Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Влияние женственности матери на женственность дочери

Кто из нас не слышал такие поговорки как: Яблоко от яблони не далеко падает; Отец рыбак и дети в воду смотрят; По семени и плод. Все они говорят о том, что дети подобны своим родителям и говоря подобны я имею ввиду не только внешнее сходство, но и характер, привычки, мимические выражения, а также манеру поведения такую как ;мальчишка в юбке;, ;маленькая принцесса; и другие. Если верить пословицам, то женственность девочки напрямую зависит от женственности её матери, а если мама любит джинсы и бейсболки, то дочка не будет в восторге от розовых платьев.

Исходя из народной мудрости и популярного выражения на психотерапевтических сессиях ;а вот моя мама;, мной была поставлена цель исследования выявить зависимость, существующую между гендерной самоидентичностью матери и гендерной самоидентичностью дочери.

Что представляет собой гендерная самоидентичность? Это осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу.

Для ответа на вопрос своего исследования мной была проанализирована литература на тему привязанности, гендерной идентичности, взаимоотношений матери и дочери, половой принадлежности. Так в данном исследовании были использовано более 85 литературных источников, в том числе 7 англоязычных. Основными информационными источниками были:

- Айнсворт, М. Привязанность за порогом младенчества;
- Белл, К. Мать и дочь — трудное равновесие;
- Бовуар, С. Второй пол;
- Боулби, Дж. Привязанность;
- Винникотт, Д. В. Маленькие дети и их матери;
- Кон, И. С. В поисках себя: Личность и её самосознание;
- Мид, М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире;
- Эриксон Э. Детство и общество.

Исходя из анализа литературы основными стратегиями, формирующими гендерную самоидентичность, являются:

1) Представление о сути гендера, которое постоянно изменяется, а также включает в себя гендерное самосознание и гендерное сознание;
2) То большое количество вариаций форм поведения, которое реализуется при исполнении социальных и гендерных ролей;
3) Наличие гендерных установок и предрассудков.

Гендерное же самосознание (или гендерная компетентность) складывается из представлений о самом себе, а также о из представления о ролях и ролевом поведении, которые характерны для каждого пола.

Гендерное поведение проявляется ни в чем ином, как в исполнении ролей, который были заданы биологически или были приобретены при социализации, с их помощью и реализуются потребности личности, а также её стремления и интересы.

Если же говорить о том, какие факторы могут оказывать влияние на формирование гендерной самоидентичности ребёнка, в частности дочери, то следует выделить такие основные аспекты как:

1) Вербальные и не вербальные действия матери в рамках своей гендерной роли. Данные действия могут проявляться, как в отношении с отцом (внимания которого девочка будет добиваться в эдипальной стадии, подражая действия матери), так и в отношении самой девочки (формируя внутренний образ матери и женщины, как часть гендерной идентичности);
2) Влияние отца. При формировании гендерной идентичности девочка может основываться на сигналы одобрения/неодобрения, которые ей посылает отец, ориентированный на женственность и гендерные стереотипы определённого типа. И того если девочка находится под влиянием отца или эдипальная стадия не была пройдена успешна, то у девочки формируется идентичность опираясь на фигуру отца, а не на образ матери;
3) Биологические предпосылки развития. Так обладая с рождения определённым набором врождённых детерминант развития (пол, темперамент, гормональный баланс, физические данные и другие) девочка может развиваться только в рамках заданных данными характеристиками. Так девочка с низким уровнем женских гормонов, и высоким уровнем мужских, не имеет возможности сформировать яркие феминные черты;
4) Культурные факторы. Формирование идентичности не происходит в изолированной обстановке, начиная с рождения, когда цвет одежды определяется полов ребёнка и заканчивая образом ;правильной; бабушки, девочка на пути своего развития сталкивается с множеством требований и правил, которые предъявляет ей общество. Так в разных культурах понятие ;настоящая женщина; может носить разный оттенок, иногда и диаметрально противоположный. Так, желая находиться в ;своём времени;, девочка формирует представление о гендере, согласно тем посылам, которые даёт ей культура, в которой она развивается.

Четыре выше перечисленных фактора, по моему мнению, являются основными факторами формирования гендерной идентичности. При этом я не отрицает наличие других влияющих факторов: иные ;значимые; фигуры, состав семьи (наличие братьев/сестёр, полнота семьи), взаимоотношения в семье, темперамент родителей и другое.

Если же говорить о том, как дочь воспринимает гендерную идентичность матери, хочется отметить этапы формирования интерпсихической структуры. Так в первую очередь при познании мира, ребёнок слышит и воспринимает информацию, которая в первую очередь поступает от родителей, и в большей части от матери, которая является его первым проводником во внешний мир, эта информация постепенно интериоризируется и вот уже ;голос; матери звучит внутри самого ребёнка. Взрослея же и формируя своё представление о мире будущий взрослый уже не оперирует к реальной матери и её ;словам;, а в большинстве случаев обращается к внутреннему образу ;матери; (внутренний родитель) и мы слышим такие фразы: ;мама говорила;, ;мама бы так не сделала;, ; я делаю так как хотела мама;, ;я очень похожа на свою мать;. Но говоря о похожести на свою мать, с кем сравнивает себя ребёнок (чаще девочка) с реальной матерью из плоти и крови? Или с тем самым ;образом матери; который теперь прочно сидит в глубинах подсознания? Исходя из классической литературы (З. Фред, К. Г. Юнг, К. П. Эстес, и другие) мы можем предположить, что описывая свою мать, в том числе и её идентичность, дочь будет в большей степени апеллировать к внутреннему образу матери и тем чертам, которыми она его (образ) наделила. При этом будут ли данные образы восприятия объективными, не совершает ли ребёнок, наблюдая за действиями матери, классической ошибки атрибуции? Скорее всего, так и есть, ведь, зачастую, по мнению Ю. Б. Гиппенрейтер, родители не склоны объяснять детям мотивы и намерения своих вербальных и не вербальных действий. И ребёнок, создавая внутренний образ матери, наделяет это образ не объективными характеристиками, которые делали бы образ идентичным оригиналу, а пропуская все поступающие сигналы через свой субъективный мир психики, формируя тем самым уникальный для каждого человека (в том числе и для каждого ребёнка в одной семье) образ матери.

Поэтому можно сказать, что представление о гендерной идентичности матери у её дочери будет в большей степени коррелировать с представлением дочери о своей гендере, чем с представлением матери о своём гендере.

И вспоминая утверждение К. П. Эстес, что у большинства женщин присутствует аспект души, называемый внутренней матерью, который ;действует и реагирует соответственно опыту, который женщина получила в детстве рядом со своей матерью;, я выдвинула предположение, что гендерная самоидентичность матери в большей степени (чем другие факторы) должна определять гендерную самоидентичность её дочери.

МЕТОДИКИ

В данном исследовании были использованы следующие методики:

- методика Маскулинность/феминность С. Бем для определения психологического пола испытуемых и выявления степени андрогинности, маскулинности, феминности личности;
- опросник Кто Я М. Куна и Т. Макпартленда для выявления роли гендерных характеристик в структуре Я-концепции личности, а также для изучения содержательных характеристик идентичности личности;
- опросник Я-женщина для определения гендерных стереотипов личности.

ВЫБОРКА

Для проведения исследования была использована эмпирическая база из 56 человек. Из них 28 женщин, жительниц Новосибирска в возрасте от 42 до 55 лет, и 28 их дочерей, также жительниц Новосибирска в возрасте от 28 до 36 лет.

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Корреляции в данном исследовании были получены по следующим факторам:

1) Соотношение гендерной самоидентичности матери и дочери корреляция получена только по фактору гендерных стереотипов;
2) Соотношение гендерной самоидентичности матери / представление дочери о метери корреляция получена только по фактору гендерных стереотипов;
3) Соотношение гендерной самоидентичности дочери / представлении о матери корреляция получена по факторам

- выраженности гендера
- позиция женщина
- психологического пола
- степени феминности
- гендерных стереотипов

Первая поставленная мной гипотеза гласила, что гендерная самоидентичности матери имеет прямую связь с гендерной самоидентичность дочери.

Как видно, значимый коэффициент корреляции, говорящий о том, что присутствует положительная корреляционная связь, есть только по 1 из 6 критериев — Опросник Я-женщина, коэффициент гендерных стереотипов. Отличия данного опросника от остальных используемых методик в том, что там имеется прямая отсылка к биологическому полу испытуемых (например, первая строка опросника звучит Я — женщина, потому что). Возможно, поэтому, даже у тех испытуемых, чьи показатели по опроснику С. Бем были приближены к маскулинной черте (показатели ниже — 0,5, хотя при этом, оставаясь в рамках андрогинного интервала от-1 до +1), в ответах на данный вопрос звучали такие фразы как: … потому что такой родилась, биологически, красивая. Ответы же такой категории, согласно методике, приравниваются к 2 баллам, что соответствует феминному типу.

Поэтому, на основании полученных результатов, можно сказать, что первая гипотеза не подтвердилась.

Вторая гипотеза, выдвинутая мной, заключалась в том, что описанная дочерью гендерная самоидентичности матери будет в большей мере соотносится с гендерной самоидентичностью самой дочери, чем с представлением матери о своём гендере.

Как видно, между представлением матери о своём гендере и представлением дочери о гендере матери есть только одна значимая корреляция (опять же по фактору гендерных стереотипов опросника ;я — женщина
. В то время как между представлением дочери о гендере своей матери и её представлением о своём гендере значимые корреляции присутствуют по 5 факторам из 6 (исключение составляет фактор феминности/маскулинность по Опроснику ;Кто я
. При качественном анализе анкет видно, что дочь описывает свою мать в тех же терминах, что и описывает себя, так если у дочери есть описания себя как ;привлекательную;, то в описания матери присутствует так же термин внешней характеристики. Данную связь (хотя не проводилось количественных подсчётов и она не учитывалась при проверке гипотез) видно, когда сравниваются результаты по шкалам анализа идентификационных характеристик в опроснике ;Кто Я; М. Куна и Т. Макпартленда. Так если у дочери преобладающим будет ;Социальное Я;, то и свою мать она опишет по большей части в рамках социальной идентичности (;мать;, ;сестра;, ;любовница;, ;сотрудница; и другое).

Поэтому на основании полученных результатов, можно сказать, что наша вторая гипотеза подтвердилась.

ВЫВОДЫ

Результаты, полученные мной в процессе исследования, показали, что из двух выдвинутых гипотез первая гипотеза была опровергнута, вторая гипотеза подтвердилась.

Если говорить о первой гипотезе, то мной не было выявлено взаимосвязи между гендером матери и дочери. То, что я не получили подтверждение первой гипотезы может быть вызвано такими факторами как:

1) Влияние других факторов. Так как данный вопрос в литературе рассмотрен в основном теоретически и в данной работе не учитывалось влияние иных значимых ;фигур;, а также иных факторов на формирование гендерной самоидентичности дочери, то, возможно, факт влияния гендерной идентичности матери на гендерную идентичность дочери, как основной формирующий фактор развития не совсем достоверен. Так как формирование гендерной идентичности происходит на протяжении всей жизни человека и под влиянием многих факторов (фигура матери, фигура отца, биологические детерминанты, культура и другие), то гендерная идентичность матери является не определяющим фактором при формировании гендерной идентичности матери, а одним из целой группы факторов, которые составляют базу для формирования идентичности, в том числе гендерной;
2) Объем выборки не был достаточно велик, для получения большего количества корреляционных связей. Также, возможно, сама выборка не была максимально однородной (возможно не учтены важные дополнительные переменные) и состояла из женщин города Новосибирска, и, возможно, используя другую выборку, мы получим иные результаты;
Методики, используемые мной в данной работе, не могут отображать полноту связей между понятиями о своём гендере у матери и у дочери.

Подтверждённая же вторая гипотеза укладывается в идею о том, что формируя своё мнение о другом человеке, мы склоны замечать в первую очередь те черты, которые есть в нас самих. Это связано с тем, что:

1) Образы представления и образы памяти, которыми оперирует человек для создания своего мнения о другом человеке, представляют собой субъективное отражение объективного мира. То есть в связи с уникальностью психики каждого человека, представления нескольких людей об одном объекте могут различаться, в зависимости от субъективного опыта полученного каждым человеком, при взаимодействии с одним и тем же объектом;
2) Для объяснения поведения и мотивов другого человека, мы можем оперировать только к своему опыту и своим домыслам о том, почему человек так сделал, так как в большинстве случаев чувственный мир другого человека остаётся для нас не доступным. Это связано с такими особенностями психики как непознаваемость и чувственная недоступность.

Результаты данной работы свидетельствуют о возможности пересмотра взглядов о влиянии гендерной самоидентичности матери на формирование гендерной идентичности дочери. Так, формируя свою гендерную идентичность, дочь апеллирует не столько к непосредственно самой матери, её действия и словам, сколько к образу ;матери; сформированному у неё внутри, и, говоря о себе ;я как мать;, она хоть и имеет ввиду свою реальную мать, но сравнивает и апеллирует как раз внутренним образом ;матери; и при сравнении с данным образом, получает внутренний отклик ;да, ты такая же;. Если же говорить о влиянии гендерной самоидентичности матери, на гендерную самоидентичность дочери, то необходимо учесть, что данная самоидентичность формируется на протяжении всей жизни индивида, а следовательно на неё могут оказывать влияния и такие факторы как:

- гендерная самоидентичность отца;
- гендерная самоидентичность значимой женской фигуры (бабушка / тётя / крестная / старшая сестра / киногероиня и другие яркие женские образы;
- коллективное бессознательное с его архетипичными образами женского склада (Старуха, Великая дикая мать, Дикая женщина и другие);
- а также культура, в которой формируется идентичность женщины, и также многие другие факторы, которые участвую в создании уникальной гендерной идентичности каждой живущей женщины во все времена.

Если Вам интересны более подробная информация по исследованию, полный список литературы или иные детали исследования, то с удовольствием отвечу на Ваши вопросы по почте или скайп.

Если у Вас есть желание получить психологическую консультацию в рамках затронутых в данном исследовании вопросов о взаимоотношениях матери и дочери, жду Ваши запросы на скайп или почтовый ящик.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Влияние женственности матери на женственность дочери
Кто из нас не слышал такие поговорки как: Яблоко от яблони не далеко падает; Отец рыбак и дети в воду смотрят; По семени и плод. Все они говорят о том, что дети подобны своим родителям и говоря подобны я имею ввиду не только внешнее сходство, но и характер, привычки, мимические выражения, а также манеру поведения такую как ;мальчишка в юбке;, ;маленькая принцесса; и другие. Читать полностью
 

Комментарии

Светлана сахалинка
6 октября 2015 года
0
не знаю... я сама не шибко женственная, всегда в джинсах и футболках. Платье и каблук - раз в год. А дочка у меня растет полной противоположностью мне - наряжается чуть ли не с рождения! а платьев бальных у нее полный шкаф...хотя джинсы, конечно, тоже носит.
Вот характер и копирование моих жестов, интонаций и пр - это да как муж говорит - родила себе саму себя
SniperKitten (автор поста)
8 октября 2015 года
0
она выбрала антисценарий))) и все же Вы пишите: "саму себя" ))) а сколько ребенку лет? если это еще ребенок)
Светлана сахалинка
9 октября 2015 года
0
Дочке будет 9 через месяц
SniperKitten (автор поста)
9 октября 2015 года
0
еще маленькая для данного исследования) ...но в целом папа тоже у Вас сильно влияет на развитие гендера ребенка) когда ей говорит, что она на Вас похожа (если он говорит это при ней). И она возможно будет стремиться быть на Вас похожей, чтобы нравится папу (так же как Вы) и чтобы с Вами обрести идентичность (тут зависит от многих факторов)
Светлана сахалинка
9 октября 2015 года
0
Все дети, даже не желая того,с возрастом становятся очень похоже на своих родителей
SniperKitten (автор поста)
11 октября 2015 года
0
или очень не похожи))).....или идут к психотерапевту и меняют семейный сценарий)
Светлана сахалинка
11 октября 2015 года
0
нууу, психотерапевт - это не про наших людей. Или про очень малую их часть.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам