Одежда славян. Глава XVII. Шапка. Немного истории.
Продолжаем наши исторические рассказы о Одежде славян.

Начало было здесь
Глава I https://www.stranamam.ru/post/10174749/
Глава II https://www.stranamam.ru/post/10189353/
Глава III https://www.stranamam.ru/post/10195437/
Глава IV https://www.stranamam.ru/post/10243381/
Глава V https://www.stranamam.ru/post/10257430/
Глава VI https://www.stranamam.ru/post/10264487/
Глава VII https://www.stranamam.ru/post/10269117/
Глава VIII https://www.stranamam.ru/post/10274074/
Глава IX https://www.stranamam.ru/post/10282603/
Глава X https://www.stranamam.ru/post/10291388/
Глава XI https://www.stranamam.ru/post/10300874/
Глава XII https://www.stranamam.ru/post/10303452/
Глава XIII https://www.stranamam.ru/post/10307695/
Глава XIV https://www.stranamam.ru/post/10312877/
Глава XV https://www.stranamam.ru/post/10313081/
Глава XVI https://www.stranamam.ru/post/10317857/#com77547932
Сегодня начинаем рассказывать о Головных уборах.
Итак -- Шапка.
Лучше всего известны исследователям шапки особого покроя – полусферические, сделанные из яркой материи, с околышем из драгоценного меха.

В подобные шапки одеты каменные и деревянные идолы, сохранившиеся с языческих времён, такие мы видим и на дошедших до нас изображениях славянских князей.
Это была княжеская регалия, притом специфически славянская.
Недаром в русском языке бытует выражение "шапка Мономаха", означающее буквально "бремя власти".

Не "корона", не "диадема" – именно "шапка".
Само это слово долгое время попадалось учёным исключительно в княжеских грамотах-завещаниях, где шла речь об этом знаке достоинства.
Лишь после 1951 года, когда археологами были найдены берестяные грамоты и наука получила небывалую возможность заглянуть в повседневную жизнь простого народа, сделалось ясно, что "шапкой" называли не только княжескую регалию, но и вообще мужской головной убор.

А вот княжескую шапку именовали иногда "клобуком".
Потом это название перешло в русском языке на монашеское покрывало, а также на колпачок, что надевали на голову охотничьим птицам ("клобучок" ).
В языках зарубежных славян "клобук" до сих пор значит попросту "шапка", а также "шлем".

1. Славянские полусферические шапки с околышем из меха.
2. "Шапка Мономаха". Конец XIII – начало XIV века.
3, 4. Языческие идолы (деревянный и каменный) в шапках различной формы.
5. Изображения музыкантов в островерхих колпаках с браслета XII века

Музыкант в островерхом колпаке. Рисунок с фрески Софийского собора в Киеве. XI век
Княжеские шапки определённым образом даже "мешают" исследователям изучать головные уборы люда попроще: уж если на древней миниатюре присутствует князь (а ведь летописи составлялись в изрядной степени "про князей" ), то все прочие, как правило, – с непокрытыми головами.
Но, по счастью, сохранились фрески на лестнице Софийского собора в Киеве и браслет ХII века: на них изображены музыканты в островерхих колпаках.
Археологами были найдены заготовки для подобного колпака: два треугольных куска кожи, которые мастер так и не собрался сшить вместе.
К несколько более поздней эпохе относятся обнаруженные при раскопках валяные шапки, а также лёгкие летние, сплетенные из тонких сосновых корешков.

Можно предположить, что древние славяне носили самые разнообразные меховые, кожаные, валяные, плетёные шапки. И не забывали снимать их не только при виде князя, но и просто при встрече со старшим, уважаемым человеком – например, с собственными родителями.
Историческая же "шапка Мономаха" есть не что иное, как золотая бухарская тюбетейка, подаренная в ХIV веке московскому князю и по его приказу обшитая соболем.
Приобретя таким образом сходство с шапками древних князей, она ещё триста лет служила русским монархам во время обряда венчания на царство.
Вот какова оказалась сила традиции, а вернее, религиозного убеждения: благополучие народа зависит от предводителя – мыслимо ли что-либо поменять в княжеском или царском убранстве, не навлечёт ли это беду?..
автор статьи М. Семенова
Ждите следующих публикаций.

Начало было здесь
Глава I https://www.stranamam.ru/post/10174749/
Глава II https://www.stranamam.ru/post/10189353/
Глава III https://www.stranamam.ru/post/10195437/
Глава IV https://www.stranamam.ru/post/10243381/
Глава V https://www.stranamam.ru/post/10257430/
Глава VI https://www.stranamam.ru/post/10264487/
Глава VII https://www.stranamam.ru/post/10269117/
Глава VIII https://www.stranamam.ru/post/10274074/
Глава IX https://www.stranamam.ru/post/10282603/
Глава X https://www.stranamam.ru/post/10291388/
Глава XI https://www.stranamam.ru/post/10300874/
Глава XII https://www.stranamam.ru/post/10303452/
Глава XIII https://www.stranamam.ru/post/10307695/
Глава XIV https://www.stranamam.ru/post/10312877/
Глава XV https://www.stranamam.ru/post/10313081/
Глава XVI https://www.stranamam.ru/post/10317857/#com77547932
Сегодня начинаем рассказывать о Головных уборах.
Итак -- Шапка.
Лучше всего известны исследователям шапки особого покроя – полусферические, сделанные из яркой материи, с околышем из драгоценного меха.

В подобные шапки одеты каменные и деревянные идолы, сохранившиеся с языческих времён, такие мы видим и на дошедших до нас изображениях славянских князей.
Это была княжеская регалия, притом специфически славянская.
Недаром в русском языке бытует выражение "шапка Мономаха", означающее буквально "бремя власти".

Не "корона", не "диадема" – именно "шапка".
Само это слово долгое время попадалось учёным исключительно в княжеских грамотах-завещаниях, где шла речь об этом знаке достоинства.
Лишь после 1951 года, когда археологами были найдены берестяные грамоты и наука получила небывалую возможность заглянуть в повседневную жизнь простого народа, сделалось ясно, что "шапкой" называли не только княжескую регалию, но и вообще мужской головной убор.

А вот княжескую шапку именовали иногда "клобуком".
Потом это название перешло в русском языке на монашеское покрывало, а также на колпачок, что надевали на голову охотничьим птицам ("клобучок" ).
В языках зарубежных славян "клобук" до сих пор значит попросту "шапка", а также "шлем".

1. Славянские полусферические шапки с околышем из меха.
2. "Шапка Мономаха". Конец XIII – начало XIV века.
3, 4. Языческие идолы (деревянный и каменный) в шапках различной формы.
5. Изображения музыкантов в островерхих колпаках с браслета XII века

Музыкант в островерхом колпаке. Рисунок с фрески Софийского собора в Киеве. XI век
Княжеские шапки определённым образом даже "мешают" исследователям изучать головные уборы люда попроще: уж если на древней миниатюре присутствует князь (а ведь летописи составлялись в изрядной степени "про князей" ), то все прочие, как правило, – с непокрытыми головами.
Но, по счастью, сохранились фрески на лестнице Софийского собора в Киеве и браслет ХII века: на них изображены музыканты в островерхих колпаках.
Археологами были найдены заготовки для подобного колпака: два треугольных куска кожи, которые мастер так и не собрался сшить вместе.
К несколько более поздней эпохе относятся обнаруженные при раскопках валяные шапки, а также лёгкие летние, сплетенные из тонких сосновых корешков.

Можно предположить, что древние славяне носили самые разнообразные меховые, кожаные, валяные, плетёные шапки. И не забывали снимать их не только при виде князя, но и просто при встрече со старшим, уважаемым человеком – например, с собственными родителями.
Историческая же "шапка Мономаха" есть не что иное, как золотая бухарская тюбетейка, подаренная в ХIV веке московскому князю и по его приказу обшитая соболем.
- Поделиться

Приобретя таким образом сходство с шапками древних князей, она ещё триста лет служила русским монархам во время обряда венчания на царство.
Вот какова оказалась сила традиции, а вернее, религиозного убеждения: благополучие народа зависит от предводителя – мыслимо ли что-либо поменять в княжеском или царском убранстве, не навлечёт ли это беду?..
автор статьи М. Семенова
Ждите следующих публикаций.
- Поделиться

Комментарии
Ждите новых публикаций.
Ждите новых публикаций.
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: