Совместные покупки Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Семинарский глоссарий

От редакции: «У нас в институте студенты знают только четыре слова: «Смирение. Послушание. Искушение. Благословение», – сказал однажды почтенный протоиерей ректор известного православного вуза. Православному речеупотреблению посвящено немало исследований – есть словари, монографии, статьи. С одним из таких исследований читатель знаком по статье «Простите – благословите»? Язык православных верующих: мифы и реальность. В своей новой колонке Михаил Моисеев предлагает заглянуть за кулисы семинарской жизни (бурсы) и познакомиться с языком семинарии.

Составлен глоссарий сей, как мне кажется, лучшими представителями той редкой породы людей, которые среди самых невероятных жизненных трудностей и причудливых хитросплетений судьбы находят в себе силы видеть во всем этом «нечто подлинное». А лучшими, в свою очередь, представителями этой породы, по моему твердому убеждению, являются слушатели духовных семинарий и академий.

Глоссарий можно разделить на две части:
1) оригинальные слова и выражения, возникшие в духовных школах (ДШ), и
2) слова и выражения, заимствованные из разговорной речи, армейского слэнга, даже блатной фени (куда деваться — все страна уже на ней говорит).

Аквариум
Застекленная бухта вахтера. Поскольку сидеть на вахте семинаристу приходится довольно часто, то его творческая энергия находит свой выход и в стенописи. В некоторых аквариумах, порой, появляются целые произведения искусства, снабженные диалогами критиков. Впрочем, чаще всего, художественные потребности удовлетворяются скромнее — на страницах вахтенного журнала. Уж там чего только не встретишь!

Брат!
Выражение удивления, или сокрушения, упрека. Частенько можно слышать, как эта присказка используется представительницами слабого пола (регентшами), когда они общаются друг с другом, что довольно комично.

Происхождение. Вероятно, придумано монахами для употребления вместо некоторых «крепких» словечек. По сути эти выражения являются эквивалентом популярных ругательств. Случаются досадные оговорки.

Иногда случается любопытная путаница из разнообразных сочетаний типа: «отец, брат», «мать, брат», и даже «брат, брат». Последний случай особенно показателен: Обычное обращение к товарищу приправляется сочным семинаразмом. То, что для других прозвучало бы, как тавтология, для носителя традиций ДШ звучит, как привычное обрамление бурсацкой речи.
Иногда можно услышать и такие «трехэтажные» конструкции: «отец, брат, старец!»

Браток
Чаще употребляется во множественном числе, напр. «братков попалили». Означает семинариста, не ставшего стукачом своего собрата. Выражение часто используется в тех случаях, когда говорящему требуется выразить свое сочувствие и солидарность с пострадавшими «братками».

Характеристика: бесспорный семинаразм, впрочем с довольно темной этимологией. Есть подозрение, что это словечко проникло в семинарскую лексику из армейского (если не уголовного) слэнга.

Брат ты мой!

Более пространный вариант выражения «Брат!». Используется в случае крайнего негодования, или испуга. Иногда становится словом-паразитом и применяется где надо и где не надо.

Гоблин

1. Воспитанник младших классов семинарии. Термин использовался молодыми помощниками из числа академистов (кажется, уже выходит из употребления). Обусловлено некоторой неуклюжестью студентов начальных классов, их неуверенностью в критической ситуации. Сами семинаристы этот термин не применяют (для современной Бурсы вообще характерна сплоченность перед лицом суровой администрации
)

2. Работяга (покорный раб продсклада, подсобного хозяйства и т. д.). Есть предположение, что данный смысловой оттенок слово получило благодаря внешнему виду студентов, несущих послушание в т. н. «рабочих группах». Как правило, все они, облачившись в потрепанные бушлаты, кирзовые сапоги и проч., имеют вид неуклюжих сказочных персонажей.

Дежпом
Сокращенное от «дежурный помощник инспектора (проректора)». Эта аббревиатура является пугалом для большинства семинароидов младших классов. Старшие обращают на дежпома куда меньше внимания. Зачастую между старшеклассниками и дежпомами складываются довольно сносные отношения. Впрочем это касается отнюдь не всех дежпомов. К некоторым Бурса испытывает устойчивое чувство отвращения.

Происхождение: сокращение официального названия должности.

Закосить
Выражение также проникло в Семинарию «извне». Это выражение настолько плотно «прописалось» в семинарском лексиконе, что стало его неотъемлемой, интегральной частью. Мне случалось видеть под кителем некоторых семинаристов значок, на котором красовались скрещенные серп и молот и надпись: «коси и забивай».

Залет

Проступок семинариста, обнаруженный инспекцией. Чрезвычайно употребительно. Залет чаще всего случается в результате проверки помощником наличия воспитанника в классе во время занятий, на молитве и т. п. «Крутой залет» может привести к отчислению воспитанника из числа учащихся, а мелкий закончится всего-навсего отправлением на хозяйственные работы. Отсюда: залететь, залетчик.

Мамка
Как выяснилось, мамками называли регентш питерские семинаристы. Не очень-то любвеобильно, признаться


Облава
Глобальное мероприятие по отлову семинаристов-нарушителей. Обычно случается под праздники, или воскресные дни и состоит, преимущественно, в выявлении воспитанников ДШ, пропускающих вечернюю молитву, акафист, или всенощную. Более мелкое (в оперативно-тактическом плане) мероприятие иногда называют засадой.

Объява

Объяснительная записка, как правило, на имя проректора. Если студент провинился, но отказывается писать объяву, дежпом, скорее всего, накатает на него докладную и все закончится Синедрионом (см.). Если же объява уже написана, есть шанс, что дежпом всего-навсего отправит студента на работу, а объяву — «под сукно». Таким милосердием отличаются некоторые помощники «со стажем». См. также идиому «писать и пахать», имеющую прямое отношение к составлению описанного документа, а так же бессмертный перл — объяснительную в стихах (подлинную).

Отец!
Произношение подчеркнуто «московское»: «Ты че, а-тец?» Сей перл можно с полным основанием назвать «корабельным». Ни один другой семинаразм не связан так прочно с конкретной личностью. Да… Корабль — это история!

Эта форма обращения довольно демократична. Ее используют как сами семинаристы, так и некоторые их начальники. Кажется, это неплохая альтернатива «Рабу Божию» (см.).

Отмазка, отмазывать

Вероятно, армейское словечко, означающее выдуманное оправдание, не имеющее под собой реального основания. С помощью отмазки семинарист, чаще всего, пытается уклониться от наказания, грозящего в результате залета, либо закосить от работы. Очень популярное слово во всех, без исключения, слоях семинарского социума. Многие воспитанники ДШ достигают подлинных вершин в искусстве придумывания отмазок.

Считается, что каждый здравомыслящий и достаточно искушенный семинароид должен иметь пару-тройку отмазок на всякий случай. Вот пример из жизни.

Семинарист Ч. сидит в столовой. В разгар обеда к нему подходит всемирно известный помощник Ж. (отец С.) и начинает к нему приставать:
— Та-а-ак, братец! Надо поработать!
— Отец С., у меня вахта!
Обрадованный о. С. кричит на всю столовую своему напарнику:
— Отец Ф.! Тут человечек нашелся, который хочет на вахте посидеть!..
Испуганный Ч. торопливо вставляет:
— Вы не так поняли! У меня вахта на следующей неделе!
Отец С. понимающе кивает головой и идет припахивать другого семинариста.
Голь на выдумки хитра


Пасти
(с ударением на последний слог), глагол

Чрезвычайно распространенный термин. Означает пристальное внимание представителя администрации к одному или группе семинаристов с целью подловить их во время нарушения дисциплинарного устава ДШ. Термин употребляется с оттенком возмущения по отношению к «пасущему» и некоторой насмешкой над ним. Тот, кто «пасет», нарушает неписанные нормы семинарской морали.

Недавно появилась новая идиома, отражающая современные реалии. «Пасти в три головы» — означает слежку и отлов семинаристов с участием трех наиболее одиозных помощников (их имена не публикуются по этическим соображениям).

Происхождение: слово, скорее всего, возникло за стенами Духовных школ, но прижилось в них настолько, что мы с полным правом можем считать его заправским семинаразмом. Особенно хочется отметить тот факт, что данный глагол неразрывно связан с образом пастыря, а значит, есть все-таки и надежда на то, что употребление слова в указанном смысле как-то связано с Семинарией.
Характеристика: заимствование из обычной разговорной речи, впрочем получившее в ДШ специфическую смысловую окраску.

«Писать и пахать»
Еще один «корабельный» перл.

— А-тец!!! Ты у меня будешь писать и пахать! (То бишь пахать на продскладе и писать объяснительные).

Эта фраза Корабля навсегда вошла в историю МДС. Писание объяснительных и искупление вины на хозяйственных работах составляют, как правило, нелегкую долю залетчиков (см).
Характеристика: семинаразм московского брэнда.

Попалить

Накрыть с поличным. Семинарист, который нарушает дисциплинарный устав и не предпринимает соответствующих мер безопасности, рискует «попалиться». Часто можно услышать фразу вроде: Помощник N. попалил такого-то. Есть смысловая связь с термином залет.

Предания старцев

Бурсацкие байки о событиях минувших дней. Обычно сопровождаются громким ржанием и глумлением над инспекцией.

Припахать

Этот глагол так же появился «в миру», но чрезвычайно часто употребляется семинаристами. Помощник «припахивает» на работу почему-то тех, у кого есть срочные дела в городе, кто только что сменился с вахты, или отдежурил в столовой. В связи с этим можно вспомнить одного из семинаристов, который время от времени молился вслух: «Избави мя от работы вражия».

Раб Божий

Обращение к воспитаннику ДШ (особенно если начальство не знает его по имени или настроено враждебно).

Происхождение: изобретено начальством в незапамятные времена (когда во главе ДШ еще встречались благочестивые протоиереи)
Вполне вероятно, что первоначальное использование этого словосочетания — увещательное, благостное, указывающее на благораположенность начальника к подчиненному. В наши дни очень сложно себе представить это выражение в устах помощника, именно в таком смысле. Что ж, меняются нравы, меняется и смысл слов

Синедрион
Педагогический совет. У этого термина явно библейские корни. Смысл аллюзии в том, что на таких совещаниях часто решают судьбу студента — отчислить его, или просто наказать за то, или иное нарушение дисциплины. Часто подсудимому вовсе не дают высказаться, а вердикт синедриона обычно строится на личном отношении к студенту воспитателей и преподавателей (оно, как правило, предвзятое). Синоним: несправедливое судилище.

Система
Обычно принято считать, что это слово означает то же, что семинария, бурса. Исследование, проведенное Сержем (еще один автор сайта — B.S.), заставляет усомниться в этом. Слову «система», кажется, соответствует понятие, обобщающее семинарские порядки в их худших проявлениях, административные структуры, одним словом нечто недружественное простому бурсаку. Кстати, этим же термином пользуются и работники ФСБ, когда говорят о своей организации (сам слышал по радио).

Происхождение: неизвестно. Мы осторожно предполагаем, что термин возник в конце 80-х, что обусловлено техническим прогрессом, проникшим за церковную ограду в виде всяких телевизоров, транзисторов и прочих бесовских дивайсов
Не исключено, также, влияние хиппи, называвших свои общины «системами»
)

Смирять

Собственно, к смирению это понятие имеет лишь косвенное отношение. Означает оно, буквально, что какого-то студента наказывают (смиряют), чаще всего, с применением принудительного физического труда на благо семинарии. Предусматривается, также, определенный моральный урон, который должен понести студент, претерпевающий «смиряние» и подавленное состояние его духа, как результат процедуры. Эквивалент в обычной речи: унижать.

Происхождение: образовано от термина «смирение» (то есть, состояние духа, чуждое гордости и тщеславия). Первоначально, слово не использовалось по отношению к третьему лицу (за исключением библейских мест, вроде: «Господь смирит клеветника»). Как известно, подвижники, применявшие термин в аскетическом смысле, «смиряли» сами себя, а не ближнего, занимаясь самоукорением, аскезой и проч. Т. о. использование данной глагольной формы активного залога в самом первом из перечисленных здесь смыслов — чистый семинаразм.


Солидол
Единственный пока в нашей коллекции гастрономический термин, означающий яблочное повидло. Продукт обладает вязкой консистенцией и темно-коричневым цветом, что сближает его с семейством технических масел. К сожалению, все это никак не сказывается на антифрикционных свойствах семинарского солидола (желудки с такой смазкой изнашиваются достаточно быстро).

Старец
1. Употребляется в качестве шутливого удивления. «Ну, ты старец!» в смысле: «Ну, ты даешь». См. так же «Чудотворец».
2. В смысле насмешки «Тоже мне, старец!» Используется в ответ на менторскую проповедь со стороны ближнего.
3. В обычном смысле — о духовно опытном человеке (значительно реже, чем первые два случая)

Старпом
Подобно «дежпому», старпом — аббревиатура от «старший помощник инспектора (проректора)». Обычно употребление этой конструкции связано с определенной долей уважения к личности старпома. На эту мысль нас наталкивает нежелание семинаристов применять эту аббревиатуру в отношении неавторитетных безвольных, или неуравновешенных деятелей, занимающих указанную должность. Вместо этого бурсаки обычно применяют какую-нибудь обидную кличку, или просто называют старпома по имени (без префикса «отец», что вообще чрезвычайно характерно для разговорной речи семинаристов).
Происхождение: заимствование из морского слэнга.

Стена плача

Стенд для вывешивания объявлений, расписаний дежурств и т. п., а так же, тропарей (см.). Аллюзия на иудейскую тему, навеянная чувством безутешного отчаяния, которое охватывает несчастного семинароида при виде тропарей (см.).
Происхождение: хасидское


Телевизор

«Смотреть телевизор» — наблюдать за жизнью своих здоровых собратьев через окно мед. изолятора. Это занятие составляет один из популярных среди заболевших семинаристов способов времяпрепровождения (особенно, когда книжки читать уже надоедает).
Характеристика: семинаразм московского брэнда.

Тропарь

Письменное взыскание, вывешиваемое на Стене плача. Тропарь бывает «с величанием» (обычный выговор с лишением стипендии) и «отпустительный» (когда упоминаемого в тропаре студента исключают из семинарии или академии). Неизвестно, создан ли специальный эквивалент для тропаря, в котором студента за плохое поведение «ставят на бабки».

Происхождение: богослужебное. Вероятно, генезис этого семинаразма связан с лаконичностью формы настоящего богослужебного тропаря и его исчерпывающим содержанием. Известны случаи, когда «тропари» пелись хором, на глас (не в храме, конечно), как настоящие тропари, начиная с номера распоряжения


Триста лет

Выражение, означающее пренебрежительное отношение говорящего к происходящему. Эквивалент в обычной речи: «Мне наплевать». Отсюда происходит «трехсотлетник» — персона, не принимающая ничего близко к сердцу, «забившая» на Систему.

Происхождение. Предание повествует о праздновании 300-летнего юбилея МДА. К этому празднику было приурочено выступление одного из академических хоров. На первой же спевке регент хора — М. Х. — вдохновенно прогундосил: «Братья! Академии — триста лет!» С тех пор эти слова сделались девизом МДАиC.

Умное делание

Так некоторые отпетые бурсаки называют лузгание семечек. Термин нельзя назвать общим, или сильно распространенным.

Чудотворец

Часто в смысле «простофиля!», «тормоз!». Означает персону, одаренную сверхъестественными способностями попадать в глупые ситуации, устраивать бестолковые и обременительные для воспитанников ДШ мероприятия (последнее, естественно, относится только к представителям инспекции), либо обладающую склонностью к автоканонизации


Часто приходится слышать фразу: «Чудотворцев — пруд пруди, а преподобных — нету».

***Михаил Моисеев. ессно, правмир.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Семинарский глоссарий
От редакции: «У нас в институте студенты знают только четыре слова: «Смирение. Послушание. Искушение. Благословение», – сказал однажды почтенный протоиерей ректор известного православного вуза. Православному речеупотреблению посвящено немало исследований – есть словари, монографии, статьи. С одним из таких исследований читатель знаком по статье «Простите – благословите»? Читать полностью
 

Комментарии

Klovediya
28 февраля 2011 года
0
статья занятная, но столь пристальное внимание к православию меня раздражает...у священнослужителей своя феня. думаю, у физиков-ядерщиков - тоже.
это модно, потому и неприятно. появилась православная кулинария, православная одежда, теперь и православная речь... это странно.
Bobrik
28 февраля 2011 года
+1
Klovediya пишет:
теперь и православная речь
Это было всегда, во все времена. Просто Вы скорее всего на это внимание обратили только недавно. Почитайте святоотеческие наставления, и просто истории из жизни православных людей прошлого, там Вы тоже найдёте подобный "сленг". В этом нет ничего особенного, просто не нужно канонизировать всех батюшек без исключения при жизни и всех православных считать исключительно святыми. Все обычные люди, просто есть у них одно очень сильное отличие от других - это стремление к спасению души и жизнь у них вся устроена соответственно этому стремлению.
Klovediya
28 февраля 2011 года
0
да это было. конечно же. в смысле сам своеобразный язык, но он был интересен узкой группе лиц, столь узкой, что это не выносилось общественности как занимательный факт.
а сейчас, даже на этом достаточно доброжелательном сайте, я иногда воздерживаюсь от комментариев, потому что не знаю реакции "православной" публики, я боюсь меня камнями закидают.
то какой-то батюшка хочет ввести православный дресс-код, то правосланый салат показывают ( как? как салат может быть православным?), то как забеременеть с помощью 12 икон, то как свести порчу святой водой... я не претендую на инстину в последней инстанции, но если в повседневной жизни начнут использовать узкопрофессиональный (так корректно говорить?) сленг батюшек, я стану одуревшей правозащитницей, уверенной,что меня ущемляют, как светское меньшинство.
Bobrik
28 февраля 2011 года
+1
Klovediya пишет:
то как забеременеть с помощью 12 икон, то как свести порчу святой водой
А вот это СОВЕРШЕННО никакого отношения к православию не имеет. Всё в одну кучу валят, и самое ужасное - выдают как будто за православное, благое дело!
Klovediya пишет:
если в повседневной жизни начнут использовать узкопрофессиональный (так корректно говорить?) сленг батюшек
Если Вы не обратили внимание, то данная статья опубликована в православной группе. И к светскому общению не имеет никакого отношения. В нашей группе общаются люди, которым в принципе интересно православие, а так же те, для кого православие - это жизнь. Если бы эта статья была опубликована в светской тусовке, то я могла бы понять Ваше возмущение, но извините, мы в группе общаемся и никого силой не тащим, тем более статьи не заставляем читать
Поэтому зря Вы думаете, что
Klovediya пишет:
уверенной,что меня ущемляют, как светское меньшинство.
Astrid (автор поста)
28 февраля 2011 года
0
В ответ на комментарий Klovediya
статья занятная, но столь пристальное внимание к православию меня раздражает...у священнослужителей своя феня. думаю, у физиков-ядерщиков - тоже.
это модно, потому и неприятно. появилась православная кулинария, православная одежда, теперь и православная речь... это странно.

↑   Перейти к этому комментарию
Klovediya пишет:
это модно, потому и неприятно. появилась православная кулинария, православная одежда, теперь и православная речь... это странно.
Не более странно, чем еда по знакам зодиака одежа по гороскопу
Klovediya
28 февраля 2011 года
0
я не возмущаюсь. я недоумеваю. причем искренне. и агрессии не проявляла. уж простите, если что не так.
на православную группу, признаюсь, не обратила внимания, статью выбирала из списка с дневниками пользователей.
а светской тусовке в православие и заглядывать нельзя? я признала статью интересной, и Вас, как автора, не задевала. Но я убеждена, что популяризация узкоспециальных тем, подобной этой, рождает иногда странные отклонения у людей, причисляющих себя к православным, это и суеверия и смешивание кислого с пресным.
Bobrik
28 февраля 2011 года
+1
Klovediya пишет:
агрессии не проявляла. уж простите, если что не так.
про агрессию не было речи.
Klovediya пишет:
а светской тусовке в православие и заглядывать нельзя?
смотрите выше - я написала совсем обратное - православная статья, подобная этой, опубликованная в светской тусовке была бы не к месту. А светской тусовке в православную группу приходить не возбраняется, с условием мирного общения
Klovediya пишет:
я признала статью интересной, и Вас, как автора, не задевала
Не я автор статьи. Я автор группы Поэтому и выполняю свою миссию по разъяснению недоразумений. Меня лично Вы ничем не задели.
Klovediya пишет:
Но я убеждена, что популяризация узкоспециальных тем, подобной этой, рождает иногда странные отклонения у людей, причисляющих себя к православным, это и суеверия и смешивание кислого с пресным.
Суеверия у людей рождаются от влияния языческих культур (как правило), но никак не от православной тематики. Напротив, чем больше человек познаёт православие и живёт этим, тем меньше в нём остаётся места для глупостей. Мало "причислять" себя к православным. Многие носят нательный крест и считаются православными но лишь номинально. Быть православным - это другое. "Вера без дел мертва" - говорил Апостол Павел. Если Вам интересна эта тема, то можем открыть в нашей группе дискуссию. Пишите мне в личку, всё устроим.
Astrid (автор поста)
28 февраля 2011 года
0
В ответ на комментарий Klovediya
я не возмущаюсь. я недоумеваю. причем искренне. и агрессии не проявляла. уж простите, если что не так.
на православную группу, признаюсь, не обратила внимания, статью выбирала из списка с дневниками пользователей.
а светской тусовке в православие и заглядывать нельзя? я признала статью интересной, и Вас, как автора, не задевала. Но я убеждена, что популяризация узкоспециальных тем, подобной этой, рождает иногда странные отклонения у людей, причисляющих себя к православным, это и суеверия и смешивание кислого с пресным.

↑   Перейти к этому комментарию
Klovediya пишет:
я убеждена, что популяризация узкоспециальных тем, подобной этой, рождает иногда странные отклонения у людей, причисляющих себя к православным, это и суеверия и смешивание кислого с пресным.
Напротив - правильная популяризация и разъяснительная работа ведет к исчезновению суеверий.
Капатыч
28 февраля 2011 года
+1
занятно Есть такая шутка, в неделю "о блудном сыне" поздравлять друг друга с днём ангела.
НаталияКиев
28 февраля 2011 года
0
Ну, если уж всех поздравлять, так и меня, любимую, поздравьте
НаталияКиев
28 февраля 2011 года
0
Как замечательно, что у нас есть своя группа, где открыты двери для всех, но при этом имеем возможность свободно высказываться.
М_Таня
28 февраля 2011 года
0
прочитала и как будто снова в МДА побывала, как 20 лет назад, правда у нас тогда еще не было аквариумов, все открыто было, а регентш у нас матушками звали
Astrid (автор поста)
28 февраля 2011 года
0
Я не была ни разу - а прочитала, и будто побывала)))).
Тут акафиста кукурузе не хватает для полного счастья)))
М_Таня
1 марта 2011 года
0
Ну в то время, когда я там училась и гоблинов не было, это уже более современный сленг
Nika7
1 марта 2011 года
+1
Дети и в семинариях дети
М_Таня
1 марта 2011 года
+1
Самое интересное , что преподаватели тоже на этом сленге изъясняются, особенно любят употреблять: чудотворец, тропарь, триста лет, брат ты мой
Nika7
1 марта 2011 года
+1
Они же тоже когда-то были семинаристами
Astrid (автор поста)
1 марта 2011 года
+2
В ответ на комментарий М_Таня
Самое интересное , что преподаватели тоже на этом сленге изъясняются, особенно любят употреблять: чудотворец, тропарь, триста лет, брат ты мой

↑   Перейти к этому комментарию
Мне рассказывали - приехали журналисты в семинарию, их покормили в трапезной - так, на столе было выцарапано слово "кекс". Журналистка долго умилялась бедным голодным деткам

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам