Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Смертные колыбельные

Зашел у меня в дневнике разговор о том, что жестоких сказок не было на Руси. Были. Просто то, что мы сейчас воспринимаем как жестокость, нецензурные выражение ранее считалось нормой.

Вот сюда напишу про Смертные колыбельные. И такие были у нашего народа. Да и есть


БАЮ-БАЙ (русские колыбельные)
В старину одним из способов успокоить ребенка на сон грядущий было пожелание ему смерти, что нашло отражение в текстах многих колыбельных песен. Нередко этот факт использовался отдельными мыслителями XIX века для того, чтобы доказать "безнравственность" русских крестьян. По мнению А. Н. Мартыновой, пожелание смерти в текстах многих колыбельных выражено вполне недвусмысленно и может быть отголоском обычая избавляться от слабых, увечных и незаконнорожденных детей (хотя "продиктованы эти песни были гуманными чувствами, желанием избавить ребенка от мук болезни и голода" ).

Целый ряд исследователей (О. И. Капица, Е. В. Гиппиус, Э. В. Померанцева, Г. Г. Шаповалова, Н. М. Элиаш) придерживаются противоположных взглядов. Пожелание смерти ребенку могло представлять собой попытку обмануть злые силы, отвлечь их внимание. Нельзя забывать также, что сон и смерть воспринимались как два очень близких по своей сути состояния. Кроме того, многим колыбельным песням подобного рода не был чужд определенный юмористический, сатирический оттенок. Пожелание смерти могло быть и просто способом напугать ребенка, чтобы добиться от него послушания - таким же образом, детей пугали волками, лешими, водяными и т. п.

Так или иначе, факт остается фактом: вплоть до ХХ века в русских деревнях детям продолжали петь колыбельные песни, которые, с точки зрения современного человека, выглядят довольно зловеще.

Спи, дитя моё мило,
Будет к осени друго,
К именинам третьё...
Седни Ванюшка помрет,
Завтра похороны,
Будем Ваню хоронить,
В большой колокол звонить.

(Архангельская губ., Онежский у., 1912 г.)

Бай, бай да люли,
Хоть сегодня умри.
Сколочу тебе гробок
Из дубовых досок.
Завтра мороз,
Снесут на погост.
Бабушка-старушка,
Отрежь полотенце,
Накрыть младенца.
Мы поплачем, повоем,
В могилу зароем.

(Бессонов П., "Детские песни", 1868 г.)

Это вообще глубокий пласт почитать можно тут https://vk.com/topic-53160703_28337166
или тут http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=636.0
http://mama-plus.ru/viewtopic.php?id=1574&p=2
А вообще люди на эту тему диссертации пишут
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Смертные колыбельные
Зашел у меня в дневнике разговор о том, что жестоких сказок не было на Руси. Были. Просто то, что мы сейчас воспринимаем как жестокость, нецензурные выражение ранее считалось нормой.
Вот сюда напишу про Смертные колыбельные. И такие были у нашего народа. Да и есть
БАЮ-БАЙ (русские колыбельные) Читать полностью
 

Комментарии

Красная смородина
23 января 2016 года
+1
Во жесть!
disa8 (автор поста)
23 января 2016 года
0
вы инфу по ссылкам почитайте. Там смысл совсем иной. А мы воспринимаем все прямо.
Красная смородина
23 января 2016 года
0
Почитаю потом, пока как-то в ступоре.....
Наталья свет Витальевна
23 января 2016 года
+1
сурово, но вот порадовало:
Германии, которые проверяли эффективность средств против бессонницы. Проверку проходили многие снотворные препараты, среди которых были записи старинных колыбельных песен. К удивлению специалистов, именно колыбельные песни посрамили все медикаменты. Сон от их воздействия был особенно крепким и глубоким
disa8 (автор поста)
23 января 2016 года
0
У наших предков все значительно было иначе. И смысл придавался другой словам.

Слово- это очень опасное оружие. Существовали «смертные колыбельные». Есть определенное мнение, что матери пели их специально больным детям, или тогда, когда ребенка было не прокормить. Вроде бы, считалось, что если сама мать «упоет», «уговорит» ребенка покинуть мир, он уйдет во сне и без мучений.
«Спи, вороти -
Мне недосуг!
Сегодня усни
А завтра помри!
На погост повезут,
Вечну память пропоют,
К сырой земле предадут»
Поскольку не только славянские народы использовали «смертные» колыбельные, не удивительно, что этот жуткий сюжет проявился в современности. Чак Паланик написал свою «Колыбельную», одну из самых страшных книг современности, по мотивам легенды о смертных колыбельных народов Африки.
Но не все ученые думают, что смертные песни пелись ребенку, чтобы он умер, или оттого, что мать не любит его, как лишнего и слабого.
Вспомним еще раз, что заклинание - это сила слова высказанного! В языческих верованиях очень популярен был мотив обмана злых духов. Как пожелание охотнику вернуться без добычи, так и пожелание смерти малышу, скорее всего, было призвано обмануть злые силы, обдурить их, чтобы они не заинтересовались и без того ненужным ребенком, и не захотели отнимать его у семьи.
Есть еще одно серьезное и логичное предположение. После рождения еще долго малыш считался существом, живущим на границе Фотобанк Лоримежду тем и этим мирами. Между Навью и Явью. Между Жизнью и Смертью. И существовало поверье, что некоторое время в ребенке живет некий страшный дух. Иные славянские культуры назвали его Плачь (именно он не дает спать ребеночку!), иные - Букой. Это Второй, Двойник, которого необходимо изгнать, пока не натворил бед, не увел малыша обратно.
Известный исследователь-фольклорист В.В Головин писал в своем труде «Русская песня и заговор»: «Мотив пожелания смерти "имел "постоянную" окказиональную природу и сразу включался в текст, когда нянька начинала чувствовать любое негативное изменение в ребенке. В полном "тексте" тихвинского убаюкивания, именно после надрывного крика ребенка, Клавдия Ильинична Петрова тихим настойчивым голосом говорит ему: "Умри" и неоднократно поет смертные тексты".
radesky
23 января 2016 года
0
я восприняла буквально ужасть!
Наталья свет Витальевна
23 января 2016 года
0
Колыбельные песни — это то, что объединяет нацию в некотором едином пра-океане, едином потоке и ритме дыхания, в страданиях и чаяниях народа. Они пелись всем детям вне зависимости от знатности и богатства (бедные няньки пели грустные песни своим воспитанникам) и темперамента: хорошенькая, бойкая андалузка, без малейшей чревоточины меланхолии, пела печальную колыбельную потому, что «живая традиция совершала в ней свою работу, и она добросовестно выполняла приказ, будто прислушиваясь к властным голосам, которые шумели в ее крови» [21]. У бедных крестьян не было много времени уделять обучению и воспитанию ребенка, но те редкие минуты общения с ребенком, когда мать укачивала его, использовались ею в полной мере: в момент засыпания, в так называемых просоночных состояниях психики, посредством колыбельных происходило очень интенсивное обучение всему тому, что окружало ребенка, давалась оценка его поведения, загодя говорилось о тяжелой взрослой жизни, «впечатывалась» программа его будущей деятельности. Колыбельная — микрокосм, содержащий весь мир со всеми его оттеками, проблемами и радостями, грустью и праздниками.

Нет большей ошибки. Чем подходить к явлениям архаического сознания с позиций «либо-либо», настаивая на одной версии, от-
Ленкаеленка
23 января 2016 года
+2
Моя бабуля, царствие ей небесное, 1914 года рождения, была из крестьян. Было у нее 6 детей, моя мама младшая, и жили мы вместе с бабушкой в ее стареньком доме, пока мои родители не получили отдельное жилье в 1988 году, мне тогда уже 10 исполнилось. Так что детство я провела с бабушкой. Так вот колыбельные, действительно, на современный взгляд были жуткие:
Бай-бай-бай-бай,
хоть сейчас помирай,
уж как сделаем гробок
из осиновых досок,
уж как выкопам могилу
на высокой на горе,
на высокой на горе,
на широкой на дыре...

Бабушка стара-стара
на завалинке спала,
прилетела сова,
глазки выклевала. (Блин, до сих пор сов боюсь до одури!)

Татарин-басурман
посадил девку в карман,
девка голосом орет,
свои волоса дерет...

Это я сейчас навскидку вспомнила, было больше. А сказку моя суровая бабушка рассказывала только одну, про медведя - Липовую ногу (есть такой мульт советский, кому интересно, но там гораздо все мягче и добрее, у бабули от ночала до конца была жуть и в конце, конечно, медведь всех съел). Сестра моя - психолог, объясняет это во первых тем, что такие сказки и песни являлись своего рода оберегами (нельзя было говорить хорошее, можно сглазить, а плохое надо говорить, оно отпугивает злые силы и ворожбу), а во вторых, что детей таким образом запугивали для их же безопасности, т.к. не было возможности постоянно за ними следить, и вот это был такой способ заставить деток сидеть дома на печке, пока родители пашут. На самом деле, это не только для русской старины типично, почитайте старинные европейские сказки без цензуры, там тоже та еще жуть )
disa8 (автор поста)
23 января 2016 года
0
Да-да, на счет европейских сказок согласна, и с интерпритацией вот таких колыбельных с сказок-страшилок.
Ленкаеленка
23 января 2016 года
0
Одна засада, в старину у детей видимо психика была сильнее, ибо естественный отбор и суровые реалии тогдашней жизни ) а я, слабачка, до сих пор темноты боюсь и еще много чего )
disa8 (автор поста)
23 января 2016 года
0
да уж, там закалка шла с люльки.
alef z
23 января 2016 года
0
В ответ на комментарий Ленкаеленка
Одна засада, в старину у детей видимо психика была сильнее, ибо естественный отбор и суровые реалии тогдашней жизни ) а я, слабачка, до сих пор темноты боюсь и еще много чего )

↑   Перейти к этому комментарию
а как же быть с современными мультами, давящими на психику?, понятно, что не все родители разрешают и фильтруют
Ленкаеленка
23 января 2016 года
+1
Нуу, современными ) Я в синей соцсети состою в группе "Советские психоделические мультики", так там такие шедевры встречаются, и далеко не современные ) Там кстати обсуждалка есть на тему "какой мульт в детстве меня больше всего пугал", так вариантов масса. Дети то все разные, с разными особенностями психики.
Ань2012
23 января 2016 года
0
В ответ на комментарий disa8
Да-да, на счет европейских сказок согласна, и с интерпритацией вот таких колыбельных с сказок-страшилок.

↑   Перейти к этому комментарию
Да сказки некоторые жуть кровавая много читаю своей трехлетке сказки на заказ, аккустически это примерно, так
Белоснежка: "позвала злая мачеха охотника и велела эээ отвести девочку в лес. Привязать к дереву. "
( ну не рассказывать же про приказ вырезать сердце и про то как "сердобольный" охотник пожалел девочку и вырезал сердце у барана
Баба- Яга и Василиса: "смотрит девочка а забор у избушки эээ дико страшный " в оригинале из человечьих ног
с другой стороны детская психика многие ужасти воспринимает довольно абстрактно, помню как туже бабу-ягу сама в восьмилетнем правда уже возрасте читала взахлеб и все эти черепа со светящимися глазами вызывали не только ужас, но и восторг. Типа страшилок о черной простыне и летающей руке
Юлия ИРГ
23 января 2016 года
+1
В ответ на комментарий Ленкаеленка
Моя бабуля, царствие ей небесное, 1914 года рождения, была из крестьян. Было у нее 6 детей, моя мама младшая, и жили мы вместе с бабушкой в ее стареньком доме, пока мои родители не получили отдельное жилье в 1988 году, мне тогда уже 10 исполнилось. Так что детство я провела с бабушкой. Так вот колыбельные, действительно, на современный взгляд были жуткие:
Бай-бай-бай-бай,
хоть сейчас помирай,
уж как сделаем гробок
из осиновых досок,
уж как выкопам могилу
на высокой на горе,
на высокой на горе,
на широкой на дыре...

Бабушка стара-стара
на завалинке спала,
прилетела сова,
глазки выклевала. (Блин, до сих пор сов боюсь до одури!)

Татарин-басурман
посадил девку в карман,
девка голосом орет,
свои волоса дерет...

Это я сейчас навскидку вспомнила, было больше. А сказку моя суровая бабушка рассказывала только одну, про медведя - Липовую ногу (есть такой мульт советский, кому интересно, но там гораздо все мягче и добрее, у бабули от ночала до конца была жуть и в конце, конечно, медведь всех съел). Сестра моя - психолог, объясняет это во первых тем, что такие сказки и песни являлись своего рода оберегами (нельзя было говорить хорошее, можно сглазить, а плохое надо говорить, оно отпугивает злые силы и ворожбу), а во вторых, что детей таким образом запугивали для их же безопасности, т.к. не было возможности постоянно за ними следить, и вот это был такой способ заставить деток сидеть дома на печке, пока родители пашут. На самом деле, это не только для русской старины типично, почитайте старинные европейские сказки без цензуры, там тоже та еще жуть )

↑   Перейти к этому комментарию
Да вы что!!! И моя бабушка (1910-1912 г.р. примерно, точно не знали) про Ведмедя всегда рассказывала: "Шел мужик (это про медведя, это его Мужик называли) по сёлам, шел по дерЕвням. Все спят, все храпят...Одна бабка не спит, на горнушке сидит, пойду её съем!"
И песенки такие пелись.
Ох, сколько нам пелось и рассказывалось!
А "из классики" Позабыт-позаброшен.
Позабыт – позаброшен
С молодых юных лет,
Я остался сиротою,
Счастья, доли мне нет.

Я чужой на чужбине
И без роду живу,
И родного уголочка
Я нигде не найду.


Вот умру я, умру я,
И не будет меня,
И никто не узнает,
Где могилка моя.

На мою на могилку,
Знать, никто не придёт.
Только раннею весною
Соловей пропоёт.

Пропоёт и просвищет,
И опять улетит,
Моя бедная могилка
Одиноко стоит.

У других на могилках
Всё цветы да венки –
У меня, у сиротинки,
Всё бурьян, да кусты.
disa8 (автор поста)
23 января 2016 года
0
не поняла сути вашего высказывания
Про "никто не узнает где могилка моя" - вообще хитом была в определенный промежуток времени.
Юлия ИРГ
23 января 2016 года
0
Про сказку про медведя-липовую ногу я написала Ленкееленке. Вроде ей ответ и ушел. А "Позабыт-позаброшен" да, я и написала "из классики" Песня народная, исполнялась многими певцами. Тоже, знаете ли, не для деток текст. А нам пелось.
Простите, просто вспомнилось. Вместе с колыбельными.
disa8 (автор поста)
23 января 2016 года
0
Ааа.. въехала )))
zyablik-original
26 января 2016 года
0
В ответ на комментарий Юлия ИРГ
Про сказку про медведя-липовую ногу я написала Ленкееленке. Вроде ей ответ и ушел. А "Позабыт-позаброшен" да, я и написала "из классики" Песня народная, исполнялась многими певцами. Тоже, знаете ли, не для деток текст. А нам пелось.
Простите, просто вспомнилось. Вместе с колыбельными.

↑   Перейти к этому комментарию
ой, "позабыт-позаброшен" у меня прабабушка пела. Так мне эта песня нравилась, всегда просила ее мне спеть. Она поет, я реву... Картина маслом.
Ленкаеленка
23 января 2016 года
+1
В ответ на комментарий Юлия ИРГ
Да вы что!!! И моя бабушка (1910-1912 г.р. примерно, точно не знали) про Ведмедя всегда рассказывала: "Шел мужик (это про медведя, это его Мужик называли) по сёлам, шел по дерЕвням. Все спят, все храпят...Одна бабка не спит, на горнушке сидит, пойду её съем!"
И песенки такие пелись.
Ох, сколько нам пелось и рассказывалось!
А "из классики" Позабыт-позаброшен.
Позабыт – позаброшен
С молодых юных лет,
Я остался сиротою,
Счастья, доли мне нет.

Я чужой на чужбине
И без роду живу,
И родного уголочка
Я нигде не найду.


Вот умру я, умру я,
И не будет меня,
И никто не узнает,
Где могилка моя.

На мою на могилку,
Знать, никто не придёт.
Только раннею весною
Соловей пропоёт.

Пропоёт и просвищет,
И опять улетит,
Моя бедная могилка
Одиноко стоит.

У других на могилках
Всё цветы да венки –
У меня, у сиротинки,
Всё бурьян, да кусты.

↑   Перейти к этому комментарию
Дада, "все села спят, все деревни спят, одна баба не спит, на моей кожЕ сидит, мою шерстку прядет, мое мясо варИт... отдай мою ногу!" - бррр, даже щас до мурашек )
Песня про могилку шикарна, особенно в качестве колыбельной
Юлия ИРГ
23 января 2016 года
+1
В нашем варианте: "Моё мясцо варит, мою шерстку прядет" Чудесно, правда?
Ленкаеленка
23 января 2016 года
0
Прелестно!
itiliel
23 января 2016 года
+1
В ответ на комментарий Юлия ИРГ
В нашем варианте: "Моё мясцо варит, мою шерстку прядет" Чудесно, правда?

↑   Перейти к этому комментарию
о, а я оба варианта читала ))))) была у меня чудесная книжка русских сказок, былин и колыбельных. Надо у родителей порыться, освежить. Там еще и картинки были совершенно в тему а в конце и комментарии исследователей были ))))) Родители, похоже купили не глядя - сказки и сказки, берем пока дают ))))))
Ленкаеленка
23 января 2016 года
0
Шикарная книга, я бы от такой не отказалась!
itiliel
23 января 2016 года
+1
теперь-то я понимаю, что книга хороша)))) не детям на ночь читать, а совсем в другом роде ))))) а мелкая была - читала и все думала, ну как так? вот есть другая книга русских сказок, многие сказки похожи, сюжетная канва угадывается. Но какие же они разные?! и как это так. В пять-то лет мало кто понимает, что одни обработанны/адаптированные, а другие спецом такие собраны ))))) у меня похожее удивление было, когда Русалочку настоящую прочитала. Правда, мама мне намекала, что сказка ооооочень от мультика отличается
Ленкаеленка
23 января 2016 года
0
Дауж, для неокрепшей детской психики вполне серьезной травмой могло стать, могу себе представить!
itiliel
23 января 2016 года
0
кстати, на удивление, вроде миновало. Может, конечно, какой маститый профессор и найдет чего, но на поверхности ничего не лежит))))) детская психика очень интересная штука. Я ведь именно удивлялась. Хоть про того же медведя - ну чего они деревней не соберутся и не прибьют его быстренько окончательно? ну или не отдадут шкуру и мясо. Нет же, сидят трясутся.
я вот подумала, может и на это рассчитаны были эти колыбельные и сказки? что ребенок возьмет из нее что-то полезное (дети ведь часто смотрят на вещи с очень интересного ракурса), что у него будут какие-то свои ассоциации, как вот в колыбельных про котика, ребенок услышит про сладости-радости, на саночках к месяцу прокатиться, это ж как интересно, а что со взрослой точки зрения это смерть самая обыкновенная и надежда на воздаяние "там" - ребенку и в голову может не придти. Ну, это кроме, обережного значения этих колыбельных
жаль, у меня прабабушка давно умерла, она, если я правильно помню еще в конце 19в родилась или прям в начале 20в., знала же, наверняка, что-нибудь такое
Ленкаеленка
23 января 2016 года
+1
Согласна Дети совсем иначе видят мир. Хотела бы я на денек вернуться в детство
Маринелла
23 января 2016 года
0
В ответ на комментарий Ленкаеленка
Моя бабуля, царствие ей небесное, 1914 года рождения, была из крестьян. Было у нее 6 детей, моя мама младшая, и жили мы вместе с бабушкой в ее стареньком доме, пока мои родители не получили отдельное жилье в 1988 году, мне тогда уже 10 исполнилось. Так что детство я провела с бабушкой. Так вот колыбельные, действительно, на современный взгляд были жуткие:
Бай-бай-бай-бай,
хоть сейчас помирай,
уж как сделаем гробок
из осиновых досок,
уж как выкопам могилу
на высокой на горе,
на высокой на горе,
на широкой на дыре...

Бабушка стара-стара
на завалинке спала,
прилетела сова,
глазки выклевала. (Блин, до сих пор сов боюсь до одури!)

Татарин-басурман
посадил девку в карман,
девка голосом орет,
свои волоса дерет...

Это я сейчас навскидку вспомнила, было больше. А сказку моя суровая бабушка рассказывала только одну, про медведя - Липовую ногу (есть такой мульт советский, кому интересно, но там гораздо все мягче и добрее, у бабули от ночала до конца была жуть и в конце, конечно, медведь всех съел). Сестра моя - психолог, объясняет это во первых тем, что такие сказки и песни являлись своего рода оберегами (нельзя было говорить хорошее, можно сглазить, а плохое надо говорить, оно отпугивает злые силы и ворожбу), а во вторых, что детей таким образом запугивали для их же безопасности, т.к. не было возможности постоянно за ними следить, и вот это был такой способ заставить деток сидеть дома на печке, пока родители пашут. На самом деле, это не только для русской старины типично, почитайте старинные европейские сказки без цензуры, там тоже та еще жуть )

↑   Перейти к этому комментарию
Дааа, сказка про медведя с липовой ногой - один из ужасов детства.
Ленкаеленка
23 января 2016 года
0
И Вам бабуля рассказывала?
Маринелла
23 января 2016 года
0
Ага
Ленкаеленка
23 января 2016 года
0
disa8 (автор поста)
23 января 2016 года
+1
В ответ на комментарий Маринелла
Дааа, сказка про медведя с липовой ногой - один из ужасов детства.

↑   Перейти к этому комментарию
И что самое поразительное - что бабушки вообще не напрягались по поводу детской психики. Для них это было в порядке вещей.
gogleva marya
23 января 2016 года
+1
А моя бабушка вспоминала, что когда она была ребенком, их бабушка пела такие песни над самым младшим, пела и причитала- Ох, Боренька (так звали младшего ребенка в семье, 5-го по счету), хоть бы ты умер (!). Прокормить детей тогда было трудно - революция, гражданская война, голод плюс погиб отец семейства. Тогда Боренька выжил, выучился, стал талантливым инженером. Но вот умер раньше всех. А моя бабушка все вспоминала, как в детстве над ним пелось " хоть бы ты, Боренька, умер"..
Sollyn
23 января 2016 года
0
Ничего себе... Может и в самом деле, что-то в подсознании заложилось таким образом...
alef z
23 января 2016 года
0
думаю такие колыбельные современным детям мало кто поет, тк изменилось и мировосприятие и воспитание, а песни должны идти в купе с этим.
disa8 (автор поста)
23 января 2016 года
0
Эти да, сейчас колыбельные даже про Котика-кота и то не поют, хотя надо ( очень уж они полезные), поют авторские, не народные.
А смертные вообще отпали. Но как пласт культуры зафиксированы.
Ленкаеленка
23 января 2016 года
+3
Я пою дочке про Котика-кота и многие другие старинные, она их больше всего любит ) А вот смертные не пою, хотя помню до словечка, мне их и самой жутковато слышать, а петь дочери язык не поворачивается.
Кстати, всем моим деткам нравилась колыбельная из фильма "Долгая дорога в дюнах" -
За печкою поет сверчок,
угомонись, не плачь, сынок,
вон за окном морозная
светлая ночка звездная...
Что ж, коли нету хлебушка,
глянь-ка на чисто небушко,
видишь, сияют звездочки,
месяц плывет на лодочке...
ты спи, а я спою тебе,
как хорошо там, на небе,
как нас с тобою серый кот
в санках на месяц увезет...
будут забавы-радости,
будут орехи-сладости,
будут сапожки новые
и пряники медовые...
- так вот, может я испорченная какая то, но в последнее время мне в этой песне видится смысл именно "смертной колыбельной", которую поют ребенку, умирающему от голода, мол, не бойся, котик увезет на небо (в рай), будут там и сапожки и пряники и сладости... Так что я и ее перестала петь )
disa8 (автор поста)
23 января 2016 года
+2
"Котиков" много разных, я своей лет до 8 точно пела. Очень она это дело любит)))
А вот ваша колыбельная ( про сверчка) действительно похожа на смертную, если ее именно с этой точки зрения интерпретировать.
Ленкаеленка
23 января 2016 года
0
У нее мелодия красивая, слышала с детства и нравилась очень, а смысл только недавно осознался. Маленько шок был )
Ань2012
23 января 2016 года
0
В ответ на комментарий Ленкаеленка
Я пою дочке про Котика-кота и многие другие старинные, она их больше всего любит ) А вот смертные не пою, хотя помню до словечка, мне их и самой жутковато слышать, а петь дочери язык не поворачивается.
Кстати, всем моим деткам нравилась колыбельная из фильма "Долгая дорога в дюнах" -
За печкою поет сверчок,
угомонись, не плачь, сынок,
вон за окном морозная
светлая ночка звездная...
Что ж, коли нету хлебушка,
глянь-ка на чисто небушко,
видишь, сияют звездочки,
месяц плывет на лодочке...
ты спи, а я спою тебе,
как хорошо там, на небе,
как нас с тобою серый кот
в санках на месяц увезет...
будут забавы-радости,
будут орехи-сладости,
будут сапожки новые
и пряники медовые...
- так вот, может я испорченная какая то, но в последнее время мне в этой песне видится смысл именно "смертной колыбельной", которую поют ребенку, умирающему от голода, мол, не бойся, котик увезет на небо (в рай), будут там и сапожки и пряники и сладости... Так что я и ее перестала петь )

↑   Перейти к этому комментарию
Ага у меня Женюрка тоже любит про сверчка, и тоже думала, что в "в санках на месяц унесет" куплет про смерть и про рай
Ленкаеленка
23 января 2016 года
0
Рада, что я не одна ) А петь ее после такой мысли перестали? У меня язык не поворачивается теперь.
Ань2012
23 января 2016 года
0
Нет пою, просто куплет про месяц обхожу стороной. дочь очень любит и просит иногда. И часто спрашивает, а почему у них " нету хлебушка" . Объясняю , что не в даваясь в подробности, что тогда многие жили трудно.
Сложно объяснить, Просто для у меня военная тема с моей бабушкой ассоциируется и эта колыбельная почему то тоже. И она мне не кажется страшной скорее очень грустной
Ленкаеленка
23 января 2016 года
0
Понимаю. Корни восприятия лежат глубоко в бессознательном ) Просто у меня видимо наложилось на какие то глубокие травмы, вот и ожили страхи. А у Вас иные ассоциации )
starushonka
23 января 2016 года
-3
Некрасова почитать, так там тоже лишь плач по тяжелой долюшке. Но это не нужно приписывать русскому народу. Хотите изучать историю славян, так займитесь этим всерьез, а не этими смазливыми стращалками, рассчитанными на реакцию публики по заголовку.
disa8 (автор поста)
23 января 2016 года
+4
Тогда что советуете почитать для серьезного изучения истории славян?
Я в некотором роде филолог, и ездила в фолклорные экспедиции, и книги читала. И историю русского языка изучала, и рун русских.
А про "самазливые стращалки" как-то не корректно звучит.
А то что Смертные колыбельные имели место быть - это факт. И пост писался вдогонку к другому. Об глубинном смысле сказки "Курочка Ряба".
starushonka
23 января 2016 года
-1
Видела я и тот пост.
disa8 пишет:
в некотором роде филолог, и ездила в фолЬклорные экспедиции, и книги читала. И историю русского языка изучала, и Рун русских.
Вы Рун Русских в глаза не видели, иначе не несли бы эту околесицу и не подставляли бы звание филолога. За резкость извиняться не буду - я все же склонна думать, что филологи ученые люди и не позволят опошления истории в силу своей образованности.
А почитать можно многое. Для начала хоть это:
Тут более правдивое(чем ваше) объяснение РУССКИМ сказкам
http://slavs.org.ua/russkie-skazki-i-slavyano-ariiskie-skazy

Кстати - Русь, как и древние славяне не были язычниками! Язычниками наши православные предки звали чужеземцев, потому что они передавали мысли только языком, по другому не умели. Передавать мысли не умели и читать мысли не умели.

Не плохой сайт Русская Старина - http://starina-rus.ru/
Но сказки собранные там нельзя отнести к действительно Русским. Хоть они и рассказывались русским языком, но происхождение имели более позднее.

Хороший сайт "Северная сказка", Это сайт издательства и работает как интернет-магазин, но много полезной информации есть - http://northernfable.ru/shop/slavyanskie_tayny/

или вот сайт - http://midgard-svaor.com/category/skazki-i-skazy/
заходите в
СКАЗКИ И СКАЗЫ
http://midgard-svaor.com/category/skazki-i-skazy/

сайт Коло Рода
koloroda.ru/kamennye-labirinty-vedicheskaya-tajna-drevnego-severa/
но перед этим почитайте "Ключи к волшебным сказкам славяно-ариев" там же -
http://midgard-svaor.com/klyuchi-k-volshebnym-skazkam-slavyano-ariev/

Много интересного с разных источников собрано -
http://www.liveinternet.ru/users/3469412/

Перед этим, все же, нужно немного прояснить ситуацию, что русское, что нет
"Другой взгляд на историю Руси" - http://rusich.my1.ru/publ/7-1-0-20
Да еще здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=o-lm3V3u0EE
Этот фильм - иллюстрация к статье "Былое величие нашей Отчизны и её нынешнее разграбление", которая опубликована на странице: http://rodobogie.org/node/1338

А начать я все же посоветую с "Финиста Ясного Сокола". Да-да, того самого, о котором в детстве многие слышали да никто не читал. Надеюсь, филолог хоть какой-то его текст читала?

https://www.youtube.com/watch?v=B2h_aLsREX4
Видео-Сказ на основе одного из древнейших текстов "Сказа о Ясном Соколе", напечатаном в "Славяно-Арийских Ведах" в оригинале, с хорошими иллюстрациями и красивым голосом рассказчика. Это именно сказ, взятый из Славяно-Арийских Вед, а не изрядно почиканная сказка, которую нам показывали в детстве.

здесь - Николай Левашов рассказывает и расшифровывает, о чем этот сказ - http://nikolay-levashov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7-%D0%BE-%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D1%81%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5/

А это видео Вас развлечет, да покажет как действительно нужно рассказывать сказки -
https://www.youtube.com/watch?v=Qyy8ll_ihrI
Sollyn
23 января 2016 года
0
В ответ на комментарий disa8
Тогда что советуете почитать для серьезного изучения истории славян?
Я в некотором роде филолог, и ездила в фолклорные экспедиции, и книги читала. И историю русского языка изучала, и рун русских.
А про "самазливые стращалки" как-то не корректно звучит.
А то что Смертные колыбельные имели место быть - это факт. И пост писался вдогонку к другому. Об глубинном смысле сказки "Курочка Ряба".

↑   Перейти к этому комментарию
А про курочку Рябу где можно прочитать? Спасибо.
Иринка 4
23 января 2016 года
0
ЛАЕШ
23 января 2016 года
0
возможно это не совсем колыбельные,а песни которые пели раньше на похоронах,до периода крещения в православие.
Mowi
23 января 2016 года
+1
Не совсем в тему, у меня ассоциации пошли с "Колыбельной" Паланика.
Я когда искала колыбельные какие-нибудь, то попадались с двусмысленными текстами, где скорее про смерить было, чем про сон, но что бы такие прямым текстом - не видела еще.
Женька-жменька11
23 января 2016 года
0
ого... спасибо за интересную статью, надо еще что-то почитать на эту тему
Sollyn
23 января 2016 года
0
Ничего себе... Я, можно сказать, в шоке)) Не знала о таком.
zyablik-original
26 января 2016 года
0
полистайте сказки братьев Гримм, неотцензуренные. Вот где жесть. Помните, у Андерсена есть сказка, где за ребенком приходит Смерть, похищает его у матери, а мать бежит, ищет. Смерть ей потом показывает две судьбы, одна - состоявшаяся, успешная жизнь, другая - нищенство, голод, холод. И говорит, что одна из этих судеб - ее сына, но не говорит какая, и мать должна выбрать вернуть ей сына или оставить со смертью. Мать оставляет сына Смерти. Так вот - это такие цветочки по сравнению с братьями Гримм. У меня тут на полке трехтомник их стоит, полное собрание сказок. Так я его прячу и от себя и от сына, страшненькие сказки.
svyatoslav zhuravlyv 2018
10 марта 2018 года
0

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам