"Мой город" - День#5 (часть первая)
Всем приветик! Сегодня я рано, потом поедем по делам.
Сегодня на повестке дня родной и мною безумно любимый город Нижний Тагил.
Т. к. расказывать о нем я могу долго, то сегодня я разобью свой рассказ на несколько частей.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
На восточном склоне Уральского хребта, примерно в 20-25 км от географической границы Европы и Азии, в 149 км к северу от Екатеринбурга, в долине реки Тагил, широко раскинулся Нижний Тагил - один из старейших и крупнейших горнопромышленных центров нашей страны.

8 октября 1722 г. на заводе, построенном Демидовыми на р. Вые, началась первая плавка чугуна, а 23 ноября того же года была получена первая медь. По соседству с Выйским заводом, в 3 верстах от него, на р. Тагил возвысился самый крупный из всех заводов петровской Руси - чугуноплавильный на четыре домны Нижнетагильский завод. В конце декабря 1725 г. он выдал первый чугун.


Так родился Нижний Тагил - город горняков и металлургов. 1722 год считается датой основания города.
Жесточайшей эксплуатацией «работных людей» и мастеровых Демидовы добились высокого качества железа. Железные полосы с демидовским клеймом «соболь» охотно покупали во Франции, Англии и других странах. Тагильчане оказались косвенно причастны к возведению Статуи Свободы в США. Разумеется, сама статуя была подарена французами, но медь для её возведения закупалась в Нижнем Тагиле.
В первой половине XIX в. в Нижнем Тагиле успешно развивалась медная, а также золото-платиновая промышленность. После открытия в 1814 г. богатейшего в России Меднорудянского месторождения на Выйском заводе были восстановлены все медеплавильные печи. С 1833 г. в Меднорудянке стали встречаться «головы» прекрасного лучисто-зеленого камня - малахита. В плавку его не пускали. Из него местные мастера нарезали тонкие узорчатые пластинки, которыми облицовывались вазы, столики, шкатулки. Особую известность Меднорудянское месторождение получило в 1834 г., когда в штреке на глубине 76 м встретилась уникальная глыба малахита весом 20 тыс. пудов.

Кроме выдающейся заводской деятельности в Нижнем Тагиле издавна процветали и кустарные промыслы, связанные с обработкой металла и дерева. Особой известностью пользовалось производство хозяйственной утвари, и в первую очередь сундуков и лакированных подносов. Приготовленные из тонкого железа, расписанные яркой живописью и покрытые особо прочным «хрустальным» тагильским лаком, тагильские подносы расходились почти по всей России. На ярмарках за ними охотились купцы из Средней Азии, Персии, Индии, Китая. Сейчас к сожалению секрет "хрустального" лака утерян.
И вот не так давно мастера старейшего традиционного художественного промысла Свердловской области изготовили уникальный расписной поднос «Нижний Тагил – родина лаковой росписи по металлу».
Длина подноса-рекордсмена – 220 сантиметров, высота – 147 сантиметров, вес – 50 кг. Раньше самым большим считался поднос, изготовленный в подмосковном Жостово, но уральская версия по размерам превзошла его в два раза. Автор идеи – Глава города Нижний Тагил Сергей Константинович Носов, руководитель художественного проекта – Людмила Александровна Павленко.
Изделие выполнено в старинной технике тагильской росписи: масляные краски, двойной мазок, два слоя лака сверху. На лицевой части подноса художники изобразили панораму Нижнего Тагила XIX века. Форма изделия повторяет традиционные подносы, которые выполняли мастера в XVIII –XIX веках.
Уникальный поднос покажут на Всероссийской выставке-ярмарке «Ладья. Зимняя сказка-2014», которая откроется 17 декабря в Москве. Тогда же тагильчане подадут заявку на регистрацию достижения в Книге рекордов Гиннесса.
В 1833-1835 годах в Нижнем Тагиле были сконструированы первые в России паровозы. Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы, будучи ведущими механиками всех заводов Нижнего Тагила, занимались созданием паровой машины. (макет стоит у Краеведческого музея)

1919 год стал знаковым для города. Поселение Нижнетагильский завод получило статус города.
В 1930-х годах появились такие знаменитые заводы, как НТМК и УВЗ. Последний был построен как вагоностроительный завод, но со времен Великой Отечественной Войны к производству вагонов добавилось производство танков.
Вот кратенько история города от основания до наших дней. В следующей части расскажу о достопримечательностях города.
Сегодня на повестке дня родной и мною безумно любимый город Нижний Тагил.
- Поделиться

Т. к. расказывать о нем я могу долго, то сегодня я разобью свой рассказ на несколько частей.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
На восточном склоне Уральского хребта, примерно в 20-25 км от географической границы Европы и Азии, в 149 км к северу от Екатеринбурга, в долине реки Тагил, широко раскинулся Нижний Тагил - один из старейших и крупнейших горнопромышленных центров нашей страны.

8 октября 1722 г. на заводе, построенном Демидовыми на р. Вые, началась первая плавка чугуна, а 23 ноября того же года была получена первая медь. По соседству с Выйским заводом, в 3 верстах от него, на р. Тагил возвысился самый крупный из всех заводов петровской Руси - чугуноплавильный на четыре домны Нижнетагильский завод. В конце декабря 1725 г. он выдал первый чугун.
- Поделиться

- Поделиться

- Поделиться



Так родился Нижний Тагил - город горняков и металлургов. 1722 год считается датой основания города.
Жесточайшей эксплуатацией «работных людей» и мастеровых Демидовы добились высокого качества железа. Железные полосы с демидовским клеймом «соболь» охотно покупали во Франции, Англии и других странах. Тагильчане оказались косвенно причастны к возведению Статуи Свободы в США. Разумеется, сама статуя была подарена французами, но медь для её возведения закупалась в Нижнем Тагиле.
В первой половине XIX в. в Нижнем Тагиле успешно развивалась медная, а также золото-платиновая промышленность. После открытия в 1814 г. богатейшего в России Меднорудянского месторождения на Выйском заводе были восстановлены все медеплавильные печи. С 1833 г. в Меднорудянке стали встречаться «головы» прекрасного лучисто-зеленого камня - малахита. В плавку его не пускали. Из него местные мастера нарезали тонкие узорчатые пластинки, которыми облицовывались вазы, столики, шкатулки. Особую известность Меднорудянское месторождение получило в 1834 г., когда в штреке на глубине 76 м встретилась уникальная глыба малахита весом 20 тыс. пудов.

Кроме выдающейся заводской деятельности в Нижнем Тагиле издавна процветали и кустарные промыслы, связанные с обработкой металла и дерева. Особой известностью пользовалось производство хозяйственной утвари, и в первую очередь сундуков и лакированных подносов. Приготовленные из тонкого железа, расписанные яркой живописью и покрытые особо прочным «хрустальным» тагильским лаком, тагильские подносы расходились почти по всей России. На ярмарках за ними охотились купцы из Средней Азии, Персии, Индии, Китая. Сейчас к сожалению секрет "хрустального" лака утерян.
- Поделиться

И вот не так давно мастера старейшего традиционного художественного промысла Свердловской области изготовили уникальный расписной поднос «Нижний Тагил – родина лаковой росписи по металлу».
Длина подноса-рекордсмена – 220 сантиметров, высота – 147 сантиметров, вес – 50 кг. Раньше самым большим считался поднос, изготовленный в подмосковном Жостово, но уральская версия по размерам превзошла его в два раза. Автор идеи – Глава города Нижний Тагил Сергей Константинович Носов, руководитель художественного проекта – Людмила Александровна Павленко.
Изделие выполнено в старинной технике тагильской росписи: масляные краски, двойной мазок, два слоя лака сверху. На лицевой части подноса художники изобразили панораму Нижнего Тагила XIX века. Форма изделия повторяет традиционные подносы, которые выполняли мастера в XVIII –XIX веках.
Уникальный поднос покажут на Всероссийской выставке-ярмарке «Ладья. Зимняя сказка-2014», которая откроется 17 декабря в Москве. Тогда же тагильчане подадут заявку на регистрацию достижения в Книге рекордов Гиннесса.
- Поделиться

В 1833-1835 годах в Нижнем Тагиле были сконструированы первые в России паровозы. Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы, будучи ведущими механиками всех заводов Нижнего Тагила, занимались созданием паровой машины. (макет стоит у Краеведческого музея)

1919 год стал знаковым для города. Поселение Нижнетагильский завод получило статус города.
В 1930-х годах появились такие знаменитые заводы, как НТМК и УВЗ. Последний был построен как вагоностроительный завод, но со времен Великой Отечественной Войны к производству вагонов добавилось производство танков.
- Поделиться

- Поделиться

Вот кратенько история города от основания до наших дней. В следующей части расскажу о достопримечательностях города.
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: