Рош-а Шана. Еврейский новый год.
Допустим, у нас есть знания, которые мы хотим переправить людям далекого будущего. Вопрос, как это сделать, если эти знания не воспринимаются даже современниками, а мы хотим, чтобы к ним отнеслись серьезно, чтобы они не затерялись в непроходимых лабиринтах истории и, в итоге, были правильно поняты и использованы по назначению потомками?
Не знаю, как сегодня решили бы такую задачу, но две тысячи лет тому назад каббалисты справились с ней блестяще и гениально просто. Они просто взяли да учредили ежегодные праздники.
Праздники рассказывают и объясняют нам тот путь духовного продвижения, который должен пройти каждый человек.
Первый праздник, который символизирует начало духовного пробуждения человека, называется «Рош а-Шана» (Голова года) – еврейский Новый год. Он ведет свое начало с того дня, когда впервые за всю историю человечества у одного из живущих на Земле людей пробудилось желание к высшим, духовным ценностям.
Обычные желания, присущие всем людям: секс, еда, богатство, слава, знания, – отступили у него на второй план. Вопросы о смысле жизни, о роли человека, о Творце, вытеснили у него все остальное.
Каббалисты говорят, что такое состояние у человека возникает при пробуждении особого, не относящегося к нашему материальному миру желания. Это желание называется «точка в сердце». Точка – это нестандартные, касающиеся смысла жизни вопросы. Сердце – это те желания, устремления, которыми обычно живет человек.
Чтобы не оставлять нас в этом крохотном мире больными, голодными, обездоленными и смертными, нам дана точка в сердце.1
Кстати, зовут этого человека Адам Ришон (первый человек). А тот день, когда у Адама появились эти необычные вопросы, отмечен в еврейском календаре как праздник «Рош а-Шана» (Голова года).
Возможно, это единственное событие древней истории, о котором мы точно знаем, когда оно произошло. Это случилось 1 тишрея (сентябрь-октябрь) 5775 лет тому назад.2
Атрибуты праздника – мед и яблоки – имеют тоже особый смысл. Яблоко – символ грехопадения Адама, то есть ощущение себя как эгоиста, как нечто отделенное от вечного мироздания (об этом подробно написано во второй части книги в главе «Адам»). Мед – сладость, которая символизирует правильную работу с эгоизмом. Яблоко, подслащенное медом, символизирует работу по исправлению эгоизма.
Таков праздник «Рош а-Шана». С одной стороны, можно сказать, что это начало чего-то нового, начало подъема – состояния, находящегося над всеми исправлениями, с другой стороны, это итог пройденного человеком в течение года, результат исправления всех желаний души. Когда человек достигает такого состояния, это означает, что он достиг «Рош а-Шана».
Не знаю, как сегодня решили бы такую задачу, но две тысячи лет тому назад каббалисты справились с ней блестяще и гениально просто. Они просто взяли да учредили ежегодные праздники.
Праздники рассказывают и объясняют нам тот путь духовного продвижения, который должен пройти каждый человек.
Первый праздник, который символизирует начало духовного пробуждения человека, называется «Рош а-Шана» (Голова года) – еврейский Новый год. Он ведет свое начало с того дня, когда впервые за всю историю человечества у одного из живущих на Земле людей пробудилось желание к высшим, духовным ценностям.
Обычные желания, присущие всем людям: секс, еда, богатство, слава, знания, – отступили у него на второй план. Вопросы о смысле жизни, о роли человека, о Творце, вытеснили у него все остальное.
Каббалисты говорят, что такое состояние у человека возникает при пробуждении особого, не относящегося к нашему материальному миру желания. Это желание называется «точка в сердце». Точка – это нестандартные, касающиеся смысла жизни вопросы. Сердце – это те желания, устремления, которыми обычно живет человек.
Чтобы не оставлять нас в этом крохотном мире больными, голодными, обездоленными и смертными, нам дана точка в сердце.1
Кстати, зовут этого человека Адам Ришон (первый человек). А тот день, когда у Адама появились эти необычные вопросы, отмечен в еврейском календаре как праздник «Рош а-Шана» (Голова года).
Возможно, это единственное событие древней истории, о котором мы точно знаем, когда оно произошло. Это случилось 1 тишрея (сентябрь-октябрь) 5775 лет тому назад.2
Атрибуты праздника – мед и яблоки – имеют тоже особый смысл. Яблоко – символ грехопадения Адама, то есть ощущение себя как эгоиста, как нечто отделенное от вечного мироздания (об этом подробно написано во второй части книги в главе «Адам»). Мед – сладость, которая символизирует правильную работу с эгоизмом. Яблоко, подслащенное медом, символизирует работу по исправлению эгоизма.
Таков праздник «Рош а-Шана». С одной стороны, можно сказать, что это начало чего-то нового, начало подъема – состояния, находящегося над всеми исправлениями, с другой стороны, это итог пройденного человеком в течение года, результат исправления всех желаний души. Когда человек достигает такого состояния, это означает, что он достиг «Рош а-Шана».
Комментарии
Вставка изображения
Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера: