Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Макошь (Мокошь) славянская богиня









Макошь и ее терем




Дорогие мои девочки, дело в том что я занимаюсь разного рода рукоделием вяжу и вышиваю, и сейчас я вышиваю оберег посвященный так сказать славянской богине Макоши, очень многие девочки увидев эту работу меня распрашивают о том что это, кто это, поэтому я и решила написать этот пост. чтобы рассказать об этом. Я прочитала множество статей в интернете и книгу Велеса, несколько научных работ об истории славянского рисунка и рукоделия и здесь представлю те выводы что были мною сделаны, я не ученый и не историк, а всего лишь обычный человек, поэтому свои выводу прошу считать личными и ни как не претендующими на истину в последней инстанции.
Макошь (Макошь, Мокоша, Мокуша) - славянская богиня. Занимала одно из самых важных и значимых мест в языческом пантеоне славян. Стоит сказать, что идол Макоши находился в числе других на киевском капище, которое поставил, а потом разрушил, князь Владимир. То, что Макошь была удостоена такой чести, как идол на главном княжеском капище, говорит о её необычайной значимости в верованиях и представлениях наших предков. Среди других идолов Макошь являлась единственным женским божеством и считалась матерью прародительницей. Есть множество толкований как расшифровывается это имя, но представлять все эти догадки не вижу смысла. Макошь - богиня земли и дождя, урожая, прядения, ткачества, покровительница ремёсел, покровительница женщин, богиня судьбы. Само имя "Мокошь" или "Макошь" связывают с несколькими версиями происхождения. Одной из версий, которую выдвинул М. Фасмер, Мокошь происходит от слова "мокнуть", и в древности эта богиня напрямую была связана с дождём и урожаем. Другие исследователи - В. В. Иванов и В. Н. Топоров, предположили, что Мокошь происходит от слова mokos, что можно перевести, как "прядение". То, что эта богиня была тесно связана с ткачеством и прядением, не подвергается сомнению. До сих пор сохранились поверия относительно того, что нельзя прясть и заниматься рукоделиями в пятницу, так как этот день посвящён Мокоши и за такой проступок богиня может наказать. По этой же причине, Мокошь часто изображали как «исколотую иглами и изверченную веретёнами», потому что нечестивые женщины не слушаются, шьют и прядут по пятницам. В качестве жертв Мокоши приносили пряжу, кудель, нитки, которые сбрасывали в колодец. Этот обряд носит название - мокриды. Удивительно, но в одном обряде подчёркиваются сразу две ипостаси этой богини - покровительницы рукодельниц и богини дождя и урожая. По мнению известного исследователя Бориса Рыбакова, имя Макошь происходит от словосочетания "ма"- мать и "кош" - жребий. Такое словосочетание можно перевести как - Мать судьбы. В древности "кош" также обозначало и корзину для зерна, амбар, загон для скота, повозку для снопов и отсюда можно сделать вывод, что Макошь - мать урожая. Никакое из имён богини не является ошибочным, то есть можно называть её и Макошь и Мокошь, но далее в статье, чтобы не было разброда, будем называть её именно Макошью.
Как прядильщица, которая прядёт божественные нити, Макошь является и богиней судьбы. По повериям славян-язычников, именно она занимается прядением нитей жизни (покута, покутные нити). Помощницами этой богини являются Доля и Недоля (Среча и Несреча).



Макошь была, без сомнения, одной из центральных фигур языческих верований древних славян. Особой популярностью культ Макоши почитается у женщин, непосредственной покровительницей которых и является богиня.
Стоит отметить и тот неопровержимый факт, что после христианизации образ Макоши был перенесён на христианскую святую Параскеву Пятницу или Параскеву Пьняниху. День Макоши всегда считался пятницей, поэтому и Параскева зовётся Пятницей; Пьняниха или Льяниха - прядущая лён, так же относится к образу Макоши. Параскева, в переводе с греческого, означает - "пятница". Может быть, ещё и по этой причине, славяне, которые ещё не утратили связи с языческими богами, увидели в этом имени что-то очень схожее с Макошью и все черты, что были присущи языческой богине, перенесли под давлением церкви на христианскую святую, сделав таким образом своеобразную "рокировку". Некоторые старинные церкви, которые относятся к Параскеве Пятнице, стоят на месте бывших капищ, посвященных Макоши. Связь Макоши с днём пятницы доказывает множество различных свидетельств, начиная от традиции проводить ритуалы по пятницам в честь этой богини, различных пятничных запретов и заканчивая схожестью тождественных Макоши богинь в других традициях. К примеру, германская Фрейя, которая очень схожа с нашей Макошью, имеет прямую связь с названием пятницы - Freitag.
Макошь часто сравнивают с таким богинями, как Геката (древнегреческая богиня луны, ночных видений и чародейств), Фрейя (скандинавская богиня любви и красоты), Афродита (древнегреческая богиня красоты и любви). Макошь существовала не только на территории древней Руси, но и в других странах. Например, у чехов Макошь - богиня дождя и сырости, к которой прибегали с молитвами и жертвоприношениями во время засухи.
Был у нас тут разговор с одной девочкой правильно ли вышивать Макошь стоящей возле воды Поэтому Макошь стоящая у воды не то что ошибка, а наоборот самый что ни на есть изначально правильный!



Христианская Параскева Пятница, которая так схожа с Макошью и носит её черты, лишь только на словах остаётся христианской святой. Например, даже сейчас часовни, иконы и различные статуи, которые посвящены этой святой, ставят вблизи рек и водоёмов, что делали и наши предки относительно идолов Макоши. Параскеву также называют покровительницей женщин или «бабьей святой», «бабьей заступницей», что ещё раз доказывает, что именно в нашей культуре образ той изначальной Параскевы практически полностью изменился. От той самой Параскевы из Турции (города Конья) ничего не осталось, а на деле, народ просто стал называть Макошь другим именем, дабы не прогневать довлеющую длань карающей церкви. Если в начале прошлого тысячелетия, христианские деятели ещё пытались как-то бороться с традициями, которые загадочным образом перенеслись с Макоши на Параскеву - пятничные обряды, моление о дожде и так далее, то впоследствии церковь с этим как будто смирилась, и до сих пор христиане, даже такие, которые с большим негативом относятся к язычеству, почитают не настоящую святую Параскеву, а богиню Макошь, которую переименовали в Параскеву. По пятницам, и в случае с Макошью и в случае с Параскевой, женщинам запрещается ткать, шить, прясть, купаться и купать детей.
Пятница так же, как и её языческая предшественница, считается портнихой, которая покровительствует девушкам занятым ручным трудом. Здесь также бытует поверие, что Пятница запрещает всем женщинам работать в этот день, заниматься каким-либо рукоделием. Считается, что Параскева-Пятница стала особенно популярной в XII-XIII веках, когда уже вовсю процветало христианство. В христианское время люди продолжали молить Параскеву, видя в её образе ту самую архаичную Макошь, о покровительстве в рукоделии, судьбе, а также о дожде. Для Параскевы устраивали молебны у колодцев и источников, что указывает на прямую связь с древними обрядами, посвящёнными этой богине. Ещё одним интересным сопоставлением "старой" и "новой" богини стали представления о том, что иконы Параскевы чудесным образом появляются возле водоёмов или прямо в воде водоёмов, что также является отголоском древних языческих мифов и преданий. В первое время после христианизации, когда языческие обычаи оставались ещё очень сильны, люди приносили в церкви к иконам Параскевы различные плоды (рог изобилия является одним из атрибутов Макоши), лён, оставляли первый сжатый сноп на поле и так далее. Для того, чтобы Макошь-Параскева подарила хороший урожай плодовых деревьев, в деревнях до сих пор кладут под икону этой святой плоды и держат их там до следующего года. Из всех этих и многих других свидетельств мы можем понять, что люди, принимая новую религию, ни за что не хотели расставаться со своими Богами.
По той же причине, что в пятницу нельзя заниматься делами, накануне подметают пол, чтобы в святой день в доме было чисто, а пришедшая навестить дом богиня осталась довольна увиденным. На пятницу не оставляют пряжу в веретене, неубранными нитки и приборы для рукоделия. Нельзя чесать лён, мыть бельё, рыть, пахать, боронить землю, мести полы, чистить навоз. Считается, что тот, кто занимается такими делами, запыляет глаза богине, колет и режет её кожу иглами и ножницами. Пятница среди славян почиталась наравне с воскресеньем (Неделей).
Таким образом, Макошь - богиня луны, богиня дождя и земли, покровительница женщин, покровительница рукоделий, домоводства и старшая из прях - богиня судьбы. Особое внимание исследователи этой богини отдают вышивке, где Макошь представлена довольно подробно. Здесь она всегда изображается центральной фигурой. Также её символом может служить наиболее известный и распространенный оберег-амулет - Лунница, который в древности был женским украшением и амулетом, и выглядел как полумесяц с различными вставками и изображениями, как то: косые линии дождя, звёзды и так далее.(вот здесь можно почитать про него https://www.stranamam.ru/post/11166476/ )
Макошь присутствовала не только во многих летописях, писаниях, поучениях и на дворе князя Владимира в виде одного из идолов. Образ богини находят и на известном Збручском идоле. Среди других Богов, которые изображены на каждой из четырёх граней, Макошь представлена на лицевой грани с рогом (изобилия) в руке.



Пятница, она же Макошь, считалась и покровительницей торговли. К этому выводу исследователи пришли, судя по многочисленным названиям, среди которых: церковь Пятницы на Торгу в Великом Новгороде, построенная в 1207 году; церковь Пятницы на Торгу в Чернигове XII и XIII вв.; церковь Пятницы в Охотном ряду в Москве и так далее. Кроме того, издревле днём торговли, базаров, ярмарок всегда считалась пятница. Само же имя "Мокошь" после христианизации не забылось, а перешло на домашнего божка (как и в случае с Родом, который после крещения Руси из всемогущего создателя превратился в домового). Мокоша представлялась теперь как домовой дух женского рода с большой головой и длинными руками. Сложились предания, что домовой дух Мокоша прядёт по ночам, пока все спят и если оставить неубранной кудель, то Мокоша может её испортить. О Мокоши есть и такое упоминание, записанное в XIX веке в Олонецкой области: "Овца, как не стригут шерсть, иногда и вытрет; и говорят: Мокуша остригла овец. Иное: спят — веретено урчит. Говорят — Мокуша пряла. Выходя из дома она (Мокошь) иногда подойдет, а о брус-от, о полати-то веретеном-то и щелкнет".
И еще немного о вышевке... сейчас я вышиваю примерно вот такую работу и получаю много вопросов по этому поводу в группе, среди знакомых и в совметнике, поэтому разом решила ответить всем



Про Макошь вкратце все рассказала, теперь о самой вышивке. Вот такой информацией я обзавелась, не где-нибудь, а на официальном портале в одном так сказать ряду с официальными нормативными актами и документами(можно ознакомиться здесь http://www.protown.ru/information/hide/7024.html )там написано довольно много об истории вышивки и ее сюжетах. Вот выдержка оттуда:
«В Воронежском крае, – пишет Л. А. Динцес, – на берегу озера Горохова соломенную или деревянную куклу в троицу наряжали в праздничное платье и ставили в убранном цветами и зеленью шалаш. Около шалаша собирались тамошние жители, принося с собой отборную пищу и питье; в хороводе пели и плясали вокруг этого шалаша, который представлял род капища». В. А. Фалеева отыскала в севернорусской вышивке прямую иллюстрацию к этой этнографической записи 1838 г. Здесь есть и дерево, показывающее, что дело происходит на природе, и шалаш из ветвей, и «кукла», изображающая какую-то богиню. Возможно, что это – Макошь, так как руки у неё, как и у богинь в теремках, согнуты и опущены книзу.
Из всего этого я делаю вывод, что то что мы вышиваем то оно и есть. Потому что правила к вышиванию гласят что берется канва зеленая, либо белая, но делается тогда "зеленая рамка", что и является тем самым "шалашом", куколка-Макошь должна быть желтенькой, все верно она же соломенная , далее все это украшается колосками и цветами, ну так оно и есть Просто хотелось бы чтобы было понятно, что это своего рода "капище на дому" , а так же хотелось бы заметить, что как раз от этого пошел обычай наряжать на троицу церковь цветами и свежими веточками деревьев, вот как-то так... Кто дочитал до конца тот молодец!
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Макошь (Мокошь) славянская богиня
  Макошь и ее терем
Дорогие мои девочки, дело в том что я занимаюсь разного рода рукоделием вяжу и вышиваю, и сейчас я вышиваю оберег посвященный так сказать славянской богине Макоши, очень многие девочки увидев эту работу меня распрашивают о том что это, кто это, поэтому я и решила написать этот пост. чтобы рассказать об этом. Читать полностью
 

Комментарии

NATALYA KUM
25 марта 2016 года
+1
Чертенок13 (автор поста)
25 марта 2016 года
0
Kulemych
25 марта 2016 года
+1
Чертенок13 пишет:
а так же хотелось бы заметить, что как раз от этого пошел обычай наряжать на троицу церковь цветами и свежими веточками деревьев, вот как-то так...
интересно, откуда такая уверенность?
Чертенок13 (автор поста)
25 марта 2016 года
0
Наверно из нескольких томов прочтенного?
Kulemych
25 марта 2016 года
+2
томов чего? и кто автор статьи не подскажите?
Чертенок13 (автор поста)
26 марта 2016 года
0
Если вас действительно интересует эта тема то начать можно с научных работ кандидата исторических наук Светланы Жариковой и "Книги Велеса" они есть в свободном доступе
Kulemych
27 марта 2016 года
+1
Тема действительно интересует. Мало того, я плотно занимаюсь изучением славянского календаря по этнографии 19 и начала 20 вв. О Жариковой не слышала, поинтересуюсь.
Чертенок13 (автор поста)
28 марта 2016 года
+1
Мне казалось ,что эти данные уже окончательно утеряны,по календарю я имею ввиду,потому что все то чем наводнен сейчас инет это лишь новороши,у которых нет реальных подтверждений?
Kulemych
28 марта 2016 года
+1
По крупицам восстанавливаем... Интернет во внимание не берем - только книги, очерки, заметки иностранных путешественников и прочее - там нередко можно найти даты славянских праздников. День Макоши, кстати, является осенним праздником, поэтому привязка Макоши к Троице меня очень удивила
Чертенок13 (автор поста)
28 марта 2016 года
0
Очень интересно,ну да у нее 28 октября же,я думаю что скорее всего,как богиню плодородия ее чествовали в начале полевых работ и в конце.Если допустим брать западный аналог конец октября,те же числа, это хеллоуин,а по сути это все праздники сбора урожая и окончание полевых работ ,надо покопаться,у Рыбникова еще много интересного я нашла
Kulemych
28 марта 2016 года
+1
Кто такой Рыбников? Я только Рыбакова знаю У него, действительно, очень достойные работы! С Троицей тесно связаны славянские праздники Русальи и Семик. Обрядами, смысловой нагрузкой и деревом-березой, ветками которой, в последствии стали наряжать церкви.
Чертенок13 (автор поста)
28 марта 2016 года
0
Поищу была у меня книжка,там по истории вологодского кружева и об обычаях и традиция северной части России.Я про него услышала ,когда была в Вологде в музее кружева.А что касается Рыбакова,у него очень хорошо написано и именно таким понятным и доступным языком для простого читателя.Особенно мне нравиться ,как описывает символы использываемые в вышивании.И еще конкретно про именно вот этот самый обряд на троицу Динцес Л. А. Дpевние чеpты в pyсском наpодном искyсстве. – В кн.: Истоpия кyльтypы дpевней Рyси, т. II, с. 474-475, pис.248. и Динцес Л. А. Дохpистианские хpамы…, с. 70 – 71. Автоp ссылается на описание 1838 г.
Kulemych
28 марта 2016 года
+1
Спасибо, посмотрю. Особенно внимательно почитаю источник, на который ссылается автор. Христианские праздники не наложились на славянские прямо день в день, а иногда являются собирательными - т.е. в одном христианском празднике можно найти отголоски нескольких славянских праздников. Вообще, конечно, тема очень интересная
Чертенок13 (автор поста)
28 марта 2016 года
0
Ну да таки не день в день является пасха,ну и еще надо учитывать тот момент что календарь был передвинут на 14 дней,и даже те праздники которые имели точную дату изменили ее,как тоже самое рождество,которое вместо 24,стало праздноваться 7 января.Как раз у Светланы Жариковой есть тема на этот счет.Она пишет что(говорю исключительно своими словами,как поняла сама) празднование рождества по сути приходилось на 24 декабря,так как сейчас празднуется во всем остальном мире,что по сути это было празднование дня зимнего солнцестояния ,оно приходилось на 22 число,потом несколько дней оно стояло в одной точке и 24 начинало свое движение.Соответственно новый праздник наложился на старый,но у нас потом еще и перенесся на 14 дней вперед
Kulemych
28 марта 2016 года
+1
На самом деле с переносом и "наложением" праздников все еще запутаннее По католическому Рождеству соглашусь, славянский праздник Коляда праздновался именно в тоже время. Пасха, судя по всему, по обрядам собирательный праздник из нескольких славянских весенних праздников.
Чертенок13 (автор поста)
28 марта 2016 года
0
Да по поводу пасхи я тоже пришла к такому же самому выводу
Чертенок13 (автор поста)
28 марта 2016 года
0
В ответ на комментарий Kulemych
На самом деле с переносом и "наложением" праздников все еще запутаннее По католическому Рождеству соглашусь, славянский праздник Коляда праздновался именно в тоже время. Пасха, судя по всему, по обрядам собирательный праздник из нескольких славянских весенних праздников.

↑   Перейти к этому комментарию
Жарникова Светлана Васильевна - Семантика русского календарного цикла
Nyusha_74
26 марта 2016 года
+1
дочитала до конца
очень доступно и развёрнуто написала
Чертенок13 (автор поста)
26 марта 2016 года
0
Я старалась
Nyusha_74
27 марта 2016 года
+1
Спасибо
chudoyudo
28 марта 2016 года
+1
Спасибо, очень интересно. Хотела написать, что узнала много нового... Но фактически, все, что узнала - все новое. Еще раз спасибо.
Чертенок13 (автор поста)
28 марта 2016 года
+1
Vitta
28 марта 2016 года
+1
Спасибо , что поделились информацией
Чертенок13 (автор поста)
28 марта 2016 года
+1
Всегда рада быть полезной
Vitta
28 марта 2016 года
+1
Займура
5 апреля 2016 года
+1
Спасибо большое за информацию! Очень содержательно и интересно!
Чертенок13 (автор поста)
5 апреля 2016 года
0
Да не за что
Наталья10021977
16 мая 2016 года
+1
Спасибо. Очень интересно.
Чертенок13 (автор поста)
16 мая 2016 года
0
Наталья10021977
16 мая 2016 года
+1
Девочки, Я начала Макошь. У нас вчера после 15-00 начался 10 лунный день.
Чертенок13 (автор поста)
16 мая 2016 года
0
Удачи!!!!!
Басина
24 мая 2016 года
+1
очень познавательно!
Чертенок13 (автор поста)
24 мая 2016 года
0
Спасибо большое!)
Полет-та
25 мая 2016 года
+1
Чертенок13 (автор поста)
26 мая 2016 года
0
Спасибо большое!
vanwagnerl
11 июня 2016 года
+1
Чертенок13 (автор поста)
11 июня 2016 года
0
COJIHbILLIKO
10 сентября 2016 года
+1
Очень интересно.
Чертенок13 (автор поста)
15 сентября 2016 года
0
Буська-2016
13 декабря 2016 года
+1
Спасибо за информацию. Очень интересно.
Чертенок13 (автор поста)
13 декабря 2016 года
0
СветулиК2016
27 января 2017 года
+1
Спасибо 😊! Очень интересно и доступно написано))))!
Чертенок13 (автор поста)
27 января 2017 года
0
Спасибо от всей души!
liliy65
26 февраля 2017 года
+1
Добрый вечер!!! Скажите а Макошь можно бисером вышивать
Чертенок13 (автор поста)
27 февраля 2017 года
0
Я лично не советовала бы,так как это материал будет не натуральный,во первых сам бисер,а во вторых его хлопком не пришьешь,точнее пришить-то пришьешь, но потом и деформации же могут быть
zanna dubowik 77
29 апреля 2017 года
+1
Спасибо большое!
Tatiana 72
12 февраля 2020 года
+2
Чертенок13 (автор поста)
12 февраля 2020 года
0

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам