Станем ли мы «безындами», или Снова об электронных карточках
Православная общественность взбудоражена новой бедой — решением Правительства Москвы ввести для москвичей электронную карту, на которой будет храниться информация о финансах пользователя, о его состоянии здоровья, и по которой он, пользователь, будет получать доступ к государственным услугам. Мнение разделились — одни видят в этом обычное техническое новшество, никоим образом не посягающее на веру и гражданские права, другие считают, что дело плохо, что это очередной шаг к тоталитарному контролю над обществом, а там уж и до антихриста недалеко. В воздухе отчётливо повеяло 2000-м годом, когда бушевали страсти по поводу ИНН.
Я помню эти страсти. Кстати, тогда я отказался подписывать заявление о получении пресловутого идентификационного номера и до сих пор его не имею (что пока не создаёт мне никаких проблем). В ужасы про зашифрованное в ИНН «число Зверя» и про «предпечать антихриста» я и тогда не верил, моя мотивация была чисто гражданской. Опасен ведь не сам ИНН, а та глобальная база данных о гражданах, которая создавалась в те годы и для которой ИНН нужен был только для облегчения индексированного поиска (как программист я прекрасно понимаю необходимость присвоить каждому жителю страны учетный номер — с технической точки зрения это самое разумное решение).
Так вот, глобальная база — да в нашей коррумпированной стране, которую шатает от диктатуры к анархии — штука страшная. Когда все сведения о гражданине собраны вместе, то над гражданином возможен стопроцентный контроль. А значит, и стопроцентно эффективный инструмент давления. С какой целью будут давить — это уже другой вопрос, причём несложный. Или принуждение к политической покорности (в случае диктатуры), или банальный развод на деньги (при нынешнем коррупционном беспределе). Когда про тебя знают всё — в каких магазинах и что покупаешь, где учатся твои дети, какие ты посещаешь сайты и скачиваешь фильмы, от каких болезней и где лечишься, каковы твои жилищные условия и т. д., и т. п. — то повод для шантажа найдётся обязательно. Особенно учитывая особенности нашего законодательства, про которое до сих пор верны слова «абсурдная жестокость российских законов смягчается разве что отвратным оных исполнением».
Понятно, что все эти ужасы возникнут не сразу, не вдруг. Сам по себе ИНН и даже сама по себе глобальная база безопасны до тех пор, пока не появится соответствующая инфраструктура — то есть повсеместное внедрение портативных и стационарных считывающих устройств, введение электронных денежных расчётов, переход на безбумажную документацию в государственных учреждениях… Иначе говоря, страшно станет лишь тогда, когда эта глобальная база начнёт автоматически обновляться, начнёт автоматически аккумулировать текущую информацию о жизни каждого российского гражданина.
Прошло десять лет, ужасы не случились — во всяком случае, в глобальном масштабе. Не случились прежде всего потому, что упомянутой инфраструктуры до сих пор нет, а при нынешней ситуации с «освоением бюджетных средств» (а попросту сказать, распилах и откатах) ничего глобального внедрить и невозможно.
Но вот же — собрались внедрять эту самую карту москвича, которая, в перспективе, превратится в электронный паспорт, и не только москвича, разумеется, а любого жителя нашей страны. Соответственно, все те страхи десятилетней давности, которые было рассеялись, снова сгустились. И нельзя сказать, что страхи беспочвенные. За эти десять лет не стало меньше коррупции, не стало больше прав человека, а вот технический прогресс на месте не стоял, и сейчас до «электронного тоталитаризма» ближе, чем глядя из 2000-го года.
…Но где же во всей этой теме христианская составляющая? Почему нас, православных христиан, эти электронные карточки пугают больше, чем наших неверующих сограждан?
Мне кажется, для всерьёз верующего человека тут ничего ужасного нет. Ну записан ты в глобальной базе данных, ну могут на тебя давить разные злонамеренные личности и структуры… и что? Тебя в храм пускать не будут? Библию и молитвослов отберут? Посадят по 156-й статье за воспитание детей в вере или по 282-й за исповедание Христа как единственного Спасителя? Так всё это и без высоких технологий можно сделать, и делалось в советское время, только номера статей УК другие были. Но даром, что ли, писал апостол: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39). Если Господь посылает тебе такие испытания — ну, значит, таков Его Промысл о тебе, значит, это реально нужно для твоей души.
Однако не всё так просто. Кроме глубоко верующих людей, которых от Церкви ни бульдозером, ни базой данных не отвернуть, есть ещё и множество тех, чья вера неустойчива, слаба — и такие в годы гонений могут сломаться. Причём ведь не скажешь: «ну их, сами виноваты, крепче надо было веровать!». Это же наши братья и сёстры во Христе, и их падение — наша беда, наша боль (да и никто из нас не может быть уверен, что, случись гонения, выстоит и окажется истинным христианином). Так вот, если гонения нам предстоят — то их инструментом, скорее всего, окажутся не омоновские дубинки, а электронные карточки. Проповедовать вздумал — заблокируем твою карточку, и попробуй чего купи, попробуй устройся на работу, попробуй на своей машине куда поехать… да даже в родной подъезд войти… Если карточка станет универсальным ключом для всего, то блокировка карточки сделает человека полным изгоем. Без тюрем, пыток и Бутовских полигонов. По-современному, изящно.
Можем ли мы быть безразличны к созданию механизма, который легко будет повернуть против нас? Выступая в данной ситуации за гражданские права, идём ли мы вразрез с нашей верой? Вопрос спорный, но спорить нужно.
Ну а даже если отвлечься от темы гонений… пускай их в исторически обозримый период и не случится… Можем ли мы быть безразличны к ситуациям, когда жулики с помощью высоких технологий (то есть пользуясь глобальной базой данных по гражданам) кого-то грабят, кого-то преследуют, превращают чью-то жизнь в кошмар? А такое рано или поздно будет происходить. Глобальная база плюс повсеместная коррупция — результат очевиден. Должны ли мы опускать глаза долу и смиряться? Тоже спорный вопрос, и тоже можно вспомнить апостола Павла: «вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо. К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил» (2 Кор. 11:20-21). Судя по контексту, Павел вовсе не считает безусловной добродетелью покоряться социальному злу.
Но если не мириться с таким злом — то надо понимать, как у этого зла устроены колёса и как туда совать палки. То есть если христианину небезразличны страдания ближних, то он постарается как-то воздействовать на те социальные механизмы, посредством которых страдания и происходят. Так, например, в истории христианских народов были отменены рабство и крепостное право, так возникли пенсионное обеспечение, защита прав детей, так были отменены пытки и зверские казни. Да, на всё это была масса других причин — политических, экономических, но в основе всё равно оказывались христианское милосердие и неравнодушие.
Чем же ситуация с высокими технологиями принципиально отличается? Может, и здесь христианский протест внутренне оправдан? Если христиане видят, что бездумное и безжалостное применение этих технологий увеличивает объём человеческих страданий — так может, стоит с этими технологиями что-то сделать?
А что сделать-то? Отменить технический прогресс? Запретить высокие технологии? Абсолютно нереально. Этот паровоз плечом не остановить. Но можно сделать другое — можно добиваться того, что в технике называется «защитой от дурака». То есть создания юридических механизмов, которые мешали бы установлению «электронного тоталитализма». Например, нужно добиваться альтернативных документов — то есть чтобы наряду или вместо электронной карточки действовал обычный бумажный паспорт, чтобы наряду с электронными расчётами продолжали функционировать бумажные деньги, чтобы без электронной карточки можно было пользоваться всеми благами цивилизации. И, разумеется, чтобы отсутствие или блокировка карточки не вычёркивали человека из общества, не делали его бомжом. Я уж не говорю о том, какой строжайшей должна стать ответственность за несакционированный доступ к глобальной базе данных. Все эти юридические механизмы рано или поздно придётся создавать, и лучше рано — меньше будет растоптанных человеческих судеб. Мы, христиане, тоже вполне могли бы в этом поучаствовать.
…У моего любимого писателя Владислава Крапивина есть старая, написанная в 1988 году фантастическая повесть «Гуси, гуси, га-га-га». Ровно о том же самом — то есть об обществе глобального электронного контроля, где люди, по каким-либо причинам не имеющие «социального индекса», оказываются лишены любых человеческих прав. Там их называют «безынды». Не дай Бог эта фантастика станет реальностью — реальность вообще, как правило, страшнее выдумки.
Но, может, и не станет — если мы все, христиане и инаковерующие, атеисты и агностики, — избежим двух крайностей. Легкомысленной усмешки — мол, да никаких проблем, даёшь электронную карточку в каждый мозг, и традиционной истерики — мол, последние времена наступают, антихрист на пороге, надо завернуться в простыню и ползти к ближайшему кладбищу. Мы многое можем сделать вместе — если будем именно делать, а не отмахиваться и не истерить.
Я помню эти страсти. Кстати, тогда я отказался подписывать заявление о получении пресловутого идентификационного номера и до сих пор его не имею (что пока не создаёт мне никаких проблем). В ужасы про зашифрованное в ИНН «число Зверя» и про «предпечать антихриста» я и тогда не верил, моя мотивация была чисто гражданской. Опасен ведь не сам ИНН, а та глобальная база данных о гражданах, которая создавалась в те годы и для которой ИНН нужен был только для облегчения индексированного поиска (как программист я прекрасно понимаю необходимость присвоить каждому жителю страны учетный номер — с технической точки зрения это самое разумное решение).
Так вот, глобальная база — да в нашей коррумпированной стране, которую шатает от диктатуры к анархии — штука страшная. Когда все сведения о гражданине собраны вместе, то над гражданином возможен стопроцентный контроль. А значит, и стопроцентно эффективный инструмент давления. С какой целью будут давить — это уже другой вопрос, причём несложный. Или принуждение к политической покорности (в случае диктатуры), или банальный развод на деньги (при нынешнем коррупционном беспределе). Когда про тебя знают всё — в каких магазинах и что покупаешь, где учатся твои дети, какие ты посещаешь сайты и скачиваешь фильмы, от каких болезней и где лечишься, каковы твои жилищные условия и т. д., и т. п. — то повод для шантажа найдётся обязательно. Особенно учитывая особенности нашего законодательства, про которое до сих пор верны слова «абсурдная жестокость российских законов смягчается разве что отвратным оных исполнением».
Понятно, что все эти ужасы возникнут не сразу, не вдруг. Сам по себе ИНН и даже сама по себе глобальная база безопасны до тех пор, пока не появится соответствующая инфраструктура — то есть повсеместное внедрение портативных и стационарных считывающих устройств, введение электронных денежных расчётов, переход на безбумажную документацию в государственных учреждениях… Иначе говоря, страшно станет лишь тогда, когда эта глобальная база начнёт автоматически обновляться, начнёт автоматически аккумулировать текущую информацию о жизни каждого российского гражданина.
Прошло десять лет, ужасы не случились — во всяком случае, в глобальном масштабе. Не случились прежде всего потому, что упомянутой инфраструктуры до сих пор нет, а при нынешней ситуации с «освоением бюджетных средств» (а попросту сказать, распилах и откатах) ничего глобального внедрить и невозможно.
Но вот же — собрались внедрять эту самую карту москвича, которая, в перспективе, превратится в электронный паспорт, и не только москвича, разумеется, а любого жителя нашей страны. Соответственно, все те страхи десятилетней давности, которые было рассеялись, снова сгустились. И нельзя сказать, что страхи беспочвенные. За эти десять лет не стало меньше коррупции, не стало больше прав человека, а вот технический прогресс на месте не стоял, и сейчас до «электронного тоталитаризма» ближе, чем глядя из 2000-го года.
…Но где же во всей этой теме христианская составляющая? Почему нас, православных христиан, эти электронные карточки пугают больше, чем наших неверующих сограждан?
Мне кажется, для всерьёз верующего человека тут ничего ужасного нет. Ну записан ты в глобальной базе данных, ну могут на тебя давить разные злонамеренные личности и структуры… и что? Тебя в храм пускать не будут? Библию и молитвослов отберут? Посадят по 156-й статье за воспитание детей в вере или по 282-й за исповедание Христа как единственного Спасителя? Так всё это и без высоких технологий можно сделать, и делалось в советское время, только номера статей УК другие были. Но даром, что ли, писал апостол: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39). Если Господь посылает тебе такие испытания — ну, значит, таков Его Промысл о тебе, значит, это реально нужно для твоей души.
Однако не всё так просто. Кроме глубоко верующих людей, которых от Церкви ни бульдозером, ни базой данных не отвернуть, есть ещё и множество тех, чья вера неустойчива, слаба — и такие в годы гонений могут сломаться. Причём ведь не скажешь: «ну их, сами виноваты, крепче надо было веровать!». Это же наши братья и сёстры во Христе, и их падение — наша беда, наша боль (да и никто из нас не может быть уверен, что, случись гонения, выстоит и окажется истинным христианином). Так вот, если гонения нам предстоят — то их инструментом, скорее всего, окажутся не омоновские дубинки, а электронные карточки. Проповедовать вздумал — заблокируем твою карточку, и попробуй чего купи, попробуй устройся на работу, попробуй на своей машине куда поехать… да даже в родной подъезд войти… Если карточка станет универсальным ключом для всего, то блокировка карточки сделает человека полным изгоем. Без тюрем, пыток и Бутовских полигонов. По-современному, изящно.
Можем ли мы быть безразличны к созданию механизма, который легко будет повернуть против нас? Выступая в данной ситуации за гражданские права, идём ли мы вразрез с нашей верой? Вопрос спорный, но спорить нужно.
Ну а даже если отвлечься от темы гонений… пускай их в исторически обозримый период и не случится… Можем ли мы быть безразличны к ситуациям, когда жулики с помощью высоких технологий (то есть пользуясь глобальной базой данных по гражданам) кого-то грабят, кого-то преследуют, превращают чью-то жизнь в кошмар? А такое рано или поздно будет происходить. Глобальная база плюс повсеместная коррупция — результат очевиден. Должны ли мы опускать глаза долу и смиряться? Тоже спорный вопрос, и тоже можно вспомнить апостола Павла: «вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо. К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил» (2 Кор. 11:20-21). Судя по контексту, Павел вовсе не считает безусловной добродетелью покоряться социальному злу.
Но если не мириться с таким злом — то надо понимать, как у этого зла устроены колёса и как туда совать палки. То есть если христианину небезразличны страдания ближних, то он постарается как-то воздействовать на те социальные механизмы, посредством которых страдания и происходят. Так, например, в истории христианских народов были отменены рабство и крепостное право, так возникли пенсионное обеспечение, защита прав детей, так были отменены пытки и зверские казни. Да, на всё это была масса других причин — политических, экономических, но в основе всё равно оказывались христианское милосердие и неравнодушие.
Чем же ситуация с высокими технологиями принципиально отличается? Может, и здесь христианский протест внутренне оправдан? Если христиане видят, что бездумное и безжалостное применение этих технологий увеличивает объём человеческих страданий — так может, стоит с этими технологиями что-то сделать?
А что сделать-то? Отменить технический прогресс? Запретить высокие технологии? Абсолютно нереально. Этот паровоз плечом не остановить. Но можно сделать другое — можно добиваться того, что в технике называется «защитой от дурака». То есть создания юридических механизмов, которые мешали бы установлению «электронного тоталитализма». Например, нужно добиваться альтернативных документов — то есть чтобы наряду или вместо электронной карточки действовал обычный бумажный паспорт, чтобы наряду с электронными расчётами продолжали функционировать бумажные деньги, чтобы без электронной карточки можно было пользоваться всеми благами цивилизации. И, разумеется, чтобы отсутствие или блокировка карточки не вычёркивали человека из общества, не делали его бомжом. Я уж не говорю о том, какой строжайшей должна стать ответственность за несакционированный доступ к глобальной базе данных. Все эти юридические механизмы рано или поздно придётся создавать, и лучше рано — меньше будет растоптанных человеческих судеб. Мы, христиане, тоже вполне могли бы в этом поучаствовать.
…У моего любимого писателя Владислава Крапивина есть старая, написанная в 1988 году фантастическая повесть «Гуси, гуси, га-га-га». Ровно о том же самом — то есть об обществе глобального электронного контроля, где люди, по каким-либо причинам не имеющие «социального индекса», оказываются лишены любых человеческих прав. Там их называют «безынды». Не дай Бог эта фантастика станет реальностью — реальность вообще, как правило, страшнее выдумки.
Но, может, и не станет — если мы все, христиане и инаковерующие, атеисты и агностики, — избежим двух крайностей. Легкомысленной усмешки — мол, да никаких проблем, даёшь электронную карточку в каждый мозг, и традиционной истерики — мол, последние времена наступают, антихрист на пороге, надо завернуться в простыню и ползти к ближайшему кладбищу. Мы многое можем сделать вместе — если будем именно делать, а не отмахиваться и не истерить.
+16 |
![]() |
43 комментария |
Комментарии
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Дубликаты и юрзащита -могут частично поправить дело.
↑ Перейти к этому комментарию
уж если кому-то властьимущему перешли дорогу, то не спасет и отсутствие оных карт. ИМХО.
Дубликаты и юрзащита -могут частично поправить дело.
↑ Перейти к этому комментарию
На мой взгляд, с духовной точки зрения электронные карты опасности не представляют. А вот с точки зрения практической – очень даже большую. Карту можно потерять. И, поскольку на карте «все в одном флаконе», она становится очень привлекательной для людей, стремящихся к легкой наживе.
Когда люди едут в дальнюю поездку, они деньги, как правило, распределяют по разным карманам. Если что-то вдруг потерялось – есть «запас». А вот когда кладешь все в один пухлый кошелек, то велика вероятность того, что потеряешь все разом. Так же в случае с электронными картами. Мошенник, похитивший карту, может снять деньги с вашего счета, несмотря на все уровни сложности кодов, защищающих информацию. Кроме того, их производят и программируют живые люди, и кто гарантирует, что не попадется нечестный человек, который регулярно незаметно для Вас будет сокращать Ваш счет? Сколько уже таких случаев в мировой практике было с банковскими картами… Не исключены и ситуации, когда кого-нибудь из сферы обслуживания электронных карт увольняют, или руководство чем-то такого сотрудника обижает — он из чувства мести виртуозно запускает в электронные системы вируса.
И еще один важный момент. На изготовление электронных карт уходят большие деньги. У нас в стране очень много социальных и нравственных проблем — и вот на них у нас бюджетных средств не хватает… А на разработку никому не нужной карты, по поводу которой у многих возникают опасения, – пожалуйста, деньги отстегиваются в большом количестве! Мне кажется, это проявление неуважения к своему народу. Как любой большой проект, электронные карты выгодны его разработчикам, нежели рядовым гражданам: денежный поток, который порождается кампанией по массовому внедрению карт, с большой долей вероятности будет поделен между чиновниками.
На мой взгляд, с духовной точки зрения электронные карты опасности не представляют. А вот с точки зрения практической – очень даже большую. Карту можно потерять. И, поскольку на карте «все в одном флаконе», она становится очень привлекательной для людей, стремящихся к легкой наживе.
Когда люди едут в дальнюю поездку, они деньги, как правило, распределяют по разным карманам. Если что-то вдруг потерялось – есть «запас». А вот когда кладешь все в один пухлый кошелек, то велика вероятность того, что потеряешь все разом. Так же в случае с электронными картами. Мошенник, похитивший карту, может снять деньги с вашего счета, несмотря на все уровни сложности кодов, защищающих информацию. Кроме того, их производят и программируют живые люди, и кто гарантирует, что не попадется нечестный человек, который регулярно незаметно для Вас будет сокращать Ваш счет? Сколько уже таких случаев в мировой практике было с банковскими картами… Не исключены и ситуации, когда кого-нибудь из сферы обслуживания электронных карт увольняют, или руководство чем-то такого сотрудника обижает — он из чувства мести виртуозно запускает в электронные системы вируса.
И еще один важный момент. На изготовление электронных карт уходят большие деньги. У нас в стране очень много социальных и нравственных проблем — и вот на них у нас бюджетных средств не хватает… А на разработку никому не нужной карты, по поводу которой у многих возникают опасения, – пожалуйста, деньги отстегиваются в большом количестве! Мне кажется, это проявление неуважения к своему народу. Как любой большой проект, электронные карты выгодны его разработчикам, нежели рядовым гражданам: денежный поток, который порождается кампанией по массовому внедрению карт, с большой долей вероятности будет поделен между чиновниками.
↑ Перейти к этому комментарию
Это да.
Нафик мне карточка в деревне кукуевка, где слово "банкомат" мало кто знает?
Так, прошу прощения - удаляюсь, совсем плохо себя чувствую.
Нафик мне карточка в деревне кукуевка, где слово "банкомат" мало кто знает?
Так, прошу прощения - удаляюсь, совсем плохо себя чувствую.
↑ Перейти к этому комментарию
Нафик мне карточка в деревне кукуевка, где слово "банкомат" мало кто знает?
Так, прошу прощения - удаляюсь, совсем плохо себя чувствую.
↑ Перейти к этому комментарию
На мой взгляд, с духовной точки зрения электронные карты опасности не представляют. А вот с точки зрения практической – очень даже большую. Карту можно потерять. И, поскольку на карте «все в одном флаконе», она становится очень привлекательной для людей, стремящихся к легкой наживе.
Когда люди едут в дальнюю поездку, они деньги, как правило, распределяют по разным карманам. Если что-то вдруг потерялось – есть «запас». А вот когда кладешь все в один пухлый кошелек, то велика вероятность того, что потеряешь все разом. Так же в случае с электронными картами. Мошенник, похитивший карту, может снять деньги с вашего счета, несмотря на все уровни сложности кодов, защищающих информацию. Кроме того, их производят и программируют живые люди, и кто гарантирует, что не попадется нечестный человек, который регулярно незаметно для Вас будет сокращать Ваш счет? Сколько уже таких случаев в мировой практике было с банковскими картами… Не исключены и ситуации, когда кого-нибудь из сферы обслуживания электронных карт увольняют, или руководство чем-то такого сотрудника обижает — он из чувства мести виртуозно запускает в электронные системы вируса.
И еще один важный момент. На изготовление электронных карт уходят большие деньги. У нас в стране очень много социальных и нравственных проблем — и вот на них у нас бюджетных средств не хватает… А на разработку никому не нужной карты, по поводу которой у многих возникают опасения, – пожалуйста, деньги отстегиваются в большом количестве! Мне кажется, это проявление неуважения к своему народу. Как любой большой проект, электронные карты выгодны его разработчикам, нежели рядовым гражданам: денежный поток, который порождается кампанией по массовому внедрению карт, с большой долей вероятности будет поделен между чиновниками.
↑ Перейти к этому комментарию
Подобные взгляды мне представляются более чем близорукими...
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Что-то пока я не заметила в штатах тотального контроля и шантажа населения...
Про возможность исполнения задуманного я не говорю - моих мозгов не хватает, чтобы рассчитать вероятность успеха. особенно, учитывая тот факт, что и готового плана никто в глаза не видел. То есть мы имеем только предположения.
С Гитлером - популистская идеология, основанная на низменных инстинктах, которая "удачно" легла на последствия первом мировой.
Не верю я в мировые заговоры.
Имея бабки, ОГРОМНОЕ ЭГО, огромные амбиции и прочие "возможности"- и при этом ни грамма того, что мы называем вечными ценностями.
Что, собственно, им (абстрактным) может помешать? так, теоретически?
Ответ:
Раз эго, то они и между собой не договорятся. Кто-нить обязательно так одеяло на себя потянет, что всех остальных замочит в сортире. А на идеологии можно продержаться (религии же держатся), но а) тайно недолго б) деньги будут не у всех и не это будет во главе угла.
Я, конечно, понимаю - и Петра антихристом звали, и обещали, что на нем-то всё и кончится. А у свидетелей тот конец света вообще - чуть ли не каждый год
Мне чисто с технической точки зрения ненадёжными кажется вся эта электроника чудесная. Как глюкнет - мало не покажется. Поэтому я за бумажные дубликаты.
И за личный процесс спасения - исповедь-Причастие и думание головой.
Что мне карточек бояться? я снова залезла вилкой в кошачью банку паштета. И службу проспала. И мимо платья красивого пройти не могу. И ленива, и гневлива, и ревнива, на инет подсела...тут и откровения не надо - мой конец света и без чипов накроет, мало не покажется
С Гитлером - популистская идеология, основанная на низменных инстинктах, которая "удачно" легла на последствия первом мировой.
Не верю я в мировые заговоры.
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Что-то пока я не заметила в штатах тотального контроля и шантажа населения...
↑ Перейти к этому комментарию
Есть даже "умное" мнение , что без коррупции мы пропадем - так все перевернуто с ног на голову.
http://pravosl.narod.ru/library/pechati.htm
Это шедевр из ссылочной статьи.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: