот "Директорша", даже "директрисса" - не очень как-то... А "Космонавтка" или "секретарша" мне вообще слух почему-то режет...
himerasibir
18 апреля 2016 года
0
блин, не поверишь, в дипломе написано "маникюрша" -это официальное название профессии.
AffiniTone (автор поста)
19 апреля 2016 года
0
Ну, я бы написала "мастер маникюра", но, насколько мне известно, существует список существующих профессий. И если в нём записана "маникюрша", значит так тому и быть
По поводу рода существительных, обозначающих профессии: большинство из них относятся к мужскому роду. Это обусловлено тем, что не так давно, всего-то 100-150 лет назад, подавляющее большинство женщин занимались семьёй и хозяйством и не помышляли о профессиональной деятельности. Директор, доктор, учитель, повар, продавец - все они были мужчинами... Даже в трактирах подавали еду чаще мальчики, чем девочки... Хотя были стряпухи, прачки, гувернантки, горничные, но таких профессий - по пальцам пересчитать. Ну а когда женщины стали завоёвывать рынок труда, появились суффиксы женского рода "директр-исса", повар-иха, учитель-ница. Но почти все они остались в рамках разговорной речи. А вот сочетание слова мужского рода с женским именем "диктор Татьяна вошла в студию" стало вполне нормальным литературным вариантом.
Хотя существуют, конечно, профессии женского рода. Та же маникюрша или медицинская сестра, например. И тут уж мужчинам, имеющим несчастье овладеть такой профессией, приходится выкручиваться... даже не знаю как, поскольку очень трудно представить фразу: "Маникюрша Василий вошёл в салон"
himerasibir
19 апреля 2016 года
+1
AffiniTone пишет:
Ну, я бы написала "мастер маникюра"
мы просили записать нав в дипломы так, но нет
AffiniTone пишет:
"маникюрша"
и не иначе. И так же в центре занятости везде проходит
AffiniTone пишет:
.. даже не знаю как, поскольку очень трудно представить фразу: "Маникюрша Василий вошёл в салон"
хотелось бы посмотреть на маникюршу Василия
Валя, я обожаю как ты пишешь!
AffiniTone (автор поста)
19 апреля 2016 года
0
Я посмотрела в официальном перечне действительно только "маникюрша". А "мастер маникюра" отсутствует, поэтому вам и отказались писать в дипломе так... Официально-деловой этикет не терпит вариативности...
AffiniTone пишет:
существует список существующих
Как видишь и ляпы допускаю... Только заметила )))
himerasibir
19 апреля 2016 года
0
Все мы люди
Ты когда в гости сюда приедешь?
AffiniTone (автор поста)
20 апреля 2016 года
+1
На пасху точно. Хочу на эти выходные, но - как получится. У меня тут репетиторство ещё нарисовалось по субботам, так что совсем времени на личную жизнь не осталось...
himerasibir
20 апреля 2016 года
0
позвонишь, если будет время заскочить?
AffiniTone (автор поста)
20 апреля 2016 года
+1
Конечно )))
himerasibir
20 апреля 2016 года
+1
ya-chernikowa
18 апреля 2016 года
0
О!О!О!О! Любимая моя тема!!! Мы именно по этой теме с детьми "расследования" проводим в некоторых классах Столько интерсного можно "нарыть"
AffiniTone (автор поста)
18 апреля 2016 года
0
Когда класс любознательный, одно удовольствие "расследовать"
ya-chernikowa
18 апреля 2016 года
0
pussy-cats
19 апреля 2016 года
+2
Читаю Ваши записи и отдыхаю глазами.А потом накатывает депрессия от того, что вижу у сына первоклассника.
Мало того, что в учебной литературе для 1 класса мы нашли три ошибки, как грамматические, так и пунктуационные, так у них и учитель пишет вот так:


"придти"
AffiniTone (автор поста)
19 апреля 2016 года
+2
Ничего не поделаешь, и учителя бывают безграмотными...
Я очень недоверчиво отношусь к нашей "англичанке". Не нравится она мне, несмотря на то, что у сына пятёрки. А всё потому, что она говорит "ихний"
А про учебники вообще молчу, у нас с учениками когда-то была игра: тому, кто найдет ошибку в учебнике русского языка, пятерка. Не скажу, что пятерки прям сыпались, но случались
ВолК22
19 апреля 2016 года
+1

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам