Магазин handmade Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Присоединяйтесь к нам в соцсетях: ВКонтакте  facebook 

Анализ интервью с бывшими адептами тоталитарных сект

Из тех, кто был опрошен в ходе исследования, большинство попали в секту по приглашению:

- друзей,

- сокурсников,

- членов семьи,

- просто знакомых,

- и незнакомых людей на улице.

Для вовлечения в секту их приглашали:

- на занятия по изучению Библии;

- на воскресное собрание;

- “на день рождения сестры из Церкви Христа”;

- “на дискотеку в их церковь” (с подругой за компанию).

Почва для вступления в секту была подготовлена следующими обстоятельствами:

1. Большинство опрошенных не имело религиозного опыта и знаний. При этом многие из них интересовались религией и находились в духовных поисках.

“До этого была атеисткой. Вообще ничего не знала о религии, но были духовные потребности. Училась в музыкальном училище, там общалась с преподавателем, который пробудил интерес”.

“Они были первыми, которые встретились на моем пути”.

Знания о том, какие бывают секты и чем они могут быть опасны респонденты имели очень поверхностные. У них не было понимания, что организация, в которую они вступают, является сектой.

Некоторые респонденты до вступления в секту короткое время состояли в других религиозных организациях либо имели опыт общения с их членами, однако все же не были вовлечены в данные организации. Это позволяет сделать выводы о том, что для каждого человека существуют секты, к которым он будет более уязвим, а есть такие секты, которые его не привлекут.

“Свидетели Иеговы ближе к складу моего характера, у них претензии на то, чтобы дать ответы на все вопросы, у них все по полочкам. Казалось, что нет альтернативы в плане христианства. Баптизм не затрагивал, но отталкивал. Баптизм – это что-то сугубо эмоциональное. У свидетелей я впервые услышал разумное объяснение о Боге и Библии”.

2. Другим моментом, способствующим привлечению людей в секты, служат:

- кризис и неустроенность в их жизни.

“Была неопределенность в профессиональном плане: заканчивала обучение в музыкальном училище, не знала, что буду делать дальше”.

“От нечего делать пошли на собрание. Был тяжелый период в жизни. Если у человека все в порядке, он туда и не пойдет. У меня на тот момент был кризис в поиске смысла жизни, я ощущала бессмысленность существования. В таком состоянии не знаешь, что делать, неважно, куда приткнуться”.

- психологические проблемы, которые есть надежда решить с помощью секты.

“Попала в секту по совету дальнего знакомого. Были проблемы, сказал, что должны помочь (проблемы в отношениях с мамой и ушли из жизни два близких человека)”.

“Секта помогала мне решать проблему с комплексами в общении со сверстниками”.

Во многих случаях решающую роль в том, чтобы респонденты откликнулись на приглашение, сыграли любопытство и интерес. Кроме того:

1. Их привлекли идеи и ценности, которые проповедует секта, возможность изучать Библию, желание делать что-то на благо людям, духовные поиски.

“Привлекало чисто знание о Библии. Сами свидетели очень не понравились, отталкивали их натянутые улыбки, то, как они здоровались. Приходилось себя пересиливать и общаться с ними”.

“Сначала идеи, которые они представляли, показались интересными: идеи чистоты отношений, настоящей искренней дружбы (не то, что там было, а то, что пропагандировали). Чуть позже идея личных взаимоотношений с Богом”.

“Привлекли ценности (они внесли надежду на изменение жизни)”.

“Привлекло наличие смысла жизни и активная внутренняя жизнь в секте, радость оттого, что я узнала о Боге, казалось, что только эта секта содержит в себе такое знание, что только она истинна”.

2. Им понравилась дружелюбная семейная атмосфера в секте, и заинтересовали сами члены секты, возможность обретения новых друзей.

“Привлекло множество интересной молодежи, которые поражают стремлением соответствовать библейским стандартам, может это вызов обществу, погрязшему в грехах, разврате, пьянстве”.

“Мне всегда казалось, что должно существовать братство (место, где люди общаются на основании любви). Я подумала, что вот оно”.

“Свидетели казались людьми, интересующимися не только меркантильной стороной жизни. Привлекла воодушевленность, атмосфера единства, направленности на какую-то деятельность”.

“Очень привлекло гостеприимство, угощали хорошо. Все они ярко одевались и производили впечатление успешных молодых людей”.

“Привлекла дружелюбная атмосфера, которую я раньше не встречала в жизни и сами люди, которые были в секте: их живой темперамент, активная жизненная позиция, горящие глаза – в прямом смысле этого слова. Кроме того, мысль, что я не одна, что мы все вместе, что мы как одна семья, обретение новых знакомых и друзей. В секте всегда можно было весело провести время, потусоваться”.

“Привлекло дружелюбие и открытость людей, их мягкость и заинтересованность мною, то, что людям удалось победить многие грехи в своей жизни. Их образ жизни разительно отличался от моего, а я тоже стремилась к личному совершенствованию, и это сыграло огромную роль в том, чтобы поверить во все остальное, что мне проповедовалось”.

3. Радостная атмосфера в секте, вхождение в состояние экстаза и новизна.

“Привлекла радостная, бодрая, восторженная атмосфера, царящая в секте, там было интересно, радостные песни, которые приводили в состояние восторга, вхождение в состояние экстаза при молитве и желание получать его снова и снова”.

“Поразила радость на лицах, открытый взгляд”.

В секте “Новое поколение” практикуется так называемое “повержение в Духе”, когда после возложения на них рук, люди падают на пол и некоторое время либо лежат неподвижно, либо бьются в экстазе. “Смотришь на других, как они катаются по полу и думаешь: “Я тоже так хочу”. А еще нравилось кричать на собраниях. Набегаешься, накричишься, лежишь и чувство расслабленности, покоя”).

4. Поиск мудрого наставника, человека, который поможет разобраться в себе, желание им восхищаться.

“Искала, все равно где, человека способного дать ответы на мои вопросы. Нужен был совет расстаться с мужем или нет, так как отношения зашли в тупик. Чувствовала, что мужа своего нужно оставить, но нужно было подтверждение решению”.

“Была привязанность к главному пастору секты как к кумиру, желание его видеть и слышать, испытывала к нему чувство влюблённости и восхищения”.

5. Желание устроить свою жизнь: построить карьеру в секте, выйти замуж и др.

“Хотелось выйти замуж, доказать, что не все так плохо”.

“Находился там из-за такой тщеславной мысли: очень хотелось быть продвинутым сайентологом, очень хотелось достичь верха. Хотелось знания, не столько мне была интересна сайентология, сколько обладание сакральным знанием”.

Бывшие члены сект отметили у себя следующие изменения, произошедшие из-за их вовлеченности в секту:

1. Чаще всего респонденты отмечали у себя появившееся желание проповедовать и обращать своих родных, друзей и посторонних людей в свою веру.

“Стала пытаться привлечь в секту родителей и друзей, рассказывала им о том, как изменилась моя жизнь. Я считала, что они не понимают, как надо жить”.

“Появилось желание всех призвать в организацию (родных, близких), переживание за их неспасенность. Казалось, что люди идут в ад, надо им помогать (а я знаю лекарство). Проповедь портила отношения. Это их раздражало. Они чувствовали что-то нездоровое, какой-то фанатизм”.

“Я резко отвернулась от многих своих привычных занятий и окружения: я же не хотела грешить. Всем знакомым и друзьям при встрече и специально звоня, говорила о вере, Боге и Библии, о том, что им нужно покаяться и креститься. С родственниками поначалу я тоже говорила преимущественно о Боге и Библии, приглашала каждое воскресенье на собрание”.

Одна девушка приглашала на собрания свою любимую певицу Аллу Пугачеву. “Она ходила на ее концерты, дарила Пугачевой букеты цветов с приглашениями на собрания”.

2. Наряду с этим у некоторых респондентов произошло изменение восприятия людей по принципу “мы-они”. Появилась эмоциональная отстраненность от людей, не сочувствующих учению секты. Изменился круг общения. Нередко возникали конфликты с родственниками.

“С друзьями отношения закончились, потому что те, кто не свидетели – дурное сообщество”.

“Я перестала людей замечать. Я не видела людей, которые рядом со мной, я их по именам не знала, не обращала на них внимания. Когда ушла из организации была потрясена, что это интересные люди, что у них есть свой мир. Подсознательно и сознательно в секте ты ставил себя выше других людей”.

“Произошло изменение восприятия людей на 2 плана свои и не свои. Не свои – объекты для проповеди. Это потенциальная опасность, этот человек – другой. Родственники – это люди, которые пока что не понимают”.

“Считала, что родители и друзья - неспасенные. Была цель спасти, при возможности пригласить их, человеческие отношения затмевались. Их идеи, ценности можно выслушивать от них, чтобы при первой возможности обратить это к обращению их. Мы делали вид, что заинтересованы в людях, в их внутреннем мире, но это скользило по поверхности, эмоционального отклика не находило. Родителей хотя и была установка слушаться, но до определенного предела, для того, чтобы показать, какие мы христиане, обратить. Друзья сохранились только те, которые были более или менее лояльны к Церкви Христа. Большая часть друзей перестала быть друзьями”.

“Что касается общения с родными, то у меня появились эмоциональные, нервные срывы, когда мне говорили что-то плохое о моей секте. Помню, при разговоре с мамой о секте со мной случилась истерика, я отчасти потеряла контроль над собой. Непонимание близких и их обвинения в адрес секты я остро переживала, и мы вступали в споры, насчёт того, что я туда хожу. После того, как мама один раз туда сходила, родители запретили мне там появляться. Я сделала вид, что смирилась с их решением, и сказала, что не буду туда ходить. Но в действительности для меня было невозможно тогда туда не ходить, я продолжала посещать секту тайно. Из семьи я уходить не хотела, хотя если бы жёстко стоял вопрос: или семья или секта, то я бы ушла в секту. Члены секты мне часто говорили, что ради Бога можно обманывать близких и ходить в секту, что слушаться надо Бога (т. е. организацию), а не родных. Я осознавала, что меня и родных разделяет огромное непонимание, они не захотели понять меня, а просто слепо запретили ходить в секту, что они просто не понимают истины. Мир я делила на членов секты и других людей, при этом было превозношение над другими”.

“Появилось ощущение избранности - “я иной”. Они все остальные, а я сайентолог с большой буквы”.

3. Часть респондентов отмечали у себя появление идейности, фанатизм, зацикленность на учении секты, отсутствие интереса к тем занятиям, которые раньше интересовали, отказ читать мирскую литературу, нежелание заниматься образованием, нежелание слушать тех, кто критикует учение.

“Устройство своей жизни в плане работы, учебы – это было не главное”. Важнее всего было работать на благо организации. “Все остальное отсекается по большому счету, это второстепенно. Например, до вступления в секту вязала и сейчас вяжу, а когда была в секте, было жалко на это времени. Казалось, что это пустые дела”.

“Свидетели Иеговы – это организация достаточно жесткая. В своей книге Раймонд Френц сравнивает ее с “железной рукой в бархатных перчатках”. Человек, который принимает их учение, во что-то похожее превращается. Например, у свидетелей не принято давать милостыню (если человек достиг высот в проповеди, он проходит мимо нищих). В отношениях с родственниками появляется жесткость, он становится отстраненным, холодным, не интересуется семьей. Это мир, а сам себя ты воспринимаешь, как человека с духовными запросами, поэтому конфронтация неизбежна. Появляется идейность, ей приносятся в жертву человеческие проявления”.

4. С другой стороны, особенно на первом этапе пребывания в секте респонденты отмечали: появившуюся наполненность жизни, веру, радость, появление у себя нравственных приоритетов, избавление от вредных привычек. Но в дальнейшем чем больше они находились в организации, тем больше в ней разочаровывались.

(За 4 месяца пребывания в секте) “изменения в моём мировоззрении и поведении произошли колоссальные. Практически все эти месяцы я летала от радости, во мне появились восторженность, бодрость, повышенная эмоциональность (что на меня вообще было не похоже). Для меня открылся как будто новый мир. Как будто я до этого жила в двухмерном, чёрно-белом пространстве, и вдруг передо мной возникла яркая, красочная, трёхмерная реальность. Я чувствовала и была уверена, что обрела истину, что нашла смысл жизни, который искала до вступления в секту. До вступления в секту во мне преобладали уныние, тоска, были часты депрессии. А когда я вошла в эту секту, у меня каждый день стал как праздник, я вставала утром и радовалась без внешних на то причин”.

“Произошли изменения в системе ценностей: я начала стремиться во всем искать волю Божью. Старалась не бездумно относиться к тому, что делаю, думаю, говорю, а сопоставляла с Библией: угодно ли Господу мое поведение, мысли, действия? Стремилась "поставить Бога на первое место в своей жизни"”.

“Появился смысл и радость в жизни”.

“С мамой перестала ругаться сильно. Стала сдержаннее”.

“Стала менее агрессивной, так как была на виду, в центре внимания общины”.

5. Те респонденты, кто долго состоял в секте и особенно те, кто работал на нее, отмечали у себя нервное истощение.

“На иждивение брала многих (жили в моей квартире). Была в истощении нервных и психических сил”.



На вопрос о том, испытывали ли они давление в организации, респонденты отвечали следующим образом:

- одни говорили, что давление они испытывали с самого начала вступления в организацию.

“Давление испытывала всегда. Постоянно вели, очень быстро крестили”.

“Сильного давления не помню, но общий фон присутствовал практически всегда”.

“Со стороны организации было вкручивание мозгов постоянное”.

- другие почувствовали давление не сразу, а спустя какое-то время после того, как пришли в организацию.

“Давление поначалу не испытывала, а потом казалось, что оно во всем”.

“С тех пор, как стала лидером и стала вести группу, поняла, что происходит давление. Попадая в систему лидерских отношений, чувствуешь давление”.

- третьи хотя и испытывали давление, но воспринимали его без негативной эмоциональной окраски как проявление заботы для их собственного блага и считали, что они это заслужили.

“Давление я иной раз испытывала, а иной раз давила сама из самых благих побуждений. Всякое давление, подавление и даже угрозы всегда объяснялись мною (и себе самой, и другим) как любовь и желание помочь, исправить, не дать погибнуть в грехе. Поэтому я была к этому достаточно терпелива”.

“Грубого давления практически не было, да оно и не требовалось, т. к. я сама воспринимала руководство и членов секты как бесспорный авторитет, сама хотела делать то, что они говорили. Если я в чём-то сомневалась, то на меня воздействовали дружественным убеждением, мне не говорили строго и категорично, без объяснений: “делай это, поступай так”, мне говорили: “Господь хочет, чтобы ты поступала так, потому что...”.

По мнению большинства исследователей деструктивных религиозных организаций, одним из признаков тоталитарных сект является контроль сознания для своих адептов. Согласно мнению Стивена Хассена, контроль сознания включает в себя контроль поведения, контроль информации, контроль мышления и контроль эмоций.

Все опрошенные в ходе исследовании бывшие члены сект в большей или меньшей степени испытали на себе контроль сознания. Для интерпретации текста интервью мы воспользовались моделью Хассена.

1. Контроль поведения включает:

- контроль над тем, чтобы человек проповедовал, отслеживание, сколько человек он приглашает на собрание.

“Давление заключалось в том, что нас призывали проповедовать, требовали, звонили каждый день, спрашивали, сколько человек пригласил. Таланты человека были не сами по себе ценностью, а использовались, чтобы приподнимать ЦХ в этом мире (как средство привлечения новых членов)”.

Надо было искать, проповедовать, обращать. Если нет гостей, нет крещений, со сцены говорили: “Мы загниваем, не растем, мы должны покаяться”.

- обязательность присутствия на собраниях.

“Если не пришла: “Почему ты не была на изучении? Как твое здоровье?”. Подталкивают: проповедуй больше, посещай собрание”.

Если вставал выбор между учебой и посещением собраний, могли сказать: “Какие экзамены сдавать, у нас служба”.

- исключение свободного времени на досуг, развлечения, отпуска и каникулы.

“Проповедь и собрания забирали все свободное время. Мы едва находили полчаса, чтобы съездить в магазин, чтобы что-нибудь себе купить, и то по дороге надо было проповедовать”.

“Перед отпускным сезоном со сцены речь говорили о том, что “от Святого Духа не отдыхают”. Это означает: будете работать по полной программе”.

- систему наставничества.

“Со многими давними членами секты у меня были отношения по образцу: ученик – учитель, их мнение для меня было авторитетом, я часто обращалась к ним за советом. За мной закрепили девушку, которая была моим наставником”.

“Члены организации делятся на лидеров и не лидеров. Рядовые члены организации не могли оказывать давление, а лидеры могли, но рядовые могли оказывать давление посредством лидера: настучать, вылить свое недовольство, личную неприязнь”.

“Давление происходило через лидерские отношения, когда надо было соответствовать лидерам сверху и внушить это требование своей группе”.

- моделирование поведения через поощрение желательного поведения и наказание, осуждение нежелательного.

“Проповеди были такие, что после них дурновато было. Например, кого-то, кто не слишком ревностен, надо затоптать ногами, тех, кто не пионеры, надо затоптать ногами”.

“Если не проповедуешь, то ты бездуховная, значит у тебя что-то не так”.

В некоторых организациях поощрялось быть общительным человеком, а замкнутость осуждалась.

“Поскольку была установка: дружить, строить отношения, не обращая внимание на то, хочется тебе этого эмоционально, или нет, то я частенько преодолевала в себе нежелание и заставляла общаться с людьми мне неблизкими. Это было иногда мукой для нас всех”.

“Я старалась больше общаться. У меня были приступы депрессии и при этом все равно надо было общаться”.

- вмешательство в личную жизнь, отношения с противоположным полом, необходимость быть открытым.

“Когда я собиралась выйти замуж, говорили, что надо служить, а браки будут в новом царстве”.

“У тебя могли спросить что угодно. Я с молодым человеком дружила, мне говорят: “Зачем ты с ним гуляла? Как у тебя молитвы?”.

“Могло быть давление от тех, с кем в одной беседе находился, но с кем не подружился. Подходит сестра из беседы и говорит: “Сестра, ты не открытая. Тебе надо быть более открытой” или “Сестра, ты себя странно ведешь, надо быть скромнее”.

“Там царила атмосфера должной открытости, ожидали, что человек будет про себя все рассказывать. Вся твоя подноготная должна быть наружу. Ты что-то рассказываешь, а потом тебе говорят, что это грех”.

- необходимость делать пожертвования или работать на благо организации, осуждение тех, кто этого не делает.

Например, человек живет и работает в секте. “Нужно покрасить столб, а где взять краску и кисти никого не интересует. Он идет в магазин и просит пожертвовать, краску”.

“Нас учили, что не надо учиться, это напрасная трата того времени, которое могло бы быть отдано работе на благо организации. Моя подруга, несмотря на это, получила два музыкальных образования. Зато ее записали в неактивные, духовно слабые, осуждали ее”.

“Раз в год были особенные сборы. Я жила с родителями и собственного источника дохода у меня не было. Однажды на особенном сборе я сдала маленькую сумму. После со сцены было сказано: “Одна сестра в особенном сборе сдала (и называет мою сумму). Я не поверю, что человек живет на такие деньги”. Он поставил в пример других братьев и сестер, которые для того, чтобы набрать необходимую сумму “бутылки собирали, пекли пирожки, продавали их и зарабатывали деньги”.

“Мы должны были отчитываться, писать бумажки заранее, сколько планируем сдать в особенном сборе. Сумму моего мужа называли публично, стыдя его (но не называя имени). Говорили при всех: “Вы знаете, братья и сестры, сколько на самом деле зарабатывает этот брат? Он вовсе не такой бедный. Он не сдает 10% в сбор!”. А после этого – ужас на лицах всех присутствующих и гнетущая тишина. Было ясно: все очень плохо с этим братом. А на самом деле в то время мой муж уже понял совершенно ясно, что с нас силой снимают деньги, это стало для него очевидно, и было противно. Но он еще отдавал некоторую сумму, просто, чтоб его не выгнали и чтобы я его не пилила. А то я тоже все время ужасалась и умоляла его сдавать 10%, и лидерам про него рассказывала”.

2. Контроль информации осуществляется посредством:

- запрета на чтение литературы, критикующей организацию.

“Учат не читать литературу отступников. Они боятся, что чтение такой литературы поколеблет отношения с Богом. Когда узнали, что я прочитала книгу Френца, мне сказали: “Или ты идешь за духовной помощью, или я расскажу старейшинам”.

- осуждение тех, кто читает мирскую литературу.

“В самом начале я пытался что-то читать. Носил с собой книги по истории, археологии. В гостях у активного миссионерского семейства во время разговора стал доставать книги. По выражению лиц можно было увидеть все: мирским душком потянуло”.

3. Контроль мышления включает:

- поощрение только “хороших” и “правильных” мыслей, разговоров.

“Не было человеческого общения. Мне казалось, что я автомат и все вокруг автоматы, даже темы разговоров прописали. Встречались и говорили: “у меня такой был случай на проповеди…”, “а у меня такой…”. Когда варишься в солянке, где люди одни и те же много лет, нет выбора и надо слушать. А начинаешь говорить – тебе объясняют, почему ты не прав”.

“Со свидетелями чем живее ты проявляешь себя на собраниях, тем хуже ты туда вписываешься. В последнее время пытался делать речи с каким-то смыслом. Затягивал речи, хотелось что-то сказать. Все затаивали дыхание. Всем было понятно, что я что-то не так говорю”.

- подавление критического мышления.

Например, свидетель Иеговы сомневается в истинности мнения организации по некоторым вопросам. Он говорит старейшине: “Вот это мне не нравится, я думаю, что организация со временем изменит свое мнение на этот вопрос, имею ли я право считать как я думаю?” Старейшина отвечает: “Нет, если организация ошибается, то ты должен ошибаться вместе с организацией”.

“Если что-то критикуешь, то проверь себя: нет ли гордости, самомнения или высокомерия”.

- использование “передернутого” языка, блокирующего мышление.

“Постоянно изучая Сторожевые Башни разучиваешься говорить на нормальном языке. Примеры “иеговизмов”: “любвеобильная организация”, “давайте встанем на свои ноги”, “вот есть такая точка” (имеется в виду точка зрения).

В “Церкви Христа” обычным было употребление следующих выражений: “невероятный отдающий и поддерживающий брат”, “неотдающая сестра”. “Открытые люди” - те, кто внимает твоей проповеди о Церкви Христа. “Горький человек” - имеющий обиды, претензии к организации, к лидерам, многие ушедшие назывались “горькими”. И еще примеры: “Наш Бог – Он просто невероятный и потрясающий”, “Классное время вместе!”, “Проповедь – супер!”. “Это вызывающе, давай, брат! Круто, брат! Учи нас, брат!” - выкрикивания во время проповеди. “Мне просто больно сейчас от того, что ты говоришь. Ты не покаялась просто!” - упрекая кого-то в разговоре. “Как твое тихое время сегодня?” - такого вопроса про утреннее изучение Библии и молитву уже не задают в Церкви Христа в последнее время. Но можно в более “глубоком” разговоре услышать следующее: “Как твои отношения с Богом?”.

- применение “мыслетормозящих” техник и НЛП.

“Говорили на “языках”. На служении все поднимают руки и начинают что-то выкрикивать. Жена пастора подходила, касалась рукой лба, говорила: “Падай” и мы падали. Пастор повторял за мной движения (это одна из техник НЛП).

НЛП: “Пастор во время проповеди сильно менял громкость речи: сначала говорил очень тихо, потом громко”.

4. Контроль эмоций предполагает:

- “бомбандировку любовью”, в том числе через использование игр и песен, подобных детским.

“На собраниях мы пели песни. Тексты песен и их музыка вводят людей в искусственную атмосферу детства. Их видимо сознательно в дурноту вгоняют”.

“Сидим, спорим между собой, а когда приходит новичок, начинаем улыбаться”.

- внушение страхов и чувства вины, связанных с уходом из группы и нарушением ее требований.

“Одной женщине сказали, что ее собаки задерут, если она уйдет”.

У свидетелей Иеговы запрещается переливание крови. “Находились в страхе, в отношении угрозы переливания крови. Страх за себя: что будет, если потеряешь много крови, попав в больницу. Особенно тяжело, когда тебе надо принимать решение не только за себя, но и за других. Это неприятно”.

“Тебя все время пытаются зажать в тиски, ты будешь жить в ощущении, что в жизни все не ладно”.

“Если не приведешь никого на собрание, испытываешь чувство вины”.

“Поначалу много на себя сваливала: “Наверно я не такая духовная, не так проповедую”.

На вопрос, почему они не уходили из организации, большая часть респондентов ответила, что продолжали верить в истинность учения секты и не видели другой альтернативы, поэтому не хотели уходить “в никуда”.

“Первые несколько лет искренне верила, что это движение Бога на земле. То есть единственная истинная церковь, подобная церкви первых учеников Иисуса Христа, у которой есть та же миссия, что и у апостолов, заповеданная им Богом, а именно: обращать все народы. Впоследствии мои взгляды изменились, и я поняла, что это не может быть правдой. Но я не покидала организацию, так как не была уверена, что смогу где-либо еще служить Богу как я это понимала, жить не для себя, исполнять волю Божию, хранить чистоту, иметь братское христианское общение”.

“Я не мыслила существования вне Церкви Христа, думала, что нет альтернативы пребыванию в ней”.

“Не хотел уходить в никуда”.

Если у них появлялись сомнения, они не давали этим сомнениям развиться.

“Чувствовала, что что-то не так, но на уровне разума это чувство блокировалась. Не доверяла себе, было трудно признаться, что все ложь, блеф”.

“Заставляла оставаться внушенная аксиома: у Бога должна быть своя организация. Казалось, что Свидетели Иеговы, хоть и больная организация, но организация Бога”.

Кроме того, некоторые из респондентов были сильно привязаны к организации психологически, а также испытывали давление членов организации и ее лидеров, препятствующее уходу из секты.

Среди причин ухода из секты респонденты отмечали следующие причины:

1. Разочарование в вероучении организации и духовные поиски.

“Осознание того, что мы не являемся единственной истинной церковью. Понимание, что наша картина Бога и Библии, возможно, очень сильно искажена, и соответственно, в нашей вере есть множество изъянов и серьезных ошибок, что заставляет усомниться в истинности избранного пути, соответственно, и спасения души”.

“Меня держало в организации вероучение, оно же меня и увело”.

“Причиной послужило разочарование и потеря веры в учение Кипа Мак Кина. Появилось сомнение, не является ли учение Кипа его собственной интерпретацией”.

“Я не нашла там Бога”.

2. Осознание присутствия в секте давления и контроля сознания.

“Пастор использовал нейролингвистическое программирование. Я подумала: “Зачем нужно удерживать людей такими способами, если Господь есть?”.

“Почувствовала, что меня заставляют думать так, как нужно. Так как меня с детства заставляли, то я поняла, что надо молча уходить”.

“Причиной ухода также послужило ужесточение дисциплины в секте. Кроме того отрицательное отношение к денежным сборам в секте и сомнения в искренности руководителя, что в дальнейшем привело к мысли, что секта является источником дохода руководителей, которые не стесняясь говорили, что они богаты и преуспевают”.

“Открытием было то, что в работе с людьми были использованы механизмы контроля сознания, т. е. "промывание мозгов", а не истинная христианская любовь и забота, как внушалось всем и каждому”.

3. Разочарование в лидерах и других членах секты, отсутствие от них поддержки и помощи.

“Не столько учение спровоцировало уйти, сколько пример братьев, который меня не устраивал. У братьев существовал карьерный рост, а у сестер он был только, если они замужем за старейшиной или надзирателем. Было много братьев, которые не соответствуют должности руководителей, в организацию в основном попадают несостоявшиеся люди. Их иждивенчество имела возможность наблюдать”.

“Одна сестра мне сказала: “Я за тебя жизнь отдам”. Я поразилась ее эйфории. Было осознание того, что люди не соответствуют тому, чему учат, осознание отсутствия духовной мудрости в Церкви Христа. Там реальной помощи не было, понимания по-человечески”.

“На собрания приходила женщина и кричала: “Я отдала квартиру, я могу отдать 2 квартиры”. Настораживала именно такая истеричность отдельных членов организации”.

“Одна из причин ухода из организации: обнаружение лицемерия тех, кому мы доверяли как святым, информация о финансовой нечистоплотности некоторых наших вождей, обнаружение двойных стандартов в следовании учению Церкви Христа”.

“Стала по-другому смотреть на членов секты, мне стало казаться, что они похожи друг на друга, потеряли свою индивидуальность”.

“У пастора была серьезная болезнь с детства, он постоянно говорил об исцелениях, а почему-то сам не мог вылечиться”.

4. Эмоциональная неудовлетворенность и осознание, что они живут не своей жизнью.

“Это некая эмоциональная проблемность – нахождение в организации, испытываешь ощущение внутренней неудовлетворенности”.

“Считала, что я должна чувствовать глубокое внутреннее удовлетворение, мир, радость, но хотелось повеситься”.

“Когда все практически дошло до развода, я понял, что надо ценить семью. И возник вопрос: “Так ли я живу?”.

“Много лет задумывалась, что со мной, куда пришла моя жизнь. Поняла, что я живу не своей жизнью, а чужой. Мне это не нравится, и я хочу ее изменить”.

На вопрос, что послужило толчком для ухода из организации, часть респондентов ответить затруднилась.

“Не было непосредственного толчка. Это случилось за месяц, долго накапливалось недовольство. Это как в браке, не может быть так, что раз и ушел”.

У большинства опрошенных решение оставить организацию созревало постепенно, у кого-то годами. Кому-то потребовалось событие или ряд событий, которые бы привели их к окончательной мысли уйти из секты. А именно:

1. Через Интернет, чтение литературы или другие источники им стали известны факты, характеризующие организацию с негативной стороны.

“Подруга дала мне книгу Френца “Кризис совести”. Я прочитала три главы, позвонила старейшине и сказала, что напишу заявление об уходе из организации”.

“Выяснилось, что с 1991 по 2001 год Свидетели Иеговы состояли в ООН. По доктринам общества – это не лезет ни в какие ворота. Потом друг зашел в Интернет и скачал книгу Френца “Кризис совести”. Это было вторым толчком для ухода”.

“В школе преподавательница по истории рассказала о негативном воздействии сект”.

2. Принять решение об уходе помогло общение с людьми, покинувшими организацию, а также с теми, кто исповедует другую веру.

“Еще помогло уйти то, что начала посещать собрания других христианских групп (Свидетелей Иеговы, баптистов)”.

“Большую роль сыграло общение с ушедшими из организации людьми на одном из форумов Церкви Христа “Взгляд со стороны”.

3. Занятия историей, философией, богословием некоторых респондентов подтолкнули их к уходу из организации.

“Перед уходом из секты я начала заниматься философией, в частности на меня произвела впечатление книга о смысле жизни Франка”.

“Изучал Святое Писание, историю православной церкви, богословие. Кроме того, одним из сильных толчков для ухода стало изучение древнегреческого языка”.

4. Среди респондентов были те, кому пришлось уйти из организации, после того, как их отрезали от общения за то, что они не разделяют некоторых догматов секты.

Например, ситуация, когда девушка думала о том, чтобы уйти из организации, и склонялась к тому, чтобы стать православной христианкой. “Мне помогли уйти лидеры Церкви Христа. У меня появились сомнения в пунктах организации, но я не доходила до понимания, что Церковь Христа – это секта. Мои сомнения лидерам надоели. Один из лидеров сказал: “Вот тебе 2 недели. Думай, молись: придешь и должна будешь сказать, что в православной церкви нет Бога, Христа, спасения либо мы попрощаемся”. В итоге она осталась при своем мнении и покинула секту.

5. Толчком для ухода из организации для части респондентов явилось то, что они стали склоняться к принятию другой веры.

“Читая православную литературу, я от всего сердца соглашалась с вероучением, мне было грустно, что мы в своей церкви не можем перенять этот опыт, что мы отделены от него. Со временем назрел вопрос: а почему в таком случае я все еще здесь?”.

6. Толчком к уходу из организации послужило желание друзей покинуть ее.

“Решение уйти мы с подругой приняли практически одновременно”.

“Подруга ушла за три дня до моего ухода. Я в тот момент была уже готова уйти и ее решение меня морально поддержало”.

7. Одной из опрошенных респондентов уйти из организации помогло общение с психологом.

“Толчком послужило то, что я занялась саморазвитием, общалась с психологом”.

Основные трудности, которые респонденты испытывали после ухода из организации, следующие:

1. На первом этапе после выхода из секты было сложно построить новое мировоззрение, а также определиться с новыми жизненными целями.

“Я не знаю свое призвание, кем быть, чем заниматься. Не хочу семьи, не хочу дома, ничего не знаю, ничего не хочу. Только хочу быть невероятно спокойной”.

“Трудность была в том, чтобы скорее привести в порядок свое мировоззрение. В голове была некоторая шизофрения. Стали сами изучать Библию и чуть ли не свою секту создали”.

“Было ощущение ваккума, желание почувствовать почву под ногами, приткнуться к новому основанию”.

2. Наряду с этим часть респондентов отмечала у себя депрессивное состояние, сожаление о том, что они были в организации, чувство вины за то, что они делали, когда состояли в организации и чувство, что их обманули.

“Было депрессивное состояние сильное. Желание подальше куда-нибудь забиться, сильное разочарование, ощущение враждебности мира, ощущение, что как будто выбили почву из-под ног”.

“Потом был период, когда я думала: “Зачем я там была?”. Было ощущение, что меня обманули, сожаление о некоторых поступках и мотивах в моем поведении, когда я была в организации”.

“Я считаю, что мне попортили жизнь. Есть ощущение, что тебя хорошо обманули. Они взывали к искренности, самоотдаче, паразитировали на том, на чем нельзя”.

“Когда ушел, мне стало стыдно, что людей вовлекал в организацию”.

3. Некоторые респонденты отмечали, что после ухода из секты у них все равно осталась черно-белая картина мира, стремление делить людей на категории и соответственно затрудненное общение с людьми, не состоявшими в организации.

“Самая большая трудность после ухода, от которой я и сегодня не избавилась, это черно-белая картинка. Она приводила к тому, что ты доверяешь своим, но не доверяешь людям из мира. В итоге появилась огромная трудность сходиться с людьми, страх людей. Я подхожу к людям с опасением, не знаешь, чего от них ожидать. Кажется, что они в любой момент могут подложить свинью”.

“Мерила всех под один шаблон. Рассматривала людей через призму верующий – неверующий, любит Бога – не любит Бога. Даже после ухода из организации, было желание подойти к человеку на улице, пригласить его”.

“Была трудность в том, чтобы наладить контакты с людьми не в церкви, а в мире”.

“Первое время мне было тяжело общаться с людьми, очень тяжело. Я был какой-то такой дерганный”.

4. Еще одной трудностью, которую отмечали респонденты, была изоляция, в которой они оказались и чувство одиночества. Респонденты отмечали, что в организации они много общались с людьми, а после их ухода круг общения сильно ограничился, но желание много общаться осталось.

“Тесное общение в организации для меня было совершенно естественно. Когда я ушла из нее, у меня сильно ограничились контакты с людьми. Было очень тяжело и одиноко в четырех стенах. Это была катастрофа”.

“Главная проблема - одиночество, потому что все связи порвала в организации”.

“Поначалу было тяжело без общения, но потом я привыкла”.

“Чувствуется уход в некий затвор”.

5. Ностальгия и желание вернуться, эмоциональная привязанность к членам секты.

“На первых порах я испытывала ностальгию, скучала по знакомым в секте, по молитвенным собраниям. Я продолжала слушать их музыку и пела их песни”.

“Хотелось вернуться в организацию. Периодически были моменты, когда готов был туда вернуться”.

6. Возникли сложности в отношениях с теми близкими людьми, которые остались в организации, в некоторых случаях болезненным был разрыв отношений с членами секты, если ушедших отрезали от общения.

Девушка ушла из Церкви Христа, а ее брат остался там и считает ее “предательницей. Он считает, что в Церкви Христа вера истинная”.

“Молодой человек остался там, и была сложность в отношениях. Было сложнее его понять, так как он руководился одними принципами, а я другими”.

“Очень часто большим потрясением оказывается то, что то, что казалось дружбой не дружба, тебя и знать не хотят, хотя и здороваются”.

“Там, где я находилась, было много знакомых и некуда пойти, потому что они от меня отвернулись, после того, как я ушла из организации. Я испытывала ощущение дикого одиночества и отчаяния притом”.

“После ухода из секты, решил зайти к своим друзьям, которые остались в организации. Позвонил в дверь. Они открыли и со стеклянными глазами сейчас же захлопнули дверь”.

7. Сложность в том, чтобы научиться самому брать ответственность за свою жизнь, самому принимать решения.

“В Церкви Христа я привыкла быть подавляемой и направляемой в "нужное русло", мне очень трудно быть одной, быть свободной и самой отвечать за свой выбор. Я совершенно не верю в себя, не знаю себя и не понимаю. Привыкла оценивать свою "правильность" или "неправильность" по стандартам, принятым в организации”.

“Там был контроль, все четко. А сейчас я предоставлена себе. Теперь выбираешь сама, что делать, а что нет. Возникают сложности из-за того, что никто не контролирует”.

8. Слуховые галлюцинации.

“На почве секты у меня появилось мнение о том, что я могу говорить с Богом в уме, и Он может мне отвечать. Я стала, когда хотела, слышать “Божий голос” в уме, отличный от моего “я”, потому что он мне говорил то, до чего я сама додуматься не могла. При этом я испытывала большую радость и тепло. Такие “беседы” продолжались 3 года, и были самой большой ценностью в моей жизни”.

9. Кроме того респонденты отмечал трудности в дальнейшей религиозной жизни после ухода из секты.

“Появилась аллергия на религию, не на веру, а на религию”.

“Был период сомнений, маловерия, неверия, душевный раздрай”.

На вопрос о плюсах и минусах пребывания в организации респонденты ответили следующим образом.

Как минусы они отметили следующее:

- трата времени, “напрасное хождение по подъездам” (“самое ценное, что я потеряла – это лучшие годы жизни”);

- потерянная “свобода и умение думать”;

- “нахождение в виртуальной реальности иеговистской, вне осознанности”, “отделенность от мира, искажение восприятия, ограниченность”, “узость мышления, косность, однобокость, ущербность, неполнота”;

- несерьезное отношение к учебе, работе (“организация испортила профессиональный процесс”);

- неполноценное питание (из-за того, что “было мало средств, так как я искала работу на неполный рабочий день, чтобы иметь возможность проповедовать”);

- невнимательное отношение к воспитанию детей (“могла бы дать детям больше, потратила время на чужих людей”);

- разрыв социальных связей (“они разрушили социальные связи”);

- невозможность заниматься саморазвитием (“время было занято, не могла читать, развиваться, куда-то двигаться”);

- потраченные силы и душевное здоровье (до организации “здоровья было больше, все болезни от нервов”).

Плюсами были:

+ жизненный опыт “организация была школой жизни, выход из детского возраста в реалии жизни, кто-то через армию проходит, взрослеет, а кто-то через иеговистов”;

+ приобретение религиозных интересов и веры в Бога” (“я имела возможность обдумать вопросы, связанные с Богом, Библией”, “не знаю, как бы с Библией разбирался”);

+ “ограничение свободы, которая могла бы привести к ненужным поступкам, ограждение от плохого”, “избавление от многих проблем, связанных с греховными привычками и слабоволием”, организация “много изменила в плане нравственного климата, нахождение там уберегло от чего-то худшего”;

+ “занятость, наполненность жизни, приобщение ей направленности”, “яркие впечатления, расширение кругозора” (“поездила, узнала много людей, горизонты мои очень расширились, город узнала, со многими видами спорта познакомилась, было весело, интересно”);

+ опыт общения с людьми (“раскрепостилась, научилась общаться, т. к. общения с разнообразными людьми было очень много”);

+ приобретение друзей, супруга (“приобрела друзей, основная масса друзей оттуда”, “встретила мужа в организации, смогла построить отношения и решать многие проблемы в браке благодаря учению”);

+ “негативный опыт, от которого можно отталкиваться” (“что такое библейское фарисейство изучишь на 100%, не обязательно идти в синагогу или к раввинам талмуд изучать, очень нужно было понять явление, чтобы продвигаться в вере”).



Хорошо иллюстрируют мнение тех, кто затруднились ответить, слова одного из участников интервью: “Тут нельзя говорить об опыте как отрицательном или положительном. Сложно говорить, что бы я делал, каким бы я был, если бы я не попал в организацию. Опыт, какой он есть, такой он есть. Я думаю, главное это то, что я вышел, но попадать туда не советую”.

В исследовании приняли участие 15 человек, ранее состоявшие в 7 различных сектах:
“Церковь Христа”, “Свидетели Иеговы”, “Новое поколение”, “Движение объединения” Сан Мен Муна, Церковь сайентологии”, “Богородичный центр”, “Общество сознания Кришны”

В разное время два респондента состояли один в двух, а другой в трех из вышеперечисленных сект. Из 15 участников исследования - 11 женщин и 4 мужчины.

http://askforbiblie.by.ru/forjw/jpg/interview4.gif

Ко времени вовлечения в секту средний возраст респондентов составлял 21 год.



На данный момент средний возраст опрошенных 31,5 год.

Средний стаж пребывания в секте - 6 лет.



Средний срок, прошедший с момента ухода респондентов из секты 3,5 лет.

Рекомендации

Данные рекомендации предназначены в основном для тех, чьи родственники или друзья оказались в секте. Нередко близкие членов сект сталкиваются с такой ситуацией, когда им неоткуда получить информацию о тех действиях, которые они должны предпринять для того, чтобы помочь человеку в выходе из секты. В такой ситуации они могут совершать опрометчивые поступки, что ведет к разрушению отношений в семье.

Для удобства, мы разделили этапы работы с адептом тоталитарной секты на три периода. Для каждого этапа мы выделили основную цель, задачи и особенности.

Этапы работы с адептом тоталитарной секты

1. Сбор информации и налаживание контакта со специалистами

2. Интервенция специалиста и социального окружения

3. Поддержка после ухода из секты



1. Сбор информации

Целью данного этапа: собрать как можно больше информации, которая могла бы пригодиться на последующих этапах.

На первом этапе ставятся следующие задачи:

1. Ознакомиться с литературой, посвященной вопросам тоталитарного сектантства и разбору учения и методов данной секты.

2. Наладить контакты со специалистами и организациями, занимающимися помощью пострадавшим от деятельности тоталитарных сект (их список см. в ПРИЛОЖЕНИИ 3).

3. Разыскать бывших членов данной секты с помощью специалистов или через Интернет сайты (список сайтов см. в ПРИЛОЖЕНИИ 2).

4. Выявить причины, побудившие человека пойти в секту. Прежде всего, понять, что он там искал.

Примечание: На данном этапе самое главное сохранить добрые отношения с адептом секты, от этого во многом будет зависеть успех последующих стадий работы. Также важно запастись терпением и не ждать быстрого эффекта.

2. “Позитивная интервенция”

Цель данного этапа – пробуждение критического мышления относительно вероучения и методов секты, обучение и расширение способности самостоятельного анализа.

Особенность этапа состоит в том, что каждому человеку требуется личностный подход, а это значит, что ваше взаимодействие будет зависеть от личностных особенностей человека, его жизненной ситуации, срока пребывания в секте и степени деструктивности организации, в которой он находится.

Задачи:

1. Познакомить адепта секты со специалистами – консультантами по выходу из секты.

2. Если возможно, изолировать на время человека от секты (например, предложить ему провести отпуск в месте, где нет филиалов секты).

3. Осторожно давать члену секты информацию к размышлению, для его ознакомления с богословской, философской, психологической литературой, дать ему возможность доступа в Интернет и общения на форумах, созданных лицами, ушедшими из сект.

4. Предоставить ему возможность общения с не членами секты, к примеру, подключить друзей детства или тех, кто ушел из данной секты или подобных ей организаций.

5. Содействовать тому, чтобы член секты посетил собрания или богослужения других конфессий, чтобы он мог убедиться в том, что духовная жизнь существует не только в его секте и что хорошие люди есть везде.

6. Расширить его кругозор, показать ему, что есть много интересного помимо секты, для этого, например, ходить с ним в походы, ездить на велосипедах, байдарках, слушать музыку, играть на гитаре, ходить в гости, знакомиться с новыми людьми.

7. Помочь в обустройстве условий жизни с целью устранения финансовой зависимости от секты, если он на нее работает или не имеет жилья, кроме предоставляемого ему сектой.

8. Найти слабые места в окружении члена секты, поискать в секте из числа его знакомых людей, которые подумывают о том, чтобы уйти из организации, такие люди могут оказать на него положительное влияние и заставить задуматься.

Примечание: Самое важное на данном этапе – быть сдержанным и не навязывать человеку свое мнение, а терпеливо ждать, пока человек дойдет до всего собственными усилиями. Лучше стараться не критиковать секту жестко, интересоваться внутренним миром человека, задавать ему вопросы не очень негативного направления, которые бы вместе с тем пробуждали критическое мышление. Дать понять ему, что ваши отношения не зависят от того, является ли он членом секты или нет, не ставить ему ультиматумов и принимать его таким, какой он есть, стараться его не унизить.

3. Поддержка после ухода из секты

Цель данного этапа: помочь человеку в том, чтобы справиться с трудностями, связанными с уходом из организации.

Основные задачи данного этапа:

1. Дать бывшему адепту секты увидеть перед собой религиозную альтернативу секте, пусть он познакомится с историей и учением традиционных церквей.

2. Создать условия для психического и физического комфорта.

3. Найти замену в общении бывшему члену секты: предложить ему дружбу, посещать молодежные организации и организации, объединяющие бывших членов сект.

4. Помочь в постановке новых жизненных целей (например, касающихся учебы, работы, личной жизни).

Примечание: Главное не только вывести человека из секты, а главное, чтобы он научился самостоятельно думать и решил те внутренние проблемы из-за которых, возможно, он и оказался в секте. Иначе он может уйти из одной организации и перейти в другую. Чтобы этого не случилось, важно, чтобы он получал тепло и поддержку дома в семье.

Подводя итоги, заметим, что основной принцип оказания помощи адепту тоталитарной секты состоит в том, чтобы он чувствовал любовь, уважение, сочувствие и понимание.
Печать Получить код для блога/форума/сайта
Коды для вставки:

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"
HTML-код:
BB-код для форумов:

Как это будет выглядеть?
Страна Мам Анализ интервью с бывшими адептами тоталитарных сект
Из тех, кто был опрошен в ходе исследования, большинство попали в секту по приглашению:
- друзей,
- сокурсников,
- членов семьи,
- просто знакомых,
- и незнакомых людей на улице.
Для вовлечения в секту их приглашали: Читать полностью
 

Комментарии

профиль удалён удалённого пользователя
4 июня 2011 года
0
Кошмар!
Dodo пишет:
“Секта помогала мне решать проблему с комплексами в общении со сверстниками”

Оставить свой комментарий

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:


Закрыть
B i "

Поиск рецептов


Поиск по ингредиентам