Смертные колыбельные
Зашел у меня в дневнике разговор о том, что жестоких сказок не было на Руси. Были. Просто то, что мы сейчас воспринимаем как жестокость, нецензурные выражение ранее считалось нормой.
Вот сюда напишу про Смертные колыбельные. И такие были у нашего народа. Да и есть
БАЮ-БАЙ (русские колыбельные)
В старину одним из способов успокоить ребенка на сон грядущий было пожелание ему смерти, что нашло отражение в текстах многих колыбельных песен. Нередко этот факт использовался отдельными мыслителями XIX века для того, чтобы доказать "безнравственность" русских крестьян. По мнению А. Н. Мартыновой, пожелание смерти в текстах многих колыбельных выражено вполне недвусмысленно и может быть отголоском обычая избавляться от слабых, увечных и незаконнорожденных детей (хотя "продиктованы эти песни были гуманными чувствами, желанием избавить ребенка от мук болезни и голода" ).
Целый ряд исследователей (О. И. Капица, Е. В. Гиппиус, Э. В. Померанцева, Г. Г. Шаповалова, Н. М. Элиаш) придерживаются противоположных взглядов. Пожелание смерти ребенку могло представлять собой попытку обмануть злые силы, отвлечь их внимание. Нельзя забывать также, что сон и смерть воспринимались как два очень близких по своей сути состояния. Кроме того, многим колыбельным песням подобного рода не был чужд определенный юмористический, сатирический оттенок. Пожелание смерти могло быть и просто способом напугать ребенка, чтобы добиться от него послушания - таким же образом, детей пугали волками, лешими, водяными и т. п.
Так или иначе, факт остается фактом: вплоть до ХХ века в русских деревнях детям продолжали петь колыбельные песни, которые, с точки зрения современного человека, выглядят довольно зловеще.
Спи, дитя моё мило,
Будет к осени друго,
К именинам третьё...
Седни Ванюшка помрет,
Завтра похороны,
Будем Ваню хоронить,
В большой колокол звонить.
(Архангельская губ., Онежский у., 1912 г.)
Бай, бай да люли,
Хоть сегодня умри.
Сколочу тебе гробок
Из дубовых досок.
Завтра мороз,
Снесут на погост.
Бабушка-старушка,
Отрежь полотенце,
Накрыть младенца.
Мы поплачем, повоем,
В могилу зароем.
(Бессонов П., "Детские песни", 1868 г.)
Это вообще глубокий пласт почитать можно тут https://vk.com/topic-53160703_28337166
или тут http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=636.0
http://mama-plus.ru/viewtopic.php?id=1574&p=2
А вообще люди на эту тему диссертации пишут
Вот сюда напишу про Смертные колыбельные. И такие были у нашего народа. Да и есть
БАЮ-БАЙ (русские колыбельные)
В старину одним из способов успокоить ребенка на сон грядущий было пожелание ему смерти, что нашло отражение в текстах многих колыбельных песен. Нередко этот факт использовался отдельными мыслителями XIX века для того, чтобы доказать "безнравственность" русских крестьян. По мнению А. Н. Мартыновой, пожелание смерти в текстах многих колыбельных выражено вполне недвусмысленно и может быть отголоском обычая избавляться от слабых, увечных и незаконнорожденных детей (хотя "продиктованы эти песни были гуманными чувствами, желанием избавить ребенка от мук болезни и голода" ).
Целый ряд исследователей (О. И. Капица, Е. В. Гиппиус, Э. В. Померанцева, Г. Г. Шаповалова, Н. М. Элиаш) придерживаются противоположных взглядов. Пожелание смерти ребенку могло представлять собой попытку обмануть злые силы, отвлечь их внимание. Нельзя забывать также, что сон и смерть воспринимались как два очень близких по своей сути состояния. Кроме того, многим колыбельным песням подобного рода не был чужд определенный юмористический, сатирический оттенок. Пожелание смерти могло быть и просто способом напугать ребенка, чтобы добиться от него послушания - таким же образом, детей пугали волками, лешими, водяными и т. п.
Так или иначе, факт остается фактом: вплоть до ХХ века в русских деревнях детям продолжали петь колыбельные песни, которые, с точки зрения современного человека, выглядят довольно зловеще.
Спи, дитя моё мило,
Будет к осени друго,
К именинам третьё...
Седни Ванюшка помрет,
Завтра похороны,
Будем Ваню хоронить,
В большой колокол звонить.
(Архангельская губ., Онежский у., 1912 г.)
Бай, бай да люли,
Хоть сегодня умри.
Сколочу тебе гробок
Из дубовых досок.
Завтра мороз,
Снесут на погост.
Бабушка-старушка,
Отрежь полотенце,
Накрыть младенца.
Мы поплачем, повоем,
В могилу зароем.
(Бессонов П., "Детские песни", 1868 г.)
Это вообще глубокий пласт почитать можно тут https://vk.com/topic-53160703_28337166
или тут http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=636.0
http://mama-plus.ru/viewtopic.php?id=1574&p=2
А вообще люди на эту тему диссертации пишут
+29 | disa8 | 55 комментариев |
Комментарии
Слово- это очень опасное оружие. Существовали «смертные колыбельные». Есть определенное мнение, что матери пели их специально больным детям, или тогда, когда ребенка было не прокормить. Вроде бы, считалось, что если сама мать «упоет», «уговорит» ребенка покинуть мир, он уйдет во сне и без мучений.
«Спи, вороти -
Мне недосуг!
Сегодня усни
А завтра помри!
На погост повезут,
Вечну память пропоют,
К сырой земле предадут»
Поскольку не только славянские народы использовали «смертные» колыбельные, не удивительно, что этот жуткий сюжет проявился в современности. Чак Паланик написал свою «Колыбельную», одну из самых страшных книг современности, по мотивам легенды о смертных колыбельных народов Африки.
Но не все ученые думают, что смертные песни пелись ребенку, чтобы он умер, или оттого, что мать не любит его, как лишнего и слабого.
Вспомним еще раз, что заклинание - это сила слова высказанного! В языческих верованиях очень популярен был мотив обмана злых духов. Как пожелание охотнику вернуться без добычи, так и пожелание смерти малышу, скорее всего, было призвано обмануть злые силы, обдурить их, чтобы они не заинтересовались и без того ненужным ребенком, и не захотели отнимать его у семьи.
Есть еще одно серьезное и логичное предположение. После рождения еще долго малыш считался существом, живущим на границе Фотобанк Лоримежду тем и этим мирами. Между Навью и Явью. Между Жизнью и Смертью. И существовало поверье, что некоторое время в ребенке живет некий страшный дух. Иные славянские культуры назвали его Плачь (именно он не дает спать ребеночку!), иные - Букой. Это Второй, Двойник, которого необходимо изгнать, пока не натворил бед, не увел малыша обратно.
Известный исследователь-фольклорист В.В Головин писал в своем труде «Русская песня и заговор»: «Мотив пожелания смерти "имел "постоянную" окказиональную природу и сразу включался в текст, когда нянька начинала чувствовать любое негативное изменение в ребенке. В полном "тексте" тихвинского убаюкивания, именно после надрывного крика ребенка, Клавдия Ильинична Петрова тихим настойчивым голосом говорит ему: "Умри" и неоднократно поет смертные тексты".
Бай-бай-бай-бай,
хоть сейчас помирай,
уж как сделаем гробок
из осиновых досок,
уж как выкопам могилу
на высокой на горе,
на высокой на горе,
на широкой на дыре...
Бабушка стара-стара
на завалинке спала,
прилетела сова,
глазки выклевала. (Блин, до сих пор сов боюсь до одури!)
Татарин-басурман
посадил девку в карман,
девка голосом орет,
свои волоса дерет...
Это я сейчас навскидку вспомнила, было больше. А сказку моя суровая бабушка рассказывала только одну, про медведя - Липовую ногу (есть такой мульт советский, кому интересно, но там гораздо все мягче и добрее, у бабули от ночала до конца была жуть и в конце, конечно, медведь всех съел). Сестра моя - психолог, объясняет это во первых тем, что такие сказки и песни являлись своего рода оберегами (нельзя было говорить хорошее, можно сглазить, а плохое надо говорить, оно отпугивает злые силы и ворожбу), а во вторых, что детей таким образом запугивали для их же безопасности, т.к. не было возможности постоянно за ними следить, и вот это был такой способ заставить деток сидеть дома на печке, пока родители пашут. На самом деле, это не только для русской старины типично, почитайте старинные европейские сказки без цензуры, там тоже та еще жуть )
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
Белоснежка: "позвала злая мачеха охотника и велела эээ отвести девочку в лес. Привязать к дереву. "
( ну не рассказывать же про приказ вырезать сердце и про то как "сердобольный" охотник пожалел девочку и вырезал сердце у барана
Баба- Яга и Василиса: "смотрит девочка а забор у избушки эээ дико страшный " в оригинале из человечьих ног
с другой стороны детская психика многие ужасти воспринимает довольно абстрактно, помню как туже бабу-ягу сама в восьмилетнем правда уже возрасте читала взахлеб и все эти черепа со светящимися глазами вызывали не только ужас, но и восторг. Типа страшилок о черной простыне и летающей руке
Бай-бай-бай-бай,
хоть сейчас помирай,
уж как сделаем гробок
из осиновых досок,
уж как выкопам могилу
на высокой на горе,
на высокой на горе,
на широкой на дыре...
Бабушка стара-стара
на завалинке спала,
прилетела сова,
глазки выклевала. (Блин, до сих пор сов боюсь до одури!)
Татарин-басурман
посадил девку в карман,
девка голосом орет,
свои волоса дерет...
Это я сейчас навскидку вспомнила, было больше. А сказку моя суровая бабушка рассказывала только одну, про медведя - Липовую ногу (есть такой мульт советский, кому интересно, но там гораздо все мягче и добрее, у бабули от ночала до конца была жуть и в конце, конечно, медведь всех съел). Сестра моя - психолог, объясняет это во первых тем, что такие сказки и песни являлись своего рода оберегами (нельзя было говорить хорошее, можно сглазить, а плохое надо говорить, оно отпугивает злые силы и ворожбу), а во вторых, что детей таким образом запугивали для их же безопасности, т.к. не было возможности постоянно за ними следить, и вот это был такой способ заставить деток сидеть дома на печке, пока родители пашут. На самом деле, это не только для русской старины типично, почитайте старинные европейские сказки без цензуры, там тоже та еще жуть )
↑ Перейти к этому комментарию
И песенки такие пелись.
Ох, сколько нам пелось и рассказывалось!
А "из классики" Позабыт-позаброшен.
Позабыт – позаброшен
С молодых юных лет,
Я остался сиротою,
Счастья, доли мне нет.
Я чужой на чужбине
И без роду живу,
И родного уголочка
Я нигде не найду.
Вот умру я, умру я,
И не будет меня,
И никто не узнает,
Где могилка моя.
На мою на могилку,
Знать, никто не придёт.
Только раннею весною
Соловей пропоёт.
Пропоёт и просвищет,
И опять улетит,
Моя бедная могилка
Одиноко стоит.
У других на могилках
Всё цветы да венки –
У меня, у сиротинки,
Всё бурьян, да кусты.
Про "никто не узнает где могилка моя" - вообще хитом была в определенный промежуток времени.
Простите, просто вспомнилось. Вместе с колыбельными.
Простите, просто вспомнилось. Вместе с колыбельными.
↑ Перейти к этому комментарию
И песенки такие пелись.
Ох, сколько нам пелось и рассказывалось!
А "из классики" Позабыт-позаброшен.
Позабыт – позаброшен
С молодых юных лет,
Я остался сиротою,
Счастья, доли мне нет.
Я чужой на чужбине
И без роду живу,
И родного уголочка
Я нигде не найду.
Вот умру я, умру я,
И не будет меня,
И никто не узнает,
Где могилка моя.
На мою на могилку,
Знать, никто не придёт.
Только раннею весною
Соловей пропоёт.
Пропоёт и просвищет,
И опять улетит,
Моя бедная могилка
Одиноко стоит.
У других на могилках
Всё цветы да венки –
У меня, у сиротинки,
Всё бурьян, да кусты.
↑ Перейти к этому комментарию
Песня про могилку шикарна, особенно в качестве колыбельной
↑ Перейти к этому комментарию
я вот подумала, может и на это рассчитаны были эти колыбельные и сказки? что ребенок возьмет из нее что-то полезное (дети ведь часто смотрят на вещи с очень интересного ракурса), что у него будут какие-то свои ассоциации, как вот в колыбельных про котика, ребенок услышит про сладости-радости, на саночках к месяцу прокатиться, это ж как интересно, а что со взрослой точки зрения это смерть самая обыкновенная и надежда на воздаяние "там" - ребенку и в голову может не придти. Ну, это кроме, обережного значения этих колыбельных
жаль, у меня прабабушка давно умерла, она, если я правильно помню еще в конце 19в родилась или прям в начале 20в., знала же, наверняка, что-нибудь такое
Бай-бай-бай-бай,
хоть сейчас помирай,
уж как сделаем гробок
из осиновых досок,
уж как выкопам могилу
на высокой на горе,
на высокой на горе,
на широкой на дыре...
Бабушка стара-стара
на завалинке спала,
прилетела сова,
глазки выклевала. (Блин, до сих пор сов боюсь до одури!)
Татарин-басурман
посадил девку в карман,
девка голосом орет,
свои волоса дерет...
Это я сейчас навскидку вспомнила, было больше. А сказку моя суровая бабушка рассказывала только одну, про медведя - Липовую ногу (есть такой мульт советский, кому интересно, но там гораздо все мягче и добрее, у бабули от ночала до конца была жуть и в конце, конечно, медведь всех съел). Сестра моя - психолог, объясняет это во первых тем, что такие сказки и песни являлись своего рода оберегами (нельзя было говорить хорошее, можно сглазить, а плохое надо говорить, оно отпугивает злые силы и ворожбу), а во вторых, что детей таким образом запугивали для их же безопасности, т.к. не было возможности постоянно за ними следить, и вот это был такой способ заставить деток сидеть дома на печке, пока родители пашут. На самом деле, это не только для русской старины типично, почитайте старинные европейские сказки без цензуры, там тоже та еще жуть )
↑ Перейти к этому комментарию
↑ Перейти к этому комментарию
А смертные вообще отпали. Но как пласт культуры зафиксированы.
Кстати, всем моим деткам нравилась колыбельная из фильма "Долгая дорога в дюнах" -
За печкою поет сверчок,
угомонись, не плачь, сынок,
вон за окном морозная
светлая ночка звездная...
Что ж, коли нету хлебушка,
глянь-ка на чисто небушко,
видишь, сияют звездочки,
месяц плывет на лодочке...
ты спи, а я спою тебе,
как хорошо там, на небе,
как нас с тобою серый кот
в санках на месяц увезет...
будут забавы-радости,
будут орехи-сладости,
будут сапожки новые
и пряники медовые...
- так вот, может я испорченная какая то, но в последнее время мне в этой песне видится смысл именно "смертной колыбельной", которую поют ребенку, умирающему от голода, мол, не бойся, котик увезет на небо (в рай), будут там и сапожки и пряники и сладости... Так что я и ее перестала петь )
А вот ваша колыбельная ( про сверчка) действительно похожа на смертную, если ее именно с этой точки зрения интерпретировать.
Кстати, всем моим деткам нравилась колыбельная из фильма "Долгая дорога в дюнах" -
За печкою поет сверчок,
угомонись, не плачь, сынок,
вон за окном морозная
светлая ночка звездная...
Что ж, коли нету хлебушка,
глянь-ка на чисто небушко,
видишь, сияют звездочки,
месяц плывет на лодочке...
ты спи, а я спою тебе,
как хорошо там, на небе,
как нас с тобою серый кот
в санках на месяц увезет...
будут забавы-радости,
будут орехи-сладости,
будут сапожки новые
и пряники медовые...
- так вот, может я испорченная какая то, но в последнее время мне в этой песне видится смысл именно "смертной колыбельной", которую поют ребенку, умирающему от голода, мол, не бойся, котик увезет на небо (в рай), будут там и сапожки и пряники и сладости... Так что я и ее перестала петь )
↑ Перейти к этому комментарию
Сложно объяснить, Просто для у меня военная тема с моей бабушкой ассоциируется и эта колыбельная почему то тоже. И она мне не кажется страшной скорее очень грустной
Я в некотором роде филолог, и ездила в фолклорные экспедиции, и книги читала. И историю русского языка изучала, и рун русских.
А про "самазливые стращалки" как-то не корректно звучит.
А то что Смертные колыбельные имели место быть - это факт. И пост писался вдогонку к другому. Об глубинном смысле сказки "Курочка Ряба".
А почитать можно многое. Для начала хоть это:
Тут более правдивое(чем ваше) объяснение РУССКИМ сказкам
http://slavs.org.ua/russkie-skazki-i-slavyano-ariiskie-skazy
Кстати - Русь, как и древние славяне не были язычниками! Язычниками наши православные предки звали чужеземцев, потому что они передавали мысли только языком, по другому не умели. Передавать мысли не умели и читать мысли не умели.
Не плохой сайт Русская Старина - http://starina-rus.ru/
Но сказки собранные там нельзя отнести к действительно Русским. Хоть они и рассказывались русским языком, но происхождение имели более позднее.
Хороший сайт "Северная сказка", Это сайт издательства и работает как интернет-магазин, но много полезной информации есть - http://northernfable.ru/shop/slavyanskie_tayny/
или вот сайт - http://midgard-svaor.com/category/skazki-i-skazy/
заходите в
СКАЗКИ И СКАЗЫ
http://midgard-svaor.com/category/skazki-i-skazy/
сайт Коло Рода
koloroda.ru/kamennye-labirinty-vedicheskaya-tajna-drevnego-severa/
но перед этим почитайте "Ключи к волшебным сказкам славяно-ариев" там же -
http://midgard-svaor.com/klyuchi-k-volshebnym-skazkam-slavyano-ariev/
Много интересного с разных источников собрано -
http://www.liveinternet.ru/users/3469412/
Перед этим, все же, нужно немного прояснить ситуацию, что русское, что нет
"Другой взгляд на историю Руси" - http://rusich.my1.ru/publ/7-1-0-20
Да еще здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=o-lm3V3u0EE
Этот фильм - иллюстрация к статье "Былое величие нашей Отчизны и её нынешнее разграбление", которая опубликована на странице: http://rodobogie.org/node/1338
А начать я все же посоветую с "Финиста Ясного Сокола". Да-да, того самого, о котором в детстве многие слышали да никто не читал. Надеюсь, филолог хоть какой-то его текст читала?
https://www.youtube.com/watch?v=B2h_aLsREX4
Видео-Сказ на основе одного из древнейших текстов "Сказа о Ясном Соколе", напечатаном в "Славяно-Арийских Ведах" в оригинале, с хорошими иллюстрациями и красивым голосом рассказчика. Это именно сказ, взятый из Славяно-Арийских Вед, а не изрядно почиканная сказка, которую нам показывали в детстве.
здесь - Николай Левашов рассказывает и расшифровывает, о чем этот сказ - http://nikolay-levashov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7-%D0%BE-%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5/
А это видео Вас развлечет, да покажет как действительно нужно рассказывать сказки -
https://www.youtube.com/watch?v=Qyy8ll_ihrI
Я в некотором роде филолог, и ездила в фолклорные экспедиции, и книги читала. И историю русского языка изучала, и рун русских.
А про "самазливые стращалки" как-то не корректно звучит.
А то что Смертные колыбельные имели место быть - это факт. И пост писался вдогонку к другому. Об глубинном смысле сказки "Курочка Ряба".
↑ Перейти к этому комментарию
Я когда искала колыбельные какие-нибудь, то попадались с двусмысленными текстами, где скорее про смерить было, чем про сон, но что бы такие прямым текстом - не видела еще.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: