Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

О личных границах, врачах и пациентах

О личных границах, врачах и пациентах Сегодня снова настроение пофилософствовать...

Я последнюю неделю активно общаюсь с врачами, и растёт в моей душе мечта о взаимопонимании и партнёрских отношениях между врачом и пациентом (причём, и как врач я об этом мечтаю, и как пациент). Именно партнёрских, а не родительско-детских (где родитель всегда врач, даже если он в 3 раза младше "ребёнка"-пациента).

Но сначала поговорим о границах.

Границы человека - это условные линии в пространстве, в отношениях, в информационной или эмоциональной сфере, за которые нет доступа тому или иному человеку.

Обычно те, кто хорошо чувствуют свои границы, уважают чужие.

Но в нашем обществе границы уважать не модно. Границы тела, границы ответственности, границы убеждений - всё это принято проверять на прочность с раннего детства.

С раннего детства наши родители, которые должны бы защищать, позволяют чужим людям трогать наше тело, делать нам больно и страшно. Годовалый ребёнок ведь не понимает, что эта чужая тётя - врач и по идее должна нести нам что-то доброе и светлое. Для годовалого ребёнка это просто большая страшная тётя, которую боится даже мама. Эту тётю надо бояться. И ей нельзя противиться - мама от этого недовольна. Да и невозможно ей противиться: хоть ори, хоть вцепляйся в косяк - укол всё равно поставят.

Мы вырастаем, получаем высшее образование (иногда - медицинское), но страх перед страшной тётей в белом халате остаётся.
Я вас уверяю, нет на свете людей, которые бы не боялись врачей. Даже сами врачи бояться попадать в больницу.
И перед этим страхом разум отказывает. В 99% случаев человек возвращается в состояние того годовалого ребёнка, который не понимает, почему большая белая тётя делает ему больно и страшно, а он не имеет право возразить.

Отсюда возникает две противоположные, но одинаково абсурдные линии поведения: обожествление врачей и демонизация врачей.

Обожествлять врача удобно, можно спихнуть на него всю ответственность. Люди искренне верят, что врач может остановить выкидыш или вылечить опухоль, предсказать любое-любое течение болезни или сделать здоровым курильщика с 40-летним стажем.

И переход от бога к демону тут очень скор: стоит врачу допустить ошибку (или даже не ошибку, а просто встретиться с болезнью, с которой он не может справиться) - и всё, он не бог, он демон.

Говорить "всё зло от них, от медиков" тоже весьма перспективно. Когда знаешь, откуда всё зло, как-то живётся легче


А врач - он не бог и не демон, он обычный человек. Он что-то знает, что-то не знает, что-то может, что-то нет. И на врача нужно смотреть открытыми глазами, видеть его, а не большую белую тётю из детства.

И нужно очень хорошо понимать границы своих возможностей и границы возможностей врача. В идеале одно должно уравновешивать другое. Тогда не будет завышенных ожиданий и разочарований.

Годовасик не умел говорить и почти ничего не знал о жизни. Поэтому злобная белая тётя ним действовала на своё усмотрение. Взрослый человек может сказать, может что-то сделать. Он уже не бессловесное бесправное существо, он партнёр, причём поскольку речь идёт о его здоровье (или здоровье его ребёнка), именно его слово решающее. Иногда он имеет право принять решение, приближающее его к смерти.

Другие границы - это границы тела и личного пространства. Каждый человек имеет право на уважение и соблюдение личных границ. Никто не имеет права насиловать другого, морально или физически. Врач обязан спрашивать разрешение перед вторжением, особенно если дело касается интимных зон. Даже если пациент - ребёнок, старик, лежачий больной.

Границы уважения тоже немаловажны. Врач не превращется в высшее существо лишь потому, что знает, где находится musculus psoas major. Он при этом может не знать, что такое "красная сторна" или чем "windows 7" отличается от "windows 8".

Не стоит вздыхать: "Ах, я тупая пациентка!" Это не Вы тупая (тупой), это Вы впали в состояние годовасика, остолбеневшего от страха перед чужой злобной тётей. 99% людей в это состояние впадают, даже врачи. Не стоит смущаться и стыдиться, врач обязан объяснять непонятное столько раз, сколько нужно. Это не стыдно, это не Ваша неполноценность. Это обычный рабочий процесс. Чем лучше пациент понимает суть происходящего с ним, тем осознаннее он будет относиться к своему здоровью.

Мало того, если человек может объяснить свои действия, значит он сам понимает, зачем он совершает тот или иной поступок. А если начинаются отговорки типа "Вы что, врач?" "Надо 7 лет учиться, чтобы это понять!" - значит он действует по шаблону и сам толком не понимает, что творит.

Для взаимопонимания вовсе не обязательно пациенту знать столько же о медицине, сколько знает врач. Достаточно минимального владения логикой. Знания пациента в другой плоскости: он всегда больше врача знает о своём самочувствии, о своём образе жизни, он наблюдает себя 24 часа в сутки, именно поэтому у него больше шансов выяснить настоящую причину своего заболевания. Под причиной я понимаю не название вируса, вызвавшего болезнь, а то, почему организм пустил в себя этот вирус.

Именно во время обмена информацией и может родиться истинное знание и верная дорога к излечению. Если подход механический, односторонний, можно лишь убрать симптомы, но настоящего здоровья не будет.

Когда чловек чётко знает свои права и умеет обозначать свои границы, то и другие волей-неволей будут относиться к нему с уважением.

А страшная тётя из детства... с мудрыми, знающими о границах, родителями, вашим детям она не грозит.

http://vk.com/club100318995?w=wall-100318995_35%2Fall
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам О личных границах, врачах и пациентах
  Сегодня снова настроение пофилософствовать...
Я последнюю неделю активно общаюсь с врачами, и растёт в моей душе мечта о взаимопонимании и партнёрских отношениях между врачом и пациентом (причём, и как врач я об этом мечтаю, и как пациент). Именно партнёрских, а не родительско-детских (где родитель всегда врач, даже если он в 3 раза младше "ребёнка"-пациента). Читать полностью
 

Комментарии

Маркешка
17 сентября 2015 года
0
Затейница
18 сентября 2015 года
0
Супер статья, спасибо!
Pnin
19 сентября 2015 года
0
aleksinda
12 апреля 2016 года
0
У автора статьи детская травма психологическая, связанная с врачами? И как врачу спрашивать разрешения у годовалого ребёнка? Прям представляю, как маманя орет на педиатра - не трогайте его, вы наругаете границы личности, ну и что из этого хорошего выйдет....
inling (автор поста)
12 апреля 2016 года
0
В статье речь о взрослых людях. Если Вы этого не поняли, перечитайте ещё раз.
Что касается годовалых детей, то защиту их границ осуществляет мама (или папа). И, да, врач обязан спрашивать у мамы, можно ли ему дотронуться до её годовалого ребёнка, подходящий ли сейчас для этого момент.
В этом нет ничего сложного, большинство врачей с этим справляются.Если "маманя орёт на педиатра", травма у ребёнка гарантированно будет. Сформируется рефлекс: раз мама орёт, значит этот человек опасен, значит нельзя к нему идти.
aleksinda
15 апреля 2016 года
0
А вы сейчас не нарушает мои границы, веля перечитать статью ещё раз? Шучу:-) Вот и я том же о чем и вы, не надо себя заранее настраивать, что врачи - враги народа и на себя тоже иногда трезвым взглядом смотреть, не впадать в жертву.
inling (автор поста)
15 апреля 2016 года
0
Я не настраиваю никого на то, что врачи - враги народа. Я сама работала врачом и знаю много о внутренних мотивациях врачей, их возможностях и ограничениях их работы. И именно поэтому я утверждаю: врач МОЖЕТ уважительно относиться к пациенту, даже если это новорожденный ребёнок. И врач обязан осуществлять право пациента на уважение и полноту информации по своему состоянию. Позиция "я царь, а ты тварь" недопустима, и пациент имеет право требовать партнёрских отношений.
Именно об этом был пост. Всё, что Вы увидели сверх этого, показал Вам Ваш внутренний голос.
aleksinda
15 апреля 2016 года
0
А я и не про вас, а про статью. Или вы и есть автор статьи?
Откуда такое нагнетание - царь-тварь, в последнее время часто хожу по больницам, подобного не встречала, в гос. учреждениях врачи себя подчас на порядок корректнее ведут, чем специалисты из частного сектора. Бывает и хамство, но столкнуться с ним есть такая же вероятность как и в любой другой ситуации, хоть в том же транспорте общественном.
inling (автор поста)
15 апреля 2016 года
0
Я и есть автор статьи.
Хамство - это не то, о чём я пишу. Хамство обычно хорошо видно, и взрослый человек обычно может поставить на место хама.
А тут о другом. О том, что врачи считают возможным сказать пациенту (прямо или намёком): "Вы что, врач, чтоб обсуждать со мной мои назначения (вам)? Что Вы можете в этом понимать?" И самое ужасное, что и пациенты думают, что они не могут ничего понять в вопросах собственного здоровья, боятся спросить, боятся обсуждать с врачом перспективы лечения, боятся брать свою долю ответственности за своё здоровье.
профиль удалён удалённого пользователя
15 апреля 2016 года
0
Вот не совсем поняла. Т.е. если человек пришел к стоматологу (например), тот должен спросить "не возражаете ли Вы, если я загляну Вам в рот?" К врачу записываются заранее, стало быть уже готовы к нарушению границ. Ведь врачебный осмотр еще как нарушает границы. И врача в том числе.
Дети, да частенько боятся и капризничают на приеме. Задача родителей - создать правильный настрой, объяснить цель визита к доктору, необходимость осмотра, отвлечь на время ожидания в очереди. Вы ведь прекрасно знаете, что на прием пацинта отводится определенное количество времени, за дверью ждут другие. Это мой взгляд со стороны врача. А как мама я предпочту, чтобы врач всю свою мыслительную деятельность направил на правильную постановку диагноза и определение плана обследования и лечения, а не на то, как моих детей увлечь.
inling (автор поста)
15 апреля 2016 года
0
Да, стоматолог обязан это спросить. Он обязан спросить, готов ли пациент к осмотру СЕЙЧАС или ему нужно несколько секунд, чтобы настроиться/поправить причёску/удобно лечь/расслабиться/прокашляться/проглотить слюну.
Сказочный Пегас
15 апреля 2016 года
0
В ответ на комментарий Kotiki80
Вот не совсем поняла. Т.е. если человек пришел к стоматологу (например), тот должен спросить "не возражаете ли Вы, если я загляну Вам в рот?" К врачу записываются заранее, стало быть уже готовы к нарушению границ. Ведь врачебный осмотр еще как нарушает границы. И врача в том числе.
Дети, да частенько боятся и капризничают на приеме. Задача родителей - создать правильный настрой, объяснить цель визита к доктору, необходимость осмотра, отвлечь на время ожидания в очереди. Вы ведь прекрасно знаете, что на прием пацинта отводится определенное количество времени, за дверью ждут другие. Это мой взгляд со стороны врача. А как мама я предпочту, чтобы врач всю свою мыслительную деятельность направил на правильную постановку диагноза и определение плана обследования и лечения, а не на то, как моих детей увлечь.

↑   Перейти к этому комментарию
благо я нашла стоматолога, которая терпеливо ждет, пока я смогу преодолеть ступор и открыть рот. И не возражает против наушников во время лечения, потому что громкая музыка хоть как-то меня отвлекает. "Спасибо" детскому стоматологу, после которой у меня панический страх перед не то что лечением, но даже осмотром.
Сказочный Пегас
15 апреля 2016 года
0
А я понимаю в чем смысл. И очень хорошо на своей шкуре прочувствовала. Я выгляжу как "ребенок", "подросток" несмотря на возраст. Манера одеваться, небольшой рост. Мне все врачи тыкают, отношение как к грязи под ногами... С нормальным отношением единицы попадались. Стараюсь сократить обращения к врачам до минимума, потому что каждый раз огромный стресс.

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам