Рассказ "Белогрудка" в начальной школе. Это нормально???

Моя мама подрабатывает няней-гувернанткой у мальчика 9 лет (зовут его Дима), который учится в начальной школе. Звонит она мне вчера и даёт пересказ рассказа, который они готовили с мальчиком. Мама, да и я, мягко говоря, в шоке. Дима говорит, что девочки в классе плакали и он сам еле сдержал слёзы. Я нашла полный вариант произведения, прочитали вместе с мужем. Не смотря на то, что мой муж далёк от сентиментальности, он тоже был озадачен. Говорит, что помимо всего прочего не видит художественной ценности этого произведения. Честно говоря - это хоррор какой-то, чернуха. Есть гораздо лучше произведения на эту тему, зачем детей обучать добру такими словами и методами? Мне это кажется не приемлемым. Или я не права? Сыну только 5 лет и школа у нас впереди, но подобная школьная программа меня не радует...
И это при том, что сын у нас смотрит взрослые фильмы про динозавров, в которых убийство - это частое явление. Но "Белогрудка" Астафьева - это шедевр, сценарий для кровожадного триллера.
Цитаты из рассказа: "— Э, подох один…", "обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.", " ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка", "Здесь их нашла и прикончила лиса.", "он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.
Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка."
Далее прилагаю сам рассказ.
Виктор Астафьев
БЕЛОГРУДКА
Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома — Зуяты.
Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. Весь этот косогор так зарос густолесьем, что люди почти никогда и не суются туда. Да и как сунешься? Стоит отойти несколько шагов от клеверного поля, которое на горе, — и сразу покатишься кубарем вниз, ухнешь в накрест лежащий валежник, затянутый мхом, бузиною и малинником.
Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих — птиц, барсуков, белок, горностаев. Держатся здесь рябчик и глухарь, очень хитрый и осторожный.
А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.
На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.
Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли — они ведь часто мимо косогора проходят, — вернулась к гнезду.
За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, — и вымахнула из гнезда.
Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.
Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике.
Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы.
Пропали котята, исчезли.
Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.
К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.
До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала — не запищат ли котятки.
Но во дворе гремела цепью и хрипло лаяла собака. Хозяин несколько раз выходил из дому, сердито кричал на неё. Белогрудка комочком сжималась на черёмухе.
Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе.
Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:
— Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.
Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:
— Э, подох один…
Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.
В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.
Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.
И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:
— Это ж сатана! Накликали напасть!
Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.
Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули.
Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса.
Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.
Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.
— Так вот ты где, сатана! — всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.
Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.
Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.
Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:
— Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.
Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.
На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.
Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка.
До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.
Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же:
«Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»
1961
Считаете ли вы нормальным включение такого произведения в программу начальной школы?
Опрос завершен.
Как это будет выглядеть?
Да, не вижу ничего страшного.
12
(26%)
Да, но в более старшем возрасте.
18
(38%)
Да, но только как внеклассное чтение по желанию родителей.
8
(17%)
Нет, считаю, что такое произведение не для детей.
9
(19%)
Свой вариант ответа, пояснение в комментариях.
0
(0%)
Всего проголосовало: 47
BB-код для вставки: BB-код используется на форумах |
|
HTML-код для вставки: HTML код используется в блогах, например LiveJournal |
Как это будет выглядеть?
Страна Мам
Опрос: Рассказ "Белогрудка" в начальной школе. Это нормально???
В опросе приняли участие 47 пользователей.
Опрос: Рассказ "Белогрудка" в начальной школе. Это нормально???
Считаете ли вы нормальным включение такого произведения в программу начальной школы?

В опросе приняли участие 47 пользователей.
Комментарии
может чуть старше, 2-3 класс, но должны.
ограждать их от мира, и позволять делать с животными все что они захотят нельзя.
а в рассказе четко показано, что любой поступок имеет последствия.
наши дети сейчас и не такое по телевизору видят.
Мне, как матери, было жалко Белогрудку. В детском возрасте, жалела бы утят, котят и выпоротого мальчика...
сейчас задумалась, поймет ли мой 6летка, младший вряд-ли, хотя собирается быть Айболитом.
↑ Перейти к этому комментарию
вот даже представить трудно, что это сказано про Астафьева! А вы сами его произведения читали, кроме " Белогрудки"? Произведения Виктора Астафьева действительно реалистичны, но подробности, которые нам кажутся ужасными, не смакуются, как в ужастиках и упомянутых вами кровожадных триллерах, а всего лишь описывают действительность, которую не всем было суждено увидеть в реале ( а порой и не нужно, как то- войну, лишения, смерти, боль..), чтобы не допустить повторения...
quote]До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.[/quote]- вот и цель, к которой стремился автор- рассказать о том, к каким последствиям приводят необдуманные поступки...
А какое это имеет отношение к теме поста. Я обсуждаю именно это произведение и именно в рамках школьной программы.
Вы считаете, что нужно было другими словами доносить до потомков свою мысль, а я считаю, что вы тоже не совсем верно выражаете свои мысли
Мои мысли, если они неверные, в школьной программе для миллионов детей не преподносятся. Вопрос не к автору, а к составителю перечня литературы начальной школы. Естественно мнения по этому вопросу будут расходиться, это нормально, все мы разные. У нас есть приятель у которого дочка ровесница нашего сына, так он никогда бы не включил ей мульты про динозавров, которые наш Тимофей смотрит.
Каким-то ужасом смерти пахнула на него со дна этой далекой, нежно
светившейся, страшной глади. Он точно почувствовал на себе ее прикосновение
и содрогнулся за свою Жучку. С замиранием сердца заметил он в углу черную
шевелившуюся точку и едва узнал, вернее угадал, в этой беспомощной фигурке
свою некогда резвую, веселую Жучку,
Тема ничего не
замечает, но вдруг его глаза случайно падают на кладбищенскую стену, и Тема
замирает на месте.
Он видит, как из-за стены медленно поднимается чья-то черная, страшная
голова.
Напряженные нервы Темы не выдерживают, он испускает неистовый крик и
без сознания валится на траву
Единственное, что на всю жизнь впечатлило, это "Сказки народов Африки"...не помню уже, что конкретно, но до сих пор с опаской поглядываю на эту книжку))))
Помню, примерно в этом возрасте почитала "Лисёнка Вука", рыдалаааа....но, тем не менее, читала и перечитывала, находила что-то новое...
Да, и в самых известных сказках, если вчитаться..."на лопату посажу, в печи испеку, на косточках поваляюсь"...и тому подобное...в детстве как-то совершенно спокойно воспринималось, без шока, а сейчас читаю дочке того же "Колобка" и переживаю, что она будет нервничать по поводу смерти главного героя)) да и в, набившей оскомину, "Красной шапочке" у волка тоже не все замечательно закончилось))
Какой маленький ,но сколько смысла заложено.
для 9 лет подойдёт вполне.
С вами я не согласна.отличное произведение.да,пусть это шок для ребёнка.но это нужные эмоции.где он такие получит.
Играя на компьютере
Астафьев как раз в 9 лет очень понятно.
для большинства это норма. Мы же сына с очень маленького возраста приучаем к тому, что надо беречь всех живых существ, он даже жучка не обидит. Доходило даже до абсурда, он жучков "солдатиков" начал по одному переносить с тропинки в кусты, чтобы их не раздавили. А этих солдатиков полчища.
Минус я вам поправлю)))что бы не переживали.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: